Главная страница

Программа создания условий для развития творческой личности в классном коллективе «5 шагов к успеху»



НазваниеПрограмма создания условий для развития творческой личности в классном коллективе «5 шагов к успеху»
страница7/7
Дата16.04.2016
Размер0.65 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7

Прогнозируемые результаты программы:

  • формирование навыков и привычек нравственного поведения;

  • обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

  • формирование у детей ответственности за свое здоровье;

  • вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

  • формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

  • развитие органов классного ученического самоуправления;

  • повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности;

  • проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение;

  • ощущение себя равноправным членом общества;

  • формирование интеллектуальных умений, способствующих в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.

  • раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива;

  • взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.


Методики оценки эффективности реализации программы

Задача

Показатели

Методика диагностирования

Сформировать классный коллектив, заложить и поддерживать его традиции

  • состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

  • сформированность индивидуальности классного коллектива

  • методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся коллективом

  • социометрия

Организовать деятельность для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребенка

  • степень сформированности основных нравственных качеств личности: законопослушания, справедливости, трудолюбия, добродетельности, благочестия

  • социальная активность учащихся

  • тест Н.Е.Щурковой “Размышление о жизненном опыте”

  • беседы, наблюдения за детьми

  • методика С.М.Петровой «Пословицы» для определения направленности личности

Обеспечение возможности участия детей в социально-значимой деятельности, пробуждение желания делать это добровольно и бескорыстно

сострадательность, добродетельность, уважение,

  • анализ участия детей в социально-значимой деятельности, благотворительных акциях и марафонах

  • педагогическое наблюдение

Привлечение внимания детей к проблеме здорового образа жизни

Состояние здоровья, развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости, отсутствие вредных привычек.

  • статистический медицинский анализ состояния здоровья.

  • анализ участия воспитанников в мероприятиях спортивной направленности.

  • анкетирование “Что я знаю о вредных привычках”

Предоставить детям возможность проявить и развить навыки лидерского поведения, организаторские знания и умения, способность применять их на практике

Самостоятельность, коллективизм, справедливость,

коммуникабельность, общительность, организованность


  • методика Р.В.Овчаровой на выявление коммуникативных склонностей учащихся

  • «Я в глазах других” (анализ портфолио)

  • педагогическое наблюдение

Создавать предпосылки для повышения самоактуализированности личности

  • стремление к самопознанию

  • наличие положительной самооценки.

  • личностный рост ребенка.

  • методика «Самооценка»

  • методика «Акцентуация личности».

  • методика «Репка»

Помочь детям развить социальную восприимчивость, социальное воображение, доверие, умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию

Добро, любовь, вера, благочестие

методика П.В.Степановой, Д.В.Григорьева для исследования процесса формирования ценностных отношений личности

Пробудить интерес к родному краю и его природе

Трудолюбие, экологическая грамотность, любовь к родному краю

  • тест “Закончи предложение “Моя малая Родина…”,

  • анализ участия воспитанников в мероприятиях экологической и туристической направленности

Мотивировать необходимость интеллектуального развития и самосовершенствования

  • повышение уровня ЗУН

  • уровень освоения образовательной программы.

  • степень развития познавательных интересов.

  • способность к проведению научного поиска

  • уровень мотивации

  • анализ текущей и итоговой аттестации

  • методики изучения познавательных процессов личности

  • анализ участия воспитанников в мероприятиях естественнонаучной направленности

  • групповой интеллектуальный тест (ГИТ) - 5-6 классы.

  • школьный тест умственного развития (ШТУР) - 8-9 классы

  • методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Организовать сферы деятельности, позволяющие развить творческую активность у воспитанников объединения

Творчество, креативность, самостоятельность, целеустремленность

  • выставки художественного творчества

  • презентации « Мир моих увлечений”

  • анкетирование, беседы

  • тест П. Торранса

Работа по эстетическому развитию учащихся

проявление чувства прекрасного.

педагогическое наблюдения

Физическая развитость

  • состояние здоровья

  • развитость физических качеств.

