№ п\п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Характер деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Планируемые результаты освоения материала
| Виды контроля
| Дата
|
|
По плану
| Фактически
|
|
1
| ЭЭ Эволюционное учение
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1
| Развитие
представлений об эволюции живой природы
| 4
|
|
|
|
|
|
|
1.
| В1 1.Введение. Учение
об эволюции
органического мира.
|
| Лекция.
Беседа.
| Объяснять сущность эволюционных преобразований.
|
|
|
|
|
2.
| 2. История развития представлений
о развитии жизни
на Земле.
|
| Доклад.
Работа с учебником.
Записи в тетради.
| Давать определение ключевому понятию – креационизм.
Описывать представления о живой природе в древнем мире
Отличать научную точку зрения от ненаучной.
Характеризовать научные представления об эволюции живой природы.
| Устный опрос
|
|
|
|
3.
| 3. 3. Система
органической
природы К. Линнея
|
| Составление опорного конспекта.
| Определять характер мировоззрения К. Линнея.
Характеризовать значение работ К. Линнея
| Вопрос 2 с.18 учебника
|
|
|
|
4.
| 4. Развитие
эволюционных идей Ж.Б.Ламарка
|
| Лекция
Записи в тетради.
| Давать определение ключевому понятию.
Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка.
Характеризовать значение эволюционного учения Ламарка.
Давать оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка
| Вопрос 4 с 20 учебника, карточка-задание №1 с.8 (3)
|
|
|
|
1.2
| Дарвинизм
| 4
|
|
|
|
|
|
|
5
| 1.Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина.
|
| Работа с тетрадью и учебником.
| Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч.Дарвина.
Выделять предпосылки эволюционной теории.
Характеризовать естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов
| Вопросы 1 – 3 с.25 учебника
|
|
|
|
6
| 2. Учение
Ч. Дарвина об
искусственном
отборе.
|
|
| Давать определение ключевому понятию.
|
|
|
|
|
7
| 3. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование.
|
| Беседа
Составление сравнительной таблицы.
| Давать определение ключевому понятию.
Называть формы борьбы за существование.
Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование.
Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии.
Объяснять причины борьбы за существование
| Вопрос 2-3 с.39
|
|
|
|
8
| 4. Практическая
Работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».
|
|
| Сравнивать определения ключевых понятий.
Давать сравнительную характеристику естественному и искусственному отборам.
* Сравнивать формы искусственного отбора
| Фронтальный опрос
|
|
|
|
| Развитие
эволюционной
теории в последарвиновский период
|
|
|
|
|
|
|
|
| Синтетическая
теория эволюции. Микроэволюция
| 4
|
|
|
|
|
|
|
9
| 1.Эволюционная роль мутаций.
Лабораторная
работа №1.
|
| Беседа
Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
| Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым.
Характеризовать эволюционную роль мутаций.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.
| Вопрос 1 с.45, вопрос 2 с 50,
|
|
|
|
10
| 2. Формы
естественного
отбора.
Практическая
работа
№2 «Сравнение
процессов
движущего и стабилизирующего отборов».
|
| Беседа
Заполнить в тетрадях табл. и сделать выводы.
| Характеризовать формы естественного отбора.
Обосновывать действие на популяции форм естественного отбора.
Выделять критерии для сравнения.
Сравнивать формы естественного отбора.
| Фронтальный опрос
|
|
|
|
11
| 3.Вид, критерии вида.
Лабораторная
работа №2
|
| Беседа
Выполнение лаборатоной работы№2 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию».
| Давать определение ключевому понятию.
Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида.
Доказывать, что вид объективно существует в природе.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы и наблюдений за биологическими объектами.
| Биологические задачи
|
|
|
|
12
| 4. Видоообразование.
Практическая
работа №3
«Сравнение процессов экологического и географического видообразования»
|
| Составление сравнительной таблицы.
| Давать определение ключевому понятию.
Определять последовательность этапов экологического и географического видообразования.
Выделять критерии для сравнения.
Сравнивать способы видообразования.
| Вопросы со свободным ответом по выбору
|
|
|
|
| Основные
закономерности
эволюции.
Макроэволюция
| 8
|
|
|
|
|
|
|
13
| 1. Направления
эволюции.
|
| Беседа
Выполнения практической работы № 4 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции».
| Давать определения ключевым понятиям.
Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий.
Характеризовать основные направления органической эволюции.
Сравнивать процессы микроэволюции и макроэволюции.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
|
|
14
| 2. Пути достижения биологического
прогресса.
|
| Работа с учебником.
Составление конспекта.
| Давать определения ключевым понятиям.
Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций
Различать понятия морфофизиологический прогресс и биологический прогресс.
