Главная страница

Протокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии



НазваниеПротокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии
страница3/5
Дата10.04.2016
Размер1.19 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5


3 часа резервное время

Календарно – тематическое планирование 11Б класс


п\п

Тема урока

Кол-во часов

Характер деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля

Дата

1

Эволюционное учение
















1.1

Развитие представлений об эволюции живой природы

4













1.

1. Введение. Учение об эволюции органического мира




Лекция

Беседа

Объяснять сущность эволюционных преобразований







2.

2. История развития представлений о развитии жизни на Земле.




Доклад

Работа с учебником

Записи в тетради

Давать определение ключевому понятию – креационизм.

Описывать представления о живой природе в древнем мире

Отличать научную точку зрения от ненаучной.

Характеризовать научные представления об эволюции живой природы

Устный опрос




3.

3.Система органической природы

К. Линнея




Составление опорного конспекта

Определять характер мировоззрения К. Линнея.

Характеризовать значение работ К. Линнея

Вопрос 2 с.18 учебника




4.

4. Развитие эволюционных идей Ж.Б.Ламарка.




Лекция

Записи в тетради

Давать определение ключевому понятию.

Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка.

Характеризовать значение эволюционного учения Ламарка.

Давать оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка

Вопрос 4 с 20 учебника, карточка-задание №1 с.8 (3)




1.2

Дарвинизм

5













5

  1. Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина.




Работа с тетрадью и учебником

Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч.Дарвина.

Выделять предпосылки эволюционной теории.

Характеризовать естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов

Вопросы 1 – 3 с.25 учебника




6

  1. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.




Лекция

Беседа

Давать определение ключевому понятию.

Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка.

Описывать механизм искусственного отбора

Вопрос 3 с.32 учебника, рис.1.3 с.27, рис.1.4. с.29




7

3.Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование




Беседа

Составление сравнительной таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Называть формы борьбы за существование.

Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование.

Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии.

Объяснять причины борьбы за существование

Вопрос 2-3 с.39




8

4.Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов




Доклады

беседа

Давать определение ключевому понятию.

Описывать действие естественного отбора на конкретных примерах.

Характеризовать положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе

тестирование




9

5.Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»







Сравнивать определения ключевых понятий.

Давать сравнительную характеристику естественному и искусственному отборам.

* Сравнивать формы искусственного отбора

Фронтальный опрос







Развитие эволюционной теории в последарвиновский период

1













10

1. Развитие эволюционной теории в последарвиновский период




Составление опорного конспекта

Характеризовать значение эволюционного учения Ч.Дарвина на развитие биологических наук.

Давать оценку эволюционным взглядам различных ученых в последарвиновский период

Ответы на вопросы







Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция

9













11

1. Эволюционная роль мутаций.

Лабораторная работа №1.




Беседа

Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым.

Характеризовать эволюционную роль мутаций.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Вопрос 1 с.45, вопрос 2 с 50,




12

2. Генетические процессы в популяциях




Лекция

Работа в тетради

Давать определения ключевым понятиям.

Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях.

Доказывать, что популяция – элементарная единица эволюции

Вопросы 2, 4 с.49

Вопрос 4 с.50




13

3.Формы естественного отбора




Просмотр презентации

Составление таблицы

Называть условия действия форм естественного отбора.

Объяснять причины существования в природе естественного отбора.

Доказывать, что естественный отбор –движущая сила эволюции.

Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора

Вопросы для повторения и задания с.55

Вопросы для обсуждения с 74




14

4.Практическая работа №2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов»




Беседа

Заполнить в тетрадях табл. и сделать выводы,


Характеризовать формы естественного отбора.

Обосновывать действие на популяции форм естественного отбора.

Выделять критерии для сравнения.

Сравнивать формы естественного отбора

Фронтальный опрос




15

5.Адаптация организмов к среде обитания и их относительность

.Лабораторная работа №2.

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».




Беседа

Работа с учебником

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации.

Доказывать относительный характер приспособлений.

Объяснять возникновение физиологических адаптаций.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопросы на с.69, 72 учебника





16

6.Вид, критерий вида. Л.Р №3




Беседа

Выполнение лабораторной работы№3 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию»

Давать определение ключевому понятию.

Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида.

