Главная страница

Урок информатики в 9 классе. Тема урока: «Решение практических задач по энергосбережению ресурсов с помощью программы ms excel». Цель урока



НазваниеУрок информатики в 9 классе. Тема урока: «Решение практических задач по энергосбережению ресурсов с помощью программы ms excel». Цель урока
Дата18.04.2016
Размер85.4 Kb.
ТипУрок

Урок информатики в 9 классе.

Тема урока: «Решение практических задач по энергосбережению ресурсов с помощью программы MS Excel».

Цель урока:

  • обучающая – закрепить на практике полученные знания по использованию формул и функций в электронных таблицах, развивать интерес к решению задач;

  • развивающая –- выбирать программное обеспечение для решения конкретных практических задач, развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы, расширить знания учащихся о энергосберегающих ресурсах.

  • воспитывающая – формировать познавательную потребность, способность самостоятельно выполнять задания и нести ответственность за результаты своего труда, формировать бережное отношение к использованию энергоресурсов.

Тип урока : практическая работа по закреплению изученного материала, выработки практических умений и навыков по использованию программы MS Excel

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа проектор, плакат, тексты индивидуальных заданий, инструкционные карты с заданием, файлы с заданием.

Литература: базовый учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русакова С.С. и др. Информатика и ИКТ, Москва 2007. ; И.Семакин Т.Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Москва 2004.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: исследовательский, творческий, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение.

План урока:

  1. Организационный момент ( постановка задачи урока).

  2. Актуализация знаний (повторение сформированных умений и навыков).

  3. Формирование умений и навыков ( выполнение учащимися упражнений под руководством учителя).

  4. Минутки релаксации (физкультминутка для глаз).

  5. Закрепление умений и навыков при решении практических задач ( групповая практическая работа по применению знаний и умений).

  6. Анализ практической работы (проверка результатов групповой работы).

  7. Задание на дом.

  8. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Постановка цели урока. Знакомство с планом урока.

  1. Актуализация знаний.

1) Сообщение ученика по теме «Графики и диаграммы».

2) Игра «Окно Excel». Устный опрос проводится в игровой форме. Каждый ученик выбирает адрес ячейки и отвечает на скрытый вопрос.



Вопрос ячейки А1.

Для работы с областью электронных таблиц ее необходимо:

А) выделить В) удалить С) переместить Д) передвинуть

Вопрос ячейки А2.

В ЭТ нельзя удалить:

А) столбец В) строку С) имя ячейки Д) содержимое  ячейки

Вопрос ячейки А3.

В электронных таблицах выделена группа ячеек В1:С3. Сколько ячеек входит в этот диапазон?

А) 6 В) 5 С) 4 Д) 3

Вопрос ячейки В1.

Основным элементом ЭТ является:

А) столбец В) строка С) ячейка Д) таблица

Вопрос ячейки В2.

Активная ячейка – это ячейка:
А) для записи команд;
Б) содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;
В) формула в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки;
Г) в которой выполняется ввод данных.

Вопрос ячейки В3.

При перемещении или копировании в ЭТ относительные ссылки:
А) не изменяются;
Б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
В) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
Г) преобразуются в зависимости от длины формулы.

Вопрос ячейки С1.

Электронная таблица – это:
А) прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
Б) устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами;
В) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
Г) системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц.

Вопрос ячейки С2.

Диапазон – это:
А) все ячейки одной строки;
Б) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;
В) все ячейки одного столбца;
Г) множество допустимых значений.

Вопрос ячейки С3.

При перемещении или копировании в ЭТ абсолютные ссылки:
А) не изменяются;
Б) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
В) преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
Г) преобразуются в зависимости от длины формулы.

3. Формирование умений и навыков .

Учитель. Продолжим нашу работу по использованию ЭТ в быту.

С помощью электронных таблиц можно производить расчеты по оплате коммунальных услуг.

- Как часто приходится платить за коммунальные услуги? (ежемесячно)

- Какие услуги входят в коммунальные ? (электроэнергия, вода, отопление)

- Каким образом производится оплата? (заполнение квитанции фиксированной суммой или снятие показаний счетчика и заполнение квитанции и оплата в определенном месте).

Все мы с вами пользуемся электроэнергией. Ежемесячно приходится заполнять квитанцию

об оплате за электроэнергию (Квт.ч). Квитанцию, которую необходимо заполнить, вы видите перед собой (Рисунок1).
г

Задание: Постройте электронную таблицу «Оплата электричества» для расчета ежемесячной платы за расход электроэнергии. Исходной информацией являются показания счетчика каждого месяца и стоимость одного киловатт-часа.

- Какие вычисления нам необходимо провести (Сумма, Квт.ч., Итого)

- Вычисления по количеству использованной электроэнергии и требуемой оплате выполняет компьютер.

- Какие поля целесообразно включить в таблицу? (месяца, показания счетчика в начале месяца, в конце месяца, сколько нагорело Квт.ч., сколько надо заплатить, цена одного Квт.ч.)

