|
Протокол № 2013г приказ № от 2013г от 2013г Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Альметьевска Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам. директора и введено в действие
протокол № ______ «___»__________ 2013г. приказ №_________
от «___» __________ 2013г. _____________________ от «___»_________2013г.
_______________________ /Юсупова Л.А./ ______________________
/Сыркина М.А./ /Панкова Г.Н./
Рабочая программа по праву
для 11 класса
Составитель: учитель I квалификационной категории
Сыркина Мария Александровна
2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
по праву
11 класс
Рабочая программа предназначена для 11 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
В соответствии с методическим письмом Мо и Н РТ №7831/9 от 16 октября 2009.
Базисного учебного плана МБОУ «СОШ №2» на 201-2014 учебный год
Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»
Цели и задачи курса обществознания в средней школе.
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Количество часов в неделю – 0,5
Количество часов в год - 17
за 1 четверть – 5
за 2 четверть – 3
за 3 четверть – 5
за 4 четверть - 4
Самостоятельная работа - 1
Содержательная и практическая части программы выполняться за счет уплотнения материала
Содержание программы
по праву
11 класс
| Тема 1. Гражданское и семейное право
4 часов
| 1
| Общие положения гражданского права. Гражданско-правовые отношения
| 1 час
| 2
| Субъекты гражданского права. Предпринимательская деятельность и ее регламентация
| 1 час
| 3
| Сделки в гражданском праве. Гражданско-правовой договор
| 1 час
| 4
| Наследование и его правовая регламентация. Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве
| 1 час
|
| Тема 2. Семейное право
1 час
| 5
| Семейное право как отрасль. Права, обязанности и ответственность членов семьи
| 1 час
|
| Тема 3. Трудовое право
3 часа
| 6
| Трудовые правоотношения. Трудоустройство и занятость
| 1 час
| 7
| Дисциплина труда. Защита трудовых прав работников
| 1 час
| 8
| Правовые основы социальной защиты и обеспечения
| 1 час
|
| Тема 4. Административное право
2 часа
| 9
| Административные правоотношения. Административно –правовой статус гражданина
| 1 час
| 10
| Административное правонарушение
| 1 час
|
| Тема 5. Уголовное право
2 часа
| 11
| Уголовный закон
| 1 час
| 12
| Преступление. Наказание
| 1 час
|
| Тема 6. Экологическое и международное право
2 часа
| 13
| Экологическое право.
| 1 час
| 14
| Международное право
| 1 час
|
| Тема 7. Процессуальное право
3 часа
| 15
| Гражданский процесс. Арбитражный процесс
| 1 час
| 16
| Уголовный процесс. Конституционное судопроизводство
| 1 час
| 17
| Обобщающий урок по теме «Отраслевое право»
| 1 час
|
График самостоятельных работ
-
№ контрольной работы
| Тема
| Дата
| № 1
| Обобщающий урок по теме «Отраслевое право»
|
| ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Субъекты и объекты гражданского права. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Сделки. Отдельные виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, подряд, аренда, оказание услуг). Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Наследование. Гражданско-правовая ответственность. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Семейные правоотношения. Брак. Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Трудоустройство и занятость. Трудовой договор, порядок его заключения и расторжения. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность работника. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
Административные правоотношения. Основания административной ответственности. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.
Понятие преступления и наказания. Действие уголовного закона. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда окружающей среде.
Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии, особенности профессиональной юридической деятельности.
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Планируемые результаты освоения материала
| Вид учебной деятель-ности
| Вид контроля, измерите-ли
| Дата фактич
| Дата по плану .
|
| Тема 1. Гражданское и семейное право
4 часов
| 1
| Общие положения гражданского права. Гражданско-правовые отношения
| 1 час
| Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности . Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию.
Сделки. Виды гражданско – правовых договоров (оказание услуг, купля – продажа, аренда, подряд). Гражданско – правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.
Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
| Знать: понятия публичное право, частное право. Правоспособность и дееспособность, физическое лицо и юридическое лицо.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Вводная лекция
| Ответы на вопросы
| 5.09
|
| 2
| Субъекты гражданского права. Предпринимательская деятельность и ее регламентация
| 1 час
| Знать: Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 19.09
|
| 3
| Сделки в гражданском праве. Гражданско-правовой договор
| 1 час
| Знать: Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля-продажа, аренда, подряд).
