|
Развитие творческого мышления в классе синтезатора на начальном этапе обучения Развитие творческого мышления в классе синтезатора на начальном этапе обучения Преподаватель по классу синтезатора: Щербина Е. В. Участники урока:
Останина Катя - 1кл.
Лебэдэ Кристина - 1кл.
Подгорбунская Влада - 2кл.
Горячева Лиза - 2 кл. (Класс Шестаковой А. А.)
Костеневич Настя - 1кл. (Класс Бурлаковой А. Л.)
Развитие творческого мышления у детей очень важно для обучения на инструменте. Дети должны научиться представлять музыку в образах, чтобы потом передать эти образы во время игры слушателю.
Синтезатор – это такой инструмент, который помогает развиваться воображению, образному и творческому мышлению. Дети с первых уроков могут почувствовать себя творцами. В этом нам помогает использование разнообразных функций в синтезаторе: стили, звуки, записи и т.д.
На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность прочувствовать выразительность того или иного художественного средства, получить начальные знания о построении музыкального произведения, которые очень важны в дальнейшей работе, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.
Таким образом, целью данной работы на уроке является обобщение способов приобщения учащихся к творческой деятельности через различные художественные средства инструмента.
Задачи: Обучающие:
Знакомство с выразительными средствами игры на синтезаторе: тембр, стиль, различные режимы игры; знакомство с секвенсором;
Изучение базовых компонентов музыкальной грамоты;
Освоение исполнительской техники игры: постановка рук на клавиатуре синтезатора, приобретение некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре;
Формирование начальных навыков музыкально-творческой деятельности: электронная аранжировка и исполнение музыки, импровизация и элементарное сочинение, запись на многодорожечный секвенсор.
Развивающие задачи:
Развитие интереса к музыкальному творчеству;
Развитие творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, воображения и фантазии учащихся.
Воспитательные задачи:
Духовное возвышение учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;
Нравственное обогащение учащихся через освоение содержания музыкальных произведений, через стремление воплотить в звуке свои чувства и эмоции.
Методы урока: В основе формирования способности к музицированию на клавишном синтезаторе как творческой способности лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г.Г. Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится единственно возможным методом преподавания. И учитель по классу клавишного синтезатора еще в большей мере, чем учитель фортепианной игры «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта...». Чтобы подвести школьников, особенно младших, к системе музыкальных понятий, освоение которых необходимо для музицирования на цифровых инструментах, следует прибегать к образным сравнениям.
Методы объяснения учеником собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой, с педагогом и другими учащимися.
Этот метод помогает расширить представления учеников о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствует развитию музыкального воображения и мышления учащихся;
Метод опоры на систему усложняющихся творческих заданий.
Основным видом таких заданий является исполнение различных музыкальных произведений, что в электронной музыке всегда связано с их аранжировкой. Выступления учащихся:
Останина Катя: упражнения «Радуга», «Ручеек»
Лебэдэ Кристина: «Ой, звоны звонят», «Ехали мы в гости»
Костеневич Настя: «Ехали мы в гости»
Останина Катя: гамма «Военный марш»
Лебэдэ Кристина: гамма «В деревне»
Подгорбунская Влада: аранжировка «Капельки дождя»
Горячева Лиза: аранжировка «Колокола и колокольчики»
Для развития воображения и творческого мышления мы с детьми начинаем фантазировать с первых уроков.
Самое первое упражнение – «Радуга» - для изучения нот и октав. При работе над этим упражнением мы размышляем над тем, как появляется радуга, какие звуки мы можем использовать при исполнении и т.п. Останина Катя исполнила упражнение с использованием звука «Гром».
Другое упражнение «Ручеек» - это упражнение, похоже на «Радугу», но играется двумя руками.
Здесь подключается работа над динамикой. Мы с учеником представляем, как идем по лесу, приближаемся к ручью, переходим по мосту и уходим дальше. Ребенок пробует изобразить эту картину на инструменте. Останина Катя при исполнении использовала звук «Ручья», старалась изобразить ручеёк далеко и близко, для этого исполняла в разных регистрах, с разной динамикой. Лебэдэ Кристина нарисовала рисунок к этому упражнению.
