|
Дополнительное образование и внеклассная деятельность по предмету осуществляется в объеме 10% от общего числа часов, что составляет 13 часов. Они будут посвящены проведению различных практик учащихся.
Виды общественно значимых
учебно-социальных практик:
практика проектной деятельности
практика применения методики «само»
практика профессиональных проб
экологическая практика
полевая практика
экскурсионная практика
практика самообразования
практика освоения научных методов познания
практика творческих мастерских
практика применения знаний основ ОБЖ
исследовательская практика
практика самопрезентации и/или презентации в коллективе
практика социально-значимого общения
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии 5 класса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. В итоге учащиеся должны знать:
• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
• принципы современной классификации живой природы;
• основные характеристики царств живой природы;
• клеточное строение живых организмов;
• основные свойства живых организмов;
• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения и описания природных объектов;
• составлять план простейшего исследования;
• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
• составлять цепи питания в природных сообществах;
• распознавать растения и животных Смоленской области, занесенных в Красные книги. Критерии оценивая ЗУН по биологии
Оценка устного ответа.
Оценка личностных результатов:
Самооценка результатов деятельности, своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении.
Способность оценивать свои поступки и действия других людей с точки зрения морали.
Сформированность внутренней позиции обучающегося.
Оценка метапредметных результатов;
Сформированность основных познавательных и регулятивных действий обучающихся;
Сформированность коммуникативных учебных действий.
Накопительная система оценки. Портфель достижений.
Подборка детских работ ( рисунки, письменные работы, оценочные листы, результаты стартовой диагностики, результаты тематического и итогового тестирования)
Отметка «5» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины;
для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
Отметка «4» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий;
ответ самостоятельный, с наводящими вопросами;
допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определение понятий недостаточно четкие;
не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
Отметка «2» ставится, если:
Оценка предметных результатов;
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты.
Отметка «5» ставится, если:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.
Отметка «4» ставится, если:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки);
в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.
Отметка «3» ставится, если:
правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Отметка «2» ставится, если:
самостоятельно не определена цель опыта;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка умений проводить наблюдения:
Отметка «5» ставится, если:
наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;
выделены существенные признаки;
логично, доступно оформлены результаты и выводы.
Отметка «4» ставится, если:
наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием;
при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.
Отметка «3» ставится, если:
допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений;
при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.
Отметка «2» ставится, если:
допущены 3-4 ошибки при проведении наблюдений;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены 3-4 ошибки в оформлении результатов
Календарно-тематическое планирование
Предмет – Биология
Класс - 5 д,е (пилотные по ФГОС)
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Используемый учебник – Биология 5 класс, Авторов Пономаревой И.Н., Николаева И.В., Корниловой О.А.
№дата/месяц
| Темы урока
| Дом. задание
|
1. с
2. с
3. с
4. с
5. о
6. о
7. о
8. о
| Глава 1. Биология – наука о живом мире
Наука о живой природе
Свойство живого
Методы изучения природы
Увеличительные приборы
Строение клетки. Ткани
Химический состав клетки
Процессы жизнедеятельности клетки
Урок обобщения по разделу
|
П.1
П.2
П.3
П.4
П.5
П.6
П.7
Записи в тетради
|
9. н
10. н
11. н
12. д
13. д
14. д
15. д
16. я
17. я 18. ф
| Глава 2. Многообразие живых организмов
Царства живой природы
Бактерии
Значение бактерий
Растения
Животные
Грибы
Многообразие грибов
Лишайники
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Урок обобщения по теме
|
П.8
П.9
П.10
П.11
П.12
П.13
П.14
П.15
П.16 Записи в тетради
|
19.ф
20.ф
21.ф
22.м
23.м
24.м
25.а
26.а
| Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля
Среды жизни
Экологические факторы
Приспособленность оргнанизмов
Природные сообщества
Природные зоны России
Жизнь организмов на разных материках
Жизнь организмов в морях и океанах
Урок обобщения по теме
|
П.17
П. 18
П.19
П. 20
П.21
П.22
П.23
Записи в тетради
|
27.а
28.а
29.м
30.м
31.м
32-34
| Глава 4. Человек на планете Земля
Как появился человек на Земле
Как человек изменял природу
Важность охраны живого мира планеты
Сохраним богатство живого мира
Урок обобщения по теме
Резервные уроки
|
П.24
П.25
П.26
П.27
Записи в тетради
|
ТСО
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках биологии, относятся компьютер, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Приведу примеры работ при использовании компьютера:
– поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
– создание текста доклада;
– фотографирование макро- и микроскопических объектов;
– обработка данных проведенных опытов и биологических исследований;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют инструментальные знания (например, умение работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках биологии широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).
календарно-тематическое планирование Предмет – Биология
Класс - 5 д,е (пилотные по ФГОС)
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Используемый учебник – Биология 5 класс, Авторов Пономаревой И.Н., Николаева И.В., Корниловой О.А.
№дата/месяц
| Темы урока
| Дом. задание
|
1. с
2. с
3. с
4. с
5. о
6. о
7. о
8. о
| Глава 1. Биология – наука о живом мире
Наука о живой природе
Свойство живого
Методы изучения природы
Увеличительные приборы
Строение клетки. Ткани
Химический состав клетки
Процессы жизнедеятельности клетки
Урок обобщения по разделу
|
П.1
П.2
П.3
П.4
П.5
П.6
П.7
Записи в тетради
|
9. н
10. н
11. н
12. д
13. д
14. д
15. д
16. я
17. я 18. ф
| Глава 2. Многообразие живых организмов
Царства живой природы
Бактерии
Значение бактерий
Растения
Животные
Грибы
Многообразие грибов
Лишайники
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Урок обобщения по теме
|
П.8
П.9
П.10
П.11
П.12
П.13
П.14
П.15
П.16 Записи в тетради
|
19.ф
20.ф
21.ф
22.м
23.м
24.м
25.а
26.а
| Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля
Среды жизни
Экологические факторы
Приспособленность оргнанизмов
Природные сообщества
Природные зоны России
Жизнь организмов на разных материках
Жизнь организмов в морях и океанах
Урок обобщения по теме
|
П.17
П. 18
П.19
П. 20
П.21
П.22
П.23
Записи в тетради
|
27.а
28.а
29.м
30.м
31.м
32-34
| Глава 4. Человек на планете Земля
Как появился человек на Земле
Как человек изменял природу
Важность охраны живого мира планеты
Сохраним богатство живого мира
Урок обобщения по теме
Резервные уроки
|
П.24
П.25
П.26
П.27
Записи в тетради
|
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
· многообразие и эволюция органического мира;
· биологическая природа и социальная сущность человека;
· уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Рабочая программа по биологии (ФГОС)
5 класс
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.
Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Содержание программы
Введение (2 ч)
Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.
Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).
Персоналии: Жан Анри Фабр.
|
|
|