№ п\п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Характер деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Планируемые результаты освоения материала
| Виды контроля
| Дата
|
1
| Эволюционное учение
|
|
|
|
|
|
1.1
| Развитие представлений об эволюции живой природы
| 4
|
|
|
|
|
1.
| 1. Введение. Учение об эволюции органического мира
|
| Лекция
Беседа
| Объяснять сущность эволюционных преобразований
|
|
|
2.
| 2. История развития представлений о развитии жизни на Земле.
|
| Доклад
Работа с учебником
Записи в тетради
| Давать определение ключевому понятию – креационизм.
Описывать представления о живой природе в древнем мире
Отличать научную точку зрения от ненаучной.
Характеризовать научные представления об эволюции живой природы
| Устный опрос
|
|
3.
| 3.Система органической природы
К. Линнея
|
| Составление опорного конспекта
| Определять характер мировоззрения К. Линнея.
Характеризовать значение работ К. Линнея
| Вопрос 2 с.18 учебника
|
|
4.
| 4. Развитие эволюционных идей Ж.Б.Ламарка.
|
| Лекция
Записи в тетради
| Давать определение ключевому понятию.
Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка.
Характеризовать значение эволюционного учения Ламарка.
Давать оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка
| Вопрос 4 с 20 учебника, карточка-задание №1 с.8 (3)
|
|
1.2
| Дарвинизм
| 5
|
|
|
|
|
5
| Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина.
|
| Работа с тетрадью и учебником
| Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч.Дарвина.
Выделять предпосылки эволюционной теории.
Характеризовать естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов
| Вопросы 1 – 3 с.25 учебника
|
|
6
| Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
|
| Лекция
Беседа
| Давать определение ключевому понятию.
Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка.
Описывать механизм искусственного отбора
| Вопрос 3 с.32 учебника, рис.1.3 с.27, рис.1.4. с.29
|
|
7
| 3.Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование
|
| Беседа
Составление сравнительной таблицы
| Давать определение ключевому понятию.
Называть формы борьбы за существование.
Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование.
Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии.
Объяснять причины борьбы за существование
| Вопрос 2-3 с.39
|
|
8
| 4.Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов
|
| Доклады
беседа
| Давать определение ключевому понятию.
Описывать действие естественного отбора на конкретных примерах.
Характеризовать положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе
| тестирование
|
|
9
| 5.Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»
|
|
| Сравнивать определения ключевых понятий.
Давать сравнительную характеристику естественному и искусственному отборам.
* Сравнивать формы искусственного отбора
| Фронтальный опрос
|
|
| Развитие эволюционной теории в последарвиновский период
| 1
|
|
|
|
|
10
| 1. Развитие эволюционной теории в последарвиновский период
|
| Составление опорного конспекта
| Характеризовать значение эволюционного учения Ч.Дарвина на развитие биологических наук.
Давать оценку эволюционным взглядам различных ученых в последарвиновский период
| Ответы на вопросы
|
|
| Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция
| 9
|
|
|
|
|
11
| 1. Эволюционная роль мутаций.
Лабораторная работа №1.
|
| Беседа
Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
| Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым.
Характеризовать эволюционную роль мутаций.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы
| Вопрос 1 с.45, вопрос 2 с 50,
|
|
12
| 2. Генетические процессы в популяциях
|
| Лекция
Работа в тетради
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях.
Доказывать, что популяция – элементарная единица эволюции
| Вопросы 2, 4 с.49
Вопрос 4 с.50
|
|
13
| 3.Формы естественного отбора
|
| Просмотр презентации
Составление таблицы
| Называть условия действия форм естественного отбора.
Объяснять причины существования в природе естественного отбора.
Доказывать, что естественный отбор –движущая сила эволюции.
Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора
| Вопросы для повторения и задания с.55
Вопросы для обсуждения с 74
|
|
14
| 4.Практическая работа №2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов»
|
| Беседа
Заполнить в тетрадях табл. и сделать выводы,
| Характеризовать формы естественного отбора.
