Главная страница


Протокол № от 2015года Директор школы: Ромаева И. Н. Рабочая программа по литературе для 7 класса (базовый уровень)



Скачать 205.5 Kb.
НазваниеПротокол № от 2015года Директор школы: Ромаева И. Н. Рабочая программа по литературе для 7 класса (базовый уровень)
Дата13.04.2016
Размер205.5 Kb.
ТипПротокол



Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16


Утверждена

на педагогическом совете.

Протокол №___

от ___________2015года
Директор школы: Ромаева И.Н.

Рабочая программа

по литературе

для 7 класса (базовый уровень)

(индивидуальное обучение)

учителя русского языка и литературы

Аминовой Тохтахан Шабаналиевны




составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы курса литературы к УМК «Литература» для 5-11классов общеобразовательных учреждений .

В.Я.Коровиной, Просвещение,2008.


2015 – 2016учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год), примерной рабочей программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов под редакцией Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2008г., а также на основе методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2014-2015 учебном году.
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности путём приобщения к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, зарубежной литературы

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Наряду с основными уроками, в программу включены уроки внеклассного чтения.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.

Рабочая программа соответствует Госстандарту. В неё включены для изучения следующие произведения, не предусмотренные Госстандартом:

* А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), А. С. Пушкин «Борис Годунов» (Сцена в Чудовом монастыре);

* Л.Н. Андреев «Кусака»;

* Д.С. Лихачёв «Земля родная»;

* Песни на слова русских поэтов 20 века

Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе (кроме произведений Пушкина)

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебника-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению;

Итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тестирование.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико – литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос ; повесть; литературный герой ; понятие о теме и идее произведения ; герой – повествователь ; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода; баллада; стихотворения в прозе; лирический герой ; поэма; трехсложные размеры стиха; тоническое стихосложение ; гипербола ; гротеск ; сатира и юмор как формы комического ; публицистика ; мемуары как публицистический жанр ; литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, лирических, драматических произведениях

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той лил иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- предавать динамику чувств в выразительном чтении лирического произведения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, пьесы, повести;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;

-стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

-написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Календарно – тематическое планирование




п/п

Колво часов

Тема урока.

Содержание

образования

Виды деятельности

Домашнее

задание

Знания, умения, навыки

Дата

1

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная

проблема литературы

Вводный

урок,

беседа

Стр. 3-5.

Решить ребусы,

Прочитать

предания (по вариантам)


Знать цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам. Понимать природу

художественного образа, уметь пользоваться справочным материалом




2

1

Предания как поэтическая автобиография народа

Конспектирование,

пересказ

статьи учебника

Пересказ статьи учебника.

Прочитать былину «Вольга

и Микула

Селянинович»

Знать определение понятия «предание»; понимать своеобразие преданий как поэтической

автобиографии русского народа; уметь пересказывать текст




3

Р/К

1

Пословицы и поговорки народов Кавказа. Тест




Сочинение- миниатюра

по одной пословице

Знать отличие пословиц от поговорок; уметь объяснять

прямой и переносный смысл




4

1

«Поучение Владимира Мономаха»

(отрывок).

Нравственные заветы Древней Руси

Рассказ учителя, беседа

Прочитать

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Знать особенности поучения как жанра литературы; понимать смысл поучения Владимира Мономаха




5

1

М.В. Ломоносов

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

Вырази-

тельное чтение оды, чтение статьи учебника

Стр. 64-68, ответить на вопросы 5,6. Выучить отрывок наизусть

Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, «теорию трёх штилей»; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст




6

1

А.С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Особенности композиции, своеобразие языка

Сообщение о жизни и творчестве поэта.

Выучить отрывок

наизусть. Прочитать повесть «Станционный смотритель»

Знать историческую основу «Песни…», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь давать сравнительную характеристику героев, находить средства художественной изобразительности




7

1

М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. Стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, анализ стихотворения «Молитва»

Выучить стихотворение наизусть, индивидуальное задание, прочитать «Песню про царя…»

Понимать тему стихотворения; уметь анализировать лирическое произведение




8

1

Контрольная работа




Выучить отрывок наизусть.