Характеризовать основные пути эволюции.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из
различных источников.
| Вопросы на с.86
|
|
|
|
|
|
|
15
| 3. Практическая
работа № 4 «Сравнительная характеристика
путей и направлений эволюции».
|
| Выполнение практической работы.
| Выделять отличительные особенности основных направлений эволюции.
Объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции.
Обосновывать характер изменений в строении организмов при переходе к паразитизму.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
| Фронтальный опрос
|
|
|
|
16
| 4. Практическая
работа№ 5
«Выявление ароморфозов
у растений».
|
| Выполнение практической работы.
| Приводить примеры ароморфозов у растений.
Характеризовать ароморфозы у растений.
| Выполнение практической работы
Вопрос 4 с.86
|
|
|
|
17
| 5. Лабораторная
работа № 3
«Выявление идиоадаптаций
у растений».
|
| Выполнение лабораторной
работы.
| Приводить примеры и описывать идиоадаптации у растений.
Объяснять значение идиоадаптаций.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя,
Гербарий, комнатные растения
|
|
|
|
18
| 6. Практическая
работа№ 6
«Выявление
ароморфозов
у животных».
|
| Доклад
Выполнение практической работы.
| Приводить примеры ароморфозов у животных.
Характеризовать ароморфозы у животных.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
|
|
19
| 7. Лабораторная
работа№ 4
«Выявление идиоадаптаций у животных».
|
| Доклад
Выполнение лаб.работы.
| Приводить примеры и описывать идиоадаптации у животных.
Объяснять значение идиоадаптаций у животных.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа содержания рисунков.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
|
|
20
| 8.Основные
закономерности
эволюции.
|
| Беседа
Составление опорного конспекта.
| Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры гомологов и аналогов.
Отличать проявления дивергенции и конвергенции.
Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции и дивергенции.
| Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания»
|
|
|
|
| Развитие
органического мира
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предпосылки возникновения
жизни на Земле
| 2
|
|
|
|
|
|
|
21
| Предпосылки возникновения
жизни на Земле
|
| Лекция
Работа в тетради.
| Иметь представление о многообразии теорий и гипотез на вопрос происхождения жизни.
Знать основные этапы химической эволюции по теории Опарина.
Характеризовать условия первичной атмосферы, первичного океана.
Объяснять процессы, происходящие в этих средах и результаты этих процессов.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
|
|
22
| Практическая
работа № 7
«Анализ и оценка различных гипотез возникновения
жизни на Земле».
|
| Выполнение практической работы.
| Сравнивать основные гипотезы происхождения жизни на Земле.
Давать оценку основным гипотезам.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
|
|
| Основные черты эволюции
животного и растительного мира.
| 4
|
|
|
|
|
|
|
23
| Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.
|
| Просмотр презентации.
Составление сравнительной таблицы
| Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру.
Объяснять значение для развития живой природы перехода от гаплоидности к диплоидности.
Характеризовать развитие живых организмов а архее и протерозое.
| Вопрос 3 с.107
Вопрос 2 с. 126
|
|
|
|
24
25
26
| 2. Развитие жизни
в палеозое.
3.Развитие жизни в
мезозойской и
кайнозойской эрах.
4.Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле».
|
| Беседа.
Работа с учебником.
Продолжение заполнение таблицы.
| Описывать климатические изменения в кайнозое.
Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения.
Характеризовать эволюцию животных в кайнозое.
Обосновывать причины господства цветковых растений
| тестирование
|
|
|
|
| Происхождение и эволюция человека
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доказательства происхождения человека от животных
| 1
|
|
|
|
|
|
|
27
| 1.Положение
человека
в системе животного
мира.
|
| Составление опорного конспекта.
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие.
Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.
Сравнивать человека и человекообразных обезьян.
Характеризовать систематическое положение человека.
| Вопрос 1-2 с. 132
|
|
|
|
| Эволюция человека
| 4
|
|
|
|
|
|
|
28
| 1. Эволюция
приматов.
|
| Беседа.
Составление сравнительной характеристики.
| Называть группу млекопитающих, от которых произошёл отряд Приматы.
Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением.
Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный.
Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.
* Объяснять, почему не все группы австралопитеков можно считать предками человека.
| Ответы на вопросы
|
|
|
|
29
| Стадии эволюции
человека.
Древнейшие люди, Древние люди.
|
| Беседа
Просмотр презентаций.
Работа в тетрадях.
| Называть представителей древнейших людей.
Описывать образ жизни древнейших людей.
Характеризовать прогрессивные черты эволюции древнейших людей.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
| Фронтальный опрос
|
|
|
|
30
| Стадии эволюции
человека. Первые современные люди
|
| Беседа.
Просмотр презентаций,
Дискуссия.
| Давать определение ключевому понятию.
Описывать образ жизни кроманьонцев.