Обосновывать действие на популяции форм естественного отбора.
Выделять критерии для сравнения.
Сравнивать формы естественного отбора
| Фронтальный опрос
|
|
15
| 5.Адаптация организмов к среде обитания и их относительность
.Лабораторная работа №2.
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
|
| Беседа
Работа с учебником
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
| Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации.
Доказывать относительный характер приспособлений.
Объяснять возникновение физиологических адаптаций.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| Вопросы на с.69, 72 учебника
|
|
16
| 6.Вид, критерий вида. Л.Р №3
|
| Беседа
Выполнение лабораторной работы№3 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию»
| Давать определение ключевому понятию.
Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида.
Доказывать, что вид объективно существует в природе.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы и наблюдений за биологическими объектами
| Биологические задачи
|
|
17
| 7. Видообразование
|
| Беседа просмотр презентации
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть эволюционно значимые результаты видообразования.
Описывать генетические механизмы, лежащие в основе симпатрического видообразования.
Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование.
Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования
| Вопросы на с. 74, 77
|
|
18
| 8.Практическая работа №3 «Сравнение процессов экологического
и географического видообразования»
|
| Составление сравнительной таблицы
| Давать определение ключевому понятию.
Определять последовательность этапов экологического и географического видообразования.
Выделять критерии для сравнения.
Сравнивать способы видообразования
| Вопросы со свободным ответом по выбору
|
|
19
| 9.Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции»
|
| Беседа
Круглый стол
| Давать сравнительную характеристику движущим силам эволюции с точки зрения теории Ламарка, учения Дарвина и синтетической теории эволюции.
Объяснять роль синтетической теории эволюции в формировании естественно-научной картины мира, научного мировоззрения.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
Выступления по теме семинара
|
|
| Основные закономерности эволюции. Макроэволюция
| 10
|
|
|
|
|
20
| 1.Макроэволюция. Направления эволюции.
|
| Беседа
| Давать определения ключевым понятиям
Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий.
Характеризовать основные направления органической эволюции.
Сравнивать процессы микроэволюции и макроэволюции
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
21
| 2.Пути достижения биологического прогресса
|
| Работа с учебником
Составление конспекта
| Давать определения ключевым понятиям
Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций
Различать понятия морфофизиологический прогресс и биологический прогресс
Характеризовать основные пути эволюции
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| Вопросы на с.86
|
|
22
| 3.Практическая работа № 4 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции»
|
| Выполнение практической работы
| Выделять отличительные особенности основных направлений эволюции
Объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции
Обосновывать характер изменений в строении организмов при переходе к паразитизму
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| Фронтальный опрос
|
|
23
| 4.Практическая работа № 5 «Выявление ароморфозов у растений»
|
| Выполнение практической работы
| Приводить примеры ароморфозов у растений
Характеризовать ароморфозы у растений
| Выполнение практической работы
Вопрос 4 с.86
|
|
24
| 5.Лабораторная работа № 4 «Выявление идиоадаптаций у растений»
|
| Выполнение лабораторной
работы
| Приводить примеры и описывать идиоадаптации у растений
Объяснять значение идиоадаптаций
| Задания со свободным ответом по выбору учителя,
Гербарий, комнатные растения
|
|
25
| 6.Практическая работа № 6 «Выявление ароморфозов у животных»
|
| Доклад
Выполнение практической работы
| Приводить примеры ароморфозов у животных
Характеризовать ароморфозы у животных
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
26
| 7.Лабораторная работа № 5 «Выявление идиоадаптаций у животных»
|
| Доклад
Выполнение лаб.работы
| Приводить примеры и описывать идиоадаптации у животных
Объяснять значение идиоадаптаций у животных
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа содержания рисунков
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
27
| 8.Основные закономерности эволюции
|