Когда начинаем работать над пьесами, мы обязательно общаемся с ребенком на тему характера пьесы, её образа, настроения, и стараемся использовать возможности инструмента, чтобы передать образ пьесы.
Обучение игре на фортепиано происходит так: от простого к сложному. Но обучение игре на синтезаторе характеризуется параллельностью и комплексностью, поскольку здесь можно говорить о ритме, стиле, аранжировке, аккомпанементе, мелодии и мн. др. уже на начальном этапе обучения.
Главными критериями отбора произведений, помимо охвата наиболее значимых для расширения кругозора детей жанров и направлений, служат яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития мышления учащихся младших классов, соответствие с возможностями электронной аппаратуры. Репертуар для учащихся я подбираю с ярким характером, образом, близкий детскому восприятию.
Украинская народная пьеса «Ой, звоны звонят» - одно из таких произведений. Само название песни, а так же слова к ней дают подсказку для ребенка. Работая над пьесой, ученик слушает, анализирует характер пьесы. Ребенок представляет церковь с большими колоколами. В синтезаторе мы находим подходящий тембр, имитирующий большой колокол, из банка хроматических ударных. Исполнила эту песню Лебэдэ Кристина с использованием этого звука.
В процессе работы над разными пьесами учащиеся знакомятся с разнообразными тембрами, слушают различные инструменты, постепенно запоминая их, что дает им возможность в дальнейшем осмысленно использовать подходящий тембр инструмента в работе над аранжировкой произведений.
Очень часто я даю одинаковое произведение нескольким учащимся. У каждого ребенка разное воображение, фантазия, и восприятие музыки. И при работе над одинаковым произведением, получается разный результат – разная аранжировка. Это дает возможность учащимся слушать друг друга, анализировать, рассказывать друг другу использованные средства выразительности инструмента, делиться друг с другом своими находками. Такая работа над произведениями помогает учащимся расширить свои представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию музыкального воображения и мышления.
Одна из таких пьес «Ехали мы в гости». Пьеса на освоение позиционной игры в пределах пяти пальцев. В этой же пьесе мы знакомимся с первым аккордовым режимом Single (One Finger) – режим игры одним пальцем. В этом режиме играется только тонический звук аккорда, что позволяет начинающим исполнителям, не умеющим играть аккордами, играть произведение двумя руками.
Над этим произведением работали двое учащихся: Лебэдэ Кристина и Костеневич Настя. Здесь каждый ребенок представил пьесу в своем характере, и аранжировал её по-разному, в соответствии со своим представлением. Они рассказывали друг другу, что можно изобразить в этой пьесе. Настя представила поездку на машине, а Кристина – поездку на поезде. Настя по ходу пьесы рассказывала, что во время «вступления» - люди садятся в машину, а «окончание» - они уже приехали в гости и выходят с машины. А у Кристины получилась веселая, шумная компания друзей в поезде. И к этой пьесе она нарисовала рисунок.
Но не только над пьесами проходит работа с аранжировкой. Очень интересно детям работать над гаммой.
Гаммы – это то, что в детских музыкальных заведениях вызывает скуку и общую нелюбовь. Но, когда мы подходим к изучению гамм творчески, у детей проявляется интерес, развивается эмоциональное воображение и образное мышление, и они уже не относятся к гаммам, как к скучному и нудному занятию.
Для изучения гамм я использую упражнение «Гамма» - где дети знакомятся с гаммой До мажор. Цель – не только исполнить гамму, но представить её, как самостоятельное произведение, со своим образом и характером.
В этом упражнении у ребят есть возможность фантазировать и придумывать самые разные образы.
Над этим упражнением так же работали двое учащихся.
Останина Катя представила гамму в виде «Марша», где изобразила марширующих ребят на параде. При игре она использовала стиль «Марш», духовые инструменты. Так же она нарисовала рисунок к своей получившейся пьесе.
