Главная страница

Протокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии



НазваниеПротокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии
страница2/5
Дата10.04.2016
Размер1.19 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5


Календарно - Тематическое планирование в 11а, 11в классе

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Характер деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля

Дата




По плану

Фактически




1

ЭЭ Эволюционное учение






















1.1

Развитие

представлений об эволюции живой природы

4



















1.

В1 1.Введение. Учение

об эволюции

органического мира.




Лекция.

Беседа.

Объяснять сущность эволюционных преобразований.













2.

2. История развития представлений

о развитии жизни

на Земле.




Доклад.

Работа с учебником.

Записи в тетради.

Давать определение ключевому понятию – креационизм.

Описывать представления о живой природе в древнем мире

Отличать научную точку зрения от ненаучной.

Характеризовать научные представления об эволюции живой природы.

Устный опрос










3.

3. 3. Система

органической

природы К. Линнея




Составление опорного конспекта.

Определять характер мировоззрения К. Линнея.

Характеризовать значение работ К. Линнея

Вопрос 2 с.18 учебника










4.

4. Развитие

эволюционных идей Ж.Б.Ламарка




Лекция

Записи в тетради.

Давать определение ключевому понятию.

Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка.

Характеризовать значение эволюционного учения Ламарка.

Давать оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка

Вопрос 4 с 20 учебника, карточка-задание №1 с.8 (3)










1.2

Дарвинизм

4



















5

1.Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина.




Работа с тетрадью и учебником.

Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч.Дарвина.

Выделять предпосылки эволюционной теории.

Характеризовать естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов

Вопросы 1 – 3 с.25 учебника










6

2. Учение

Ч. Дарвина об

искусственном

отборе.







Давать определение ключевому понятию.














7

3. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование.




Беседа

Составление сравнительной таблицы.

Давать определение ключевому понятию.

Называть формы борьбы за существование.

Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование.

Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии.

Объяснять причины борьбы за существование

Вопрос 2-3 с.39










8

4. Практическая

Работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».







Сравнивать определения ключевых понятий.

Давать сравнительную характеристику естественному и искусственному отборам.

* Сравнивать формы искусственного отбора

Фронтальный опрос













Развитие

эволюционной

теории в последарвиновский период

























Синтетическая

теория эволюции. Микроэволюция

4



















9

1.Эволюционная роль мутаций.

Лабораторная

работа №1.




Беседа

Лабораторная работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым.

Характеризовать эволюционную роль мутаций.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.

Вопрос 1 с.45, вопрос 2 с 50,










10

2. Формы

естественного

отбора.

Практическая

работа

2 «Сравнение

процессов

движущего и стабилизирующего отборов».




Беседа

Заполнить в тетрадях табл. и сделать выводы.


Характеризовать формы естественного отбора.

Обосновывать действие на популяции форм естественного отбора.

Выделять критерии для сравнения.

Сравнивать формы естественного отбора.

Фронтальный опрос










11

3.Вид, критерии вида.

Лабораторная

работа №2




Беседа

Выполнение лаборатоной работы№2 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию».

Давать определение ключевому понятию.

Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида.

Доказывать, что вид объективно существует в природе.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы и наблюдений за биологическими объектами.

Биологические задачи










12

4. Видоообразование.

Практическая

работа №3

«Сравнение процессов экологического и географического видообразования»




Составление сравнительной таблицы.

Давать определение ключевому понятию.

Определять последовательность этапов экологического и географического видообразования.

Выделять критерии для сравнения.

Сравнивать способы видообразования.


Вопросы со свободным ответом по выбору













Основные

закономерности

эволюции.

Макроэволюция

8



















13

1. Направления

эволюции.




Беседа

Выполнения практической работы № 4 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции».


Давать определения ключевым понятиям.

Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий.

Характеризовать основные направления органической эволюции.

Сравнивать процессы микроэволюции и макроэволюции.

Задания со свободным ответом по выбору учителя











14

2. Пути достижения биологического

прогресса.




Работа с учебником.

Составление конспекта.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций

Различать понятия морфофизиологический прогресс и биологический прогресс.

Характеризовать основные пути эволюции.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из

различных источников.

Вопросы на с.86



















15

3. Практическая

работа № 4 «Сравнительная характеристика

путей и направлений эволюции».