  • статистический медицинский анализ состояния здоровья

  • выполнение спортивных нормативов

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

  • комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе

  • удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей

  • методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

  • методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения


Результаты воспитания проявляются в устойчивых чертах поведения, в поступках и действиях учащихся, в их жизненной позиции. Поэтому при учёте и оценке результатов воспитательной деятельности важно установить наличие у школьников определённых навыков, умений и привычек поведения. Мониторинг предполагает выявление уровня воспитанности, организаторских способностей школьников, оценку поведения ученического коллектива в целом и отдельных учащихся. Мониторинг осуществляется классным руководителем, заполняется на каждого учащегося. При оценивании используется следующая шкала: высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 4 балла, ниже среднего уровень – 2 балла, низкий уровень – 1/0балл.


Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий уровень

Общественная активность

С большим желанием участвует во всех общ. делах, проявляет большую активность.

Принимает участие в общественных делах, но проявляет малую активность.

Не проявляет активности, но поручения выполняет.

Отказывается участвовать в общественных делах, является зрителем.

Ответственность

Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое поручение.

В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело.

Очень редко выполняет порученное ему дело/ никогда не доводит его до конца/.

Трудолюбие

Любую работу выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо.

Редко охотно берётся за работу.

Чаще всего старается уклониться от любой работы.

Инициативность

Выступает зачинателем многих дел.

Часто выступает зачинателем нового дела.

Редко сам начинает новое дело.

Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

Организованность

Правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её, согласно плану.

В большинстве случаев Правильно распределяет свою работу и в срок выполняет.

Чаще всего не умеет распределять свою работу по времени.

НЕ умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Уверенность в себе

Все задания, поручения выполняет без помощи других.

Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя смог бы справиться сам.

Часто при выполнении поручений обращается за помощью, даже если сам может справиться.

Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

Самокритичность

Всегда с вниманием выслушает критику, правильно на неё реагируя.

В большинстве случаев правильно реагирует на критику.

Порой прислушивается к справедливым замечаниям, не стараясь исправить недостатки.

Отвергает любую критику. Ничего не делает для их исправления.

Стремление к успеху, первенству

Всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается.

Стремится в чём-то одном, особенно его интересующем, добиться признания.

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением середняка.

Никогда не стремится в чём-либо быть первым.

Самоконтроль

Умеет тщательно взвешивать свои слова и поступки.

Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно контролирует себя.

Постоянно поступает необдуманно.

Коллективизм

Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь.

Склонен проявлять заботу о людях, если это не мешает его личным планам и делам.

Как правило равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

Живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».


Критерии оптимальности психологического климата в классном коллективе


  • Мажорная тональность отношений в коллективе, его сплочённость.

  • Гордость за принадлежность к этому коллективу.

  • Удовлетворенность участников коллектива собственной деятельностью.

  • Значимость школьных и классных традиций.

  • Конфликты в коллективе если и случаются, то носят частный, а не затяжной характер.

  • В коллективе преобладает взаимопонимание и взаимоуважение.

  • Критика носит конструктивный характер и воспринимается позитивно.

  • Достижения каждого человека замечаются и своевременно стимулируются.

  • Демократический стиль управления.

  • Создание условий для успеха каждого члена коллектива.

  • Положительная эмоциональная среда.

  • Устойчивость и позитивность жизненных установок.

  • Широко распространены взаимопомощь, совместное проектирование и выполнение дел, подготовка к урокам.

Литература
1. Алексеева Н.Д. Система работы классного руководителя. Классный руководитель. - М., 2005. - № 6. - С. 22-25.

2. Аржанова В. И. Матрица для составления отчёта о воспитательной работе в классе по итогам года. Классный руководитель. - М.,2007. - №4.-с.32-34.

3. Бабушкина О.А. Технология составления плана воспитательной работы с классом. Классный руководитель. - М., 2008. - № 3.-с.22-27.

4. Вегерина И.В. План работы с классным коллективом и родителями учащихся. Классный руководитель. - М., 2005. - № 6. - С. 8-21.

5. Колпачкова М. В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе. Классный руководитель. - М.,2005. - №8.- с.16-18.

6. Планирование работы классного руководителя. Классный руководитель. - М.,2005. - №2.-с.10-48.

7. Шумакова И.Л. Настольная книга классного руководителя. Классный руководитель. - М.,2005. - №1.-с.40-83.

8. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1989.

9. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьников. – М.: Просвещение, 1988.

10. Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

12. Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997

13. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000

14. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. – Москва, 1998.

15. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.: Педагогический поиск, 2000.

16. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.

17. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, 1988.

18. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65

19. М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,





1   2   3   4   5   6   7