Главная страница

Программа создания условий для развития творческой личности в классном коллективе «5 шагов к успеху»



НазваниеПрограмма создания условий для развития творческой личности в классном коллективе «5 шагов к успеху»
страница1/7
Дата16.04.2016
Размер0.65 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7

Информационная карта

воспитательной программы


Воспитание – великое дело: им решается судьба человека.

В.Г.Белинский

Название

программа создания условий

для развития творческой личности

в классном коллективе

«5 шагов к успеху»

Автор программы

Захарова О.М., учитель МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28" г.Курска

Сроки реализации

2009–2014 гг.

Место реализации программы

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28" г.Курска

Участники программы

учащиеся школы 1998-1999 год.рождения

Цели программы

  • поэтапное создание условий для гармоничного развития личности ребенка;

  • воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;

  • формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению, созидательной трудовой деятельности.

Основополагающие принципы:


  • принцип гуманизации: уважение прав и свобод воспитанника; предъявление к нему посильных и разумно сформулированных требований; уважение к его позиции даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважение права человека быть самим собой;

  • системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;

  • общественная направленность воспитания;

  • связь воспитания с жизнью, трудом;

  • опора на положительное в воспитании;

  • личностный подход;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

  • единство воспитательных воздействий

  • осуществление воспитания через организацию жизнедеятельности ребенка.

Задачи:


1.Создать:

  • максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;

  • благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.

  • развивать творческие способности школьников.

2. Объединить в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.

3. Воспитывать в детях:

  • любовь к Родине, своему городу, родному дому;

  • способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);

  • эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

  • потребность в здоровом образе жизни;

  • знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;

  • прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.

  • развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;

  • развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.

4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности.

5. Формировать систему самоуправления в классе.


Концепция программы:


  • переход от педагогики требований к педагогике отношений: педагогика отношений строится на взаимопонимании, доверии, уважении;

  • гуманно-личностный подход к ребенку – формирование положительной концепции, каждый ребенок обладает способностями, приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности – доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность;

  • единство обучения и воспитания – создавать для ребенка ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость.

Основания для разработки Программы


  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с внесенными в него изменениями;

  • Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 года, приказ №271;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10 Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)

  • Перспективная воспитательная программа МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28" г.Курска

  • Результаты педагогических исследований, анкет и диагностик по различным направлениям воспитательной деятельности.





Сроки и этапы реализации программы:

  • 2009-2010 уч.год. Шаг первый: «Мы - пятикласссники»

Возрастные особенности – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

Цель работы формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.

Основные задачи развития:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

  • формирование умения учиться в средней школе;

  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

  • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.




  • 2010-2011 уч. год. _Шаг второй: «Вместе мы сила !»

Возрастные особенности – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.

Основные задачи развития:

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

  • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

  • формирование интереса к другому человеку как к личности;

  • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;




  • 2011-2012 уч. год. Шаг третий:

Возрастные особенности – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.

Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.

Основные задачи развития:

  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:

  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:

  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.




  • 2012-2013 уч. год. Шаг четвертый: «Спешите делать добро»

Возрастные особенности – начало одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности». В психологическом облике подростков во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности;

Основные задачи развития:

  • формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;

  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;

  • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

  • развитие воображения;

  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;

  • формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;

  • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.




  • 2013-2014 уч. год._Шаг пятый: «Познай себя»

Возрастные особенности – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.

Основные задачи развития:

  • обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

  • обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;

  • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

Пояснительная записка
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Создаваемая воспитательная система класса рассматривается как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.



Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.

В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.

В основе программы заложены идеи педагогики сотрудничества. Преобладающий личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, при нимать, верить в нее («Все дети талантливы»);

- создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;

- «Учиться победно!»; исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка;

- понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

- предоставлять возможности и помогать детям в самореализации посредством положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!».

