|
Протокол № / О. В. Рыженко/ /Р. И. Дудакова/ от 2014 г. 2014 г. 2014 г Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Тюкалинского муниципального района Омской области «Тюкалинский лицей»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю
на заседании МС Зам. директора по УВР: Директор лицея:
протокол № ___ ________ / О.В. Рыженко/ _________/Р.И. Дудакова/
от «___» ____2014 г. «___»______2014 г. «___»______2014 г.
Программа курса
«Классы органических соединений» для обучающихся 10 класса Составлена на основе общеобразовательной программы . Химия. М, Дрофа, 2010г. Программа «Химия 10 класс» О.С. Габриелян.
Автор программы: Хиневич Т.В.
учитель химии МОБУ
«Тюкалинский лицей» г.Тюкалинск
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка. Программа элективного курса по химии «Классы органических соединений» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, авторской программы О.С.Габриеляна.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, расширяет и углубляет базовый курс химии в 10 классе, создает базу для подготовки сдачи ЕГЭ по химии. На теоретический материал отводится 61 час, на зачёты – 5 часов.
Количество часов: 68 часов
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Категория участников: обучающиеся 10 класса
Итоговый и промежуточный контроль: зачеты по темам.
Методы и формы обучения: урок-лекция, консультация, зачет, самостоятельная работа с литературой, использование информационно-коммуникативных технологий.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Итоговый и промежуточный контроль: зачеты по темам
Цели: Формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера, развитие умений наблюдать и объяснять химические явления.
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи: 1. Формирование знаний основ науки
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления
Соблюдать правила техники безопасности
Развивать интерес к химии как возможной области будущей практической деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин «Химия 10» Дрофа 2007- 2011. (профильный уровень), который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта профильного уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна. Содержание программы
Введение (2часа)
Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе. Строение атома углерода. Основные положения теории строения органических соединений. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвлённые и замкнутые цепи, одинарные и кратные связи. Образование одинарных, двойных и тройных углерод-углеродных связей в свете представлений о гибридизации электронных облаков. Гомология, изомерия, функциональные группы в органических соединениях. Зависимость свойств веществ от химического строения.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (6 часов)
Классификация органических соединений. Основы номенклатуры органических соединений. Изомерия и ее виды. Ионный и свободно-радикальный разрыв ковалентных связей.
Тема 2. Химические реакции в органической химии (2 часа)
Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения. Реакции отщепления и изимеризации. Ионный и свободно-радикальный разрыв ковалентных связей
Тема 3. Углеводороды. (18 часов)
Алканы. Предельные углеводороды, общая формула, гомологическая разность, химическое строение. Ковалентные связи в молекулах, sp3 –гибридизация. Зигзагообразное строение углеродной цепи, возможность вращения звеньев вокруг углерод-углеродных связей. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Механизм реакции замещения. Синтез углеводородов (реакция Вюрца). Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещённых..
Алкены.Непредельные углеводороды ряда этилена, sp2 – гибридизация электронных облаков углеродных атомов, сигма и Пи связи. Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Номенклатура этиленовых углеводородов. Геометрическая изомерия. Химические свойства: присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, воды, окисление, полимеризация. Механизм реакции присоединения. Правило Марковникова. Получение углеводородов реакцией дегидрирования. Применение этиленовых углеводородов в органическом синтезе. Понятие о диеновых углеводородах. Каучук как природный полимер, его строение, свойства, вулканизация.
Алкины. Углеводороды с тройной связью в молекуле. Особенности химических свойств ацетилена. Получение ацетилена, применение в органическом синтезе.
Алкадиены. Строение молекулы. Изомерия и номенклатура. Химические свойства алкадиенов. Каучуки, резина.
Циклоалканы. Особенности строения, изомерии и номенклатуры, физические и химические свойства.
Ароматические углеводороды. Строение молекулы бензола. Физические свойства и получение аренов. Химические свойства бензола: реакции замещения (бромирование, нитрование), присоединения (водорода, хлора). Гомологи бензола.Получение и применение бензола и его гомологов.
Генетическая связь между классами углеводородов.
Тема 4.Спирты и фенолы.(4 часа)
Спирты. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов. Водородная связь между молекулами, влияние её на физические свойства спиртов. Химические свойства: горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Смещение электронной плотности связи в гидроксильной группе под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Применение спиртов из предельных (через галогенопроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола.
Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств, практическое использование.
Фенолы. Строение фенолов, отличие по строению от ароматических спиртов. Физические свойства фенолов. Химические свойства: взаимодействие с натрием, щёлочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Тема 5. Альдегиды. (4часа)
Строение альдегидов, функциональная группа, электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. Химические свойства: окисление, присоединение водорода. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена. Применение муравьиного и уксусного альдегидов. Строение кетонов. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование.
Тема 6. Карбоновые кислоты и сложные эфиры.(8 часов)
Строение карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура. Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие представители карбоновых кислот. Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов. Применение кислот в народном хозяйстве.
Строение сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных жиров. Практическое использование. Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.
Тема 7. Углеводы. (4 часа)
Классификация углеводов. Глюкоза как важнейший представитель моносахаридов. Физические свойства и нахождение в природе. Строение глюкозы. Химические свойства: взаимодействие с гидроксидами металлов, реакции окисления, восстановления, брожения. Применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Краткие сведения о строении и свойствах рибозы и дезоксирибозы.
Сахароза. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников.
Крахмал. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: реакции с йодом, гидролиз. Целлюлоза. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение целлюлозы и её производных. Генетическая связь.
Тема 8. Азотсодержащие соединения. (6 часов)
Строение аминов. Аминогруппа, её электронное строение. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин, его строение, причины ослабления свойств, в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), значение в развитии органического синтеза.
Строение аминокислот, их физические свойства. Изомерия аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов, их строение. Биологическое значение - аминокислот.
Белки как биополимеры. Основные аминокислоты, образующие белки. Первичная, вторичная и третичная структура белков. Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращения белков пищи в организме. Успехи в изучении строения и синтеза белков.
Тема 9. Обобщение (10часов)
Классификация углеводородов. Генетическая связь. Итоговая зачетная работа.
Резервное время 4 часа. Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен знать:
- химические понятия: углеродный скелет, радикалы, функциональные группы, гомология, структурная и пространственная изомерия, пространственное строение органических соединений,
гибридизация орбиталей, химическая реакция, тип химической реакции;
- основные теории химии: теорию строения органических соединений;
- классификацию и номенклатуру органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, фенол, уксусная кислота,
жиры, глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза,амины,аминокислоты, белки.
Уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
- определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений, тип химической реакции, характер взаимного влияния атомов в молекулах;
- характеризовать общие химические свойства органических соединений; строение и свойства органических веществ (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; реакционную способность органических соединений от строения молекул;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников Учебно-тематический план
Количество часов - 68
Зачётов - 5
| 1 полугодие
| 2 полугодие
| Количество часов
| 32
| 36
| Зачётов
| 2
| 3
|
Список литературы
Федеральный компонент государственного основного общего образования по химии. Официальные документы в образовании, 2004, №5.
Программно – методические материалы. Химия: Средняя школа 8-11 классы. М.: Дрофа. 2005г.
О.С. Габриелян. «Химия» 11 класс. Методическое пособие.
4. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин «Химия 10 класс» Дрофа 2007- 2011
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ХИМИЯ 10 КЛАСС (68ч)
Номер урока
|
Тема урока
| Задания на дом по учебнику
| Введение (2ч)
| 1
| Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук о природе. Строение атома углерода. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова
| $ 1
$ 2 упр. 1-7
| Тема 1. Строение и классификация органических соединений. (6ч.)
| 2
| Классификация органических соединений.
| $5 упр. 1-5
| 3
| Основы номенклатуры органических соединений
| $6 упр. 1-7
| 4
| Изомерия в органической химии и ее виды.
| $7 упр. 1-7
| Тема 2. Химические реакции в органической химии (2ч.)
| 5
| Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения. Реакции отщепления и изомеризации.
| $8 упр. 1-4
$9 упр. 1-4
| Тема 3. Углеводороды. (18ч.)
| 6
| Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства. Химические свойства алканов. Применение.
| $11 упр. 1-4, 6-8
| 7
| Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение. Химические свойства алкенов. Применение.
| $12 упр. 1-9
| 8
| Алкины. Строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства. Получение. Химические свойства алкинов. Применение.
| $13 упр. 1-8
| 9
| Зачет № 1 по темам «Алканы, алкены, алкины».
|
| 10
| Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.
| $14 упр. 1-6
| 11
| Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура, свойства.
| $15 упр. 1-4
| 12
| Ароматические углеводороды. Строение молекулы бензола. Физические свойства и способы получения аренов.