Выделять ведущие факторы, по мнению Ф. Энгельса, в эволюции современного человека.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
Вопрос 4 с. 145
|
|
|
|
31
32
| 4.Факторы эволюции современного
человека.
Итоговая работа за 1 полугодие.
|
| Просмотр презентации.
Обсуждение-дискуссия.
| Называть основные факторы эволюции современного человека.
Характеризовать роль генетической и социальной наследственности в эволюции человека.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
|
|
| Человеческие расы
и их происхождение.
| 2
|
|
|
|
|
|
|
33
| 1.Современный
этап в эволюции
человека.
|
| Лекция.
Работа в тетради.
| Называть основные расы внутри вида Человек разумный.
Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.
Характеризовать современный этап эволюции человека
| Вопросы 3, 5 с.143
|
|
|
|
34
| 2. Практическая
работа
№ 8 «Анализ и
оценка различных
гипотез
формирования человеческих рас».
|
| Выполнение практической работы.
| Давать определение ключевому понятию.
Приводить факты, доказывающие ложность расизма.
Объяснять причины единства человеческих рас.
Обосновывать механизм формирования человеческих рас.
| Биологические задачи
|
|
|
|
2
| Основы экологии и учение о биосфере
|
|
|
|
|
|
|
|
| Понятие о биосфере
| 4
|
|
|
|
|
|
|
35
| 1.Экология как наука.
|
| Беседа.
Составление опорного конспекта.
| Давать определение ключевому понятию.
Называть основные задачи экологии.
Характеризовать основные методы экологических исследований.
Обосновывать роль современной экологии в системе биологических наук.
Приводить примеры современных глобальных экологических проблем
| Задания со свободным ответом по выбору
|
|
|
|
36
| 2. Структура
биосферы. Живые организмы.
|
| Беседа
Заполнение таблицы
| Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры проявления функций живого вещества.
Характеризовать компоненты биосферы
| Задания со свободным ответом по выбору учителя
|
|
|
|
37
| 3.Круговорот веществ в природе.
|
| Беседа
Просмотр презентации
Работа в тетради
| Описывать круговорот углерода.
Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода.
Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода
| Вопрос 1, 2 с.163
|
|
|
|
38
| Практическая
работа № 9
«Составление
схем круговорота
веществ
(углерода, кислорода,
азота)».
|
| Выполнение практической работы.
| Составлять схемы круговорота вещества в природе.
Выделять отличительные особенности круговорота углерода и азота.
Объяснять необходимость знаний об особенностях биогенной миграции атомов
| Решение биологических задач
|
|
|
|
| Жизнь в
сообществах
| 3
|
|
|
|
|
|
|
39
| 1.История
формирования
сообществ живых организмов
|
| Беседа.
Составление хронологической таблицы.
| Давать определение ключевому понятию.
Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных
| Ответы на вопросы
|
|
|
|
40
| 2. Основные
биомы суши.
|
| Работа с учебником.
Составление опорного конспекта.
| Описывать биомы суши палеоарктической области.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| Фронтальный опрос
|
|
|
|
41
| Лабораторная
работы № 5
«Описание
биомы своей
местности».
|
| Выполнение лабораторной работы
| Описывать биомы Ульяновской области.
Объяснять влияние климатических условий.
Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий
| Устный
|
|
|
|
| Взаимоотношения организма и среды
| 10
|
|
|
|
|
|
|
42
| 1.Структура
естественных
сообществ
|
| Беседа
Работа в тетради
| Давать определения ключевым понятиям.
Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях.
Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза.
| Решение биологических задач
|
|
|
|
43
| 2.Агроэкосистемы.
|
| Беседа.
Просмотр презентации,
обсуждение
| Давать определение ключевому понятию.
Приводить примеры агроценозов.
Выделять отличия агроценоза от биоценоза.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
| Задания со свободным ответом по выбору учителя.
|
|
|
|
44
| 3. Практическая
работа № 10
«Сравнительная характеристика
экосистем и агроэкосистем».
|
| Выполнение практической работы.
| Выделять особенности агроэкосистем.
Сравнивать агроэкосистемы и естественные экосистемы.
|
|
|
|
|
45
| Цепи питания.
|
| Беседа.
Просмотр презентации,
обсуждение темы.
| Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания.
Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.
Описывать пищевые цепи.
Объяснять проявление правила пирамиды биомассы.
| Составление схем цепей питания.
|
|
|
|
46
| Практическая
работа № 11 «Составление
схем переноса
веществ
и энергии в экосистемах (пищевых цепей и
сетей)».
|
| Выполнение практической работы.
| Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ.
Различать виды пищевых цепей.
Решать биологические задачи по теме «Устойчивость биогеоценозов».
| Карточки с заданиями.
|
|
|
|
47
| .
