Информация и информационные процессы Системы
| Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь.
| знать/понимать
Виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов,
методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
уметь
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
проводить виртуальные эксперименты;
самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
| Учебник 11-го класса Введение. Окружающий мир как иерархическая система. (Повторение)
|
|
Информация и информационные процессы
Модели и моделирование
| Модель в деятельности человека
Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания.
Схемы, таблицы, графики, формулы как описания.
Использование описания (информационной модели) в процессе общения, практической деятельности, исследования.
Математические модели
| Учебник 11-го Глава 1. Построение и исследование информационных моделей
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Построение и исследование физических моделей
Приближенное решение уравнений
Вероятностные модели
Биологические модели развития популяций
Оптимизационное моделирование в экономике
Модель системы распознавания химических волокон
Модели логических устройств
Информационные модели управления объектами
Графы и их исследования с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Turbo Delphi
| Проект «Бросание мячика о стенку»
Проект «Система координат»
Проект «Диапазон углов»
Проект «Приближенное решение уравнений»
Проект «Метод Монте-Карло»
Проект «Численность популяций»
Проект «Оптимизация раскроя»
Проект «распознавание волокон»
Проект «Триггер»
Проект «полусумматор»
Проект «Управление с обратной связью»
Проект «Автоматическое управление с обратной связью»
Проект «Управление без обратной связи»
Проект «Построение остовного связного дерева графа»
|
Примеры логических и алгоритмических языков, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе:
физических, биологических, экономических процессов, информационных процессов в технических, биологических и социальных системах.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Цепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы.
|
Телекоммуникационные технологии
| Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония.
Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий.
Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности.
Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа.
Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений.
Инструменты создания информационных объектов для Интер-нета.
Методы и средства создания и сопровождения сайта.
| знать/понимать
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
нормы информационной этики и права, информационной безопасности,
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
уметь
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;
пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
| Учебник 11-го класса Глава 5. Коммуникационные технологии
5.1. Глобальная компьютерная сеть Интернет
5.2. Интерактивные формы на Web-страницах
| Практическая работа 5.1. + задания из Практикума
|
Технологии создания и обработки текстовой информации
| Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.
Использование готовых и создание собственных шаблонов.
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Тезаурусы.
Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей.
Коллективная работа над текстом, в том числе в локальной компьютерной сети.
Использование цифрового оборудования.
Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов.
Использование систем распознавания текстов.
| использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| Учебник 11-го класса Глава 2. Технологии создания и обработки текстовой информации
2.1 Основные типы приложений для создания документов
2.2 Компьютерные языковые словари
2.3 Системы оптического распознавания символов
| Практические работы 2.1 – 2.7
|
Технологии поиска и хранения информации
| Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах.
Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных.
Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые.
Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.
Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
Правила цитирования источников информации.
| знать/понимать
назначение и области использования основных информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
уметь
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
| Учебник 11-го класса Глава 3. Технологии хранения, поиска и сортировки информации
3.1. Базы данных
3.2. Системы управления базами данных
3.3. Поиск и сортировка в базе данных
3.4. Многотабличные базы данных
| Практические работы 3.1 – 3.7
|
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
| Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах.
Форматы графических и звуковых объектов.
Ввод и обработка графических объектов.
вод и обработка звуковых объектов.
Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования.
Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование.
Создание и преобразование звуковых и аудио-визуальных объектов.
Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.
Опытные работы в области картографии, использование геоинформационных систем в исследовании экологических и климатических процессов, городского и сельского хозяйства.
| использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных цифровых архивов, медиатек;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
| Учебник 11-го класса Глава 4. Технология создания и обработки графической информации
4.1. Цветовой охват
4.2. Палитра RGB и CMY
4.3. Растровая и векторная графика
4.4. Устройства ввода графической информации
4.5. Устройства вывода информации
4.6. Системы управления цветом
| Практические работы 4.1. - 4.2.
|
Обработка числовой информации
| Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента, в том числе с использованием компьютерных датчиков.
Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей: обработка результатов естественно-научного и математического эксперимента, экономических и экологических наблюдений, социальных опросов, учета индивидуальных показателей учебной деятельности.
Примеры простейших задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств.
Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач.
Обработка числовой информации на примерах задач по учету и планированию.
| уметь
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
| Учебник 11 класса. Глава 1. Построение и исследование информационных моделей 1.2.4. Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах 1.3.4. Приближенное решение уравнений в электронных таблицах 1.5.4. Компьютерные модели развития популяций в электронных таблицах 1.6.4. Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах 1.8.4. Модели логических устройств в электронных таблицах
| Проект «Бросание мячика в стенку» в электронных таблицах.
Проект «Приближенное решение уравнения» в электронных таблицах
Компьютерная модель «Численность популяций» в электронных таблицах
Компьютерная модель «Оптимизация раскроя» в электронных таблицах
Проект «Полусумматор» в электронных таблицах
|
Информационная деятельность человека
| Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы).
Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций.
Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образовательной.
Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура.
Образовательные информационные ресурсы.
Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Информационная этика и право, информационная безопасность.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.
| знать/понимать
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
принципы обеспечения информационной безопасности.
уметь
выделять информационный аспект в деятельности человека;
выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
| Учебник 10-го класса Глава 2
2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике
2.1.1. Информация в физике
2.1.2. Информация в биологии
2.1.3. Информация в общественных науках
2.1.4.Информация в кибернетике
|
|
Технологии управления, планирования и организации деятельности
| Технологии автоматизированного управления в учебной среде.
Технологии управления, планирования и организации деятельности человека.
Создание организационных диаграмм и расписаний.
Автоматизация контроля их выполнения.
Системы автоматического тестирования и контроля знаний.
Использование тестирующих систем в учебной деятельности.
Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования
|
| Учебник 11 класса. Глава 1.
1.9. Информационные модели управления объектами
1.9.1. Информационные модели систем управления
| Проект «Управление без обратной связи» на языке Visual Basic
Проект «Автоматическое управление с автоматической обратной связью» на языке Visual Basic
Проект «Управление с обратной связью» на языке Turbo Delphi
|