Выполнение практической работы.

Выделять отличительные особенности основных направлений эволюции.

Объяснять взаимосвязь главных направлений эволюции.

Обосновывать характер изменений в строении организмов при переходе к паразитизму.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Фронтальный опрос










16

4. Практическая

работа№ 5

«Выявление ароморфозов

у растений».




Выполнение практической работы.

Приводить примеры ароморфозов у растений.

Характеризовать ароморфозы у растений.

Выполнение практической работы

Вопрос 4 с.86










17

5. Лабораторная

работа № 3

«Выявление идиоадаптаций

у растений».




Выполнение лабораторной

работы.

Приводить примеры и описывать идиоадаптации у растений.

Объяснять значение идиоадаптаций.

Задания со свободным ответом по выбору учителя,

Гербарий, комнатные растения










18

6. Практическая

работа№ 6

«Выявление

ароморфозов

у животных».




Доклад

Выполнение практической работы.

Приводить примеры ароморфозов у животных.

Характеризовать ароморфозы у животных.

Задания со свободным ответом по выбору учителя










19

7. Лабораторная

работа№ 4

«Выявление идиоадаптаций у животных».




Доклад

Выполнение лаб.работы.

Приводить примеры и описывать идиоадаптации у животных.

Объяснять значение идиоадаптаций у животных.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа содержания рисунков.

Задания со свободным ответом по выбору учителя











20


8.Основные

закономерности

эволюции.





Беседа

Составление опорного конспекта.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры гомологов и аналогов.

Отличать проявления дивергенции и конвергенции.

Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции и дивергенции.

Вопросы 1-2 с.93 раздела «Вопросы для повторения и задания»













Развитие

органического мира

























Предпосылки возникновения

жизни на Земле

2



















21

  1. Предпосылки возникновения

жизни на Земле




Лекция

Работа в тетради.

Иметь представление о многообразии теорий и гипотез на вопрос происхождения жизни.

Знать основные этапы химической эволюции по теории Опарина.

Характеризовать условия первичной атмосферы, первичного океана.

Объяснять процессы, происходящие в этих средах и результаты этих процессов.

Задания со свободным ответом по выбору учителя










22

  1. Практическая

работа № 7

«Анализ и оценка различных гипотез возникновения

жизни на Земле».





Выполнение практической работы.

Сравнивать основные гипотезы происхождения жизни на Земле.

Давать оценку основным гипотезам.

Задания со свободным ответом по выбору учителя













Основные черты эволюции

животного и растительного мира.

4



















23


  1. Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.




Просмотр презентации.

Составление сравнительной таблицы

Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру.

Объяснять значение для развития живой природы перехода от гаплоидности к диплоидности.

Характеризовать развитие живых организмов а архее и протерозое.

Вопрос 3 с.107

Вопрос 2 с. 126










24

25

26

2. Развитие жизни

в палеозое.

3.Развитие жизни в

мезозойской и

кайнозойской эрах.

4.Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле».





Беседа.

Работа с учебником.

Продолжение заполнение таблицы.

Описывать климатические изменения в кайнозое.

Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения.

Характеризовать эволюцию животных в кайнозое.

Обосновывать причины господства цветковых растений

тестирование













Происхождение и эволюция человека

























Доказательства происхождения человека от животных

1



















27

1.Положение

человека

в системе животного

мира.




Составление опорного конспекта.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие.

Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.

Сравнивать человека и человекообразных обезьян.

Характеризовать систематическое положение человека.

Вопрос 1-2 с. 132














Эволюция человека

4



















28

1. Эволюция

приматов.




Беседа.

Составление сравнительной характеристики.

Называть группу млекопитающих, от которых произошёл отряд Приматы.

Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением.

Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный.

Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.

* Объяснять, почему не все группы австралопитеков можно считать предками человека.


Ответы на вопросы










29

  1. Стадии эволюции

человека.

Древнейшие люди, Древние люди.




Беседа

Просмотр презентаций.

Работа в тетрадях.

Называть представителей древнейших людей.

Описывать образ жизни древнейших людей.

Характеризовать прогрессивные черты эволюции древнейших людей.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Фронтальный опрос










30

  1. Стадии эволюции

человека. Первые современные люди




Беседа.