| Беседа
Составление опорного конспекта
| Давать определения ключевым понятиям
Приводить примеры гомологов и аналогов
Отличать проявления дивергенции и конвергенции
Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции и дивергенции
| Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания»
|
|
28
| 9.Правила эволюции
|
| Лекция
Работа в тетради
| Давать определение ключевому понятию
Называть правила эволюции
Раскрывать сущность правил эволюции
Приводить доказательства необратимости эволюции
| Вопрос 4 с.95, вопрос 3 с.97
|
|
29
| 10.Обобщение по теме: «Основные закономерности эволюции»
|
| Доклады
дискуссия
| Сравнивать процессы дивергенции и конвергенции
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа содержания рисунков
| Фронтальный опрос
|
|
| Развитие органического мира
|
|
|
|
|
|
| Предпосылки возникновения жизни на Земле
| 2
|
|
|
|
|
30
| 1.Предпосылки возникновения жизни на Земле
|
| Лекция
Работа в тетради
| Иметь представление о многообразии теорий и гипотез на вопрос происхождения жизни
Знать основные этапы химической эволюции по теории Опарина
Характеризовать условия первичной атмосферы, первичного океана
Объяснять процессы, происходящие в этих средах и результаты этих процессов
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
31
| 2.Практическая работа № 7 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»
|
| Выполнение практической работы
| Сравнивать основные гипотезы происхождения жизни на Земле
Давать оценку основным гипотезам
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
| Основные черты эволюции животного и растительного мира
| 6
|
|
|
|
|
32
| 1.Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах
| 1
| Просмотр презентации
Составление сравнительной таблицы
| Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру
Объяснять значение для развития живой природы перехода от гаплоидности к диплоидности
Характеризовать развитие живых организмов а архее и протерозое
| Вопрос 3 с.107
Вопрос 2 с. 126
|
|
33
| 2.Развитие жизни в раннем палеозое
| 1
| Беседа
Продолжение заполнение таблицы
| Называть период появления наземных растений
Описывать климатические изменения в раннем палеозое
Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений
Характеризовать эволюцию животных в раннем палеозое
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| Устный опрос
|
|
34
| 3.Развитие жизни в позднем палеозое
| 1
| Работа с учебником
Продолжение заполнение таблицы
| Называть период появления наземных позвоночных животных
Описывать климатические измерения в позднем палеозое
Выделять эволюцион-ные преимущества пе-рехода растений к се-менному размножению.
Объяснять причины расцвета земноводных в каменноугольном периоде
Обосновывать причины появления голосемен-ных растений
Характеризовать эволюцию животных в позднем палеозое
| Ответы на вопросы
|
|
35
| 4.Развитие жизни в мезозое
| 1
| Работа с учебником
Продолжение заполнение таблицы
| Называть период возникновения цветковых растений.
Называть период возникновения млекопитающих и птиц.
Описывать климатические изменения в мезозое.
Выделять преимущества цветковых растений.
Характеризовать эволюцию животных в мезозое.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| Вопросы 2, 3 с.118
|
|
36
| 5.Развитие жизни в кайнозое
| 1
| Беседа
Работа с учебником
Продолжение заполнение таблицы
| Описывать климатические изменения в кайнозое.
Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения.
Характеризовать эволюцию животных в кайнозое.
Обосновывать причины господства цветковых растений
| тестирование
|
|
37
| 6.Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле».
| 1
| Защита рефератов
| Называть основные ароморфозы в эволюции животных и вымирания животных и растений.
Обосновывать причины возникновения и вымирания живых организмов.
Характеризовать основные направления эволюции растений на Земле
| Вопросы со свободным ответом по выбору учителя
|
|
38
| Итоговая работа за 1 полугодие.
| 1
|
|
|
|
|
| Происхождение и эволюция человека
|
|
|
|
|
|
| Доказательства происхождения человека от животных
| 2
|
|
|
|
|
39
| 1.Развитие представлений о происхождении человека.
|
| Лекция
Работа в тетради
| Сравнивать религиозные и материалистические взгляды на происхождение человека.
Называть научные гипотезы происхождения человека.
| Вопросы со свободным ответом по выбору учителя
|
|
40
| 2.Положение человека в системе животного мира
|
| Составление опорного конспекта
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие.
Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.
