|
Рабочая программа по учебному курсу «Информатика и икт» Для Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
МАОУ «СОШ№12с УИОП»
______ Фёдорова Т.А.
Протокол №___ от «____»________2014 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора
школы по НМР МАОУ «СОШ№12с УИОП» ___________ Лазарева О.Н.
«____»__________2014 г.
| «Утверждаю»
Директор
МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»
г. Губкина __________ Псарева Л.В..
Приказ № _____от «___»__________2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному курсу «Информатика и ИКТ»
Для 10-11 классов
(профильный уровень)
Срок реализации данной программы – 2 года
2014 год Рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 29 августа 2014 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования Информатика и ИКТ (утвержден приказом Министерства образования России от «05» марта 2004 г. № 1089), базисного учебного плана, Примерной программы основного общего образовании по «Информатике и ИКТ» и авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса «Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) и элективного курса «Исследование информационных моделей» (10-11 классы)»: Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с: ил.
Цели предмета в контексте основного общего образования
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Главными целями изучения предмета «Информатика и ИКТ» являются:
• освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
• овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
• развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
• воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые
другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы
работы с информацией;
• приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных
средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда. Задачи:
ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке PASCAL, Visual Basic;
обучить навыкам работы с системой программирования.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.
Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ) как средства их автоматизации; При раскрытии содержания линии «Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации» учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде, где имеются соответствующие средства визуализации процессов, датчики, различные управляемые компьютером устройства. Содержание этого раздела обладает большой степенью инвариантности. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.
Освоение содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.
При изучении основ информационного управления осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления. Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. Практикумы могут быть комплексными, в частности, выполнение одного проекта может включать себя выполнение одним учащимся нескольких практикумов, а также участие нескольких учащихся. Практикумы, где это возможно, синхронизируются с прохождением теоретического материала соответствующей тематики.
К результатам обучения по данному предмету на профильном уровне, относится умение квалифицированно и осознано использовать ИКТ, содействовать в их использовании другими; наличие научной основы для такого использования, формирование моделей информационной деятельности и соответствующих стереотипов поведения.
Важной особенностью освоения данной образовательной области является то, что она не дублирует начала высшего профессионального образования. Ее задачи иные: развитие алгоритмического мышления в математическом контексте; воспитание правильных моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям; профессиональная ориентация. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Информатики и ИКТ» (профильный уровень) на этапе среднего (полного) общего образования в объеме 280 часов, в том числе: в X классе — 140 часов (4 часа в неделю), в XII классе — 140 часов (4 часа в неделю). Информация о внесенных изменениях в примерную и авторскую программу
В соответствии с годовым календарным график на 2014 – 2015 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2014 – 2015 учебный год ( приказ по школе от 06.03.2014г.№ 314\1 «Об утверждении нормативных документов школы на 2013-2014 учебный год») в рабочую программу вносятся изменения.. Количество часов по предмету «Информатика и ИКТ» в рабочей программе по сравнению с примерной и авторской сокращается с 280 до 272 часов в связи с сокращением количества учебных недель с 35 до 34: в XI классе — 136 ч (4 часа в неделю), в XI классе — 136 ч (4 часа в неделю), всего 272 часа.
Используемый УМК
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 387 с. : ил.
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 308 с. : ил.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом № п/п
| Разделы, темы
| Количество часов
| Авторская программа
| Рабочая программа
| Рабочая программа по классам
| 10 класс
| 11 класс
| 1
| Архитектура компьютера и защита информации
| 20
| 20
| 20
|
| 2
| Информация и системы счисления
| 30
| 30
| 30
|
|
| Основы логики и логические основы компьютера
| 18
| 18
| 18
|
|
| Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование
| 66
| 66
| 66
|
|
| Моделирование и формализация
| 50
| 50
|
| 50
|
| Технологии создания и обработки текстовой информации
| 14
| 14
|
| 14
|
| Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД)
| 16
| 16
|
| 16
|
| Технологии создания и обработки графической информации
| 12
| 12
|
| 12
|
| Коммуникационные технологии
| 12
| 12
|
| 12
|
| Информационная деятельность человека
| 10
| 10
|
| 10
|
| Повторение, резерв времени
| 32
| 24
| 2
| 22
|
| ИТОГО
| 280
| 272
| 136
| 136
|
1.8 Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков
Технология
| Ожидаемый результат
| Практическое применение
| Технология проектного обучения
| Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности.
| Через создание проектов разного вида:
Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.
| ИКТ – технологии
| Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке.
| Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу My test. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы.
| Технология интерактивного обучения
| - Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.
| Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем
через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».
| Здоровьесберегающие технологии
| Сохранение и укрепление психического, интеллектуального, социального и физического здоровья обучающихся.
| 1) строгая дозировка учебной нагрузки; смена форм и видов деятельности обучающихся (не менее 4 за урок),
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; четкая организация учебного труда,
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
| |
|
|