Своеобразие воспитательной системы обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями класса, в котором она создавалась:

Аналитико-диагностическая деятельность

  • тестирование

  • анкетирование

  • микроисследования

  • педагогически направленное наблюдение

Работа с семьёй

  • изучение воспитательного потенциала семьи

  • психолого-педагогический всеобуч родителей

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

  • индивидуальная работа с родителями

Ценностно-ориентированная деятельность

  • классное самоуправление

  • анкетирование

  • тематические классные часы

  • изучение конвенции о правах ребёнка

  • посещение музеев, выставок, театров, библиотек

Дополнительное

образование

  • вовлечение в факультативы, кружки

  • организация кружков

  • творческие отчёты

Структурная

модель

воспитательной

системы

Интеллектуально-познавательная деятельность

  • познавательные классные часы

  • экскурсии

  • участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, НПК

Спортивно-оздоровительная деятельность

  • тематические классные часы

  • участие в спортивных мероприятиях

  • тематические экскурсии

  • пропаганда

физической культуры

Свободное

общение

  • музыкальные вечера

  • вечера отдыха

  • игры

  • походы

  • чаепития

  • индивидуальные беседы

Профессиональная

ориентация

  • профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)

  • профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)

  • профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)

Направления работы:

1. Новый взгляд на личность – каждый должен проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.

2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции

3. Стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять

не управлять, а соуправлять

не принуждать, а убеждать

не командовать, а организовывать

не ограничивать, а предоставлять свободу выбора
3. Новая трактовка индивидуального подхода (отказ от ориентировки на среднего ученика), поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.

Одним из приоритетных направлений моей работы является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса:

.



Взаимодействие с различными социальными структурами




Задачи

Формы работы

1.

учителями-предметниками:




совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы;

представление интересов своих учеников в педагогическом совете;

привлечение учителей к работе с родителями;

установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам:

разнообразные предметные кружки, факультативы,

выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях;

организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

2.

психологом




изучение индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум;

координация связи педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;

анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей учеников;

помощь ребенку определиться в выборе будущей профессии;

координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности всех участников воспитательного процесса.

регулирование межличностных отношений между обучающимися;

содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

диагностика инди­видуального развития школьников

изучение рейтинга собраний среди родителей.

Проведение совместных тренингов родительского взаимо­действия в системе ученик-родитель.

Диагностика результативности работы с родительским кол­лективом учащихся класса (по мере необходимости).

3.

педагогами дополнительного образования




расширение познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения;

поддержка допрофессиональной подготовки учащихся.

включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей;

ведение портфолио учеников и класса

4.

заместителем директора по воспитательной работе




привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др.

организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях

5.

социальным педагогом




посредник между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов школьников;

организация социально значимой деятельности школьников

мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.


6.

старшим вожатым




информирование школьников о действующих детских объединениях в школе;

работе органов самоуправления.


разнообразные детские объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности

7.

библиотекарем




Изучения отношения учащихся к чтению;

способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).

Расширение круга чтения учеников


8.

медицинским работником




забота о здоровье

изучение особенности развития детей;

выяснение наследственных и хронических заболеваний детей;

ведение работы по профилактике заболеваний;

проведение бесед о личной гигиене человека; по половому воспитанию; о вреде курения, алкоголизма, наркомании.

9.

родителями




обеспечение связи школы с семьей;

изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.
сотрудничество с семьей в интересах ребенка;

формирование общих подходов к воспитанию;

организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей;

совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей;

выработка близких по сути требований;

организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии;

создание благоприятного климата в семье;

психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами.

Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);

Работа родительского комитета;

совместные мероприятия;

изучение информации о наклонностях учеников,

материально-бытовых условиях,

психологическом климате в семье,

требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка.

оказание помощи в воспитании;

индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.

привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.

Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.


Основную часть времени в школе ученик находится на уроке или принимает участие в учебной деятельности. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.

Педагогические

технологии и методики

Образовательная среда

Воспитательная среда

Развивающее

обучение

все предметы

учебного плана

олимпиады, экскурсии,

познавательные мероприятия

Модульная
методика

все предметы

учебного плана

конференции, театральные сценки, устные журналы, творческие вечера

Исследовательские методы

природоведение, история, литература, английский язык

информационные часы «По страницам газет и журналов», «Любимые телепередачи»

Проектные
методы


русский язык, литература, история, английский язык, технология

создание портфолио учащегося, буклетов, творческих проектов


Игровые
технологии

все предметы

учебного плана

ролевые игры, интеллектуальные игры,

часы рефлексии.