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 3.10
|
| 4
| Наследование и его правовая регламентация. Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве
| 1 час
| Знать: Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.
Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного
регулирования экономики.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 17.10
|
|
| Тема 2. Семейное право
1 час
| 5
| Семейное право как отрасль. Права, обязанности и ответственность членов семьи
| 1 час
| Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Правовые нормы института брака Родители и дети: правовые основы взаимодействий.
Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.
| Знать: Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный
контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Работа с текстом
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 31.10
|
|
| Тема 3. Трудовое право
3 часа
| 6
| Трудовые правоотношения. Трудоустройство и занятость
| 1 час
| Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
Трудовой договор: понятия, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжение трудовых договоров. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
Рабочее время и время отдыха. Заработная плата Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии, льготы, гарантии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.
| Знать: Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 21.11
|
| 7
| Дисциплина труда. Защита трудовых прав работников
| 1 час
| Знать: Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров. Рабочее время и время отдыха.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Тест с разноуровневыми заданиями
| Тестирование
| 5.12
|
| 8
| Правовые основы социальной защиты и обеспечения
| 1 час
| Знать: Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита
трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 19.12
|
|
| Тема 4. Административное право
2 часа
| 9
| Административные правоотношения. Административно –правовой статус гражданина
| 1 час
| Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Понятие административного права. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.
Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.
| Знать: Административные правоотношения. Административная ответственность, ее основания.
Органы и способы рассмотрения административных споров.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 16.01
|
| 10
| Административное правонарушение
| 1 час
| Знать: Административные правонарушения. Производство по делам об административных правонарушениях.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 30.01
|
|
| Тема 5. Уголовное право
2 часа
| 11
| Уголовный закон
| 1 час
| Понятие преступления. Действие уголовного закона. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
| Знать: Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних..
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 13.02
|
| 12
| Преступление. Наказание
| 1 час
| Знать: Понятие преступления. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Работа с текстом
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 27.02
|
|
| Тема 6. Экологическое и международное право
2 часа
| 13
| Экологическое право.
| 1 час
| Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде. Виды ответственности за экологические правонарушения.
Структурный характер экологического права.
| Знать: Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 13.03
|
| 14
| Международное право
| 1 час
| Понятие международного права Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Источники международного права.
Права человека как отрасль современного международного права. Международные документы о правах человека. Защита прав человека в условиях мирного времени. Понятие гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Европейский суд по правам человека.
| Знать: Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Европейский суд по правам человека.
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 3.04
|
|
| Тема 7. Процессуальное право
3 часа
| 15
| Гражданский процесс. Арбитражный процесс
| 1 час
| Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным судом РФ. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.
| Знать:
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 17.04
|
| 16
| Уголовный процесс. Конституционное судопроизводство
| 1 час
| Знать:
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Работа с текстом
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения)
| 1.05
|
| 17
| Обобщающий урок по теме «Процессуальное право»
| 1 час
| Урок систематизации и формирования умений и навыков, контроля и оценки знаний
| Знать:
Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
| Письменная работа
| Контрольная работа
| 15.05.
|
| Учебно – методический комплекс
1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. М, 1999
2. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М, 1997.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4. Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1994.
5. Берлин И. История свободы: Россия М., 2001.
6. Боголюбов Л.Н.Право Учебник для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М., «Просвещение», 2008.
7. Власть и право: Из история русской правовой мысли. Л., 1990.
8. История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. М., 1998.
9. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика М., 1990
10. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по истории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.
11. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М., 1996.
12. Сахаров А.Д. Мир. Прогресс. Права человека. М, 1990.
13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1990.
Перечень учебно – методического обеспечения
В.М. Сапогов. Поурочные методические разработки. 10-11 класс. Изд. «Русское слово» М.: 2009.
Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
Административный кодекс РФ. – М., 2002.
Конституция Р.Ф. – М., 2008.
Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005.
Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2006.
Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)
Оборудования: ПК, образовательные диски, раздаточный материал (схемы, таблицы, тесты).
Лист корректировки программы
№
| Объединенные темы
| Количество часов
| Дата проведения
| Причина
|
|
|
|
|
| |
|
|