Правила
экологической
пирамиды.
|
| Беседа.
Просмотр презентации.
Обсуждение темы.
| Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания.
Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.
Описывать пищевые цепи.
Объяснять проявление правила пирамиды биомассы.
| Составление цепей питания.
|
|
|
|
48
| Практическая
работа№ 12
«Решение
экологических
задач»
|
| Решение задач.
| Составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме.
Анализировать схему действия экологического фактора.
Обосновывать возникновение устойчивой системы пищевых цепей в природе.
| Составление цепей питания.
|
|
|
|
49
| 8.Факторы среды.
|
| Беседа.
Заполнение таблицы.
| Давать определение ключевому понятию.
Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| тестирование
|
|
|
|
50
| 9. Многообразие абиотических
факторов.
|
| Беседа
Работа с учебником
Продолжение заполнение таблицы
| Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги.
Характеризовать вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
| Вопросы 4, 5 на с.193 учебника
|
|
|
|
| Взаимоотношения
между организмами
| 2
|
|
|
|
|
|
|
52
| 1.Биотические
факторы
среды.
| 1
| Беседа
Просмотр презентации
Составление сравнительной таблицы
| Давать определение ключевому понятию.
Называть формы симбиоза и выделять их особенности.
Объяснять эволюционное значение симбиоза.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников
| Вопрос 1 – 3 с. 215 «Вопросы для повторения и задания»
|
|
|
|
53
| 2. Паразитизм.
Конкуренция.
|
| Просмотр презентации.
Обсуждение темы
Записи в тетради.
Доклады,
Дискуссия.
| Давать определение ключевому понятию.
Отличать хищничество от паразитизма.
Характеризовать проявление паразитизма.
Вопрос 1 на с.215, вопрос 2 на 232
Давать определение ключевому понятию.
Объяснять влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих видов.
Характеризовать проявление конкуренции
Вопрос 3 на с.232 «Вопросы для повторения и задания» учебника
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Биосфера и человек
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Взаимосвязь
природы и
общества. Биология охраны природы.
| 10
|
|
|
|
|
|
|
|
54
| 1. Воздействие
человека на природу в процессе становления общества.
|
| Беседа
дискуссия
| Давать определения ключевым понятиям.
Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.
Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским
Вопрос 1, 3 на с. 238-239 «Вопросы для повторения» учебника
|
|
|
|
|
55
| 2. Природные
ресурсы и их использование.
|
| Работа с учебником
Записи в тетради
| Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры природных ресурсов различных групп
Вопросы 3 – 5 на с.242 «Вопросы для повторения» учебника
|
|
|
|
|
56
| 3. Загрязнение
атмосферы.
|
| Просмотр презентации.
Обсуждение проблемы.
| Давать определение ключевому понятию
Описывать влияние загрязнения воздуха, природных вод на биоценоз.
Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод, почвы.
Приводить примеры истощения водных ресурсов.
Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных
сельскохозяйственных загрязнений.
Фронтальный опрос.
|
|
|
|
|
57
| 4. Загрязнение
пресных
вод.
|
|
|
|
|
|
|
58
59
| 5. Загрязнение
Мирового
океана.
6.Загрязнение почв.
|
| Просмотр презентации.
Обсуждение проблемы.
Просмотр презентации.
Обсуждение проблемы.
|
|
|
|
|
60
| 7. Влияние человека
на растительный и животный мир.
|
| Беседа.
Дискуссия.
| Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения.
Объяснять последствия уничтожения лесов.
Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона.
Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли
Задания со свободным ответом по выбору учителя.
|
|
|
|
|
61
| Радиоактивное
Загрязнение
биосферы.
|
| Беседа
доклад
| Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы.
Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения
Задания со свободным ответом по выбору учителя.
|
|
|
|
|
62
| Практическая
работа №13 « Анализ
и оценка
глобальных антропогенных изменений в
биосфере».
|
|
|
|
|
|
|
|
63
| Охрана природы и перспективы рационального природопользования.
Лабораторная
работа
№ 7
|
| Выполнение лабораторной работы «Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности»
| Давать определение ключевому понятию.
Формулировать принципы рационального природопользования.
Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны.
Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы
Фронтальный опрос
|
|
|
|
|
| Бионика
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
64
| Бионика как научное обоснование использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники
|
| Лекция
Составление в тетради опорного конспекта
| Давать определения ключевым понятиям.
Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемых человеком в строительстве, промышленности.
Приводить примеры эхолокации и электролокации.
Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса.
Обосновывать использование в строительстве принципов организации живых организмов.
Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии
Задания со свободным ответом по выбору учителя.
|
|
|
|
|
65
| Итоговая работа за
курс
11 класса.
|
| Тестовая часть.
| Итоговая контрольная работа.
| Тест
|
|
|
|