Доказывать, что вид объективно существует в природе.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы и наблюдений за биологическими объектами

Биологические задачи




17

7. Видообразование




Беседа просмотр презентации

Давать определения ключевым понятиям.

Называть эволюционно значимые результаты видообразования.

Описывать генетические механизмы, лежащие в основе симпатрического видообразования.

Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование.

Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования


Вопросы на с. 74, 77




18

8.Практическая работа №3 «Сравнение процессов экологического

и географического видообразования»




Составление сравнительной таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Определять последовательность этапов экологического и географического видообразования.

Выделять критерии для сравнения.

Сравнивать способы видообразования


Вопросы со свободным ответом по выбору




19

9.Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции»




Беседа

Круглый стол

Давать сравнительную характеристику движущим силам эволюции с точки зрения теории Ламарка, учения Дарвина и синтетической теории эволюции.

Объяснять роль синтетической теории эволюции в формировании естественно-научной картины мира, научного мировоззрения.


Задания со свободным ответом по выбору учителя

Выступления по теме семинара







Основные закономерности эволюции. Макроэволюция

10













20

1.Макроэволюция. Направления эволюции.




Беседа


Давать определения ключевым понятиям

Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий.

Характеризовать основные направления органической эволюции.

Сравнивать процессы микроэволюции и макроэволюции

Задания со свободным ответом по выбору учителя





21

2.Пути достижения биологического прогресса




Работа с учебником

Составление конспекта

Давать определения ключевым понятиям

Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций

Различать понятия морфофизиологический прогресс и биологический прогресс

Характеризовать основные пути эволюции

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопросы на с.86




22

3.Практическая работа № 4 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции»




Выполнение практической работы

Выделять отличительные особенности основных направлений эволюции

Объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции

Обосновывать характер изменений в строении организмов при переходе к паразитизму

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Фронтальный опрос




23

4.Практическая работа № 5 «Выявление ароморфозов у растений»




Выполнение практической работы

Приводить примеры ароморфозов у растений

Характеризовать ароморфозы у растений

Выполнение практической работы

Вопрос 4 с.86




24

5.Лабораторная работа № 4 «Выявление идиоадаптаций у растений»




Выполнение лабораторной

работы

Приводить примеры и описывать идиоадаптации у растений

Объяснять значение идиоадаптаций

Задания со свободным ответом по выбору учителя,

Гербарий, комнатные растения




25

6.Практическая работа № 6 «Выявление ароморфозов у животных»




Доклад

Выполнение практической работы

Приводить примеры ароморфозов у животных

Характеризовать ароморфозы у животных

Задания со свободным ответом по выбору учителя




26

7.Лабораторная работа № 5 «Выявление идиоадаптаций у животных»




Доклад

Выполнение лаб.работы

Приводить примеры и описывать идиоадаптации у животных

Объяснять значение идиоадаптаций у животных

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа содержания рисунков

Задания со свободным ответом по выбору учителя





27

8.Основные закономерности эволюции




Беседа

Составление опорного конспекта

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры гомологов и аналогов

Отличать проявления дивергенции и конвергенции

Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции и дивергенции

Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания»




28

9.Правила эволюции




Лекция

Работа в тетради

Давать определение ключевому понятию

Называть правила эволюции

Раскрывать сущность правил эволюции

Приводить доказательства необратимости эволюции

Вопрос 4 с.95, вопрос 3 с.97




29

10.Обобщение по теме: «Основные закономерности эволюции»




Доклады

дискуссия

Сравнивать процессы дивергенции и конвергенции

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа содержания рисунков

Фронтальный опрос







Развитие органического мира



















Предпосылки возникновения жизни на Земле

2













30

1.Предпосылки возникновения жизни на Земле




Лекция

Работа в тетради

Иметь представление о многообразии теорий и гипотез на вопрос происхождения жизни

Знать основные этапы химической эволюции по теории Опарина

Характеризовать условия первичной атмосферы, первичного океана

Объяснять процессы, происходящие в этих средах и результаты этих процессов

Задания со свободным ответом по выбору учителя




31

2.Практическая работа № 7 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»