Химические свойства бензола Хлорирование и гидрирование бензола. Реакции замещения. Применение бензола и его гомологов.
| $16 упр. 1-9
| 13
| Генетическая связь между классами углеводородов.
|
| 14
| Зачёт № 2 по теме «Углеводороды».
|
| Тема 4. Спирты и фенолы(4ч)
| 15
| Спирты. Состав, классификация и изомерия спиртов.
Химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов.
| $17 упр.1-12
| 16
| Фенолы. Фенол. Строение, физические и химические свойства фенола. Применение фенола.
| $18 упр. 1-5
| Тема 5. Альдегиды (4ч)
| 17
| Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. Строение молекул и физические свойства альдегидов.
Химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды
| $19 упр. 1- 11
| 18
| Зачёт № 3 по теме «Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения».
|
| Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры (8ч)
| 19
| Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Физические и химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.
| $20 упр. 1 - 17
| 20
| Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.
| $21 упр. 1-3
| 21
| Генетическая связь между классами углеводородов.
|
| 22
| Зачёт № 4 по теме «Карбоновые кислоты и их производные».
|
| Тема 7. Углеводы (4ч)
| 23
| Углеводы, их состав и классификация.
Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза. Дисахариды.
| $22 упр. 1-6
$23 упр. 1-11
| 24
| Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. Генетическая связь углеводородов.
| $24 упр. 1-5
| Тема 8. Азотсодержащие соединения (6ч)
| 25
| Амины: строение, классификация, номенклатура, получение. Химические свойства аминов.
| $25 упр. 1-10
| 26
| Аминокислоты: состав и строение молекул. Свойства аминокислот, их номенклатура. Получение аминокислот.
| $26 упр. 1-7
| 27
| Белки как биополимеры. Их биологические функции. Значение белков.
| $27 упр. 1-10
|
| Тема 9. Обобщение
|
| 28
| Классификация углеводородов.
|
| 29
| Генетическая связь углеводородов.
|
| 30-31
| Подготовка к итоговому зачёту
|
| 32
| Зачет № 5 по теме «Классы органических соединений».
|
| 33-34 Резервное время - 4 часа Общее число часов по курсу – 68ч
|
Учебно- методический план
-
№
| Название темы
| Кол-во часов
| Виды занятий
| 1
| Введение
| 2
| лекция
| 2
| Строение и классификация органических соединений
| 6
| Беседа, лекция
| 3
| Химические реакции в органической химии
| 2
| Беседа, лекция
| 4
| Углеводороды
| 18
| Беседа, лекция, зачет
| 5
| Спирты и фенолы
| 4
| Беседа, лекция
| 6
| Альдегиды
| 4
| Беседа, лекция, зачет
| 7
| Карбоновые кислоты, сложные эфиры
| 8
| Беседа, лекция, зачет
| 8
| Углеводы
| 4
| Беседа, лекция
| 9
| Азотсодержащие соединения
| 6
| Беседа, лекция
| 10
| Обобщение
| 5
| Беседа, лекция, зачет
|
Методические рекомендации Приступая к реализации курса рекомендуется познакомить учащихся с его целью, содержанием, формами работы, планируемыми результатами обучения.
При проведении занятий можно использовать в различном сочетании традиционные методы обучения. Однако необходимо введение в преподавание творческих заданий, содействующих повышению познавательной активности учащихся. Использовать различные формы самостоятельной работы учащихся: работа с книгой, поиск информации в сети Интернет, проектная деятельность, мультимедийная лекция.
Для реализации данного курса желательно использовать в качестве дидактического материалов можно использовать: Радецкий А.М. «Дидактический материал по химии» (11 кл.), Гаврусейко Н.П. «Проверочные работы по общей химии», тренировочные задания для ЕГЭ, демоверсии прошлых лет и текущего года.
Программные продукты: Репетитор по химии Кирилла и Мефодия, 1С-репетитор химия. |
|
|