|
Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Основные задачи учебного курса:
Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:
работать с веществами;
выполнять простые химические опыты;
учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. Организация обучения Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная. Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный. Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ. Результаты обучения Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ) Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы. Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2006 году. При составлении рабочей программы использовался Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.
Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)
2.Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».
3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
Основное описание курса
(2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 2часа – резервное время)
УМК О.С. Габриеляна.
№ п/п
| Наименование темы
| Всего часов
| Из них
| Практические работы
| Контрольные работы
| 1.
| Введение | 5
| №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
№2. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.
|
| 2.
| Тема 1.
Атомы химических элементов
| 8
|
| К.р. №1
| 3.
| Тема 2.
Простые вещества
| 7
|
|
| 4.
| Тема 3.
Соединение химических элементов
| 15
| №3. Анализ почвы и воды.
№4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
| К.р. №2
| 5.
| Тема 4.
Изменения, происходящие с веществами.
| 11
| №5. Признаки химических реакций.
| К.р. №3
| 6.
| Тема 5.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
| 21
| № 6. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.
№7.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
№8. Решение экспериментальных задач.
| К.р. №4
|
| Итоговая контрольная работа
| 1
|
| К.р.№5
|
| Резервное время
| 2
|
|
|
| Итого
| 70
| 8
| 5
| Календарно-тематическое планирование (2часа в неделю, всего 70 часов), УМК О. С. Габриеляна
-
№
п/п
| Домашнее задание
| Тема урока | Дата проведения
| Эксперимент:
Д. - демонстрационный
Л. - лабораторный
| По плану
| По факту
|
| Введение ( 5 часов )
| 1.
| §1, с. 11
упр 3,4,8 письм
| Инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества
ИКТ
|
|
| Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла.
| 2.
| §2, §3 (составление конспекта)
| Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.
ИКТ
|
|
| Д. 1Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.
2.Помутнение «известковой воды».
| 3.
| Изучить правила техники безопасности
| Практические работы: №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы
обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
№2 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.
|
|
|
| 4.
| §4 Выуч. знаки хим элем.наизусть, сооб.об этимологии назв. Хим. Элем.
| Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов
ИКТ
|
|
|
| 5
| §4,5, упр 1-8, с. 37
| Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса
|
|
|
|
| Тема 1. Атомы химических элементов (8 часов)
| 1
(6)
| §6,7, упр 3,5 письм
| Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.
ИКТ
|
|
| Д. Модели атомов химических элементов.
| 2-3
(7-8)
| §8, упр1-3 письм, с. 52
| Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов.
ИКТ
|
|
| Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
| 4
(9)
| §9, упр1,2 с. 58 письм
| Ионы. Ионная химическая связь.
ИКТ
|
|
| Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.
| 5
(10)
| §10, упр1-5стр 62,§11,упр2,с. 66
| Ковалентная связь.
ИКТ
|
|
| Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.
| 6
(11)
| §12, упр3 с. 68
| Металлическая химическая связь.
ИКТ
|
|
|
| 7
(12)
| Подгот.к контр.раб.
| Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.
|
|
|
| 8
(13)
|
| Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов. Химическая связь»
|
|
|
|
| Тема 2. Простые вещества (7 часов)
| 1
(14)
| §13,упр5(п) с. 73
| Простые вещества - металлы.
ИКТ
|
|
| Д. Коллекция металлов.
| 2
(15)
| §14,упр3(п) с. 78
| Простые вещества - неметаллы.
ИКТ
|
|
| Д. Коллекция неметаллов.
| 3-4
(16-17)
| §15, упр1-5, с. 82
| Количество вещества
|
|
| Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.
| 5-6
(18-19)
| §16упр1-5,с. 85
| Молярный объем газов.
|
|
|
| 7
(20)
|
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».
|
|
|
|
| Тема 3. Соединение химических элементов (15 часов)
| 1
(21)
| §17, упр1-6 письм,с. 90-91
| Степень окисления
ИКТ
|
|
| Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.
| 2
(22)
| §18, упр 1-6 письм,с. 98
| Важнейшие классы бинарных соединений.
ИКТ
|
|
| Д. Образцы оксидов.
Растворы хлороводорода и аммиака.
| 3
(23)
| §19,в1-6(п),с.102
| Основания.
ИКТ
|
|
| Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.
Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
| 4
(24)
| §20в1,3,4(п),с. 107
| Кислоты.
ИКТ
|
|
| Д. Образцы кислот.
Изменение окраски индикаторов в кислой среде.
| 5-6
(25-26)
| §21,в1-3,с.113;сост.формулы солей
| Соли.
ИКТ
|
|
| Д. Образцы солей.
| 7
(27)
| Заполнить табл.в тетради.
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»
|
|
|
| 8
(28)
| §22, упр 1-6 устно
| Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки
ИКТ
|
|
| Д. Модели кристаллических решеток.
| 9
(29)
| §23, упр 1-4 устно
| Чистые вещества и смеси.
ИКТ
|
|
| Д. Образцы смесей.