Знать историю создания «Песни…», особенности сюжета; понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром;





9

1

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Историческая и фольклорная основа повести

Чтение статьи учебника, сообщение, устное словесное рисование

Составить характеристики главных героев. Выразительное чтение эпизода «Описание степи»

Знать биографию писателя; место повести в творчестве Н.В. Гоголя; понимать роль исторического фона в повествовании; уметь составлять план, выделять главное




10

1

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас и его сыновья

Выборочный пересказ эпизодов

Подготовить сообщение

«Нравы и обычаи Запорожской Сечи».

Знать содержание повести; понимать мотивы поведения героев; уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев




11

1

И.С.Тургенев «Записки охотника».

Чтение, пересказ, ответы на вопросы

Подготовить устный рассказ «Моё отношение к рассказу «Бирюк».

Знать историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»; уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт




12

1

И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».

Выразительное и комментированное чтение

Выучить стихотворение наизусть. Подготовить сообщение о Н.А. Некрасове.

Знать жанровые особенности стихотворения в прозе; понимать нравственный смысл; уметь анализировать стихотворение в прозе




13

1

Н.А.Некрасов.

Поэма «Русские женщины»

Чтение I части поэмы, ответы на вопросы

Написать характеристику героини. Чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

Знать историческую основу поэмы, её содержание; уметь определять тему и идею поэмы




14

Р/к

1

Л.Н. Туренская «Снова цветут каштаны»

Конспектирование, беседа

Индивидуальные задания

Знать содержание; уметь определять проблему произведения, находить

художественно- изобразительные средства




15

1

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

Выразительное чтение

Прочитать роман А.К. Толстого

«Князь Серебряный»

Знать/понимать жанровое своеобразие исторических баллад; уметь анализировать поэтический текст




16

Вн/чт.

1

А.К. Толстой

«Князь Серебряный». Трагедия героя, сохранившего честь и верность

Чтение отдельных эпизодов

Подготовить сообщение о М.Е. Салтыкове-Щедрине

Знать содержание романа; уметь выделять сюжетные линии, жанровые особенности




17

1

М.Е.Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Беседа, выразительное чтение сказки по ролям

Ответить на вопросы, прочитать сказку «Дикий помещик»

Знать биографию и творчество писателя, содержание произведения; уметь анализировать текст с учётом специфики жанра




18

1

Контрольное тестирование













19

1

Л.Н.Толстой

«Детство». Сложность взаимоотношений взрослых и детей

Выборочный пересказ, ответы на вопросы

Читать главы: «Наталья Саввишна»,

«Детство»,

«Классы»


Написать сочинение- миниатюру «Поступок, за который мне стыдно» или

«Поступок, которым я горжусь»




20

1 р/к

Тема родной природы в лирике И.Кашпурова

Лекция учителя, конспектирование

Выучить стихотворение

наизусть.

Знать биографию и творчество писателя; понимать тему; уметь анализировать




21

1

А.П.Чехов

«Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения

Чтение статей в учебнике о писателе, ответы на вопросы.

Выразительное чтение рассказа

»Злоумышленник



Знать оценки творчества А.П.Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;

понимать тему и идею произведения;

уметь оценивать действия героев




22

1

Два лица России в рассказе А.П.Чехова

«Злоумышленник»


Чтение и восприятие рассказа.

Чтение рассказов А.П.Чехова

Понимать и уметь объяснять особенности композиции рассказа и её смысл; понимать идейно-тематическую направленность произведения;




23

Вн/чт.

1

Смех и слезы в «маленьких» рассказах А.П.Чехова




Написать мини-сочинение

«Мой любимый рассказ А.П.Чехова»

Знать содержание рассказов,

позицию автора;






24

Р/К

1

Тема «малой» Родины в лирике

И. Кашпурова

Выразит.

