|
Протокол № ст. Паницкая» от 2013г М. В. Бурова Принято на заседании Приказ № Министерство образования и науки
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 ст.Паницкая
Красноармейского района Саратовской области»
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании ШМО Директор МКОУ СОШ № 7
Протокол № ____ ст.Паницкая»
от «___» _________ 2013г __________М.В.Бурова
Принято на заседании Приказ № ______________
Научно- методического совета
от «_____»_________2013 г. «_____» ____________2013 г.
Рабочая программа
по биологии
для обучающихся 7 класса
основного общего образования
(базовый уровень) Разработана:
Кружаловой Ольгой Владимировной
учителем химии и биологии
I квалификационной категории
2013-2014 уч.год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой // Биология в основной школы.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Бодрова Н.Ф.. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Учебно-тематический план.
№ п/п
| Наименование тем
| Всего часов
| В том числе на:
| лабораторные
работы
| контрольные работы
| 1
| Общие сведения о мире животных
| 3
| 1
|
| 2
| Строение тела животных
| 4
|
| 1
| 3
| Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные
| 3
| 2
|
| 4
| Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные
| 3
|
| 1
| 5
| Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви
| 6
| 1
| 1
| 6
| Тип Моллюски
| 5
| 1
|
| 7
| Тип Членистоногие
| 7
| 1
| 1
| 8
| Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные
| 1
|
|
| 9
| Подтип Черепные. Надкласс Рыбы
| 6
| 2
| 1
| 10
| Класс Земноводные или Амфибии
| 5
|
| 1
| 11
| Класс Пресмыкающиеся или Рептилии
| 4
|
|
| 12
| Класс Птицы
| 7
| 1
| 1
| 13
| Класс Млекопитающие, или Звери
| 11
| 1
| 1
| 14
| Развитие животного мира на Земле
| 3
|
|
| Итого:
| 68
| 10
| 8
|
Календарно - тематическое планирование
7 класс
№
п/п
| Дата проведения
| Тема урока
| Всего часов
| Количество часов
|
| План.
| Факт.
|
| теоретические
| практичес-
кие и лабораторные
|
| I. Общие сведения о мире животных - 3 часа.
|
|
|
|
| Зоология – наука о животных.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Среды жизни и места обитания животных. Место и роль животных в природе.
Экскурсия №1 Многообразие животных в природе
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Классификация животных. Основные систематические группы.
| 1
| 1
| -
|
| II. Строение тела животных - 4 часа
|
|
|
|
|
| Клетка.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Ткани.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Органы и системы органов.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Контрольная работа №1 по теме 1,2.
| 1
| -
| -
|
| III. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные - 3 часа
|
|
|
|
| Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.
Л.р. №1. «Изучение строения эвглены зелёной».
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Тип Инфузории.
Л.р. №2. «Изучение строения инфузории-туфельки»
| 1
| -
| 1
|
| IV. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные - 3 часа
|
|
|
|
| Тип Кишечнополостные .Общая характеристика на примере пресноводной гидры.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Морские кишечнополостные.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| К.р. №2. «Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные»
| 1
| -
| -
|
| V. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви - 6 часов
|
|
|
|
| Тип Плоские черви. Белая планария.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Тип Круглые черви. Класс Нематоды
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Класс Малощетинковые.
Л.р. №3. «Изучение внутреннего строения дождевого червя»
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Контрольная работа №3 по теме: «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».
| 1
| -
| -
|
| VI. Тип Моллюски - 5 часов
|
|
|
|
| Общая характеристика типа Моллюсков.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Класс Брюхоногие моллюски
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Класс Двустворчатые моллюски.
Л.р. №4. «Изучение строения раковины, наруж и внутр. слоев»
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Класс Головоногие моллюски.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Обобщение и повторение темы «Молюски»
| 1
| -
| -
|
| VII. Тип членистоногие - 7 часов
|
|
|
|
| Класс Ракообразные.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Класс Паукообразные.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.
Л.р. № 5 «Внешнее строение насекомого»
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Типы развития насекомых.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Пчелы и муравьи – общественные насекомые.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний чел.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| К.р. № 4. «Типы Молюски. Членистоногие»
| 1
| -
| -
|
| VIII. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные - 1 час
|
|
|
|
| Общие признаки хордовых животных. Признаки подтипа Бесчерепные на примере ланцетника.
| 1
| 1
| -
|
| IX. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы - 6 часов
|
|
|
|
| Надкласс Рыбы. Общая характеристика.
Л.р. № 6 «Внешнее строение и особенно-
сти передвижения рыбы»
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Внутреннее строение костной рыбы.
Л.р. № 7 «Внутреннее строение
рыбы»
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Особенности размножения рыб.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Промысловые рыбы. Их рацион. использование и охрана.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Контрольная работа № 5 по теме «Рыбы
| 1
| -
| -
|
| X. Класс Земноводные или Амфибии - 5 часов
|
|
|
|
| Места обитания и внешнее строение земноводных.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Строение и деятельность систем внутренних органов.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Многообразие земноводных.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| К.р. № 6. По темам «Рыбы и Земноводные»
| 1
| -
| -
|
| XI. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии - 4 часа
|
|
|
|
| Особенности класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся на примере ящерицы.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Многообразие пресмыкающихся.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Тестирование по теме «Пресмыкающиеся»
| 1
| -
| -
|
| XII. Класс Птицы - 7 часов
|
|
|
|
|
| Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.
Л.р. № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Внутреннее строение птиц.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Размножение и развитие птиц.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Годовой жизненный цикл птиц.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Многообразие и значение птиц Конференция. ИКТ
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| К.р. №7. «Класс Пресмыкающиеся и Птицы».
| 1
| -
| 1
|
|
]XIII. Класс Млекопитающие или Звери - 11 часов
|
|
|
|
| Внешнее строение Млекопитающих. Среды жизни и места обитания млекопитающих
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Внутреннее строение млекопитающих.
Л.р. № 9 «Внутреннее строение млекопитающих»
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
| Размножение и развитие млекопитающих.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Происхождение и многообразие млекопитающих. Конференция
ИКТ
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. Конференция
ИКТ
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Отряды: Ластоногие, Китообразные, Конференция
ИКТ
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Отряды:Парнокопытные, Непарнокопытные, хоботные. Конференция
ИКТ
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Отряд Приматы Конференция
ИКТ.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Экологические группы млекопитающих.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Значение
млекопитающих
в природе и в
жизни человека.
Редкие и исчезающие млекопитающие
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| К.р. № 8 «Класс Млекопитающие».
| 1
| -
| -
|
| XIV. Развитие животного мира на Земле – 3 часа
|
|
|
|
| Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции орган. Мира.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Основные этапы развития животного мира на Земле.
| 1
| 1
| -
|
|
|
|
| Итоговая контрольная работа за курс биологии животных.
| 1
| -
| -
|
|
Содержание программы 1. Общие сведения о мире животных. (3 часов)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
|
|
|