Главная страница


Учёт национальных, региональных и этнокультурных особенностей при организации образовательного процесса в начальном общем образовании



НазваниеУчёт национальных, региональных и этнокультурных особенностей при организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Дата24.08.2016
Размер91.7 Kb.
ТипДокументы

Учёт национальных, региональных и этнокультурных особенностей

при организации образовательного процесса в начальном общем образовании

При организации образовательного процесса в начальной школе необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Технология учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей в каждом образовательном учреждении определяется реализуемой образовательным учреждением основной образовательной программой начального общего образования.

Необходимо учитывать, что все разделы и структурные компоненты основной образовательной программы начального общего образования предусматривают возможности включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в их содержание в части, формируемой участниками образовательного процесса.

«Рабочие программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности» также разрабатываются с учётом национальных, региональных и этно- культурных особенностей.

При разработке Рабочих программ учебных предметов как части основной образовательной программы начального общего образования педагогам необходимо отразить национальные, региональные и этнокультурные особенности в следующих разделах: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, курса; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретнщго учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Рекомендуется включить в программы предметов, курсов содержание НРЭО в пределах 10% от годовой учебной нагрузки соответствующих предметов.

Дополнения в разделы рабочей программы с учетом НРЭО

Пояснительная записка

Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику Южно-Уральского региона; формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок, активной и ответственной гражданской позиции.

Рабочая программа с учетом НРЭО реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными представлениями о природе и обществе, литературе и искусстве Южного Урала и формирование на этой основе естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, целостное восприятие окружающего мира;

  • социокультурная цель — изучение окружающего мира — формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей

Задачи: Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки (на основе освоения первоначальных знаний о правилах взаимодействия во всех сферах окружающего мира);

  • Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;

  • Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию   индивидуальности каждого  ребенка.

Обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

Содержание областного компонента базисного учебного плана не сводится к отражению узко понимаемых национально-региональных интересов, оно сочетает в себе общее и частное своеобразие духовной культуры Южно-Уральского региона.

Общая характеристика содержания курса

Учет НРЭО способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей; есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Южного Урала, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.

Ценностные ориентиры содержания занятий

В процессе изучения НРЭО на занятиях формируется целостный взгляд на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Ученики получают начальное представление о природе, культуре, спорте, литературе, искусстве Южного Урала, нравственном выборе и ответственности человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Описание места учебного курса в учебном плане

Количество часов, отведённое на изучение регионального компонента, составляет 10% от годовой учебной нагрузки соответствующих предметов.

Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП. Количество часов, отводимое на реализацию НРЭО, представлено в таблице 1 (из приложения 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 3 августа 2009г. № 103/3431)

Таблица 1

Реализация национально-регионального компонента

Класс

Учебный предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

17 ч

17 ч

17 ч

17 ч

Литературное чтение

13-14 ч

14 ч

14 ч

14 ч

Окружающий мир

7 ч

7 ч

7 ч

7 ч

Технология

4 ч

4 ч

4 ч

4 ч

Физическая культура

10 ч

10 ч

10 ч

10 ч

Изобразительное искусство

4 ч

4 ч

4 ч

4 ч

Содержание НРЭО, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это готовность и способность к саморазвитию и самообучению;достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов в современном мире

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение), использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.


Содержание материалов, отражающих НРЭО и тематическое планирование

Представлено в в программах по каждому конкретному учебному предмету.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

При реализации НРЭО учитель использует пособия, рекомендованные МОиН Челябинской области (таблица 2) и другие издания, включающие краеведческий материал.
Таблица 2

Дидактическое обеспечение

Учебный предмет

Методическое и дидактическое обеспечение содержания национально-регионального компонента

Русский язык

Стрекалова, М. В. Русский язык: Рабочая тетрадь (1-2 класс) [Текст] / М. В. Стрекалова. – Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2005.

Стрекалова, М. В. Русский язык: Рабочая тетрадь (3-4 класс) [Текст] / М. В. Стрекалова. – Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2005-2009.


Литературное чтение

Горская А.Б. и др. Хрестоматия по литературе родного края [Текст] / А. Б. Горская, Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Л. Н. Чипышева. - Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2005-2009.


Окружающий мир

Григорьева Е.В. Природа Южного Урала [Текст] / Е. В. Григорьева. – Челябинск: ЮУКИ, 2001.

- «Книга для чтения по краеведению. Природа Южного Урала.» Е.В. Григорьевой. 2-4 класс. – Челябинск «КРАЙ РА». 2011.

- Книга «Бобровка»(250-летию села посвящается). Составители и редакторы текста Репникова О.Н., Игуменщева Н.В.. Троицк 2012.

Труд

Традиции, обычаи и обряды родного края (ремесла, одежда, обрядовые предметы быта). Изготовление изделий на ткацкой рамке в традициях народов Уральского региона. Изготовление объемных деталей. Макеты жилищ народов Урала.

ИЗО

Произведения уральских художников для детей. Художественное творчество народов Урала.

Физическая культура

  • климатические особенности Уральского региона (акцент на зимние виды спорта);

  • национальные особенности Уральского региона (национальные спортивные игры);

  • спортивные сооружения крупных городов Южного Урала и Троицка;

  • развитие различных (в первую очередь – связанных с соответствующим разделами программы) видов спорта в городе, селе;

  • развитие различных видов спорта в регионе;

  • выдающиеся спортсмены региона.




Более подробно учебно-методический комплекс представлен в программах по каждому конкретному учебному предмету.