Главная страница

Протокол № от 2013 г. «Согласовано»



Скачать 205.94 Kb.
НазваниеПротокол № от 2013 г. «Согласовано»
Дата13.04.2016
Размер205.94 Kb.
ТипПротокол



Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №13 г. Нерюнгри РС (Я)



«Рассмотрено»

Руководитель МО гуманитарного цикла

____________ (Ф.И.О )
Протокол № ___ от

«____»_________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР СОШ №13 г. Нерюнгри

_____________ Сакал О.Б.
«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор СОШ №13 г. Нерюнгри РС(Я)

________ Е.И. Прушенова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ 7Г КЛАССА (базовый уровень)

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Система обучения по программе В.В.Бабайцевой. Русский язык: Учебник для 7 класса. Москва: Издательство «Дрофа», 2013 -252 с. Допущено Министерством образования и науки РФ)

Разработчик программы

учитель русского языка и литературы

Бондарь Ольга Евгеньевна

педстаж 18 лет,

вторая квалификационная категория

2013 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В.Бабайцевой и обеспечена учебным комплексом (С.Н.Пименова. Русский язык. Практика.7кл.:-Москва: Дрофа, 2013.-252с; Е.И.Никитина. Русский язык. Русская речь. 7 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений- Москва: Дрофа, 2013.-157с.: ил., 8л.цв.вкл.; В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория.5-9кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений- Москва: Дрофа, 2013-336с.)

Цель курса- освоение учащимися коммуникативной функции языка.

Ведущая задача- развитие речи во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной)- во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия и т.д.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Основная цель преподавания русского языка в 7 классе общеобразовательных учреждений РФ:

  • Подробное изучение раздела «Морфология», отработка общих принципов характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки).


Эта цель обусловливает следующие задачи:

  • Обеспечить усвоение определенного круга знаний в области морфологии и других разделов русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.



Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании. Овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Данная программа составлена на 140 часов (4 часа в неделю).
Содержание программы 7 класса (базовый уровень)

Введение

Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость (1)

Повторение изученного в 5-6 классах (6)

Причастие (30)

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным, наличие полной и краткой форм, их роль в предложении.

Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия.

Причастный оборот.

Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий.

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Правописание гласных перед суффиксами –вш- и –ш-.

Словообразование страдательных причастий.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание е-е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание н в кратких формах страдательных причастий.

Правописание гласных в причастиях перед нн и н.

Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных.

Правописание не с причастиями.

Деепричастие (10)

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Правописание не с деепричастиями.

Деепричастный оборот.

Выделение запятыми деепричастного оборота.

Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.

Служебные части речи.

Общее понятие о служебных частях речи.

Предлог.(10)

Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.

Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.

Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.

Простые и составные предлоги.

Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.)

Раздельное написание производных предлогов.

Слитное написание производных предлогов.

Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

Союз (10)

Понятие о союзе.

Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.

Простые и составные союзы.

Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.

Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.

Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.

Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.

Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.

Правописание составных подчинительных союзов.

Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).

Частица. (10)

Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.

Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).

Правописание –то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, -таки.

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные. (1)

Междометие (4)

Понятие о междометии. Основные функции междометий.

Разряды междометий. Звукоподражательные слова.

Знаки препинания при междометиях.

Повторение (9).
Что должны знать/ уметь учащиеся в результате обучения в 7 классе

  • Причастие: аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков; различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения – признака, который они обозначают; согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно; соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого; соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте; совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, неоправданных повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности при употреблении придаточных определительных с союзным словом который); правильно и уместно употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи;

  • Деепричастие: аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям; соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и придаточным предложениям;

  • Предлог: опознавать по совокупности признаков производные предлоги, отличать их от самостоятельных частей речи; употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания; правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки; употреблять предлоги в предложениях с однородными членами; пользоваться предлогами-синонимами с учетом их стилистической окраски в разных сферах и ситуациях речи;

  • Союз: отличать союзы от других частей речи; выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями; пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи;

  • Частица: отличать частицы от других частей речи; определять, к какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; использовать частицы для связи частей текста;

  • Междометие: отличать междометия от других частей речи; понимать их особую роль в русском языке;

  • Развитие связной речи: анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними; излагать повествовательный текст, осложненный диалогом. Излагать и самостоятельно составлять повествовательный текст с элементами описания явлений природы; выборочно излагать текст; отбирать материал по одному источнику; писать сочинение с элементами художественного описания явлений природы и трудовых процессов (по картине или на основе воображения). Писать сочинение типа описания на основе материала, собранного в результате длительных наблюдений (в художественном стиле); создавать текст аналогичного содержания в деловом стиле (заметка в газету); строить устные и письменные высказывания типа рассуждения на лингвистические темы (27).