Сравнивать человека и человекообразных обезьян.
Характеризовать систематическое положение человека.
| Вопрос 1-2 с. 132
|
|
| Эволюция человека
| 6
|
|
|
|
|
41
| 1.Эволюция приматов
|
| Беседа
Составление сравнительной характеристики
| Называть группу млекопитающих, от которых произошёл отряд Приматы.
Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением.
Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный.
Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.
* Объяснять, почему не все группы австралопитеков можно считать предками человека.
| Ответы на вопросы
|
|
42
| 2.Стадии эволюции человека. Древнейшие люди
|
| Беседа
Просмотр презентаций
Работа в тетрадях
| Называть представителей древнейших людей.
Описывать образ жизни древнейших людей.
Характеризовать прогрессивные черты эволюции древнейших людей.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
| Фронтальный опрос
|
|
43
| 3.Стадии эволюции человека. Древние люди
|
| Беседа
Просмотр презентаций
| Описывать образ жизни неандертальцев.
Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| тестирование
|
|
44
| 4.Стадии эволюции человека. Первые современные люди
|
| Беседа
Просмотр презентаций
дискуссия
| Давать определение ключевому понятию.
Описывать образ жизни кроманьонцев.
Выделять ведущие факторы, по мнению Ф. Энгельса, в эволюции современного человека.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
Вопрос 4 с. 145
|
|
45
| 5.Факторы эволюции современного человека.
|
| Просмотр презентации
Обсуждение-дискуссия
| Называть основные факторы эволюции современного человека.
Характеризовать роль генетической и социальной наследственности в эволюции человека.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
46
| 6.Обобщение по теме: «Происхождение человека»
|
| Выполнение практической работы № 9 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения происхождения человека»,
| Характеризовать влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Доказывать, что человек – биологическое и социальное существо.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
| тестирование
|
|
| Человеческие расы и их происхождение
| 3
|
|
|
|
|
47
| 1.Современный этап в эволюции человека
|
| Лекция
Работа в тетради
| Называть основные расы внутри вида Человек разумный.
Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.
Характеризовать современный этап эволюции человека
| Вопросы 3, 5 с.143
|
|
48
49
| 2.Практическая работа № 8 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»
Расизм.
|
| Выполнение практической работы
| Давать определение ключевому понятию.
Приводить факты, доказывающие ложность расизма.
Объяснять причины единства человеческих рас.
Обосновывать механизм формирования человеческих рас.
| Биологические задачи
|
|
| Основы экологии и учение о биосфере
|
|
|
|
|
|
| Понятие биосфере
| 6
|
|
|
|
|
50
| 1.Экология как наука.
|
| Беседа
Составление опорного конспекта
| Давать определение ключевому понятию.
Называть основные задачи экологии.
Характеризовать основные методы экологических исследований.
Обосновывать роль современной экологии в системе биологических наук.
Приводить примеры современных глобальных экологических проблем
| Задания со свободным ответом по выбору
|
|
51
| 2.Биосфера – живая оболочка планеты
|
| Работа с учебником
Сравнительная характеристика
| Давать определения ключевым понятиям.
Описывать компоненты биосферы.
Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере
| Вопрос 3 с. 163
|
|
52
| 3.Структура биосферы.
|
| Беседа
Заполнение таблицы
| Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры проявления функций живого вещества.
Характеризовать компоненты биосферы
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
53
| 4.Круговорот веществ в природе
|
| Беседа
Просмотр презентации
дискуссия
| Описывать круговорот воды в природе.
Объяснять роль живых организмов в круговороте воды.
Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот воды.
| Вопрос 2 с.160
Вопросы 1, 2 с. 163
|
|
54
| 5.Практическая работа № 9 «Составление схем круговоротов».
|
| Беседа
Просмотр презентации
Работа в тетради
| Описывать круговорот углерода.
Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода.
Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода
| Вопрос 1, 2 с.163
|
|
55
| 6.Круговорот фосфора, серы, азота.
|
| Беседа
Просмотр презентации
Обсуждение проблемы
| Описывать круговорот серы и фосфора.
