|
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная
масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание рабочей программы по учебному предмету химия для 8 класса В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение тем: Тема № 3 «Соединения химических элементов » до 17 вместо 16 часов, Тема № 4 «Изменения, происходящие с веществами» до 17 вместо 13 часов. Содержание учебного материала этой темы отрабатывается и используется в дальнейшем в практической деятельности учащихся при изучении других тем. Данные часы взяты из «Введения» - 1час, Темы № 1 «Атомы химических элементов» - 3 часа и Темы № 8 «Портретная галерея великих химиков» - 1 час. Цель данных изменений – лучшее усвоение учебного материала курса «Химия » 8 класса.
Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. Введение (5 ч.)
№
урока
п.п.
| №
урока в теме
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы ( знать )
|
Изучаемые вопросы( уметь )
| 1.
| 1.
| Предмет химии. Вещества и их превращения
| Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.
|
| 2.
| 2.
| Краткие сведения по истории развития химии. Знаки (символы) хим. элементов
| 3.
| 3.
| Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева
| 4.
| 4.
| Химические формулы. Относительная атомная масса.
| 5.
| 5.
| Относительная молекулярная масса
|
Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч.)
№
урока
п.п.
| №
урока в теме
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы ( знать )
|
Изучаемые вопросы( уметь )
| 6.
| 1.
| Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны
| Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
|
| 7.
| 2.
| Изотопы.
| 8.
| 3.
| Электроны. Схема строения атома
| 9.
| 4.
| Электронная формула атома
| 10
| 5.
| Электронно-графическая формула атома
| 11.
| 6.
| Периодическая таблица хим.элементов Д.И. Менделеева и строение атомов
| 12.
| 7.
| Ионы. Ионная химическая связь
| 13.
| 8.
| Ковалентная неполярная хим. связь
| 14.
| 9.
| Ковалентная полярная хим. связь
| 15.
| 10.
| Металлическая химическая связь
|
Тема 2. Простые вещества (9 ч.)
№
урока
п.п.
| №
урока в теме
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы ( знать )
|
Изучаемые вопросы( уметь )
| 16.
| 1.
| 1. Простые вещества – металлы
| Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем. Простые и сложные вещества.
|
| 17.
| 2.
| 2. Простые вещества – неметаллы
| 18.
| 3.
| 3. Аллотропия
| 19.
| 4.
| 4. Количество вещества. Молярная масса вещества
| 20.
| 5.
| 5. Молярная масса вещества. Закрепление.
| 21.
| 6.
| 6. Молярный объем газов
| 22.
| 7.
| 7. Молярный объем газов. Решение задач
| 23.
| 8.
| 8. Обобщение и систематизация знаний по теме
| 24.
| 9.
| 9. Контрольная работа № 1
|
Тема 3. Соединения химических элементов (17 ч.)
№
урока
п.п.
| №
урока в теме
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы ( знать )
|
Изучаемые вопросы( уметь )
| 25.
| 1.
| 1. Валентность. Определение валентности по формуле
| Понятие о валентности и степени окисления.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
|
| 26.
| 2.
| 2. Составление формул по валентности
| 27.
| 3.
| 3. Степень окисления
| 28.
| 4.
| 4. Бинарные состояния металлов и неметаллов, их номенклатура
| 29.
| 5.
| 5. Оксиды, летучие водородные соединения
| 30.
| 6.
| 6. Основания
| 31.
| 7.
| 7. Кислоты
| 32.
| 8.
| 8. Соли, как производные кислот и оснований
| 33.
| 9.
| 9. Соли, как производные кислот и оснований, закрепление
| 34.
| 10.
| 10. Классификация сложных веществ
| 35.
| 11.
| 11. Кристаллические решетки
| 36.
| 12.
| 12.Чистые вещества и смеси
| 37.
| 13.
| 13. Массовая доля компонентов смеси
| 38.
| 14.
| 14. Объемная доля компонентов смеси
| 39.
| 15.
| 15. Расчеты связанные с понятием «доля»
| 40.
| 16.
| 16. Обобщение и систематизация знаний по теме
| 41.
| 17.
| 17. Контрольная работа № 2
| Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (17 ч.)