В рабочую программу внесены некоторые изменения, которые не превышают 15% допустимого.





№ урока

Тема урока

14,

15

14,

15

Признаки глагола у причастия

101,

102

101,

102

Значения частиц

112,

113

112,

113

Р.р. Характеристика литературного героя


Виды контроля в 7 классе


Виды контроля

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

Год


итого

Административный контроль ЗУНов

Входная контрольная работа




Промежуточный контроль знаний







Итоговый контроль знаний

3

3

Количество плановых контрольных работ

1

1

2

1

1

2

8

8

Творческих работ (изложений)

1

-

-

1

2

4

8

8

Творческих работ (сочинений)

1

1

4

1

-

3

10

10


Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов

I семестр (18 часов, из них 3 часа р.речи)

1

Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах. Лексика и фразеология.

1

3

Повторение изученного в 5-6 классах. Фонетика и графика.

1

4

Повторение изученного в 5-6 классах. Словообразование и орфография.

1

5

Повторение изученного в 5-6 классах. Морфология и орфография.

1

6

Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис и пунктуация.

1

7-8

К.р. Диктант на повторение и его анализ.

2

9-10

Р.р. Изложение и его анализ.

2

11-12

Понятие о причастии.

2

13

Признаки прилагательного у причастия.

1

14-15

Признаки глагола у причастия

2

16-17

Причастный оборот

2

18

Р.р. Типы речи. Описание общего вида местности.

1

II семестр (18 часов, из них 1 час р.речи)

19-20

Причастный оборот.

2

21-22

Правописание не с причастиями.

2

23

Действительные и страдательные причастия.

1

24-25

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени.

2

26-28

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.

3

29

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени.

1

30

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.

1

31

Р.р. Описание общего вида местности.

1

32-33

Правописание гласных перед -н- и –нн-.

2

34

Повторение изученного по теме «Причастие».

1

35-36

К.р. Диктант и его анализ.

2

III семестр (28 часов, из них 6 часов р.речи)

37

Р.р. Описание местности

1

38-39

Краткие причастия.

1

40

Р.р. Анализ домашних сочинений.

1

41-42

Правописание нн и н в причастиях.

2

43

Р.р. Описание местности

1

44-45

Повторение по теме «Причастие».

2

46-48

Проверочные работы по теме «Причастие» и их анализ.


3

49

Повторение орфографии.

1

50-51

Р.р. Описание действий (трудовых процессов)

2

52-55

Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

4

56

Р.р. Описание действий (спорт).

1

57-59

Деепричастный оборот.

3

60

Образование деепричастий.

1

61-62

Повторение деепричастий.

2

63-64

К.р. Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

2

IV семестр (24 часа, из них 3 часа р.речи)

65

Р.р. Описание действий (спорт)

1

66

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.

1

67-68

Повторение изученного

2

69

Понятие о служебных частях речи.

1

70-71

Р.р. Рассказ на основе услышанного.

2

72-73

Понятие о предлоге.

2

74-77

Правописание предлогов.

4

78-79

Повторение изученного по теме «Предлог».

2

80-81

К.р. Контрольный диктант и его анализ по теме «Предлог».

2

82

Понятие о союзе.

1

83-84

Сочинительные союзы.

2

85-87

Подчинительные союзы.

3

88

Правописание союзов тоже, также, зато и других.

1

V семестр (22 часа, из них 4 часа р.речи)

89

Правописание союзов тоже, также, зато и других.

1

90-91

Повторение по теме «Союз».

2

92-93

К.р. Диктант и его анализ.

2

94-95

Р.р. Морфологические средства связи частей и предложений в тексте.

2

96-97

Р.р.Сочетание разных типов речи в одном тексте.

2

98-100

Понятие о частицах.

3

101-102

Значения частиц.

2

103-107

Правописание не и ни.

5

108

Повторение по теме «Частица».

1

109-110

К.р. Контрольный диктант и его анализ по теме «Частица».

2

VI семестр (30 часов , из них 10 часов р.речи)

111

Р.р. Сочетание разных типов речи в одном тексте

1

112-113

Р.р. Характеристика литературного героя

2

114

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.

1

115-117

Понятие о междометии.

3

118

Р.р. Публицистический стиль речи.

1

119

Повторение изученного о междометии

1

120-121

К.р. Диктант с грамматическим заданием и его анализ

2

122-123

Р.р. Интервью- жанр публицистики.