Объяснять роль живых организмов в круговороте фосфора и серы.
Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот фосфора и серы.
| Вопрос 1, 2 с. 163
Вопрос 6, 7 с. 160
|
|
| Жизнь в сообществах
| 4
|
|
|
|
|
56
| 1.История формирования сообществ живых организмов
|
| Беседа
Составление хронологической таблицы
| Давать определение ключевому понятию.
Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных
| Ответы на вопросы
|
|
57
| 2.Основные биомы суши
|
| Работа с учебником
Составление опорного конспекта
| Описывать биомы суши палеоарктической области.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| Фронтальный опрос
|
|
58
| 3.Лабораторная работы № 6 «Описание экосистемы своей местности».
|
| Выполнение лабораторной работы
| Описывать биомы Ульяновской области.
Объяснять влияние климатических условий.
Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий
| Устный
|
|
59
| 4.Обобщение по теме: «Основные биомы суши»
|
| Беседа
дискуссия
| Характеризовать биомы суши различных биогеографических областей.
| тестирование
|
|
| Взаимоотношения организма и среды
| 19
|
|
|
|
|
60
| 1.Структура естественных сообществ
|
| Беседа
Работа в тетради
| Давать определения ключевым понятиям.
Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях.
Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза.
| Решение биологических задач
|
|
61
| 2. Факторы среды.
|
| Беседа
Составление
Сравнительной таблицы
| Давать определения ключевым понятиям.
Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| Вопрос 1,2 на с.192 учебника
|
|
62
| 3.Абиотические факторы. Свет, температура.
|
| Беседа
Продолжение заполнение таблицы
| Давать определение ключевому понятию.
Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| тестирование
|
|
63
| 4.Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение.
|
| Беседа
Работа с учебником
Продолжение заполнение таблицы
| Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги.
Характеризовать вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
| Вопросы 4, 5 на с.193 учебника
|
|
64
| 5.Интенсивность действия фактора
|
| Составление опорного конспекта
| Давать определение ключевому понятию.
Называть типы изменений факторов среды.
Характеризовать интенсивность действия абиотических факторов.
| Фронтальный опрос
|
|
65
| 6.Взаимодействие факторов
|
| Беседа
Просмотр презентации
| Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов.
Объяснять проявление правила Либиха.
| Вопросы на с. 198 «Вопросы для обсуждения» учебника
|
|
66
| 7.Биотические факторы среды
|
| Лекция
Работа в тетради
| Давать определение ключевым понятиям.
Приводить примеры видового многообразия биоценозов.
Описывать пространственную структуру сообщества и его видовое разнообразие.
Характеризовать биотические факторы среды
| Решение биологических задач
|
|
67
| 8.Формы взаимоотношений организмов.
|
|
|
|
|
|
68
| 9.Лабораторная работа № 7 «Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов».
|
| Выполнение лабораторной работы
| Приводить примеры приспособленности растений и животных к абиотическим и биотическим факторам.
Характеризовать интенсивность действия экологических факторов
| Выборочный опрос
|
|
69
| 10.Цепи питания. Правила экологических пирамид
|
| Беседа
Просмотр презентации
обсуждение темы
| Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания.
Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.
Описывать пищевые цепи.
Объяснять проявление правила пирамиды биомассы.
| Составление цепей питания
|
|
70
| 11.Практическая работа № 10 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)».
|
| Выполнение практической работы
| Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ.
Различать виды пищевых цепей.
Решать биологические задачи по теме «Устойчи-вость биогеоценозов»
| Карточки с заданиями для каждой группы
|
|
71
| 12.Саморегуляция экосистем
|
| Беседа
Составления конспекта по теме
| Давать определения ключевым понятиям.
Выделять существенные и несущественные компоненты экосистемы.
Объяснять механизм саморегуляции.
Обосновывать причины нарушения устойчивости экосистемы.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
72
| 13.Смена экосистем
|
| Работа с учебником
Работа с тетрадью
| Давать определения ключевым понятиям.
