Главная страница

Протокол № ­­­­1 от августа 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по ур



Скачать 239.22 Kb.
НазваниеПротокол № ­­­­1 от августа 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по ур
Дата18.04.2016
Размер239.22 Kb.
ТипПротокол



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______________/Мавлиханова Г.А./

Соответствует ГОС

Протокол № ­­­­1

от « » августа 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_________________/Амирханова А.С./

« » августа 2012 г.

«Утверждаю»

Директор школы ________________/Багаутдинов И.И./

Приказ №

от « » августа 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству

для 8-9 классов

учителя первой квалификационной категории

Одинцова Сергея Валериевича
МБОУ «Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа № 2»

Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан


Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1 от «31» августа 2012 г.
2012 – 2013 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для VIII-IX общеобразовательных классов соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ основного общего образования.

Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Рабочая программа включает 4 раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, поурочное планирование.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Цели художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в VIII и IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
VIII–IX классы (35 час)
Синтез искусств (2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон,
цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Синтез искусств в архитектуре (10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.).
Изображение в полиграфии (6 час). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Синтез искусств в театре (4 час). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в фотографии (2 час). Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств (4 час). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

Изображение на компьютере (2 час). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.

Повторение изученного в 5-9 классах (4 часа). Виды и жанры пластических искусств. Выдающиеся музеи мира и выдающиеся художники прошлого и современности (кроссворды, тесты, викторины, интеллектуальные игры)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


Учебно-тематическое планирование

Класс 8-9

Учитель Одинцов С.В.

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 0,5 час.

Планирование составлено на основе федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ основного общего образования

Учебник Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство : 5-8 класс .

Дополнительная литература


№п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание


Дата проведения

План

Факт

1

Роль изобразительного искусства в синтетических видах творчества.


1



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

1 неделя




2

Выразительные средства и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

1

Комбинированный

Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.







2 неделя




3

Архитектура — композиционная организация пространства.

Виды архитектуры.



1


Комбинированный

Архитектура — композиционная организация пространства.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Виды архитектуры. Перспективное изображение (повторение основных понятий и выполнение рисунка здания школы в перспективе)

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов




3 неделя




4

Выразительные средства архитектуры.

Бионика.



1

Комбинированный

Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Эскиз здания (школы, дома) будущего с использованием элементов перспективного изображения.

Связь архитектуры и дизайна(промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.




4 неделя




5

Конструкция здания: часть и целое.

Здание как сочетание различных объемных форм.

Понятие модуля.


1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Конструкция здания: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.

Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания







5 неделя




6

Стили и направления в архитектуре. Античная архитектура

1



Комбинированный,

повторение

Стили в архитектуре. Античная архитектура. Афинский Акрополь. Ордерная система.

Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.







6 неделя




7

Романский стиль. Готика.


1

Лекция

Романский стиль. Монументальность, суровость и лаконичность форм. Готика. Ажурность, воздушность устремленность в высь храмов, каменный скульптурный декор, витражи.

Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.







7 неделя




8

Стили и направления в архитектуре ренессанса и нового времени В.В.Растрелли.



1

Комбинированный

Ренессанс. Барокко, рококо, классицизм, ампир. Основные черты.

Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.







8 неделя




9

Классицизм. Баженов.


1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Классицизм

Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.







9 неделя




10

Стили в архитектуре конца 19 – 20 века. Ле Корбюзье. Ле Корбюзье.


1

Комбинированный

Стили в архитектуре к. 19 – 20 века. Модерн, конструктивизм, современная архитектура и ее выдающиеся произведения. Ле Корбюзье.







10 неделя




11

Связь архитектуры и дизайна


1

Комбинированный

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.

Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.).







11 неделя




12

Композиция в архитектуре и дизайне




1

Комбинированный

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).







12 неделя




13

Многообразие форм графического дизайна.


1



Комбинированный

Графический дизайн. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др.

Проектирование обложки книги.







13 неделя




14

Художники книги. Иллюстрирование произведений искусства.



1

Комбинированный

Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.







14 неделя




15

Образ – символ – знак.


1

Комбинированный

Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста.

Буква — строка — текст. Искусство шрифта.

Проектирование экслибриса, открытки.







15 неделя




16

Типы изображения в полиграфии. Проектирование разворота журнала.



1

Комбинированный

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное).

Композиционные основы макетирования

в графическом дизайне.

Текст и изображение как элементы композиции

Проектирование разворота журнала.

Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.).




16 неделя




17

Реклама в современном обществе.



1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Реклама в современном обществе. Проектирование рекламной листовки, визитной карточки, товарного знака в едином стиле (работа в группах)







17 неделя




18

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.


1

Комбинированный

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Создание эскизов и моделей одежды







18 неделя




19

Пространственно-временные искусства. Театр.

1


Комбинированный

Пространственно-временные искусства. Театр как вид искусства.

Пространственно-временной характер произведений синтетических искусств. Коллективный характер творчества в синтетических искусствах.

Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).




19 неделя




20

Художник в театре. Сценография.



1

Комбинированный

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художник в театре. Сценография.

Создание эскиза оформления сцены.







20 неделя




21

Искусство театрального костюма.


1

Комбинированный

Искусство театрального костюма. Эскизы костюмов для героев различных эпох.







21 неделя




22

Выдающиеся художники театра

1


Комбинированный

Выдающиеся художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). Создание макета оформления сцены (работа в группах)







22 неделя




23

Художественная фотография и ее особенности.



1



Комбинированный

Выдающиеся художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). Создание макета оформления сцены (работа в группах)

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.




23 неделя




24

Знаменитые фотохудожники.



1


Комбинированный

Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Создание художественной фотографии.







24 неделя




25

Специфика киноизображения. Средства эмоциональной выразительности в фильме

1

Комбинированный

Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Создание эскизов для мультфильма.







25 неделя




26

Документальный, игровой и анимационный фильмы.

1

Комбинированный

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Создание видеофильма, раскадровки на тему «Я выбираю» (работа в парах) Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.







26 неделя




27

Выдающиеся мастера кино.

1


Комбинированный

Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Показ фрагментов фильмов.

Продолжение работы над видеофильмом.







27 неделя




28

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.



1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Просмотр работ учащихся (видеофильмов)







28 неделя




29

Компьютерная графика и ее использование.


1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Выполнение эскизов оформления страниц сайта. .







29 неделя




30

Веб-дизайн


1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Веб-дизайн. Проектирование сайта (продолжение)







30 неделя




31

Виды и жанры пластических искусств.


1

Комбинированный

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический). (викторина)







31 неделя




32

Выдающиеся музеи мира



1

Комбинированный

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Лувр, Уффици, Прадо и др.). (Игра «Что, где, когда»)







32 неделя




33

Выдающиеся зарубежные художники прошлого и современности



1

Комбинированный

Выдающиеся зарубежные художники прошлого и современности Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, К. Моне, В.Ван-Гог, О.Роден, П.Пикассо (кроссворд, тест)







33 неделя




34-35


Выдающиеся отечественные художники прошлого и современности


1

Комбинированный

Выдающиеся отечественные художники прошлого и современности : А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский. (кроссворд, тест)







34 неделя






Материально –техническое обеспечение курса

  1. Учебно-методическая литература

  2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура (мультимедиапроектор, экран настенный)

  3. Видеофильмы , интернет сайты по теме урока