Л.. Разделение смеси речного песка и поваренной соли.
| 10
(30)
| Составить отчет.
| Практическая работа №3. Анализ почвы и воды.
|
|
|
| 11-12
(31-32)
| §24, упр 1-7 письм
| Массовая доля компонентов и смеси.
ИКТ
|
|
|
| 13
(33)
| Составить отчет
| Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
|
|
|
| 14
(34)
| Подгот.к контр.раб.
| Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3.
|
|
|
| 15
(35)
|
| Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов»
|
|
|
|
| Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов)
| 1-2
(36-37)
| §25, §26, упр 1-6
| Явления физические и химические. Химические реакции.
ИКТ
|
|
| Д.Горения магния
Возгонка йода
Плавление парафина
Л. Окисление меди в пламени спиртовки
Помутнение известковой воды
Получение углекислого газа.
Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
| 3
(38)
| §27,упр1-4,с. 146
| Химические уравнения.
ИКТ
|
|
|
| 4-5
(39-40)
| §28,в1-5,с. 150
| Расчеты по химическим уравнениям.
|
|
|
| 6-7
(41-42)
| §29-32в1-6,с.156,
в1,2,с.159, в2-4,с. 164,в 4,6с. 168.
| Типы химических реакций.
ИКТ
|
|
| Д. Химические реакции различных типов.
| 8
(43)
| §33,в. 1-5,с. 173
| Типы химических реакций на примере свойств воды.
ИКТ
|
|
|
| 9
(44)
| Составить отчет
| Практическая работа №5. Признаки химических реакций.
|
|
|
| 10
(45)
| Подгот.к контр.раб.
| Обобщение и систематизация знаний по теме 4.
|
|
|
| 11
(46)
|
| Контрольная работа №3 «Изменения, происходящие с веществами»
|
|
|
|
|
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (21час)
| 1
(47)
| §34,в7(п), с. 192
| Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов.
ИКТ
|
|
| Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.
Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа).
| 2-3
(48-49)
| §35,36,в1-5,с. 203
| Электролитическая диссоциация
ИКТ
|
|
| Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.
| 4
(50)
| §37, в 1-5,с. 209
| Ионные уравнения реакций.
ИКТ
|
|
| Д. Примеры реакции, идущие до конца.
| 5
(51)
| Составить отчет
| Практическая работа №6.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
|
|
|
| 6-7
(52-53)
| §38,в1-6(п),с. 214
| Кислоты, их классификация и свойства.
ИКТ
|
|
| Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот.
| 8-9
(54-55)
| §39,в 1-5(п),с. 217
| Основания, их классификация и свойства.
ИКТ
|
|
| Л.9. реакции характерные для растворов щелочей
Л.10. получение и свойства нерастворимого основания.
| 10-11
(56-57)
| §40,в1-5(п),с. 221
| Оксиды, их классификация и свойства.
ИКТ
|
|
| Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов
Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов
| 12-13
(58-59)
| §41,в1-5(п), с. 226
| Соли, их свойства.
ИКТ
|
|
|
| 14
(60)
| §42,в1-4(п), с. 228
| Генетическая связь между классами неорганических соединений
ИКТ
|
|
|
| 15
(61)
| Составить отчет.
| Практическая работа №7. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.
|
|
|
| 16
(62)
| Закончить ур-я р-й в тетради
| Обобщение и систематизация знаний по теме 5.
|
|
|
| 17
(63)
|
| Контрольная работа №4 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
|
|
|
| 18
(64)
| Повтрить § 34-42
| Анализ контрольной работы.
|
|
|
| 19-20
(65-66)
| §43,в1-8(п),с. 236
| Окислительно-восстановительные реакции.
ИКТ
|
|
|
| 21
(67)
| Составить отчет. Подгот. к итог. Контр.раб.
| Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач.
|
|
|
| 22(68)
|
| Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса
|
|
|
| 23-24
(69-70)
|
| Анализ контрольной работы.
Портретная галерея великих химиков.
ИКТ
|
|
|
| ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-методический комплекс:
для учителя:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 368с.
Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. Настольная книга учителя. Химия 8 класс.- М.: Дрофа, 2010 г.
Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. - М.: Дрофа, 2005. – 350с. г.
для учащихся:
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007. – 267с.
Химия в формулах. 8-11 кл.: Справочное пособие/ В.В. Еремин. – М.: Дрофа, 1997. -64с.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009. – 176с.
Оснащение учебного процесса
Натуральные объекты:
Коллекции минералов и горных пород;
Металлов и сплавов;
Минеральных удобрений;
Пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые :
1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;
3)кислоты: серная, соляная, азотная;
4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;
6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1)Приборы для работы с газами;
2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;
Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;
Дидактические материалы: рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями, таблицы.
Экранно-звуковые средства обучения:
Электронная библиотека «Просвещение». «Химия. 8 класс». Мультимедийное учебное пособие нового образца.
Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»
1С: Репетитор. Химия.
компьютерные презентации в формате Ppt.
ТСО:
Компьютер; Мультимедиапроектор;
Экран; Кодоскоп;
|
|
|