Групповые

технологии

все предметы

учебного плана

участие в различных патриотических и экологических акциях, в выставках, конкурсах, тематических классных часах

Информационно-

коммуникационные технологии

русский язык, литература,

информатика, природоведение, английский язык

книга рекордов класса «Лучшие из лучших», создание электронного портфолио, создание презентаций и видеофильмов о жизни и досуге класса

Здоровьесберегающие технологии

все предметы учебного плана

физкультминутки, подвижные игры во время перемен, неделя здоровья, спартакиады


С 2009 года являюсь классным руководителем в 5 классе. Естественно, что главным для меня при переходе учащихся из начальной школы было понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы и адаптации. По этой причине с первых же дней работы уделяю особое внимание развитию коллектива, созданию благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью.



Законы классного коллектива:
Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
Закон любви: Люби своих друзей, близких, Родину и все то, что тебя окружает.
Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!
В работе учитываю следующие этапы развития воспитательной системы класса:

1) проектировочный, на котором главенствует деятельность по изучению личности каждого воспитанника, его способностей, интересов и потребностей; определение перспектив развития каждого ребенка и классного сообщества в целом;

2) становление системы, когда особое внимание уделяется воспитанию межличностных отношений, формированию понятия «Мы», поиску форм совместной деятельности и места каждого ребенка в сообществе, созданию традиций классного коллектива;

3) стабильное функционирование системы, при котором активно развивается ученическое самоуправление. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, охраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.

По моему мнению, самоуправление в классном коллективе - это действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами школьного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития школьников. Содержание самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе

В каждом классном коллективе, которым приходилось мне руководить, самоуправление имело свои характерные черты, но за годы работы удалось выстроить и общие принципы деятельности: добровольность, чередование творческих поручений, равноправие, выборность, гуманность, открытость и гласность. Их можно объединить в закон трех "сами":

  • сами намечаем дело;

  • сами планируем и осуществляем его;

  • сами подводим итоги на основе коллективного анализа.


Этапы развития самоуправления ученического коллектива:

1 этап. Научите нас.

Классный руководитель личным примером формирует у учащихся знания, умения и навыки самоуправленческой деятельности, воспитывает уважение каждого к самому себе, к членам коллектива, желание и потребность помочь классному руководителю. Одновременно в процессе проведения дел идет подготовка учащихся к самоконтролю и к самоанализу. Это в дальнейшем открывает возможность передачи функции управления отдельными делами от классного руководителя к учащимся.

2 этап. Мы растем.

Возрастает заинтересованность учащихся в делах коллектива, стабильность деятельности ученического актива и постепенное расширение его прав и обязанностей. Актив выбирается демократическим путем. Инициатива самоуправленческой деятельности исходит не только от классного руководителя, но и от значительной части класса. Некоторые виды деятельности полностью возглавляются учащимися. Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Задача педагога на этом этапе - развить и закрепить у учащихся потребность в самоорганизации, самодеятельности, рефлексии.

3 этап. Мы сами.

Происходит коллективное планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. Деятельность классного руководителя - сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач. Главная позиция воспитанников - организаторская. Деятельность организуется под управлением инициативной группы, состав которой меняется в зависимости от вида деятельности. Основой ученического самоуправления является общественное мнение.

Структура самоуправления класса:

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов. Для успешного достижения целей необходимо:

  • предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

  • формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

  • воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.


Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:

• классный ученический совет, его председателя и заместителя;

• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является малый совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем и членами родительского комитета составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует группы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения:

Образование

отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

Досуг

способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы

Пресс-центр

контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.

Спорт и здоровье

формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе, отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинета, следит за озеленением классной комнаты.

Делопроизводство

оказывает помощь классному руководителю в оформлении классной документации, проверке дневников, ведении личных дел и портфолио

Забота

организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школой благотворительных марафонах, акциях милосердия и прочих.

Труд

принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников, ремонта в кабинете.
  1   2   3   4   5   6   7