|
Протокол № от 2012 г. Согласовано Заместитель директора школы по увр Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никитовская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Макаренко»
Красногвардейского района Белгородской области
Рассмотрено
Руководитель ММО_________ Орлова О.Д. Протокол № ___от «____»_______ 2012 г.
| Согласовано
Заместитель директора школы по УВР
МБОУ «Никитовская средняя общеобразовательная школа»
______________ Безгина Г.Б.
«____»____________2012 г.
| Утверждаю
Директор
МБОУ «Никитовская средняя общеобразовательная школа»
__________ Дорохина Е.В.
Приказ № _____ от «___»____________2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
9 КЛАСС (уровень – базовый)
-
Авторы программы
| Н.Н.Гара
| Учебник
| Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2008
| Количество часов
| 68
| Учитель
| Орлова Ольга Дмитриевна
| Учебный год:
| 2012-2013
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).
Рабочая программа может быть реализована в 9 классе (2 ступень, основное общее образование, общеобразовательный уровень). Учебники линии Г.Е.Рудзитиса.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Весь теоретический материал курса химии для основной школы структуирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах направлено на достижение целей химического образования.
В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно – восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач. Фактологическая часть программы включает первоначальные сведения об органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в органическом мире.
При составлении рабочей программы использовался учебно – методический комплект:
для учителя:
Брейгер Л.М. Химия. 9 класс: контрольные и самостоятельные работы, тесты /Л.М.Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2006
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2004.
для учащихся:
Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2008.-191с.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Демонстрационное поурочное планирование. Общая химия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в 9 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 7 часов.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
Промежуточная аттестация и итоговая контрольная работа проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме текстовых письменных работ, а стартовая и контрольная работа №5 – в форме теста.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе.
Резервное время используется следующим образом: так как согласно авторской программе на изучение курса химии в 9 классе предусмотрено 70 часов, а согласно базисному плану и фактически их 68, то 2 часа резервного времени и используется в этом случае.
Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе.
Включены элементы содержания (авторская программа):
Гидролиз солей.
Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)
Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
Минеральные удобрения
Сероводородная и сернистая кислоты и их соли.
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах
Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, кроме уроков:
«Сущность процесса электролитической диссоциации» - в учебнике, «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы» - в авторской программе.
«Диссоциация кислот, щелочей и солей» - в учебнике, «Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей» - в авторской программе.
«Соединения железа» - в учебнике, «Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)» - в авторской программе.
«Органическая химия» - в учебнике, «Первоначальные сведения о строении органических веществ» - в авторской программе.
«Жиры» - в учебнике, «Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот»
«Аминокислоты. Белки» - в учебнике, «Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах»
«Лекарства» - в учебнике, «Химия и здоровье. Лекарства»
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из Примерной программы.
Кроме того, увеличена практическая часть (по сравнению с Примерной программой): лабораторные опыты и демонстрации № 1,2,3,7,8,11,12,18,19 соответствуют авторской программе.
На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:
в примерную: включены (взяты из авторской программы):
Гидролиз солей.
Минеральные удобрения
Стекло. Цемент.
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах
Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений
Расширена практическая часть за счет увеличения лабораторных опытов:
2.Реакции обмена между растворами электролитов
7. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония).
8. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
18. Этилен, его получение, свойства
Демонстраций:
Испытание веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Аллотропия кислорода – озон.
11. Ознакомление с образцами природных силикатов.
12. Ознакомление с видами стекла.
И практических работ:
Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений» отсутствует в Примерной программе, но является очень важной с практической точки зрения, особенно для сельских школьников.
В Примерной программе определены практические занятия «Изготовление моделей углеводородов», в авторской они заменены на демонстрации моделей молекул органических веществ.
Практические занятия «Знакомство с образцами лекарственных препаратов» и
«Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» в авторской программе отсутствуют, в рабочей программе - демонстрация.
Все изменения, внесенные при составлении рабочей программы, выделены курсивом с подчеркиванием.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
|
|