№ п/п
| Наименование разделов и тем программы
| Тип урока
| Элементы содержания, ФГОС
| Дата проведения
|
|
план
| факт
|
|
ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР.
5 часов
|
|
1.
| Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Вводный инструктаж по ТБ.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции СЭЦ. Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
|
|
|
|
2.
| Структура тела. Место человека в живой природе.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
|
|
|
|
3.
| Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.
| Комбинированный
| Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.
Л.р. № 1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»
|
|
|
|
4.
| Ткани.
| Комбинированный
| Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона. Распознавание на готовых микропрепаратах разных видов тканей, описание их, обоснование взаимосвязи строения и функций тканей.
Исследование тканей на готовых микропрепаратах и их описание.
Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных, мышечных тканей».
|
|
|
|
5.
| Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
| Комбинированный
| Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекс, рефлекторная дуга.
Распознавание на таблицах органов и систем органов человека
П.р. № 1. «Получение мигательного рефлекса и его торможение».
|
|
|
|
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
7 часов
|
|
6.
| Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Опора и движение. Опорно-двигательная система. Строение, состав и соединение костей.
Демонстрация скелета, распилов костей, позвонков, строение става, мышц.
Л.р. № 3 . «Исследование свойств нормальной, жженой, декальцинированной кости. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани».
|
|
|
|
7.
| Скелет головы и туловища. Скелет конечностей.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей.
П.р. № 2. «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти».
|
|
|
|
8.
| Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
| Урок комплексного применения знаний.
| Профилактика травматизма.
Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
|
|
|
|
9.
| Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Работа мышц.
| комбинированный
| Мышцы: их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
П.р. № 3. «Утомление при динамической и статической работе. Функции основных мышечных групп».
|
|
|
|
10.
| Нарушения осанки и плоскостопие.
| комбинированный
| Нарушения осанки и плоскостопие.
П.р. № 4. «Определение нарушения осанки и плоскостопия».
|
|
|
|
11.
| Развитие опорно-двигательной системы.
| комбинированный
| Развитие опорно-двигательной системы. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Наблюдение за состоянием своего организма ( определение массы, роста).
|
|
|
|
12.
| Обобщение знаний по теме «Опорно-двигательная система».
| Урок контроля
| Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма.
Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.
Наблюдение за состоянием своего организма (определение массы, роста).
|
|
|
|
КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ.
9 часов
|
|
13.
| Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.
| комбинированный
| Транспорт веществ. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа, их круговорот. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Значение крови и ее состав.
Л.р. № 4. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».
|
|
|
|
14.
| Иммунитет.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
|
|
|
|
15.
| Тканевая совместимость и переливание крови.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Свертываемость крови. Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови. Резус-фактор.
|
|
|
|
16.
| Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы.
Демонстрация торса человека, модели сердца.
Пр.р. № 5. «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение».
|
|
|
|
17.
| Движение крови по сосудам.
| комбинированный
| Движение крови по сосудам. Кровеносная и лимфатическая система.
Наблюдение за состоянием своего организма (определение частоты пульса, кровяного давления)
Демонстрация прибора для измерения артериального давления и способ его использования.
Пр.р. № 6. «Опыты, выясняющие природу пульса».
Пр.р. № 7. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
|
|
|
|
18.
| Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
| комбинированный
| Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
|
|
|
|
|
19.
| Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
| комбинированный
| Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
Оценка и анализ факторов окружающей среды, отрицательно влияющих на сердечно – сосудистую систему. Наблюдение за состоянием своего организма (частота дыхания).
Пр.р. № 8. «Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба».
|
|
|
|
20.
| Первая помощь при кровотечениях.
| Урок комплексного применения знаний, умений и навыков
| Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
|
|
|
|
21
| Обобщение знаний по теме «Кровь. Кровообращение».
| Урок контроля
| Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь
|
|
|
|
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
6 часов
|
|
22.
| Значение дыхания. Органы дыхания.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система. Органы дыхания: верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево.
Демонстрация торса человека, модели гортани и легких
|
|
|
|
23.
| Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
| комбинированный
| Альвеолы, легкие, пристеночные и легочные плевры, плевральная полость. Газообмен в легких и тканях. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.
Л.р. № 5. «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Изготовление самодельной модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха».
|
|
|
|
24.
| Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
| комбинированный
| Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Наблюдение за состоянием своего организма (определение частоты пульса и дыхания).
П.р. № 9. «Измерение обхвата грудной клетки».
|
|
|
|
25.
| Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.
| комбинированный
| Заболевания органов дыхания, их профилактика. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. Значение работ Р.Коха. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.
