|
Урок информатики в 9 классе. Тема урока: «Решение практических задач по энергосбережению ресурсов с помощью программы ms excel». Цель урока Урок информатики в 9 классе.
Тема урока: «Решение практических задач по энергосбережению ресурсов с помощью программы MS Excel».
Цель урока:
обучающая – закрепить на практике полученные знания по использованию формул и функций в электронных таблицах, развивать интерес к решению задач;
развивающая –- выбирать программное обеспечение для решения конкретных практических задач, развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы, расширить знания учащихся о энергосберегающих ресурсах.
воспитывающая – формировать познавательную потребность, способность самостоятельно выполнять задания и нести ответственность за результаты своего труда, формировать бережное отношение к использованию энергоресурсов.
Тип урока : практическая работа по закреплению изученного материала, выработки практических умений и навыков по использованию программы MS Excel
Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа проектор, плакат, тексты индивидуальных заданий, инструкционные карты с заданием, файлы с заданием.
Литература: базовый учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русакова С.С. и др. Информатика и ИКТ, Москва 2007. ; И.Семакин Т.Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Москва 2004.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: исследовательский, творческий, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение.
План урока:
Организационный момент ( постановка задачи урока).
Актуализация знаний (повторение сформированных умений и навыков).
Формирование умений и навыков ( выполнение учащимися упражнений под руководством учителя).
Минутки релаксации (физкультминутка для глаз).
Закрепление умений и навыков при решении практических задач ( групповая практическая работа по применению знаний и умений).
Анализ практической работы (проверка результатов групповой работы).
Задание на дом.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Постановка цели урока. Знакомство с планом урока.
Актуализация знаний.
1) Сообщение ученика по теме «Графики и диаграммы».
2) Игра «Окно Excel». Устный опрос проводится в игровой форме. Каждый ученик выбирает адрес ячейки и отвечает на скрытый вопрос.
Вопрос ячейки А1.
Для работы с областью электронных таблиц ее необходимо:
А) выделить В) удалить С) переместить Д) передвинуть
Вопрос ячейки А2.
В ЭТ нельзя удалить:
А) столбец В) строку С) имя ячейки Д) содержимое ячейки
Вопрос ячейки А3.
В электронных таблицах выделена группа ячеек В1:С3. Сколько ячеек входит в этот диапазон?
А) 6 В) 5 С) 4 Д) 3
Вопрос ячейки В1.
Основным элементом ЭТ является:
А) столбец В) строка С) ячейка Д) таблица
Вопрос ячейки В2.
Активная ячейка – это ячейка: А) для записи команд; Б) содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных; В) формула в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки; Г) в которой выполняется ввод данных.
Вопрос ячейки В3.
При перемещении или копировании в ЭТ относительные ссылки: А) не изменяются; Б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы; В) преобразуются в зависимости от нового положения формулы; Г) преобразуются в зависимости от длины формулы.
Вопрос ячейки С1.
Электронная таблица – это: А) прикладная программа для обработки кодовых таблиц; Б) устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами; В) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных; Г) системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц.
Вопрос ячейки С2.
Диапазон – это: А) все ячейки одной строки; Б) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы; В) все ячейки одного столбца; Г) множество допустимых значений.
Вопрос ячейки С3.
При перемещении или копировании в ЭТ абсолютные ссылки: А) не изменяются; Б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы; В) преобразуются в зависимости от нового положения формулы; Г) преобразуются в зависимости от длины формулы.
3. Формирование умений и навыков .
Учитель. Продолжим нашу работу по использованию ЭТ в быту.
С помощью электронных таблиц можно производить расчеты по оплате коммунальных услуг.
- Как часто приходится платить за коммунальные услуги? (ежемесячно)
- Какие услуги входят в коммунальные ? (электроэнергия, вода, отопление)
- Каким образом производится оплата? (заполнение квитанции фиксированной суммой или снятие показаний счетчика и заполнение квитанции и оплата в определенном месте).
Все мы с вами пользуемся электроэнергией. Ежемесячно приходится заполнять квитанцию
об оплате за электроэнергию (Квт.ч). Квитанцию, которую необходимо заполнить, вы видите перед собой (Рисунок1).
Задание: Постройте электронную таблицу «Оплата электричества» для расчета ежемесячной платы за расход электроэнергии. Исходной информацией являются показания счетчика каждого месяца и стоимость одного киловатт-часа.
- Какие вычисления нам необходимо провести (Сумма, Квт.ч., Итого)
- Вычисления по количеству использованной электроэнергии и требуемой оплате выполняет компьютер.
- Какие поля целесообразно включить в таблицу? (месяца, показания счетчика в начале месяца, в конце месяца, сколько нагорело Квт.ч., сколько надо заплатить, цена одного Квт.ч.)
- Структура таблицы изображена в инструкционной карте:
-
№
| А
| В
| С
| D
| E
| F
| 1
| Месяц
| январь
| февраль
| …
| декабрь
| Всего
| 2
| Показания счетчика в нач месяца
|
|
|
|
|
| 3
| В конце месяца
|
|
|
|
|
| 4
| Итого ( Квт.ч)
|
|
|
|
|
| 5
| Оплата
|
|
|
|
|
| - Цена одного киловатт часа имеет название «тариф» и определяется коммунальными службами. В настоящее время в нашем регионе составляет 2 рубля 23 копейки.