- Структура таблицы изображена в инструкционной карте:



А

В

С

D

E

F

1

Месяц

январь

февраль



декабрь

Всего

2

Показания счетчика в нач месяца
















3

В конце месяца
















4

Итого ( Квт.ч)
















5

Оплата
















- Цена одного киловатт часа имеет название «тариф» и определяется коммунальными службами. В настоящее время в нашем регионе составляет 2 рубля 23 копейки.

- На основании данных постройте столбчатую диаграмму, отражающую ежемесячный расход электроэнергии в течение года.

4. Минутки релаксации:

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

  • Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  • В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.


5. Закрепление умений и навыков при решении задач

Учитель. В условиях возрастающего спроса на энергоресурсы и роста тарифов на них, а также ухудшения экологии, сокращения запасов нефти, угля и газа – особое значение приобретают вопросы энергосбережения. Самый простой и эффективный способ экономии электроэнергии – не забывать всегда выключать за собой свет там, где он не нужен: уходя из дома, не оставлять бесполезно работающими электроприборы и освещение, не допускать длительного освещения пустых помещений. Рассмотрим некоторые способы экономии света:

  • Применение двухтарифного счетчика.

Установка электросчетчиков это не технология энергосбережения, а мера стимулирования потребителя к экономии электрической энергии. Для потребителя двухтарифный учет выгоден тем, что в позднее время суток электрическая энергия более дешевая.  Для энергосистемы работа потребителей в ночные часы выгодна тем, что сглаживается график суточной нагрузки.

От сглаживания суточных графиков распределения электрических нагрузок будут получены:

- снижение потерь электроэнергии в сетях,

- снижение максимума активной мощности энергосистемы,

- уменьшение количества крупных аварий.

Эта система оплаты предполагает снижение платы за электроэнергию в ночное время, причем для населения это снижение весьма значительно - ночной тариф в несколько раз меньше дневного. Это может стимулировать население к переносу части нагрузок на ночное время, однако в реальности есть не так много электроприборов, которые люди будут использовать ночью - в основном, это стиральные машины, работа компьютера и др..

  • Применение компактных люминесцентных ламп.

Установка компактных люминесцентных ламп предназначены для замены обычной лампы накаливания в большинстве осветительных приборов. Эти лампы потребляют на 80% меньше электроэнергии по сравнению с лампой накаливания той же яркости.

С помощью электронных таблиц подсчитаем насколько эффективны эти способы экономии.

1. Выполнение практической работы. Работа в группах.

Учащиеся в классе делятся на две группы. Каждой группе предлагается решить задачу. После ее выполнения один из учеников каждой группы проводит защиту своего проекта.

Задание для первой группы.

Сравните и подсчитайте с помощью электронной таблицы на сколько использование двухтарифного счетчика выгоднее однотарифного. Используйте данные: показания счетчиков

( Квт.ч) одинаковы, цена тарифа 2рубля23 копейки, ночной тариф на 50% меньше.

Структура таблицы изображена в инструкционной карте.




Двухтарифный счетчик

Однотарифный счетчик




Всего

Сумма

Всего

Сумма

Показания счетчика за день













Показания счетчика за ночь













Показания счетчика (всего)













Итого















Задание для второй группы.

Сравните и подсчитайте с помощью электронной таблицы насколько использование компактных люминесцентных ламп выгоднее обычных. Для решения задачи используйте данные: цена тарифа 2рубля 23 копейки, люминесцентные лампы потребляют на 80% меньше электроэнергии по сравнению с обычной лампой.
Структура таблицы изображена в инструкционной карте.

Виды ламп

Количество ламп

Мощность

Цена

Итого (Квт.ч)

Итого(сумма)

Обычные
















люминесцентные


































Итого экономия
















6. Анализ практической работы.

После решения задачи с помощью ЭТ, один из учащихся каждой группы проводит небольшой анализ решения задачи и знакомит всех с полученным результатом.

7. Задание на дом.

Задание: Используя данные квитанции, постройте электронную таблицу «Оплата природного газа » за месяц. Исходной информацией являются показания счетчика и стоимость одного кубометра. Данные для решения задачи необходимо взять из квитанции. (Рисунок 2)

г2

8. Итоги урока.

- Подведение итогов урока.

- Знакомство учеников с полученными оценками.

- Для экономии электроэнергии дома учитель знакомит с правилами:

Советы каждому на каждый день!

  • Выключайте свет, когда выходите из комнаты!

  • Выключайте приборы, когда ими не пользуетесь!

  • Утепляйте окна и двери, чтобы не допустить потерь тепла!

  • Дайте доступ дневному свету - раздвиньте занавески1

  • Используйте энергосберегающие лампы – при той же мощности они потребляют в 5 раз меньше энергии!

  • Установите в квартире счетчики холодной и горячей воды!

  • Принимайте душ вместо ванны - при этом расходуется гораздо меньше воды!

  • Не заслоняйте батареи мебелью или шторами!

  • Накрывайте крышкой кастрюлю при варке пищи!

  • Поставьте холодильник как можно дальше от источников тепла!

И предлагает ребятам памятки «Советы каждому на каждый день!», с которыми они могут познакомить своих друзей

Рефлексия урока: Учитель предлагает ребятам воспользоваться одной из мордашек img13для оценивания своей включенности в урок.