А Лебэдэ Кристина изобразила гамму в виде «Деревни», где много животных, лают собаки, много солнца и свежего воздуха. Она использовала звук «Гармошки», и стиль из банка «Кантри». И так же нарисовала рисунок к этой пьесе.
Вообще, в своей работе я часто использую метод изображения музыки в образах на бумаге. Учащиеся моего класса много рисуют, особенно на начальном этапе обучения. Я считаю, когда дети рисуют, они учатся представлять музыку в образах, которые им привычны и знакомы с раннего детства. А это, в свою очередь, помогает им воплотить на инструменте то, что они представили на бумаге. Такая связь зрительного и слухового восприятия музыки развивает воображение, фантазию, учит размышлять, анализировать и творчески мыслить. Даже те учащиеся, которые на первых уроках не могут ничего представить, когда слышат музыку, замкнуты и необщительны, через рисунки постепенно раскрепощаются, начинают проявлять интерес к творчеству, и уже сами рассказывают, что они услышали в той или иной пьесе, и пытаются воплотить на инструменте услышанное.
Работа на синтезаторе - это не только исполнение произведений «вживую», но это так же создание аранжировок, фонограмм и запись их на многодорожечный секвенсор инструмента.
В каждой аранжировке, даже самой простой, ученик сталкивается с решением определённых задач. Самостоятельное составление простых аранжировок, начиная с выбора одного или двух инструментов, становятся упражнениями, предварительной подготовкой. Простые задания мобилизируют творческий потенциал, на практике знакомят учащихся с алгоритмом данной работы. Каждая самостоятельная работа, вне зависимости от качества, на уроке тщательно анализируется, обобщается.
Создание аранжировки представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из нескольких основных действий: это анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Поэтому работать с секвенсором лучше начинать уже на начальном этапе обучения, когда у ребят пьесы маленькие, а все новое они впитывают в себя, как губка.
С Подгорбунской Владой мы работали над пьесой «Капельки дождя». Влада создала аранжировку, записала её в секвенсор и представила её на суд слушателей – ребят, которые вместе с ней учатся на синтезаторе. Она использовала звуки грома, шум дождя и ветра, а так же подобрала звук капелек из банка хроматических ударных. Учащиеся слушали эту пьесу, анализировали и обсуждали, что получилось. Все ребята пришли к выводу, что дождик получился как сильная непогода, или вьюга, слишком много грома и ветра, поэтому Влада решила поработать над этой пьесой ещё.
Другая ученица Горячева Лиза записала в секвенсор пьесу «Колокола и колокольчики». Она записала три дорожки в секвенсоре, изображая перезвон разных колокольчиков – от больших колоколов, до маленьких звенящих колокольчиков. Когда ребята слушали эту пьесу, одни представляли сказочные колокольчики, другие представляли новогодние, рождественские колокола.
Таким образом, работа в классе проходит разнообразно, дети постоянно находятся в поиске, они начинают изучать и запоминать средства выразительности. Им становится интересно изучать новые пьесы, подбирать на слух, экспериментировать.
Задача преподавателя научить ученика анализировать, стимулировать развитие интереса и творческого отношения учащегося, умение самостоятельно мыслить и достигать поставленной цели. Игра на музыкальном инструменте должна приносить ученику эмоциональное удовлетворение, чувство радости от собственной творческой деятельности. А приобретенные начальные навыки аранжировки произведений с использованием технических средств инструмента помогут в будущем в самостоятельной творческой работе учащихся. Список использованной литературы:
И.Красильников, Т.Кузьмичева «Произведения для клавишного синтезатора»
Живайкин П. Как играть современную популярную детскую музыку. – М.: Хобби-Центр, 2001.
Красильников И.М. Детская электронная музыка – новая сфера творчества. / Музыка и электроника. №3 – 2004.
Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и искусство. Л.,1974
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.- М.,2003.
Михуткина Н. Школа юного аранжировщика: обучение игре и аранжировке на синтезаторе. – Ростов-на-Дону «Феникс» 2011.
|
|
|