П.р. № 10. «Определение запыленности воздуха в зимних условиях».
|
|
|
|
26.
| Первая помощь при поражении органов дыхания.
| Урок комплексного применения знаний, умений и навыков
| Приемы оказания первой помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
|
|
|
|
27.
| Обобщение знаний по теме «Дыхательная система».
| Урок контроля
| Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. Значение работ Р.Коха. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.
|
|
|
|
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
7 часов
|
|
28.
| Значение пищи и ее состав. .
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Питание. Пища как биологическая основа жизни. Значение пищи и ее состав.
|
|
|
|
29.
| Органы пищеварения. Строение и значение зубов.
| комбинированный
| Пищеварительная система. Органы пищеварения. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез.
Демонстрация торса человека Форма и функции зубов.
|
|
|
|
30.
| Пищеварение в ротовой полости и в желудке.
| комбинированный
| Пищеварение в ротовой полости и желудке. Роль ферментов в пищеварении.
Л.р. № 6. «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал».
П.р. № 11. (д/з). «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка».
П.р. № 12. (д/з). «Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка».
|
|
|
|
31.
| Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
| комбинированный
| Изменение питательных веществ в кишечнике. Аппендикс. Симптомы аппендицита.
|
|
|
|
32.
| Регуляция пищеварения.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Регуляция пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.
|
|
|
|
33.
| Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.
| Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
| Заболевания органов пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Возбудители и переносчики заболеваний человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
|
|
|
|
34
| Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система».
| Урок контроля
| Питание. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении.
Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
|
|
|
|
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВИТАМИНЫ.
3 часа
|
|
35.
| Обменные процессы в организме.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Обмен веществ и превращение энергии. Обменные процессы в организме.
П.р. № 13. «Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».
|
|
|
|
36.
| Нормы питания.
| комбинированный
| Нормы питания, энерготраты человека: основной и общий обмен. Обмен и роль белков, углеводов и жиров. Качественный состав пищи. Определение норм рационального питания.
|
|
|
|
37.
| Витамины.
| комбинированный
| Витамины. Гипо- и гипервитаминозы. А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
|
|
|
|
ВЫДЕЛЕНИЕ. КОЖА.
5 часов
|
|
38.
| Строение и функции почек.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Выделение. Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Мочеполовая система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон- функциональная единица почки. Образование первичной и вторичной мочи.
|
|
|
|
39.
| Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
| комбинированный
| Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
|
|
|
|
40.
| Значение кожи и ее строение.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Покровы тела. Значение кожи и ее строение.
|
|
|
|
41.
| Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.
| комбинированный
| Уход за кожей, волосами, ногтями. Грибковые заболевания кожи, их предупреждение, меры защиты от заражения.
П.р. № 14. «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».
|
|
|
|
42.
| Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
| Урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
| Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Роль кожи в терморегуляции. Теплообразование, теплоотдача. Закаливание.
Наблюдение за состоянием своего организма (измерение температуры тела).
|
|
|
|
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.
2 часа
|
|
43.
| Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
Демонстрация модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом.
|
|
|
|
44.
| Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
| Урок усвоения навыков и умений
| Гормоны, их роль в обмене веществ, росте и развитии
|
|
|
|
НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ.
9 часов
|
|
45.
| Значение, строение и функционирование нервной системы.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Нервная система: значение, строение и функционирование.
П.р. № 15. «Действия прямых и обратных связей».
|
|
|
|
46.
| Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.
Нейрогуморальная регуляция.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Вегетативная нервная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
П.р. № 16. «Штриховое раздражение кожи».
|
|
|
|
47.
| Спинной мозг.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Спинной мозг: строение и функции.
|
|
|
|
48.
| Головной мозг: строение и функции.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Головной мозг, его отделы, их строение и функции.
П.р. № 17. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка».
|
|
|
|
49
| Обобщение знаний по темам «Эндокринная система. Нервная система».
| Урок контроля
| Нервная система
|
|
|
|
50.
| Как действуют органы чувств и анализаторы.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Органы чувств, их роль в жизни человека. Как действуют органы чувств и анализаторы.
|
|
|
|
51.
| Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевание и повреждения глаз
| комбинированный
| Орган зрения и зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения, его профилактика.
Демонстрация модели глаза.
П.р. № 18. «Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении».
|
|
|
|
52.
| Орган слуха.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, ОРЗ. Борьба с шумом. Нарушение слуха, его профилактика.
Демонстрация модели уха.
|
|
|
|
53.
| Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Обобщение знаний по теме «Анализаторы».
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Органы осязания, обоняния и вкуса. Взаимосвязь ощущений как результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
П.р. № 19. «Определение выносливости вестибулярного аппарата».
П.р. № 20. «Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек».
|
|
|
|
ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА.
7 часов
|
|