Просмотр презентаций,

Дискуссия.

Давать определение ключевому понятию.

Описывать образ жизни кроманьонцев.

Выделять ведущие факторы, по мнению Ф. Энгельса, в эволюции современного человека.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации

Задания со свободным ответом по выбору учителя

Вопрос 4 с. 145










31

32


4.Факторы эволюции современного

человека.

Итоговая работа за 1 полугодие.





Просмотр презентации.

Обсуждение-дискуссия.

Называть основные факторы эволюции современного человека.

Характеризовать роль генетической и социальной наследственности в эволюции человека.

Задания со свободным ответом по выбору учителя














Человеческие расы

и их происхождение.

2



















33

1.Современный

этап в эволюции

человека.




Лекция.

Работа в тетради.


Называть основные расы внутри вида Человек разумный.

Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.

Характеризовать современный этап эволюции человека

Вопросы 3, 5 с.143










34

2. Практическая

работа

8 «Анализ и

оценка различных

гипотез

формирования человеческих рас».




Выполнение практической работы.

Давать определение ключевому понятию.

Приводить факты, доказывающие ложность расизма.

Объяснять причины единства человеческих рас.

Обосновывать механизм формирования человеческих рас.

Биологические задачи










2

Основы экологии и учение о биосфере

























Понятие о биосфере

4



















35

1.Экология как наука.




Беседа.

Составление опорного конспекта.

Давать определение ключевому понятию.

Называть основные задачи экологии.

Характеризовать основные методы экологических исследований.

Обосновывать роль современной экологии в системе биологических наук.

Приводить примеры современных глобальных экологических проблем

Задания со свободным ответом по выбору










36

2. Структура

биосферы. Живые организмы.




Беседа

Заполнение таблицы

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры проявления функций живого вещества.

Характеризовать компоненты биосферы

Задания со свободным ответом по выбору учителя











37

3.Круговорот веществ в природе.




Беседа

Просмотр презентации

Работа в тетради

Описывать круговорот углерода.

Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода

Вопрос 1, 2 с.163










38

  1. Практическая

работа № 9

«Составление

схем круговорота

веществ

(углерода, кислорода,

азота)».




Выполнение практической работы.

Составлять схемы круговорота вещества в природе.

Выделять отличительные особенности круговорота углерода и азота.

Объяснять необходимость знаний об особенностях биогенной миграции атомов


Решение биологических задач













Жизнь в

сообществах

3



















39

1.История

формирования

сообществ живых организмов




Беседа.

Составление хронологической таблицы.

Давать определение ключевому понятию.

Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных

Ответы на вопросы










40

2. Основные

биомы суши.




Работа с учебником.

Составление опорного конспекта.

Описывать биомы суши палеоарктической области.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников


Фронтальный опрос










41

  1. Лабораторная

работы № 5

«Описание

биомы своей

местности».




Выполнение лабораторной работы

Описывать биомы Ульяновской области.

Объяснять влияние климатических условий.

Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий

Устный













Взаимоотношения организма и среды

10



















42

1.Структура

естественных

сообществ




Беседа

Работа в тетради

Давать определения ключевым понятиям.

Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях.

Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза.

Решение биологических задач










43

2.Агроэкосистемы.




Беседа.

Просмотр презентации,

обсуждение

Давать определение ключевому понятию.

Приводить примеры агроценозов.

Выделять отличия агроценоза от биоценоза.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.










44

3. Практическая

работа № 10

«Сравнительная характеристика

экосистем и агроэкосистем».




Выполнение практической работы.

Выделять особенности агроэкосистем.

Сравнивать агроэкосистемы и естественные экосистемы.














45

  1. Цепи питания.




Беседа.

Просмотр презентации,

обсуждение темы.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания.

Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.

Описывать пищевые цепи.

Объяснять проявление правила пирамиды биомассы.

Составление схем цепей питания.










46

  1. Практическая

работа № 11 «Составление

схем переноса

веществ

и энергии в экосистемах (пищевых цепей и

сетей)».





Выполнение практической работы.

Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ.

Различать виды пищевых цепей.

Решать биологические задачи по теме «Устойчивость биогеоценозов».

Карточки с заданиями.










47

.

  1. Правила

экологической

пирамиды.




