Главная страница

Протокол № от 201 г. «Согласовано» Заместитель директора мбоу «сош №33»



НазваниеПротокол № от 201 г. «Согласовано» Заместитель директора мбоу «сош №33»
страница1/5
Дата18.04.2016
Размер1.34 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5



МБОУ средняя общеобразовательная школа №33 г. Смоленска


«Рассмотрено»


Руководитель кафедры

_____/_______________/

ФИО

Протокол № ___
от «__» _______201___г.


«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ «СОШ № 33»

______________________/

ФИО

«__»____________201___г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ
«СОШ № 33»

______/______________/

ФИО

Приказ № _____
от «__»_______201___г.


Рабочая учебная программа
по учебному предмету «Биология»

(5 е,д пилотные по ФГОС классы)


Учитель-составитель:

Куришкина Л.А., учитель высшей категории


2012 - 2013 учебный год

Структура рабочей образовательной программы по биологии
для 5 пилотных классов



  1. Пояснительная записка

  2. Содержание учебного материала предмета «Биология»

  3. Требования к результатам обучения учащихся

  4. Календарно-тематическое планирование

  5. УМК и дополнительная литература по курсу, ТСО




        1. Пояснительная записка

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Используемый УМК «Биология» 5 класс Авторов Пономаревой И.Н., Николаева И.В., Корниловой О.А., М, «Вентана-Граф», 2012 г.

Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества. Однако авторитет биологии в школе, к сожалению, оказывается невелик (недаром слово «ботаник» используется в уничижительном плане). Анализ состояния преподавания биологии свидетельствует, что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Часто ответы в учебниках на вопрос «Как?» преобладают над ответами «Почему?», изучение теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, строение живых организмов описывается отдельно от их функционирования и т.п.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы развивающего образования.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с целями современного образования, программой развития ОУ «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы», изучение биологии должно способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Изложенные основные направления развития учащихся средствами предмета «Биология» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность биологического образования в основной школе.

1) Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества. Жизнь – самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляется в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.

2) Формирование представления о природе как развивающейся системе. Космология и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Тем не менее, последние достижения в этой области еще не стали достоянием курсов средней школы. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях многократно возрастает. Наконец, школьная биология как никакая другая учебная дисциплина позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.

3) Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественнонаучных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.

4) Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни. Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь, сознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения снега, уничтожает озимые и заставляет пересевать поля весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с не известной ему проблемой, он должен хотя бы понимать, в какого рода книге или у какого специалиста ему надо проконсультироваться. Наконец, без изучения основ биологии применение на практике знаний других естественных и общественных предметов может оказаться опасным как для него самого, так и для окружающих.

5) Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природы, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.

6) Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «Биология» имеют свое начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов. Он был направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребенка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.

2. Содержание учебного материала предмета «Биология»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч. Материал курса разделен на 4 главы.

Первая глава «Биология – наука о живом мире» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяетсяотличию живого от неживого, формируются зниния о клетке как структурной единице живого. Особо отмечается занимательность учебного материала и практическая значимость получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Многообразие живых организмов» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов, обитающих в разных средах жизни. Вводятся понятия «царства», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся выясняют значение живых организмов в природу и жизни человека.

В третьей главе «Жизнь организмов на планете Земля» анализируются среды жизни организмов, вводится понятие «Экологические факторы», «природные сообщества», «Природные зоны» и др. Особое место в учебном материале занимают вопросы сохранения природы и преумножения ее богатств.

Глава четыре «Человек на планете Земля» посвящена вопросам эволюции человека и его взаимоотношений с природой. Отдельно вынесены вопросы охраны живого мира.

Таким образом, программа по биологии направлена на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Программа развития ОУ «Модель социально-контекстной образовательной среды в условиях современной массовой школы» предусматривает формирование социально-контекстных компетенций у обучающихся, что также обуславливает содержание учебной деятельности на уроках биологии.

Наиболее продуктивными с точки зрения решения образовательных задач развития 11-летнего подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Целями образования в МБОУ СОШ №33 становится формирование социально-контекстных характеристик школьников. Программа ориентирована на достижение заявленного в программе развития результата.
Классификация социально-контекстных компетенций субъектов образовательного процесса



Социально-контекстные компетенции и их сущность


Свойства (критерии)


Общественно значимые учебно-социальные практики

Ценностно-смысловая - это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью понимать происходящие события, ориентироваться в них, осознавать свою жизненную роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.


  • Адекватно оценивать свои способности и возможности

  • Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования

  • Понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем

  • Выбор приоритетными не материальные ценности, а здоровья, семьи и интересной работы.

  • Выполнение общечеловеческих, гуманных, нравственных законов и норм.

  • Соблюдение правил учебного труда и режима работы

  • Добросовестное исполнение общественных поручений и обязанностей

    1. Практика психологического тренинга и диагностики




    1. Трудовая практика



    1. Тимуровская практика




Компетенция гражданственности направлена на выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой гражданских взаимоотношений.

  • Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества

  • Осознавать важность политического, экономического, образовательного контекстов различных ситуаций

  • Критически оценивать произведения искусства и литературы

  • Вступать в дискуссию и вырабатывать своё мнение

  • Справляться с неопределенностью и сложностью

    1. Дискуссионная практика




    1. Практика участия в выборах школьного президента




    1. Практика участия в общественных акциях, операциях




Профессионально-трудовая компетенция направлена на выполнение работы на любом рабочем месте, профессиональное самоопределение, повышение профессиональной квалификации, получение эффективных результатов в своей трудовой деятельности. Работа рациональная, планомерная, организованная, контролируемая и анализируемая по итогам своей работы.

  • Установление трудовых взаимоотношений

  • Профессиональное самоопределение

  • Участие в предпрофильной подготовке (8-9 классы)

  • Профильное обучение

  • Участие в трудовых десантах, акциях и т.д.

  • Выполнение проектов профильной направленности

  • Прохождение трудовой практики

  • Осуществление самообслуживания в ОУ (дежурство в столовой, в классе и др.)

  • Способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности

    1. Трудовая практика

    2. Экологическая практика

    3. Практика профессиональных проб

    4. Полевая практика (для учащихся химико-биологических классов)

    5. Экскурсионная практика

    6. Тимуровская практика




Личностно-адаптивная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности и адаптацией в обществе.

  • Принимать решение и нести за него ответственность

  • Организовать себя на продуктивную деятельность

  • Владеть техникой моделирования и проектирования

  • Реализовывать проекты различной направленности

  • Принимать новые решения с учетом имеющихся ресурсов

  • Проявлять гибкость в деятельности, общении

  • Извлекать пользу из образовательного опыта

  • Решать самообразовательные проблемы

  • Выбирать собственную траекторию образования (развития)

  • Участвовать в предметных олимпиадах

  • Самодиагностироваться

формирование опыта самопознания, осмысление своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.

  • Работать самостоятельно

    1. Практика проектной деятельности




    1. Практика самообразования




    1. Трудовая практика




    1. Экологическая практика




    1. Олимпиадная практика




    1. Туристическая практика




    1. Тимуровская практика




Коммуникативная компетенция направлена на знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

  • Принимать во внимание взгляды других людей

  • Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках

  • Выступать на публике в незнакомой обстановке

  • Выражать себя в собственном произведении

  • Проводить проблемно-ориентированный анализ графиков, диаграмм, таблиц

  • Устанавливать и поддерживать контакты

  • Справляться с конфликтом

  • Вести переговоры

  • Работать и позитивно сотрудничать в команде




  1. Дискуссионная практика




  1. Практика проектной деятельности

  2. Конкурсная практика (публичные выступления на конкурсах, фестивалях, конференциях, Днях науки и др.)

  3. Практика коллективных творческих дел

5.Тимуровская практика

Информационная компетенция отражает навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.


  • Использовать информационные технологии для собственной деятельности

  • Устанавливать продуктивное общение через различные средства информации

  • Оформлять материалы с помощью разнообразных технических средств

  • Представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях с помощью разнообразных технических средств

  • решать познавательные задачи

  • осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации

создавать личностно-значимые продукты познавательной деятельности с помощью разнообразных технических средств

    1. Практика проектной деятельности




    1. Конкурсная практика (публичные выступления на конкурсах, фестивалях, конференциях, Днях науки и др.)

3. Практика творческих мастерских

Социально-гендерная компетенция определяется, как социально-психологическая характеристика человека, позволяющая ему быть эффективным в системе межполового взаимодействия, направлена на формирование определенных моделей полоролевого поведения, а также устойчивых систем представлений о социальных ролях, статусах, позициях мужчин и женщин в обществе и в семье, половую грамотность, обоснование естественности различий в социальном поведении мужчин и женщин. Итак, социально-гендерная компетентность понимается как такая характеристика личности, которая позволяет ей быть эффективной в сфере гендерных отношений.

      • Знание психологических особенностей пола

      • Понимать и проявлять:

- гендерное предназначение в сообществе

- гендерную роль в практике групповой деятельности

      • Проявлять социальную гендерную модель поведения в межличностном контакте

      • Иметь гендерную мотивацию и притязания в достижении жизненных целей

      • Знание структуры семьи с учетом гендерных ролей в ней

      • Гендерное проявление агрессии (пренебрежение, оскобление, домогательства, преследование и т.д.)

      • Проявлять гендерную толерантность

      • Успешно решать гендерные конфликты

      • Учитывать гендерные аспекты профессиональном самоопределении

      • Проводить гендерную самопрезентацию

      • Осваивать способы гендерного развития

    1. Практика психологического тренинга и диагностики

    2. Практика коллективных творческих дел

    3. Дискуссионная практика

    4. Трудовая практика

    5. Практика самообразования

    6. Практика социально-значимого общения

7. Практика творческих мастерских

  1   2   3   4   5