|
Протокол № 1 от августа 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по ур
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______________/Мавлиханова Г.А./
Соответствует ГОС
Протокол № 1
от « » августа 2012 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УР
_________________/Амирханова А.С./
« » августа 2012 г.
| «Утверждаю»
Директор школы ________________/Багаутдинов И.И./
Приказ №
от « » августа 2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству
для 8-9 классов
учителя первой квалификационной категории
Одинцова Сергея Валериевича МБОУ «Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа № 2»
Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «31» августа 2012 г. 2012 – 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству для VIII-IX общеобразовательных классов соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ основного общего образования.
Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Рабочая программа включает 4 раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, поурочное планирование.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в VIII и IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ VIII–IX классы (35 час) Синтез искусств (2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
Синтез искусств в архитектуре (10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Изображение в полиграфии (6 час). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Синтез искусств в театре (4 час). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в фотографии (2 час). Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств (4 час). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Изображение на компьютере (2 час). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.
Повторение изученного в 5-9 классах (4 часа). Виды и жанры пластических искусств. Выдающиеся музеи мира и выдающиеся художники прошлого и современности (кроссворды, тесты, викторины, интеллектуальные игры) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Учебно-тематическое планирование
Класс 8-9
Учитель Одинцов С.В.
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 0,5 час.
Планирование составлено на основе федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ основного общего образования
Учебник Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство : 5-8 класс .
Дополнительная литература
№п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
|
Дата проведения
| План
| Факт
| 1
| Роль изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
|
1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
| Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
| основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
| 1 неделя
|
| 2
| Выразительные средства и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
| 1
| Комбинированный
| Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
|
|
| 2 неделя
|
| 3
| Архитектура — композиционная организация пространства.
Виды архитектуры.
|
1
| Комбинированный
| Архитектура — композиционная организация пространства.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Виды архитектуры. Перспективное изображение (повторение основных понятий и выполнение рисунка здания школы в перспективе)
| Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов
|
| 3 неделя
|
| 4
| Выразительные средства архитектуры.
Бионика.
|
1
| Комбинированный
| Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Эскиз здания (школы, дома) будущего с использованием элементов перспективного изображения.
| Связь архитектуры и дизайна(промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.
|
| 4 неделя
|
| 5
| Конструкция здания: часть и целое.
Здание как сочетание различных объемных форм.
Понятие модуля.
|
1
| Урок комплексного применения ЗУН учащимися
| Конструкция здания: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм.
Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания
|
|
| 5 неделя
|
| 6
| Стили и направления в архитектуре. Античная архитектура
| 1
| Комбинированный,
повторение
| Стили в архитектуре. Античная архитектура. Афинский Акрополь. Ордерная система.
Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.
|
|
| 6 неделя
|
| 7
| Романский стиль. Готика.
|
1
| Лекция
| Романский стиль. Монументальность, суровость и лаконичность форм. Готика. Ажурность, воздушность устремленность в высь храмов, каменный скульптурный декор, витражи.
Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.
|
|
| 7 неделя
|
| 8
| Стили и направления в архитектуре ренессанса и нового времени В.В.Растрелли.
|
1
| Комбинированный
| Ренессанс. Барокко, рококо, классицизм, ампир. Основные черты.
Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.
|
|
| 8 неделя
|
| 9
| Классицизм. Баженов.
|
1
| Урок комплексного применения ЗУН учащимися
| Классицизм
Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций.
|
|
| 9 неделя
|
| 10
| Стили в архитектуре конца 19 – 20 века. Ле Корбюзье. Ле Корбюзье.
|
1
| Комбинированный
| Стили в архитектуре к. 19 – 20 века. Модерн, конструктивизм, современная архитектура и ее выдающиеся произведения. Ле Корбюзье.
|
|
| 10 неделя
|
| 11
| Связь архитектуры и дизайна
|
1
| Комбинированный
| Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.
Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.).
|
|
| 11 неделя
|
| 12
| Композиция в архитектуре и дизайне
|
1
| Комбинированный
| Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
|
|
| 12 неделя
|
| 13
| Многообразие форм графического дизайна.
|
1
| Комбинированный
| Графический дизайн. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др.
Проектирование обложки книги.
|
|
| 13 неделя
|
| 14
| Художники книги. Иллюстрирование произведений искусства.
|
1
| Комбинированный
| Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
|
|
| 14 неделя
|
| 15
| Образ – символ – знак.
|
1
| Комбинированный
| Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста.
