|
Протокол № от 201 г. «Согласовано» Заместитель директора мбоу «сош №33»
МБОУ средняя общеобразовательная школа №33 г. Смоленска
«Рассмотрено»
Руководитель кафедры
_____/_______________/
ФИО
Протокол № ___ от «__» _______201___г.
| «Согласовано»
Заместитель директора МБОУ «СОШ № 33»
______________________/
ФИО
«__»____________201___г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 33»
______/______________/
ФИО
Приказ № _____ от «__»_______201___г.
| Рабочая учебная программа по учебному предмету «Биология»
(5 е,д пилотные по ФГОС классы)
Учитель-составитель:
Куришкина Л.А., учитель высшей категории
2012 - 2013 учебный год
Структура рабочей образовательной программы по биологии для 5 пилотных классов
Пояснительная записка
Содержание учебного материала предмета «Биология»
Требования к результатам обучения учащихся
Календарно-тематическое планирование
УМК и дополнительная литература по курсу, ТСО
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Используемый УМК «Биология» 5 класс Авторов Пономаревой И.Н., Николаева И.В., Корниловой О.А., М, «Вентана-Граф», 2012 г.
Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества. Однако авторитет биологии в школе, к сожалению, оказывается невелик (недаром слово «ботаник» используется в уничижительном плане). Анализ состояния преподавания биологии свидетельствует, что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Часто ответы в учебниках на вопрос «Как?» преобладают над ответами «Почему?», изучение теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, строение живых организмов описывается отдельно от их функционирования и т.п.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы развивающего образования.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
В соответствии с целями современного образования, программой развития ОУ «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы», изучение биологии должно способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
Изложенные основные направления развития учащихся средствами предмета «Биология» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность биологического образования в основной школе.
1) Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества. Жизнь – самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляется в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.
2) Формирование представления о природе как развивающейся системе. Космология и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Тем не менее, последние достижения в этой области еще не стали достоянием курсов средней школы. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях многократно возрастает. Наконец, школьная биология как никакая другая учебная дисциплина позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.
3) Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественнонаучных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.
4) Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни. Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь, сознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения снега, уничтожает озимые и заставляет пересевать поля весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с не известной ему проблемой, он должен хотя бы понимать, в какого рода книге или у какого специалиста ему надо проконсультироваться. Наконец, без изучения основ биологии применение на практике знаний других естественных и общественных предметов может оказаться опасным как для него самого, так и для окружающих.
5) Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природы, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.
6) Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «Биология» имеют свое начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов. Он был направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребенка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.
2. Содержание учебного материала предмета «Биология» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч. Материал курса разделен на 4 главы.
Первая глава «Биология – наука о живом мире» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяетсяотличию живого от неживого, формируются зниния о клетке как структурной единице живого. Особо отмечается занимательность учебного материала и практическая значимость получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Во второй главе «Многообразие живых организмов» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов, обитающих в разных средах жизни. Вводятся понятия «царства», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся выясняют значение живых организмов в природу и жизни человека.
В третьей главе «Жизнь организмов на планете Земля» анализируются среды жизни организмов, вводится понятие «Экологические факторы», «природные сообщества», «Природные зоны» и др. Особое место в учебном материале занимают вопросы сохранения природы и преумножения ее богатств.
Глава четыре «Человек на планете Земля» посвящена вопросам эволюции человека и его взаимоотношений с природой. Отдельно вынесены вопросы охраны живого мира.
Таким образом, программа по биологии направлена на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Программа развития ОУ «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы» предусматривает формирование социально-контекстных компетенций у обучающихся, что также обуславливает содержание учебной деятельности на уроках биологии.
Наиболее продуктивными с точки зрения решения образовательных задач развития 11-летнего подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Целями образования в МБОУ СОШ №33 становится формирование социально-контекстных характеристик школьников. Программа ориентирована на достижение заявленного в программе развития результата. Классификация социально-контекстных компетенций субъектов образовательного процесса
Социально-контекстные компетенции и их сущность
|
Свойства (критерии)
|
Общественно значимые учебно-социальные практики
| Ценностно-смысловая - это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью понимать происходящие события, ориентироваться в них, осознавать свою жизненную роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
| Адекватно оценивать свои способности и возможности
Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования
Понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем
Выбор приоритетными не материальные ценности, а здоровья, семьи и интересной работы.
Выполнение общечеловеческих, гуманных, нравственных законов и норм.