- На основании данных постройте столбчатую диаграмму, отражающую ежемесячный расход электроэнергии в течение года.
4. Минутки релаксации:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
5. Закрепление умений и навыков при решении задач
Учитель. В условиях возрастающего спроса на энергоресурсы и роста тарифов на них, а также ухудшения экологии, сокращения запасов нефти, угля и газа – особое значение приобретают вопросы энергосбережения. Самый простой и эффективный способ экономии электроэнергии – не забывать всегда выключать за собой свет там, где он не нужен: уходя из дома, не оставлять бесполезно работающими электроприборы и освещение, не допускать длительного освещения пустых помещений. Рассмотрим некоторые способы экономии света:
Применение двухтарифного счетчика.
Установка электросчетчиков это не технология энергосбережения, а мера стимулирования потребителя к экономии электрической энергии. Для потребителя двухтарифный учет выгоден тем, что в позднее время суток электрическая энергия более дешевая. Для энергосистемы работа потребителей в ночные часы выгодна тем, что сглаживается график суточной нагрузки.
От сглаживания суточных графиков распределения электрических нагрузок будут получены:
- снижение потерь электроэнергии в сетях,
- снижение максимума активной мощности энергосистемы,
- уменьшение количества крупных аварий.
Эта система оплаты предполагает снижение платы за электроэнергию в ночное время, причем для населения это снижение весьма значительно - ночной тариф в несколько раз меньше дневного. Это может стимулировать население к переносу части нагрузок на ночное время, однако в реальности есть не так много электроприборов, которые люди будут использовать ночью - в основном, это стиральные машины, работа компьютера и др..
Применение компактных люминесцентных ламп.
Установка компактных люминесцентных ламп предназначены для замены обычной лампы накаливания в большинстве осветительных приборов. Эти лампы потребляют на 80% меньше электроэнергии по сравнению с лампой накаливания той же яркости.
С помощью электронных таблиц подсчитаем насколько эффективны эти способы экономии.
1. Выполнение практической работы. Работа в группах.
Учащиеся в классе делятся на две группы. Каждой группе предлагается решить задачу. После ее выполнения один из учеников каждой группы проводит защиту своего проекта.
Задание для первой группы.
Сравните и подсчитайте с помощью электронной таблицы на сколько использование двухтарифного счетчика выгоднее однотарифного. Используйте данные: показания счетчиков
( Квт.ч) одинаковы, цена тарифа 2рубля23 копейки, ночной тариф на 50% меньше.
Структура таблицы изображена в инструкционной карте.
| Двухтарифный счетчик
| Однотарифный счетчик
|
| Всего
| Сумма
| Всего
| Сумма
| Показания счетчика за день
|
|
|
|
| Показания счетчика за ночь
|
|
|
|
| Показания счетчика (всего)
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
Задание для второй группы.
Сравните и подсчитайте с помощью электронной таблицы насколько использование компактных люминесцентных ламп выгоднее обычных. Для решения задачи используйте данные: цена тарифа 2рубля 23 копейки, люминесцентные лампы потребляют на 80% меньше электроэнергии по сравнению с обычной лампой. Структура таблицы изображена в инструкционной карте.
Виды ламп
| Количество ламп
| Мощность
| Цена
| Итого (Квт.ч)
| Итого(сумма)
| Обычные
|
|
|
|
|
| люминесцентные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого экономия
|
|
|
|
|
| 6. Анализ практической работы.
После решения задачи с помощью ЭТ, один из учащихся каждой группы проводит небольшой анализ решения задачи и знакомит всех с полученным результатом.
7. Задание на дом.
Задание: Используя данные квитанции, постройте электронную таблицу «Оплата природного газа » за месяц. Исходной информацией являются показания счетчика и стоимость одного кубометра. Данные для решения задачи необходимо взять из квитанции. (Рисунок 2)
8. Итоги урока.
- Подведение итогов урока.
- Знакомство учеников с полученными оценками.
- Для экономии электроэнергии дома учитель знакомит с правилами:
Советы каждому на каждый день!
Выключайте свет, когда выходите из комнаты!
Выключайте приборы, когда ими не пользуетесь!
Утепляйте окна и двери, чтобы не допустить потерь тепла!
Дайте доступ дневному свету - раздвиньте занавески1
Используйте энергосберегающие лампы – при той же мощности они потребляют в 5 раз меньше энергии!
Установите в квартире счетчики холодной и горячей воды!
Принимайте душ вместо ванны - при этом расходуется гораздо меньше воды!
Не заслоняйте батареи мебелью или шторами!
Накрывайте крышкой кастрюлю при варке пищи!
Поставьте холодильник как можно дальше от источников тепла!
И предлагает ребятам памятки «Советы каждому на каждый день!», с которыми они могут познакомить своих друзей
Рефлексия урока: Учитель предлагает ребятам воспользоваться одной из мордашек для оценивания своей включенности в урок. |
|
|