Выполнение практической работы

Сравнивать основные гипотезы происхождения жизни на Земле

Давать оценку основным гипотезам

Задания со свободным ответом по выбору учителя







Основные черты эволюции животного и растительного мира

6













32

1.Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах

1

Просмотр презентации

Составление сравнительной таблицы

Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру

Объяснять значение для развития живой природы перехода от гаплоидности к диплоидности

Характеризовать развитие живых организмов а архее и протерозое

Вопрос 3 с.107

Вопрос 2 с. 126




33

2.Развитие жизни в раннем палеозое

1

Беседа

Продолжение заполнение таблицы

Называть период появления наземных растений

Описывать климатические изменения в раннем палеозое

Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений

Характеризовать эволюцию животных в раннем палеозое

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Устный опрос




34

3.Развитие жизни в позднем палеозое

1

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Называть период появления наземных позвоночных животных

Описывать климатические измерения в позднем палеозое

Выделять эволюцион-ные преимущества пе-рехода растений к се-менному размножению.

Объяснять причины расцвета земноводных в каменноугольном периоде

Обосновывать причины появления голосемен-ных растений

Характеризовать эволюцию животных в позднем палеозое


Ответы на вопросы




35

4.Развитие жизни в мезозое

1

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Называть период возникновения цветковых растений.

Называть период возникновения млекопитающих и птиц.

Описывать климатические изменения в мезозое.

Выделять преимущества цветковых растений.

Характеризовать эволюцию животных в мезозое.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопросы 2, 3 с.118




36

5.Развитие жизни в кайнозое

1

Беседа

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Описывать климатические изменения в кайнозое.

Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения.

Характеризовать эволюцию животных в кайнозое.

Обосновывать причины господства цветковых растений

тестирование




37

6.Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле».

1

Защита рефератов


Называть основные ароморфозы в эволюции животных и вымирания животных и растений.

Обосновывать причины возникновения и вымирания живых организмов.

Характеризовать основные направления эволюции растений на Земле

Вопросы со свободным ответом по выбору учителя




38

Итоговая работа за 1 полугодие.

1
















Происхождение и эволюция человека



















Доказательства происхождения человека от животных

2













39

1.Развитие представлений о происхождении человека.




Лекция

Работа в тетради

Сравнивать религиозные и материалистические взгляды на происхождение человека.

Называть научные гипотезы происхождения человека.


Вопросы со свободным ответом по выбору учителя




40

2.Положение человека в системе животного мира




Составление опорного конспекта

Давать определения ключевым понятиям.

Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие.

Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.

Сравнивать человека и человекообразных обезьян.

Характеризовать систематическое положение человека.

Вопрос 1-2 с. 132








Эволюция человека

6













41

1.Эволюция приматов




Беседа

Составление сравнительной характеристики

Называть группу млекопитающих, от которых произошёл отряд Приматы.

Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением.

Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный.

Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.

* Объяснять, почему не все группы австралопитеков можно считать предками человека.


Ответы на вопросы




42

2.Стадии эволюции человека. Древнейшие люди




Беседа

Просмотр презентаций

Работа в тетрадях

Называть представителей древнейших людей.

Описывать образ жизни древнейших людей.

Характеризовать прогрессивные черты эволюции древнейших людей.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Фронтальный опрос




43

3.Стадии эволюции человека. Древние люди




Беседа

Просмотр презентаций

Описывать образ жизни неандертальцев.

Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

тестирование




44

4.Стадии эволюции человека. Первые современные люди




Беседа

Просмотр презентаций

дискуссия

Давать определение ключевому понятию.

Описывать образ жизни кроманьонцев.

Выделять ведущие факторы, по мнению Ф. Энгельса, в эволюции современного человека.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Вопрос 4 с. 145




45

5.Факторы эволюции современного человека.




Просмотр презентации

Обсуждение-дискуссия

Называть основные факторы эволюции современного человека.

Характеризовать роль генетической и социальной наследственности в эволюции человека.

Задания со свободным ответом по выбору учителя





46

6.Обобщение по теме: «Происхождение человека»




Выполнение практической работы № 9 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека»,

Характеризовать влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Доказывать, что человек – биологическое и социальное существо.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

тестирование







Человеческие расы и их происхождение

3













47

1.Современный этап в эволюции человека




Лекция

Работа в тетради


Называть основные расы внутри вида Человек разумный.

Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.

