Прогнозируемые результаты программы:
формирование навыков и привычек нравственного поведения;
обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
формирование у детей ответственности за свое здоровье;
вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
развитие органов классного ученического самоуправления;
повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности;
проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение;
ощущение себя равноправным членом общества;
формирование интеллектуальных умений, способствующих в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.
раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива;
взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Методики оценки эффективности реализации программы
Задача
| Показатели
| Методика диагностирования
| Сформировать классный коллектив, заложить и поддерживать его традиции
| состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
сформированность индивидуальности классного коллектива
| методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся коллективом
социометрия
| Организовать деятельность для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребенка
| степень сформированности основных нравственных качеств личности: законопослушания, справедливости, трудолюбия, добродетельности, благочестия
социальная активность учащихся
| тест Н.Е.Щурковой “Размышление о жизненном опыте”
беседы, наблюдения за детьми
методика С.М.Петровой «Пословицы» для определения направленности личности
| Обеспечение возможности участия детей в социально-значимой деятельности, пробуждение желания делать это добровольно и бескорыстно
| сострадательность, добродетельность, уважение,
| анализ участия детей в социально-значимой деятельности, благотворительных акциях и марафонах
педагогическое наблюдение
| Привлечение внимания детей к проблеме здорового образа жизни
| Состояние здоровья, развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости, отсутствие вредных привычек.
| статистический медицинский анализ состояния здоровья.
анализ участия воспитанников в мероприятиях спортивной направленности.
анкетирование “Что я знаю о вредных привычках”
| Предоставить детям возможность проявить и развить навыки лидерского поведения, организаторские знания и умения, способность применять их на практике
| Самостоятельность, коллективизм, справедливость,
коммуникабельность, общительность, организованность
| методика Р.В.Овчаровой на выявление коммуникативных склонностей учащихся
«Я в глазах других” (анализ портфолио)
педагогическое наблюдение
| Создавать предпосылки для повышения самоактуализированности личности
| стремление к самопознанию
наличие положительной самооценки.
личностный рост ребенка.
| методика «Самооценка»
методика «Акцентуация личности».
методика «Репка»
| Помочь детям развить социальную восприимчивость, социальное воображение, доверие, умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию
| Добро, любовь, вера, благочестие
| методика П.В.Степановой, Д.В.Григорьева для исследования процесса формирования ценностных отношений личности
| Пробудить интерес к родному краю и его природе
| Трудолюбие, экологическая грамотность, любовь к родному краю
| тест “Закончи предложение “Моя малая Родина…”,
анализ участия воспитанников в мероприятиях экологической и туристической направленности
| Мотивировать необходимость интеллектуального развития и самосовершенствования
| повышение уровня ЗУН
уровень освоения образовательной программы.
степень развития познавательных интересов.
способность к проведению научного поиска
уровень мотивации
| анализ текущей и итоговой аттестации
методики изучения познавательных процессов личности
анализ участия воспитанников в мероприятиях естественнонаучной направленности
групповой интеллектуальный тест (ГИТ) - 5-6 классы.
школьный тест умственного развития (ШТУР) - 8-9 классы
методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
| Организовать сферы деятельности, позволяющие развить творческую активность у воспитанников объединения
| Творчество, креативность, самостоятельность, целеустремленность
| выставки художественного творчества
презентации « Мир моих увлечений”
анкетирование, беседы
тест П. Торранса
| Работа по эстетическому развитию учащихся
| проявление чувства прекрасного.
| педагогическое наблюдения
| Физическая развитость
| состояние здоровья
развитость физических качеств.
| статистический медицинский анализ состояния здоровья
выполнение спортивных нормативов
| Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества
| комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе
удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей
| методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».
методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
|
Результаты воспитания проявляются в устойчивых чертах поведения, в поступках и действиях учащихся, в их жизненной позиции. Поэтому при учёте и оценке результатов воспитательной деятельности важно установить наличие у школьников определённых навыков, умений и привычек поведения. Мониторинг предполагает выявление уровня воспитанности, организаторских способностей школьников, оценку поведения ученического коллектива в целом и отдельных учащихся. Мониторинг осуществляется классным руководителем, заполняется на каждого учащегося. При оценивании используется следующая шкала: высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 4 балла, ниже среднего уровень – 2 балла, низкий уровень – 1/0балл.
