|
Протокол № от 2014г. Руководитель мс утверждаю директор школы Н. В. Бирюкова Управление образования администрации МО «Судогодский район»
МБОУ «Судогодская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано
На МС школы
Протокол №
от « »______2014г.
Руководитель МС___________
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________Н.В. Бирюкова
Приказ № _________
от « »_______2014г. Рабочая учебная программа
по Информатике и ИКТ
(наименование учебного предмета \ курса)_
2 ступень, 5-6 класс
(ступень образования \ класс)
2 года
(срок реализации программы) Составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ
(наименование программы)
Программу составил Свистунова С.В.
(Ф.И.О. учителя, составившего программу)
г. Судогда
2014/15 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по информатике составлена в соответствии с:
законом РФ «Об образовании»;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 классов средней общеобразовательной школы».
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Цели и задачи изучения информатики в основной школе:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Отличительной особенностью данной рабочей программы по сравнению с авторской программой является изменение количества часов на изучение отдельных тем, что представлено в следующей сравнительной таблице:
№ п/п
| Тема
| Количество уроков по авторской программе
| Количество уроков по данной рабочей программе
| 5 класс
| 6 класс
| 5 класс
| 6 класс
| 1
| Информация вокруг нас.
| 10
| 2
| 10
|
| 2
| Компьютер
| 3
| 4
| 3
|
| 3
| Подготовка текстов на компьютере
| 6
| 2
| 6
|
| 4
| Компьютерная графика
| 3
| 3
| 3
|
| 5
| Создание мультимедийных объектов
| 4
| 3
| 4
|
| 6
| Объекты и системы
|
| 8
|
| 10
| 7
| Информационные модели
| 3
| 7
| 3
| 15
| 8
| Алгоритмика
| 4
| 6
| 4
| 9
| 9
| Резерв
| 2
|
| 2
| 1
| 10
| Итого:
| 35
| 35
| 35
| 35
|
Уменьшение количества часов, отводимых на изучение тем: информация вокруг нас, компьютер, подготовка текстов на компьютере, компьютерная графика, создание мультимедийных объектов связано наличием опыта обучающихся в данных областях, приобретенного в ходе изучения пропедевтического курса информатики в начальной школе. Увеличение количества часов, отводимых на разделы: объекты и системы, информационные модели и алгоритмика имеет положительных эффект при изучении данных тем в последующие годы обучения. В связи с этим данное распределение часов можно считать целесообразным.
Рабочая программа рассчитана на два года обучения (5-6 классы) по одному часу в неделю, что в общем составляет 70 часов (35 часов в 5-м классе и 35 часов в 6-м классе). В том числе в 5 классе: 4 контрольных работы, в шестом классе: 7 практических работ, 7 проектных работ. УМК учителя
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/)
УМК ученика
Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 214 с., илл.
Электронные образовательные ресурсы
https://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
https://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
https://ict.edu.ru - портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
https://lbz.ru/files/5798/ - клавиатурный тренажер «Руки солиста».
https://lbz.ru/files/5799/ - сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6».
https://lbz.ru/files/5814/ - набор ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов.
https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ - материалы авторской мастерской Л. Л. Босовой.
https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash. php - интерактивные ресурсы к учебнику 7-го класса УМК Л. Л. Босовой, автор А.М. Антонов.
https://webpractice.cm.ru - сетевые компьютерные практикумы по курсу информатики.
https://school-club.ru – «Школьный клуб», электронные уроки для всех возрастов учащихся: от начальной до старшей школы, книги, энциклопедии, игры, учебники, тренинги для детей и взрослых, видеофильмы по истории России и сетевые профессиональные сообщества.
Перечень технические средства обучения:
Компьютер.
Мультимедиа проектор.
Принтеры: матричный, струйный, лазерный МФУ.
МодемADSL, модемDial-up.
Устройства вывода звуковой информации – наушники, колонки.
Устройство ввода звуковой информации – микрофон.
Сканер.
Web-камера.
ЛВС – локальная вычислительная сеть.
Перечень программных средства обучения:
Операционная система AltLinux «Юниор».
Комплект свободного программного обеспечения – СПО.
Критерии и нормы оценки качества знаний обучающихся
Виды контроля:
входной - осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
проверочный - осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
итоговый - осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы итогового контроля:
контрольная работа;
зачет по опросному листу;
тест;
творческая работа;
защита проекта.
Критерии оценивания: Контроль теоретических знаний учащихся происходит в форме фронтального опроса, проверки домашних заданий, тестирования по тематическим разделам курса. Контроль практических умений и навыков происходит путем приема индивидуальных заданий, выполняемых учащимися на компьютерах.
Нормы оценки: Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию
учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный), ничего не начисляется.
При выставлении оценок по тестам в 5-6 классах придерживаться общепринятым соотношениям: Отметка «5»: за 86-100% правильных ответов Отметка «4»: за 71-85% правильных ответов; Отметка «3»: за 50-70% правильных ответов.
творческого проекта:
эстетичность оформления,
содержание, соответствующее теме работы,
полная и достоверная информация по теме,
отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе,
актуальность выбранной темы в учебно-воспитательном процессе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
смысловое чтение.
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации)).
Предметные результаты включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Контроль уровня обучения.
5 класс:
Контрольная работа №1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». Контрольная работа №2 по теме «Формы представления информации».
Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации» .
Контрольная работа №4. Итоговое тестирование.
6 класс:
Текущие практические работы и проекты
Итоговый проект «Мой инструмент-компьютер»
Требования к уровню подготовки учеников, изучивших курс
информатики за 5 класс Учащиеся должны знать/понимать:
- предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
- виды информации и ее свойства;
- название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
- историю развития вычислительной техники;
- назначение операционной системы;
- устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- назначение основных элементов окна графического редактора;
- приемы создания и редактирования изображения;
- основные элементы текста;
- приемы редактирования и форматирования текста;
- технологию вставки различных объектов;
- о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
- правило создания анимации,
уметь:
- классифицировать информацию по видам;
- приводить примеры информационных носителей;
- раскрывать свойства информации на примерах;
- включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- соблюдать правила ТБ;
- различать устройства ввода и вывода;
- записывать/считывать информацию с любых носителей;
- работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
- запускать программы из меню Пуск;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
- выделять элементы текста;
- проверять орфографию в документе;
- выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
- создавать простейшие анимации.
Требования к уровню подготовки учеников, изучивших курс
информатики за 6 класс
уметь для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
уметь называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
уметь осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
уметь приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
уметь различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
уметь приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
уметь осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
уметь приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
уметь давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
уметь осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
уметь выполнять операции с основными объектами операционной системы;
уметь выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
уметь выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
уметь создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
уметь создавать для поддержки своих выступлений мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
|
|
|