Беседа.

Просмотр презентации.

Обсуждение темы.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания.

Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.

Описывать пищевые цепи.

Объяснять проявление правила пирамиды биомассы.

Составление цепей питания.










48

  1. Практическая

работа№ 12

«Решение

экологических

задач»




Решение задач.

Составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме.

Анализировать схему действия экологического фактора.

Обосновывать возникновение устойчивой системы пищевых цепей в природе.

Составление цепей питания.










49

8.Факторы среды.




Беседа.

Заполнение таблицы.

Давать определение ключевому понятию.

Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

тестирование










50

9. Многообразие абиотических

факторов.




Беседа

Работа с учебником

Продолжение заполнение таблицы

Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги.

Характеризовать вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Вопросы 4, 5 на с.193 учебника










51

10. Лабораторная

работа № 6

«Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов».




Беседа

Просмотр презентации

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов.

Объяснять проявление правила Либиха.

Вопросы на с. 198 «Вопросы для обсуждения» учебника













Взаимоотношения

между организмами

2



















52

1.Биотические

факторы

среды.

1

Беседа

Просмотр презентации

Составление сравнительной таблицы

Давать определение ключевому понятию.

Называть формы симбиоза и выделять их особенности.

Объяснять эволюционное значение симбиоза.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Вопрос 1 – 3 с. 215 «Вопросы для повторения и задания»










53


2. Паразитизм.

Конкуренция.




Просмотр презентации.

Обсуждение темы

Записи в тетради.

Доклады,

Дискуссия.

Давать определение ключевому понятию.

Отличать хищничество от паразитизма.

Характеризовать проявление паразитизма.

Вопрос 1 на с.215, вопрос 2 на 232

Давать определение ключевому понятию.

Объяснять влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих видов.

Характеризовать проявление конкуренции

Вопрос 3 на с.232 «Вопросы для повторения и задания» учебника




























Биосфера и человек































Взаимосвязь

природы и

общества. Биология охраны природы.


10






















54

1. Воздействие

человека на природу в процессе становления общества.




Беседа

дискуссия

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.

Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским

Вопрос 1, 3 на с. 238-239 «Вопросы для повторения» учебника













55

2. Природные

ресурсы и их использование.




Работа с учебником

Записи в тетради

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры природных ресурсов различных групп

Вопросы 3 – 5 на с.242 «Вопросы для повторения» учебника













56

3. Загрязнение

атмосферы.




Просмотр презентации.

Обсуждение проблемы.

Давать определение ключевому понятию

Описывать влияние загрязнения воздуха, природных вод на биоценоз.

Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод, почвы.

Приводить примеры истощения водных ресурсов.

Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных

сельскохозяйственных загрязнений.

Фронтальный опрос.













57

4. Загрязнение

пресных

вод.



















58

59

5. Загрязнение

Мирового

океана.

6.Загрязнение почв.




Просмотр презентации.

Обсуждение проблемы.

Просмотр презентации.

Обсуждение проблемы.













60

7. Влияние человека

на растительный и животный мир.




Беседа.

Дискуссия.

Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Объяснять последствия уничтожения лесов.

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона.

Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли

Задания со свободным ответом по выбору учителя.














61

  1. Радиоактивное

Загрязнение

биосферы.




Беседа

доклад

Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы.

Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения

Задания со свободным ответом по выбору учителя.














62

  1. Практическая

работа №13 « Анализ

и оценка

глобальных антропогенных изменений в

биосфере».






















63

  1. Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Лабораторная

работа

7




Выполнение лабораторной работы «Антропогенное влияние на экологическое состояние своей местности»

Давать определение ключевому понятию.

Формулировать принципы рационального природопользования.

Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны.

Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Фронтальный опрос
















Бионика

1






















64


Бионика как научное обоснование использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники




Лекция

Составление в тетради опорного конспекта

Давать определения ключевым понятиям.

Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемых человеком в строительстве, промышленности.

Приводить примеры эхолокации и электролокации.

Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса.

Обосновывать использование в строительстве принципов организации живых организмов.

Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии

Задания со свободным ответом по выбору учителя.













65

Итоговая работа за

курс

11 класса.




Тестовая часть.

Итоговая контрольная работа.

Тест









1   2   3   4   5