2

124-130

Повторение изученного в 6-7 классах

7

131-132

Р.р. Контрольное изложение и его анализ.

2

133-134


К.р. Контрольный годовой диктант его анализ.


2


135-136

Р.р. Повторение изученного. Морфологические средства сравнения.

2

137-140

Резервные уроки

4



Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса

Литература

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы – М.:Дрофа, 2013

  2. Русский язык. Практика. 7 класс/под ред. С.Н.Пименовой.-М.: Дрофа, 2013

  3. Никитина Е.И.Русский язык. Русская речь. 7 класс.- М.: Дрофа, 2013


Для учителя

  1. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.

  2. Букчина В.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. - М., 1998.

  3. Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. — М., 1979.

  4. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

  5. Валгина Н. С. Современный русский язык: Пунктуация. — М., 1989.

  6. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. — М., 1980.

  7. Тригорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.

  8. Иванова В. Ф. Современная русская орфография. — Л., 1991.

  9. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе.— М., 1985.

  10. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

  11. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л., 1990.

  12. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. — М., 1992.

  13. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 кл. —М., 1991.

  14. Колесов В. В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. — СП6., 1998.

  15. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

  16. Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.

  17. Львова С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991.

  18. Львова С. И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. — М., 1995.

  19. Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. — М., 1989.

  20. Павлова В. П. Обучение конспектированию: Теория и практика. — М., 1989.

  21. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.

  22. Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.

  23. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1987.

  24. Скобликова Г. П. Обобщающая работа по орфографии. — М., 1994.

  25. Финтисова О.А. Уроки русского языка в 5 класс: поурочные планы (по программе Разумовской М.М.). – Волгоград: Учитель, 2006.

Школьные словари русского языка

1. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Карашева Н.Б. Школьный толковый словарь русского языка. - М.,

1998.

2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. - М.,

1994.

3. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. -2-е изд. - М., 1998.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд. - М., 1998.

5. Орфографический словарь русского языка. Для учащихся средней школы. - 41-е изд. - М., 1990.

6. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-XX вв.) - М., 1996.

7. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - 2-е изд. - М., 1991.

8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и

происхождение слов. - М., 1997.

9. Школьный словарь иностранных слов ( под ред. В.В. Иванова). - 4-е изд. - М., 1999.

10.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. - М., 1984.

Дополнительная литература:

  1. Тематическое планирование с методическими указаниями по русскому языку 6-7 классы по учебнику: Т.М.Баранов, Г.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская. – Волгоград, Учитель-АСТ, 1999

  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 7 класс. – М.: Дрофа, 2013

  3. Кастроль И.С., Скороход Л.К. Сборник диктантов по пунктуации: 7-8 кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982

  4. Войлова К.А., Леденёва В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6-7 классы: методическое пособие. – М.: Издательский дом «Дрофа», 2005

  5. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 классы. – Саратов: Лицей, 1998

  6. Бенцианова Э.Ш. Сборник диктантов по пунктуации. – М.: Просвещение, 1973

  7. Голуб И.Б., Давыдова Л.В. Сочинения и изложения без репетитора. – М.: Владос, 1999

  8. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986

  9. Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2001 (2 экземпляра)

  10. 1. Разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса, в частности: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля,

  11. Тестовые задания «Русский язык. Тесты 5 – 8 классы» В.В. Тихонов, Т.Е. Шаповалова; «Русский язык.

  12. Сборник диктантов «Диктанты 5 – 9 классы» // сост. Н.А. Королева;

  13. Гольдин З. Д. Русский язык в таблицах. – М., 1998 г.

  14. Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 кл.: Пособие для учителя / Л. Г. Григорян, М. Т. Баранов и др.; Сост. Л. Г. Григорян – М.: Просвещение, 1989

  15. Диктанты и изложения для уч-ся 5-8 кл. / Сост. Л. Н. Ситникова. – В.: Учитель, 2010 г.

  16. Леденёва В. В., Халикова Н. В. Русский язык: Тесты. 5–7 классы. – М.: Дрофа, 2009г.

  17. Методические рекомендации к учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой. 5 кл. / Под ред. С. Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2006 г.

  18. Поурочное планирование: К учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой. 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2009 г.




  1. Видеофильмы: «Орфография» (2ч.), «Синтаксис и пунктуация» (2 ч.).


Информационно-компьютерная поддержка:

  • Электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов),

  • репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия),

  • репетитор «Русский язык» (весь школьный курс),

  • обучающая программа «Фраза».