Буква — строка — текст. Искусство шрифта.
Проектирование экслибриса, открытки.
|
|
| 15 неделя
|
| 16
| Типы изображения в полиграфии. Проектирование разворота журнала.
|
1
| Комбинированный
| Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное).
Композиционные основы макетирования
в графическом дизайне.
Текст и изображение как элементы композиции
Проектирование разворота журнала.
| Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.).
|
| 16 неделя
|
| 17
| Реклама в современном обществе.
|
1
| Урок комплексного применения ЗУН учащимися
| Реклама в современном обществе. Проектирование рекламной листовки, визитной карточки, товарного знака в едином стиле (работа в группах)
|
|
| 17 неделя
|
| 18
| Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
|
1
| Комбинированный
| Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Создание эскизов и моделей одежды
|
|
| 18 неделя
|
| 19
| Пространственно-временные искусства. Театр.
| 1
| Комбинированный
| Пространственно-временные искусства. Театр как вид искусства.
Пространственно-временной характер произведений синтетических искусств. Коллективный характер творчества в синтетических искусствах.
| Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).
|
| 19 неделя
|
| 20
| Художник в театре. Сценография.
|
1
| Комбинированный
| Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художник в театре. Сценография.
Создание эскиза оформления сцены.
|
|
| 20 неделя
|
| 21
| Искусство театрального костюма.
|
1
| Комбинированный
| Искусство театрального костюма. Эскизы костюмов для героев различных эпох.
|
|
| 21 неделя
|
| 22
| Выдающиеся художники театра
| 1
| Комбинированный
| Выдающиеся художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). Создание макета оформления сцены (работа в группах)
|
|
| 22 неделя
|
| 23
| Художественная фотография и ее особенности.
|
1
| Комбинированный
| Выдающиеся художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). Создание макета оформления сцены (работа в группах)
| Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники - мастера российской и зарубежной школ.
|
| 23 неделя
|
| 24
| Знаменитые фотохудожники.
|
1
| Комбинированный
| Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Создание художественной фотографии.
|
|
| 24 неделя
|
| 25
| Специфика киноизображения. Средства эмоциональной выразительности в фильме
| 1
| Комбинированный
| Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Создание эскизов для мультфильма.
|
|
| 25 неделя
|
| 26
| Документальный, игровой и анимационный фильмы.
| 1
| Комбинированный
| Документальный, игровой и анимационный фильмы. Создание видеофильма, раскадровки на тему «Я выбираю» (работа в парах) Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
|
|
| 26 неделя
|
| 27
| Выдающиеся мастера кино.
| 1
| Комбинированный
| Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Показ фрагментов фильмов.
Продолжение работы над видеофильмом.
|
|
| 27 неделя
|
| 28
| Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
|
1
| Урок комплексного применения ЗУН учащимися
| Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Просмотр работ учащихся (видеофильмов)
|
|
| 28 неделя
|
| 29
| Компьютерная графика и ее использование.
|
1
| Урок комплексного применения ЗУН учащимися
| Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Выполнение эскизов оформления страниц сайта. .
|
|
| 29 неделя
|
| 30
| Веб-дизайн
|
1
| Урок комплексного применения ЗУН учащимися
| Веб-дизайн. Проектирование сайта (продолжение)
|
|
| 30 неделя
|
| 31
| Виды и жанры пластических искусств.
|
1
| Комбинированный
| Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический). (викторина)
|
|
| 31 неделя
|
| 32
| Выдающиеся музеи мира
|
1
| Комбинированный
| Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Лувр, Уффици, Прадо и др.). (Игра «Что, где, когда»)
|
|
| 32 неделя
|
| 33
| Выдающиеся зарубежные художники прошлого и современности
|
1
| Комбинированный
| Выдающиеся зарубежные художники прошлого и современности Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, К. Моне, В.Ван-Гог, О.Роден, П.Пикассо (кроссворд, тест)
|
|
| 33 неделя
|
| 34-35
| Выдающиеся отечественные художники прошлого и современности
|
1
| Комбинированный
| Выдающиеся отечественные художники прошлого и современности : А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский. (кроссворд, тест)
|
|
| 34 неделя
|
|
Материально –техническое обеспечение курса
Учебно-методическая литература
Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура (мультимедиапроектор, экран настенный)
Видеофильмы , интернет сайты по теме урока
|
|
|