Высокий уровень
| Средний уровень
| Ниже среднего уровень
| Низкий уровень
| Общественная активность
| С большим желанием участвует во всех общ. делах, проявляет большую активность.
| Принимает участие в общественных делах, но проявляет малую активность.
| Не проявляет активности, но поручения выполняет.
| Отказывается участвовать в общественных делах, является зрителем.
| Ответственность
| Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое поручение.
| В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
| Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело.
| Очень редко выполняет порученное ему дело/ никогда не доводит его до конца/.
| Трудолюбие
| Любую работу выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.
| Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо.
| Редко охотно берётся за работу.
| Чаще всего старается уклониться от любой работы.
| Инициативность
| Выступает зачинателем многих дел.
| Часто выступает зачинателем нового дела.
| Редко сам начинает новое дело.
| Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
| Организованность
| Правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её, согласно плану.
| В большинстве случаев Правильно распределяет свою работу и в срок выполняет.
| Чаще всего не умеет распределять свою работу по времени.
| НЕ умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
| Уверенность в себе
| Все задания, поручения выполняет без помощи других.
| Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя смог бы справиться сам.
| Часто при выполнении поручений обращается за помощью, даже если сам может справиться.
| Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
| Самокритичность
| Всегда с вниманием выслушает критику, правильно на неё реагируя.
| В большинстве случаев правильно реагирует на критику.
| Порой прислушивается к справедливым замечаниям, не стараясь исправить недостатки.
| Отвергает любую критику. Ничего не делает для их исправления.
| Стремление к успеху, первенству
| Всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается.
| Стремится в чём-то одном, особенно его интересующем, добиться признания.
| Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением середняка.
| Никогда не стремится в чём-либо быть первым.
| Самоконтроль
| Умеет тщательно взвешивать свои слова и поступки.
| Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
| Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно контролирует себя.
| Постоянно поступает необдуманно.
| Коллективизм
| Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь.
| Склонен проявлять заботу о людях, если это не мешает его личным планам и делам.
| Как правило равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
| Живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».
|
Критерии оптимальности психологического климата в классном коллективе
Мажорная тональность отношений в коллективе, его сплочённость.
Гордость за принадлежность к этому коллективу.
Удовлетворенность участников коллектива собственной деятельностью.
Значимость школьных и классных традиций.
Конфликты в коллективе если и случаются, то носят частный, а не затяжной характер.
В коллективе преобладает взаимопонимание и взаимоуважение.
Критика носит конструктивный характер и воспринимается позитивно.
Достижения каждого человека замечаются и своевременно стимулируются.
Демократический стиль управления.
Создание условий для успеха каждого члена коллектива.
Положительная эмоциональная среда.
Устойчивость и позитивность жизненных установок.
Широко распространены взаимопомощь, совместное проектирование и выполнение дел, подготовка к урокам.
Литература 1. Алексеева Н.Д. Система работы классного руководителя. Классный руководитель. - М., 2005. - № 6. - С. 22-25.
2. Аржанова В. И. Матрица для составления отчёта о воспитательной работе в классе по итогам года. Классный руководитель. - М.,2007. - №4.-с.32-34.
3. Бабушкина О.А. Технология составления плана воспитательной работы с классом. Классный руководитель. - М., 2008. - № 3.-с.22-27.
4. Вегерина И.В. План работы с классным коллективом и родителями учащихся. Классный руководитель. - М., 2005. - № 6. - С. 8-21.
5. Колпачкова М. В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе. Классный руководитель. - М.,2005. - №8.- с.16-18.
6. Планирование работы классного руководителя. Классный руководитель. - М.,2005. - №2.-с.10-48.
7. Шумакова И.Л. Настольная книга классного руководителя. Классный руководитель. - М.,2005. - №1.-с.40-83.
8. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1989.
9. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьников. – М.: Просвещение, 1988.
10. Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
12. Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
13. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
14. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. – Москва, 1998.
15. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.: Педагогический поиск, 2000.
16. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.
17. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, 1988.
18. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
19. М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,
|