Главная страница


Протокол № ст. Паницкая» от 2013г М. В. Бурова Принято на заседании Приказ №



Скачать 464.62 Kb.
НазваниеПротокол № ст. Паницкая» от 2013г М. В. Бурова Принято на заседании Приказ №
страница1/2
Дата17.04.2016
Размер464.62 Kb.
ТипПротокол
  1   2

Министерство образования и науки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 ст.Паницкая

Красноармейского района Саратовской области»

Рассмотрено «Утверждаю»

на заседании ШМО Директор МКОУ СОШ № 7

Протокол № ____ ст.Паницкая»

от «___» _________ 2013г __________М.В.Бурова

Принято на заседании Приказ № ______________

Научно- методического совета

от «_____»_________2013 г. «_____» ____________2013 г.

Рабочая программа

по биологии

для обучающихся 7 класса

основного общего образования

(базовый уровень)
Разработана:

Кружаловой Ольгой Владимировной

учителем химии и биологии

I квалификационной категории

2013-2014 уч.год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школы.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей

Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Бодрова Н.Ф.. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Учебно-тематический план.


№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе на:

лабораторные

работы

контрольные работы

1

Общие сведения о мире животных

3

1




2

Строение тела животных

4




1

3

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

3

2




4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

3




1

5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

1

1

6

Тип Моллюски

5

1




7

Тип Членистоногие

7

1

1

8

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

1







9

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

6

2

1

10

Класс Земноводные или Амфибии

5




1

11

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии

4







12

Класс Птицы

7

1

1

13

Класс Млекопитающие, или Звери

11

1

1

14

Развитие животного мира на Земле

3







Итого:

68

10

8


Календарно - тематическое планирование

7 класс



п/п

Дата проведения

Тема урока

Всего часов

Количество часов




План.

Факт.




теоретические

практичес-

кие и лабораторные




I. Общие сведения о мире животных - 3 часа.












Зоология – наука о животных.



1

1

-












Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природе.

Экскурсия №1 Многообразие животных в природе

1

-

1












Классификация животных. Основные систематические группы.

1

1

-




II. Строение тела животных - 4 часа















Клетка.

1

1

-












Ткани.

1

1

-












Органы и системы органов.

1

1

-












Контрольная работа №1 по теме 1,2.

1

-

-




III. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные - 3 часа












Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.


1

1

-












Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

Л.р. №1. «Изучение строения эвглены зелёной».

1

-

1












Тип Инфузории.

Л.р. №2. «Изучение строения инфузории-туфельки»

1

-

1




IV. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные - 3 часа












Тип Кишечнополостные .Общая характеристика на примере пресноводной гидры.

1

1

-












Морские кишечнополостные.

1

1

-












К.р. №2. «Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные»

1

-

-




V. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви - 6 часов












Тип Плоские черви. Белая планария.

1

1


-













Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

1

-












Тип Круглые черви. Класс Нематоды

1

1

-












Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.

1

1

-












Класс Малощетинковые.

Л.р. №3. «Изучение внутреннего строения дождевого червя»

1

-

1












Контрольная работа №3 по теме: «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

1

-

-




VI. Тип Моллюски - 5 часов












Общая характеристика типа Моллюсков.

1

1

-












Класс Брюхоногие моллюски

1

1

-












Класс Двустворчатые моллюски.

Л.р. №4. «Изучение строения раковины, наруж и внутр. слоев»

1


-

1












Класс Головоногие моллюски.

1

1

-












Обобщение и повторение темы «Молюски»

1

-

-




VII. Тип членистоногие - 7 часов












Класс Ракообразные.

1

1

-












Класс Паукообразные.

1

1

-












Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Л.р. № 5 «Внешнее строение насекомого»

1

-

1












Типы развития насекомых.

1

1

-












Пчелы и муравьи – общественные насекомые.

1

1

-












Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний чел.

1

1

-












К.р. № 4. «Типы Молюски. Членистоногие»

1

-

-




VIII. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные - 1 час












Общие признаки хордовых животных. Признаки подтипа Бесчерепные на примере ланцетника.

1

1

-




IX. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы - 6 часов












Надкласс Рыбы. Общая характеристика.

Л.р. № 6 «Внешнее строение и особенно-

сти передвижения рыбы»

1

-

1












Внутреннее строение костной рыбы.

Л.р. № 7 «Внутреннее строение

рыбы»

1

-

1












Особенности размножения рыб.

1

1

-












Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы.

1

1

-












Промысловые рыбы. Их рацион. использование и охрана.

1

1

-












Контрольная работа № 5 по теме «Рыбы

1

-

-




X. Класс Земноводные или Амфибии - 5 часов












Места обитания и внешнее строение земноводных.

1

1

-












Строение и деятельность систем внутренних органов.

1

1

-












Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.

1

1

-












Многообразие земноводных.

1

1

-












К.р. № 6. По темам «Рыбы и Земноводные»

1

-

-




XI. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии - 4 часа












Особенности класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся на примере ящерицы.

1

1

-












Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

1

1

-












Многообразие пресмыкающихся.

1

1

-












Тестирование по теме «Пресмыкающиеся»

1

-

-




XII. Класс Птицы - 7 часов















Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.

Л.р. № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1

-

1












Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.

1

1

-












Внутреннее строение птиц.

1

1

-












Размножение и развитие птиц.

1

1

-












Годовой жизненный цикл птиц.

1

1

-












Многообразие и значение птиц Конференция. ИКТ

1

-

1












К.р. №7. «Класс Пресмыкающиеся и Птицы».

1

-

1





]XIII. Класс Млекопитающие или Звери - 11 часов












Внешнее строение Млекопитающих. Среды жизни и места обитания млекопитающих

1

1

-












Внутреннее строение млекопитающих.

Л.р. № 9 «Внутреннее строение млекопитающих»

1


-

1












Размножение и развитие млекопитающих.

1

1

-












Происхождение и многообразие млекопитающих. Конференция

ИКТ

1

1

-












Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Конференция

ИКТ

1

1

-












Отряды: Ластоногие, Китообразные, Конференция

ИКТ

1

1

-












Отряды:Парнокопытные, Непарнокопытные, хоботные. Конференция

ИКТ

1

1

-












Отряд Приматы Конференция

ИКТ.

1

1

-












Экологические группы млекопитающих.

1

1

-












Значение

млекопитающих

в природе и в

жизни человека.

Редкие и исчезающие млекопитающие

1

1

-












К.р. № 8 «Класс Млекопитающие».

1

-

-




XIV. Развитие животного мира на Земле – 3 часа












Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции орган. Мира.

1

1

-












Основные этапы развития животного мира на Земле.

1

1

-












Итоговая контрольная работа за курс биологии животных.

1

-

-






Содержание программы
1. Общие сведения о мире животных. (3 часов)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

  1   2