Характеризовать современный этап эволюции человека

Вопросы 3, 5 с.143




48

49

2.Практическая работа № 8 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»

  1. Расизм.




Выполнение практической работы

Давать определение ключевому понятию.

Приводить факты, доказывающие ложность расизма.

Объяснять причины единства человеческих рас.

Обосновывать механизм формирования человеческих рас.

Биологические задачи







Основы экологии и учение о биосфере



















Понятие биосфере

6













50

1.Экология как наука.




Беседа

Составление опорного конспекта

Давать определение ключевому понятию.

Называть основные задачи экологии.

Характеризовать основные методы экологических исследований.

Обосновывать роль современной экологии в системе биологических наук.

Приводить примеры современных глобальных экологических проблем

Задания со свободным ответом по выбору




51

2.Биосфера – живая оболочка планеты




Работа с учебником

Сравнительная характеристика

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать компоненты биосферы.

Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере

Вопрос 3 с. 163




52

3.Структура биосферы.




Беседа

Заполнение таблицы

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры проявления функций живого вещества.

Характеризовать компоненты биосферы

Задания со свободным ответом по выбору учителя





53

4.Круговорот веществ в природе




Беседа

Просмотр презентации

дискуссия

Описывать круговорот воды в природе.

Объяснять роль живых организмов в круговороте воды.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот воды.

Вопрос 2 с.160

Вопросы 1, 2 с. 163




54

5.Практическая работа № 9 «Составление схем круговоротов».




Беседа

Просмотр презентации

Работа в тетради

Описывать круговорот углерода.

Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода

Вопрос 1, 2 с.163




55

6.Круговорот фосфора, серы, азота.




Беседа

Просмотр презентации

Обсуждение проблемы

Описывать круговорот серы и фосфора.

Объяснять роль живых организмов в круговороте фосфора и серы.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот фосфора и серы.

Вопрос 1, 2 с. 163

Вопрос 6, 7 с. 160







Жизнь в сообществах

4













56

1.История формирования сообществ живых организмов




Беседа

Составление хронологической таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных

Ответы на вопросы




57

2.Основные биомы суши




Работа с учебником

Составление опорного конспекта

Описывать биомы суши палеоарктической области.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников


Фронтальный опрос




58

3.Лабораторная работы № 6 «Описание экосистемы своей местности».




Выполнение лабораторной работы

Описывать биомы Ульяновской области.

Объяснять влияние климатических условий.

Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий

Устный




59

4.Обобщение по теме: «Основные биомы суши»




Беседа

дискуссия

Характеризовать биомы суши различных биогеографических областей.

тестирование







Взаимоотношения организма и среды

19













60

1.Структура естественных сообществ




Беседа

Работа в тетради

Давать определения ключевым понятиям.

Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях.

Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза.

Решение биологических задач




61

2. Факторы среды.




Беседа

Составление

Сравнительной таблицы

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопрос 1,2 на с.192 учебника




62

3.Абиотические факторы. Свет, температура.




Беседа

Продолжение заполнение таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

тестирование




63

4.Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение.




Беседа

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги.

Характеризовать вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Вопросы 4, 5 на с.193 учебника




64

5.Интенсивность действия фактора




Составление опорного конспекта

Давать определение ключевому понятию.

Называть типы изменений факторов среды.

Характеризовать интенсивность действия абиотических факторов.

Фронтальный опрос




65

6.Взаимодействие факторов




Беседа

Просмотр презентации

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов.

Объяснять проявление правила Либиха.

Вопросы на с. 198 «Вопросы для обсуждения» учебника




66

7.Биотические факторы среды




Лекция

Работа в тетради

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры видового многообразия биоценозов.

Описывать пространственную структуру сообщества и его видовое разнообразие.

Характеризовать биотические факторы среды

Решение биологических задач




67

8.Формы взаимоотношений организмов.
















68

9.Лабораторная работа № 7 «Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов».




Выполнение лабораторной работы

Приводить примеры приспособленности растений и животных к абиотическим и биотическим факторам.

Характеризовать интенсивность действия экологических факторов

Выборочный опрос




69

10.Цепи питания. Правила экологических пирамид




Беседа

Просмотр презентации

обсуждение темы

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания.

Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.

Описывать пищевые цепи.

Объяснять проявление правила пирамиды биомассы.