чтение и анализ стихотворений,

Выучить наизусть

(по выбору)

Знать биографию писателя; понимать тему стихотворений; уметь анализировать, находить художественно-изобразительные средства




25

1

И.А Бунин.

Судьба и творчество писателя.

Рассказ «Цифры».

Сложность взаимопонимания детей и взрослых

Чтение статьи о писателе, составление плана

Подготовить чтение по ролям рассказа «Цифры»,

читать рассказ «Лапти»

Знать/понимать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику; уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героями описываемым событиям




26

В\Ч
1

Л.Н. Андреев

«Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Бессердечие героев

Чтение очерка о писателе «Люди и книги»

Написать отзыв о рассказе, читать рассказ

А.Платонова «Юшка»

Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику; уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям




27


1

А.Платонов

«Юшка». Ценность человеческой жизни, призыв к состраданию

Чтение диалогов Юшки с детьми и взрослыми, рассказ о Юшке

Написать сочинение - миниатюру

Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев




28

В/Ч

1

А.Платонов.

В прекрасном и яростном мире»

Выборочное чтение

Подготовиться к сочинению

«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?


Знать особенности языка писателя; понимать идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании




29

1

Урок развития речи

Сочинение «Нужны ли нам в жизни сочувствие и сострадание?»

Сочинение- рассуждение

Выразительное чтение стихотворений о войне

Знать содержание прочитанных произведений, уметь определять основную мысль сочинения




30

Р/К

1

Тема ВОВ в творчестве поэтов Ставропольского края

Лекция учителя, беседа, выразительное чтение

Выучить стихотворение

(по выбору)

Понимать тему стихотворений, уметь анализировать




31



1

Ф.А.Абрамов. Проблемы рассказа «О чем плачут лошади»

Ответы на вопросы, комментированное чтение

Прочитать рассказ Н.Носова «Кукла»

Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа;




32

1

Н.Носов «Кукла». Протест против равнодушия

Чтение описания пейзажа, выборочный пересказ

Прочитать рассказ «Тихое утро»,

ответить на вопросы

Сведения о писателе, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея»,

план анализа эпического произведения; уметь сравнивать тексты, находя сходство и различие




33

1

Ю.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.


чтение статьи учебника

Подготовить сообщение о М.Зощенко. Прочитать рассказ «Беда»

Знать сведения из жизни писателя, план характеристики героев; понимать нравственную проблематику рассказа;




34




Обобщающий урок













35




Итоговая контрольная работа













Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе


Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. Литература :7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений .вВ2 ч.- М.: Просвещение, 2008

  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе 7 класс.- М.: Просвещение», 2006

  3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин. - М.: Просвещение, 2008

  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах.- М.: Просвещение, 2000

  5. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В.. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. -М.:Просвещение, 2004

  6. Русский фольклор: Словарь- справочник / Сост. Т.В Зуева.- М.: Просвещение, 1999

  7. Читательский дневник. Иду в 7 класс.- Саратов: Лицей ,2008

  8. И.О.Шайтанов, М.И. Свердлов .Зарубежная литература: Учебник- хрестоматия: 5-7 классы.- М.: Просвещение, 2004

Для учителя:

  1. С.М. Аникина, И.В.Золотарев. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002

  2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. М.:Просвещение, 2007

  3. Е. Л. Демиденко. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.:ДРОФА, 2007

  4. Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2006

  5. А.О. Ишимова. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000

  6. В.Я.Коровина. Литература: Методические советы: 7 класс.- М.: Просвещение, 2003

  7. Н.Е.Кутейникова. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2008

  8. А.М.Марченко. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

  9. Русское народное поэтическое творчеств / Под редакцией проф. Н.И. Кравцова.- М.: Просвещение, 1971


Согласовано
Заместитель директора по УВР:

_____________Абдурахманова З.Т.

_____________2015г.

Согласовано
Протокол заседания

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

от______________2015года

№________

Руководитель МО _____________Кензина З.М.