№
урока
п.п.
| №
урока в теме
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы ( знать )
|
Изучаемые вопросы( уметь )
| 42
| 1.
| 1. Физические явления
| Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
|
| 43
| 2.
| 2. Химические реакции
| 44
| 3.
| 3. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
| 45
| 4.
| 4. Химические уравнения. Закрепление.
| 46
| 5.
| 5. Реакции разложения
| 47
| 6.
| 6. Реакции разложения. Закрепление.
| 48
| 7.
| 7. Реакции соединения
| 49
| 8.
| 8. Реакции соединения Закрепление.
| 50
| 9.
| 9. Реакции замещения
| 51
| 10.
| 10. Реакции замещения. Закрепление.
| 52
| 11.
| 11. Реакции обмена
| 53
| 12.
| 12. Реакции обмена. Закрепление.
| 54
| 13.
| 13. Расчеты по хим.уравнениям
| 55.
| 14.
| 14 Расчеты по хим.уравнениям, закрепление
| 56.
| 15.
| 15. Обобщение и систематизация знаний по теме
| 57.
| 16.
| 16. Обобщение и систематизация знаний по теме
| 58.
| 17.
| 17. Контрольная работа № 3
|
Тема 5. Практикум № 1 Простейшие операции с веществом (5 ч.)
№
урока
п.п.
| №
урока в теме
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы ( знать )
|
Изучаемые вопросы( уметь )
| 59.
| 1.
| 1. Правила техники безопасности при работе в хим.кабинете
| Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
| Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Получение газообразных веществ.
| 60.
| 2.
| 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой
| 61.
| 3.
| 3. Анализ почвы и воды
| 62.
| 4.
| 4. Признаки химических реакций
| 63.
| 5.
| 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
| Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (26 ч.)
№
урока
п.п.
| №
урока в теме
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы ( знать )
|
Изучаемые вопросы( уметь )
| 64.
| 1.
| 1. Растворение как физико-химический процесс
| Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
|
| 65.
| 2.
| 2. Растворимость. Типы растворов
| 66.
| 3.
| 3. Электролитическая диссоциация, основные положения
| 67.
| 4.
| 4. Диссоциация кислот, солей, оснований
| 68.
| 5.
| 5. Ионные уравнения реакций
| 69.
| 6.
| 6. Ионные уравнения реакций
| 70.
| 7.
| 7. Кислоты в свете ТЭД, их классификация
| 71.
| 8.
| 8. Кислоты в свете ТЭД, их свойства
| 72.
| 9.
| 9. Основания в свете ТЭД, их классификация
| 73.
| 10.
| 10. Основания в свете ТЭД, их свойства
| 74.
| 11.
| 11. Оксиды
| 75.
| 12.
| 12. Оксиды, закрепление
| 76.
| 13.
| 13. Соли в свете ТЭД, их классификация
| 77.
| 14.
| 14 Соли в свете ТЭД, их свойства
| 78.
| 15.
| 15. Генетическая связь между классами неорганических веществ
| 79.
| 16.
| 16. Обобщение и систематизация знаний по теме
| 80.
| 17.
| 17. Контрольная работа № 4
| 81.
| 18.
| 18. Классификация химических реакций
| 82.
| 19.
| 19. Окислительно-восстановительные реакции
| 83.
| 20.
| 20. Окислительно-восстановительные реакции, закрепление
| 84.
| 21.
| 21. Составление уравнений реакций методом электронного баланса
| 85.
| 22.
| 22. Составление уравнений реакций методом электронного баланса, закрепление
| 86.
| 23.
| 23. Свойства изученных классов веществ в свете ОВР
| 87.
| 24.
| 24. Обобщение и систематизация знаний по теме
| 88.
| 25.
| 25. Обобщение и систематизация знаний по теме
| 89.
| 26.
| 26. Контрольная работа № 5
|
|
|
|