Составление цепей питания




70

11.Практическая работа № 10 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)».




Выполнение практической работы

Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ.

Различать виды пищевых цепей.

Решать биологические задачи по теме «Устойчи-вость биогеоценозов»

Карточки с заданиями для каждой группы




71

12.Саморегуляция экосистем




Беседа

Составления конспекта по теме

Давать определения ключевым понятиям.

Выделять существенные и несущественные компоненты экосистемы.

Объяснять механизм саморегуляции.

Обосновывать причины нарушения устойчивости экосистемы.

Задания со свободным ответом по выбору учителя




72

13.Смена экосистем




Работа с учебником

Работа с тетрадью

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать механизм сукцессии.

Объяснять причины смены экосистем.

тест




73

14.Практическая работа № 11 «Решение экологических задач».




Решение задач

Составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме.

Анализировать схему действия экологического фактора.

Обосновывать возникновение устойчивой системы пищевых цепей в природе

Задание со свободным ответом по выбору учителя




74

15.Агроэкосистемы




Беседа

Просмотр презентации

обсуждение

Давать определение ключевому понятию.

Приводить примеры агроценозов.

Выделять отличия агроценоза от биоценоза.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Задания со свободным ответом по выбору учителя




75

16.Практическая работа № 12 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем».




Выполнение практической работы

Выделять особенности агроэкосистем.

Сравнивать агроэкосистемы и естественные экосистемы.


Вопросы на с.209 «Вопросы для обсуждения» учебника




76

17.Лабораторная работа № 8 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».





Выполнение лабораторной работы

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Выборочный опрос




77

18.Лабораторная работа № 9 «Изучение экосистемы сквера своего города».




Выполнение лабораторной работы

Выделять особенности агроэкосистем на примере городского сквера.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Фронтальный опрос




78

19.Лабораторная работа № 10 «Изучение антропогенного влияния на природные экосистемы своего города».




Выполнение лабораторной работы

Выделять черты влияния деятельности человека на экосистемы.

Выявлять причины влияния.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

тестирование







Биосфера и человек



















Взаимосвязь природы и общества.

Охрана природы


9













79

1.Воздействие человека на природу в процессе становления общества.




Беседа

дискуссия

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.

Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским

Вопрос 1, 3 на с. 238-239 «Вопросы для повторения» учебника




80

2.Природные ресурсы и их использование.




Работа с учебником

Записи в тетради

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры природных ресурсов различных групп


Вопросы 3 – 5 на с.242 «Вопросы для повторения» учебника




81

82

83


3. Загрязнения атмосферы.

4. Загрязнения гидросферы.

5. Загрязнения литосферы.




Просмотр презентации

Обсуждение проблемы

Давать определение ключевому понятию

Описывать влияние загрязнения воздуха, природных вод на биоценоз.

Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод, почвы.

Приводить примеры истощения водных ресурсов.

Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений.

Фронтальный опрос




84

6.Влияние человека на растительный и животный мир.




Беседа

Дискуссия

Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Объяснять последствия уничтожения лесов.

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона.

Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли

Задания со свободным ответом по выбору учителя.





85

7.Радиоактивное загрязнение биосферы.




Беседа

доклад

Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы.

Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения

Задания со свободным ответом по выбору учителя.





86

87


8.Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

9.Л.Р №11

«Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности».




Выполнение лаборатоной работы № 11 «Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности»

Давать определение ключевому понятию.

Формулировать принципы рационального природопользования.

Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны.

Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Фронтальный опрос








88

Итоговая работа за курс 11 класса.

1







Бионика

1











89


Бионика как научное обоснование использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники

1

Лекция

Составление в тетради опорного конспекта

Давать определения ключевым понятиям.

Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемых человеком в строительстве, промышленности.

Приводить примеры эхолокации и электролокации.

Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса.

Обосновывать использование в строительстве принципов организации живых организмов.

Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Итоговая контрольная работа №4



90- 96

Повторение по курсу:

1. Дарвинизм.

2. Возникновение жизни на Земле.

3. Происхождение человека.

4. Биосфера.

5. Жизнь в сообществах.

6. Загрязнения среды

7. Интересные факты в области биологии.














РЕЗЕРВ: 97- 102ч ( 6 часов)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 11 класса

1   2   3   4   5