Описывать механизм сукцессии.
Объяснять причины смены экосистем.
| тест
|
|
73
| 14.Практическая работа № 11 «Решение экологических задач».
|
| Решение задач
| Составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме.
Анализировать схему действия экологического фактора.
Обосновывать возникновение устойчивой системы пищевых цепей в природе
| Задание со свободным ответом по выбору учителя
|
|
74
| 15.Агроэкосистемы
|
| Беседа
Просмотр презентации
обсуждение
| Давать определение ключевому понятию.
Приводить примеры агроценозов.
Выделять отличия агроценоза от биоценоза.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
75
| 16.Практическая работа № 12 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем».
|
| Выполнение практической работы
| Выделять особенности агроэкосистем.
Сравнивать агроэкосистемы и естественные экосистемы.
| Вопросы на с.209 «Вопросы для обсуждения» учебника
|
|
76
| 17.Лабораторная работа № 8 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».
|
| Выполнение лабораторной работы
| Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы
| Выборочный опрос
|
|
77
| 18.Лабораторная работа № 9 «Изучение экосистемы сквера своего города».
|
| Выполнение лабораторной работы
| Выделять особенности агроэкосистем на примере городского сквера.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы
| Фронтальный опрос
|
|
78
| 19.Лабораторная работа № 10 «Изучение антропогенного влияния на природные экосистемы своего города».
|
| Выполнение лабораторной работы
| Выделять черты влияния деятельности человека на экосистемы.
Выявлять причины влияния.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы
| тестирование
|
|
| Биосфера и человек
|
|
|
|
|
|
| Взаимосвязь природы и общества.
Охрана природы
| 9
|
|
|
|
|
79
| 1.Воздействие человека на природу в процессе становления общества.
|
| Беседа
дискуссия
| Давать определения ключевым понятиям.
Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.
Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским
| Вопрос 1, 3 на с. 238-239 «Вопросы для повторения» учебника
|
|
80
| 2.Природные ресурсы и их использование.
|
| Работа с учебником
Записи в тетради
| Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры природных ресурсов различных групп
| Вопросы 3 – 5 на с.242 «Вопросы для повторения» учебника
|
|
81
82
83
| 3. Загрязнения атмосферы.
4. Загрязнения гидросферы.
5. Загрязнения литосферы.
|
| Просмотр презентации
Обсуждение проблемы
| Давать определение ключевому понятию
Описывать влияние загрязнения воздуха, природных вод на биоценоз.
Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод, почвы.
Приводить примеры истощения водных ресурсов.
Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений.
| Фронтальный опрос
|
|
84
| 6.Влияние человека на растительный и животный мир.
|
| Беседа
Дискуссия
| Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения.
Объяснять последствия уничтожения лесов.
Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона.
Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли
| Задания со свободным ответом по выбору учителя.
|
|
85
| 7.Радиоактивное загрязнение биосферы.
|
| Беседа
доклад
| Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы.
Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения
| Задания со свободным ответом по выбору учителя.
|
|
86
87
| 8.Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
9.Л.Р №11
«Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности».
|
| Выполнение лаборатоной работы № 11 «Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности»
| Давать определение ключевому понятию.
Формулировать принципы рационального природопользования.
Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны.
Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы
| Фронтальный опрос
|
|
88
| Итоговая работа за курс 11 класса.
| 1
|
|
|
| Бионика
| 1
|
|
|
|
|
|
89
| Бионика как научное обоснование использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники
| 1
| Лекция
Составление в тетради опорного конспекта
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемых человеком в строительстве, промышленности.
Приводить примеры эхолокации и электролокации.
Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса.
Обосновывать использование в строительстве принципов организации живых организмов.
Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
Итоговая контрольная работа №4
|
|
90- 96
| Повторение по курсу:
1. Дарвинизм.
2. Возникновение жизни на Земле.
3. Происхождение человека.
4. Биосфера.
5. Жизнь в сообществах.
6. Загрязнения среды
7. Интересные факты в области биологии.
|
|
|
|
|
|