|
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Тема 1. Электролитическая диссоциация
Учащиеся должны знать:
определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации;
определения «основание», «кислота», «соль» - в свете теории электролитической диссоциации;
определение «степень ЭЛД»;
определение реакций ионного обмена, условий осуществления данных реакций;
определение окислительно – восстановительных реакций, окислителя, восстановителя;
определение гидролиза солей.
Уметь:
объяснять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;
записывать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей;
сравнивать по строению и свойствам ионы и атомы;
составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций;
выполнять опыты по проведению реакций ионного обмена, делать выводы;
определять с помощью расчетов вещество, данное в избытке, и проводить вычисления массы, объема или количества вещества продукта реакции по данному исходному веществу;
определять окислительно – восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты, используя метод электронного баланса;
применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 2. Кислород и сера
Учащиеся должны знать:
определение аллотропии и аллотропных видоизменений, причины аллотропии;
физические свойства серы и области ее применения;
строение и свойства оксидов серы, сероводорода, сернистой и серной кислот, области их применения;
качественную реакцию на сульфат – ион;
определение скорости химических реакций;
зависимости скорости реакции от различных условий.
Уметь:
давать характеристику главной подгруппы по плану;
сравнивать простые вещества, образованные элементами главной подгруппы 6 группы;
указывать причины их сходства и отличия;
доказывать химические свойства серы и ее важнейших соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном, ионном и окислительно – восстановительном видах;
объяснять влияние различных факторов на скорость химической реакции;
решать задачи;
применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 3. Азот и фосфор
Учащиеся должны знать:
физические и химические свойства азота;
строение молекулы аммиака, физические и химические свойства, производство;
строение, свойства и применение азотной кислоты, особые свойства, химизм производства;
состав, строение, свойства и применение солей аммония и нитратов;
характеристику фосфора как химического элемента и простого вещества, строение и свойства соединений фосфора, применение минеральных удобрений.
Уметь:
давать характеристику подгруппы азота, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, учитывая закономерности протекания окислительно – восстановительных реакций;
доказывать химические свойства аммиака;
определять массовую (объемную) долю выхода продукта реакции от теоретически возможного (решать задачи).
доказывать общие и особенные свойства солей на примере солей аммония и нитратов
Тема 4. Углерод и кремний
Учащиеся должны знать:
общую характеристику элементов подгруппы углерода, исходя из положения в ПС и строения атома; понятие адсорбции, применение углерода и кремния;
состав, строение, свойства, применение оксидов углерода и оксида кремния;
состав, строение, свойства, применение угольной и кремниевой кислоты, их солей.
Уметь:
сравнивать по строению и свойствам углерод и кремний, исходя из положения в ПС и строения атома, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода в молекулярном и окислительно – восстановительном виде;
сравнивать строение и свойства оксидов углерода и кремния, указывать причины сходства и отличия;
доказывать химические свойства угольной и кремниевой кислот и их солей, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
решать расчетные задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции по указанной массе (объему) исходного вещества, одно из которых содержит примеси.
Тема 5. Общие свойства металлов
Учащиеся должны знать:
понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, физические свойства и способы получения металлов;
состав, строение, свойства простых веществ, а также оксидов, оснований, солей металлов главных подгрупп 1-3 групп, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в развитии металлургии, понятия руды и пустой породы, основные стадии получения металлов.
Уметь:
записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения ТЭД и учения об окислительно – восстановительных процессах;
характеризовать металл по его положению в ПС и строению атома, химические свойства простого вещества и важнейших его соединений, записывая уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
доказывать химические свойства оксидов, оснований и солей металлов главных подгрупп и железа, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах
Учащиеся должны знать:
определение органической химии, различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ;
основные положения теории А.М.Бутлерова (кратко).
Уметь:
записывать структурные формулы органических веществ;
определять изомеры, давать им названия.
Тема 7. Углеводороды
Учащиеся должны знать:
определение углеводородов, их классификацию;
некоторые свойства углеводородов;
иметь представление о природных источниках углеводородов.
Уметь:
записывать структурные формулы органических веществ;
определять изомеры, давать им названия;
записывать некоторые уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства углеводородов (предельных и непредельных).
Тема 8. Спирты
Учащиеся должны знать:
определение одноатомных и многоатомных спиртов;
свойства и применение спиртов.
Уметь:
записывать структурные формулы спиртов;
называть некоторые спирты по систематической номенклатуре.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры
Учащиеся должны знать:
определение карбоновых кислот и жиров;
свойства и применение карбоновых кислот и жиров.
Уметь:
записывать структурные формулы карбоновых кислот и жиров;
называть некоторые карбоновые кислоты по систематической номенклатуре.
Тема 10. Углеводы
Учащиеся должны знать:
иметь общие понятия о глюкозе и сахарозе как важнейших представителях углеводов;
иметь общие понятия о свойствах и применении углеводов.
Уметь:
выполнять тренировочные упражнения по теме.
Тема 11. Белки Полимеры
Учащиеся должны знать:
иметь общие понятия о белках;
иметь общие понятия о полимерах на примере полиэтилена;
иметь общие понятия о свойствах и применении белков и полимеров;
общее представление о лекарствах и лекарственных препаратах.
Уметь:
выполнять тренировочные упражнения по теме.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
пп
| Тема
| Количество часов по программе Н.Н.Гара
| Количество часов по рабочей программе
| В том числе практических работ
| В том числе контрольных работ
| 1
| Электролитическая диссоциация
Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»
| 10
| 10
| 1
| 2
| 2
| Кислород и сера
Практическая работа №2
« Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
| 9
| 9
| 1
| 1
| 3
| Азот и фосфор
Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его свойств»
Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений»
| 10
| 10
| 2
| 1
| 4
| Углерод и кремний
Практическая работа №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
| 7
| 7
| 1
| -
| 5
| Общие свойства металлов
Практическая работа №6
« Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1а – 3а групп периодической системы химических элементов»»
Практическая работа №7« Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»»
| 14
| 14
| 2
| 1
| 6
| Первоначальные представления об органических веществах
| 2
| 2
| -
| -
| 7
| Углеводороды
| 4
| 4
| -
| -
| 8
| Спирты
| 2
| 2
| -
| -
| 9
| Карбоновые кислоты. Жиры.
| 3
| 3
| -
| -
| 10
| Углеводы.
| 2
| 2
| -
| -
| 11
| Белки. Полимеры.
| 5
| 5
| -
| 2
| Итого
|
| 68
| 68
| 7
| 7
| |
|
|