Соблюдение правил учебного труда и режима работы
Добросовестное исполнение общественных поручений и обязанностей
| Практика психологического тренинга и диагностики
| Компетенция гражданственности направлена на выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой гражданских взаимоотношений.
| Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества
Осознавать важность политического, экономического, образовательного контекстов различных ситуаций
Критически оценивать произведения искусства и литературы
Вступать в дискуссию и вырабатывать своё мнение
Справляться с неопределенностью и сложностью
|
Практика участия в выборах школьного президента
Практика участия в общественных акциях, операциях
| Профессионально-трудовая компетенция направлена на выполнение работы на любом рабочем месте, профессиональное самоопределение, повышение профессиональной квалификации, получение эффективных результатов в своей трудовой деятельности. Работа рациональная, планомерная, организованная, контролируемая и анализируемая по итогам своей работы.
| Установление трудовых взаимоотношений
Профессиональное самоопределение
Участие в предпрофильной подготовке (8-9 классы)
Профильное обучение
Участие в трудовых десантах, акциях и т.д.
Выполнение проектов профильной направленности
Прохождение трудовой практики
Осуществление самообслуживания в ОУ (дежурство в столовой, в классе и др.)
Способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности
| Трудовая практика
Экологическая практика
Практика профессиональных проб
Полевая практика (для учащихся химико-биологических классов)
Экскурсионная практика
Тимуровская практика
| Личностно-адаптивная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности и адаптацией в обществе.
| Принимать решение и нести за него ответственность
Организовать себя на продуктивную деятельность
Владеть техникой моделирования и проектирования
Реализовывать проекты различной направленности
Принимать новые решения с учетом имеющихся ресурсов
Проявлять гибкость в деятельности, общении
Извлекать пользу из образовательного опыта
Решать самообразовательные проблемы
Выбирать собственную траекторию образования (развития)
Участвовать в предметных олимпиадах
Самодиагностироваться
формирование опыта самопознания, осмысление своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий. | Практика проектной деятельности
| Коммуникативная компетенция направлена на знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
| Принимать во внимание взгляды других людей
Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках
Выступать на публике в незнакомой обстановке
Выражать себя в собственном произведении
Проводить проблемно-ориентированный анализ графиков, диаграмм, таблиц
Устанавливать и поддерживать контакты
Справляться с конфликтом
Вести переговоры
Работать и позитивно сотрудничать в команде
| Дискуссионная практика
Практика проектной деятельности
Конкурсная практика (публичные выступления на конкурсах, фестивалях, конференциях, Днях науки и др.)
Практика коллективных творческих дел
5.Тимуровская практика
| Информационная компетенция отражает навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
| Использовать информационные технологии для собственной деятельности
Устанавливать продуктивное общение через различные средства информации
Оформлять материалы с помощью разнообразных технических средств
Представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях с помощью разнообразных технических средств
решать познавательные задачи
осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации
создавать личностно-значимые продукты познавательной деятельности с помощью разнообразных технических средств
| Практика проектной деятельности
Конкурсная практика (публичные выступления на конкурсах, фестивалях, конференциях, Днях науки и др.)
3. Практика творческих мастерских
| Социально-гендерная компетенция определяется, как социально-психологическая характеристика человека, позволяющая ему быть эффективным в системе межполового взаимодействия, направлена на формирование определенных моделей полоролевого поведения, а также устойчивых систем представлений о социальных ролях, статусах, позициях мужчин и женщин в обществе и в семье, половую грамотность, обоснование естественности различий в социальном поведении мужчин и женщин. Итак, социально-гендерная компетентность понимается как такая характеристика личности, которая позволяет ей быть эффективной в сфере гендерных отношений.
| Знание психологических особенностей пола
Понимать и проявлять:
- гендерное предназначение в сообществе
- гендерную роль в практике групповой деятельности
Проявлять социальную гендерную модель поведения в межличностном контакте
Иметь гендерную мотивацию и притязания в достижении жизненных целей
Знание структуры семьи с учетом гендерных ролей в ней
Гендерное проявление агрессии (пренебрежение, оскобление, домогательства, преследование и т.д.)
Проявлять гендерную толерантность
Успешно решать гендерные конфликты
Учитывать гендерные аспекты профессиональном самоопределении
Проводить гендерную самопрезентацию
Осваивать способы гендерного развития
| Практика психологического тренинга и диагностики
Практика коллективных творческих дел
Дискуссионная практика
Трудовая практика
Практика самообразования
Практика социально-значимого общения
7. Практика творческих мастерских
| |
|
|