|
Протокол № ст. Паницкая» от 2013г М. В. Бурова Принято на заседании Приказ № Министерство образования и науки
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 ст.Паницкая
Красноармейского района Саратовской области»
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании ШМО Директор МКОУ СОШ № 7
Протокол № ____ ст.Паницкая»
от «___» __________ 2013г __________М.В.Бурова
Принято на заседании Приказ № ______________
Научно -методического совета
от «_____»_________2013 г. «_____» ____________2013 г.
Рабочая программа
по биологии
для обучающихся 8 класса
основного общего образования
(базовый уровень) Разработана:
Кружаловой Ольгой Владимировной
учителем химии и биологии
I квалификационной категории
2013-2014 уч.год. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана. Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаре, рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) и в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: человек"
Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В рабочей программе учитель может изменять порядок изложения и числа часов, отведенных на их изучение.
Цели изучения предмета
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Формы и методы, технологии обучения
Формы, методы и технологии обучения, применяемые на уроках биологии, взаимосвязь перечисленных структурных компонентов методик
преподавания отражена в таблице1.
Таблица 1
Ступень образования
| Ведущие методы преподавания
| Оптимальные формы организации познания (ранжирование имеет смысл)
| Используемые технологии обучения
| Основное общее образование
| - по характеру познавательной деятельности:
частично-поисковый;
- по источнику получения знаний:
словесно-практический
| 1. Работа в малых группах
2. Работа в парах
3. Индивидуальная работа
4. Фронтальная работа
|
- ИКТ
- здоровьесберегающие
| Программа курса рассчитана на 68 часов учебного времени, преподавание идет 2 часа в неделю. Для достижения целей образования применяю деятельностный подход, позволяющий максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных работ и экскурсий. При их проведении используются методы и приёмы технологии развития исследовательских навыков в форме индивидуальных и групповых исследований обучающихся. В течение года проводится: 5 лабораторных работ, 11 практических работ. По окончании полугодий проводится контроль знаний. Учёт возрастных возможностей учащихся, их конкретно- образного мышления, внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников позволяют создать задания по выбору.
Требования к уровню подготовки выпускников, освоивших рабочую программу основной школы
Необходимые требования к уровню подготовки обучающихся отражены в таблице 2.
Таблица 2
Формируемые компетенции
| Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения биологии ученик должен:
| Ключевые
| - знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
- показать сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, эстетического отношения к живым объектам;
- уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- быть способным к выбору целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
| Общепред-
метные
| - показать сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать);
- овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
| Предметные
| В познавательной сфере:
- выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий; организма человека; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ в организме, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приводить доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различать на таблицах части и органоиды клеток; органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветковых растений, органы и системы органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявлять изменчивости организмов; приспособления организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов
В ценностно-ориентационной сфере:
- знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- проводить анализ и оценку последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
В сфере трудовой деятельности:
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
В сфере физической деятельности:
- освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма
В эстетической сфере:
- овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
|
Учебно -тематический план.
Тема
| Всего уроков
| Практический компонент
| Контрольная работа
| лабораторная работа
| Практическая работа
| 1.Введение. Общий обзор организма человека.
| 6
| 2
|
| 1
| 1
| 2.Опорно-двигательная система.
| 8
| 2
|
| 2
| 1
| 3.Кровь и кровообращение.
| 8
| 1
|
| 3
| 1
| 4.Дыхательная система.
| 5
| 2
|
| 1
| 1
| 5.Пищеварительная система.
| 6
| 2
|
| -
| 1
| 6.Обмен веществ и энергии. Витамины
| 3
| -
|
| 1
| 1
| 7. Мочевыделительная система
| 2
| -
|
| -
|
| 8. Кожа
| 3
| -
|
| 1
|
| 9.Эндокринная система
| 3
| -
|
| -
| 1
| 10.Нервная система
| 5
| -
|
| 3
|
| 11.Органы чувств. Анализаторы
| 5
| -
|
| 3
| 1
| 12. Поведение и психика
| 7
| -
|
| 2
|
| 13. Индивидуальное развитие организма.
| 7
| -
|
| -
| 1
| Итого:
| 68
| 9
|
| 17
| 9
|
Календарно - тематическое планирование
8 класс
№
п/п
| Дата проведения
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Количество часов
| План.
| факт
| теоретические
| Практические и лабораторные
| Тема 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР – 6 часов
|
|
|
| Введение. Науки об организме человека.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Структура тела. Место человека в живой природе
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.
Л.р. № 1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Ткани.
Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Системы органов в организме. Уровни организации организма. нервная и гуморальная регуляции.
П.р. № 1. «Получение мигательного рефлекса и его торможения».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор».
| 1
| -
| -
| Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА-8 часов
|
|
|
| Скелет. Строение, состав и соединение костей.
Л.р. № 3. «Строение костной ткани». Л.р. № 4. «Состав костей».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Скелет головы и туловища
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Скелет конечностей
П.р. № 2. «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Мышцы человека.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Работа мышц.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Нарушение осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы.
П.р. № 3. «Определение нарушений осанки и плоскостопия».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Контрольная работа № 2 по теме: Опорно- двигательная система
| 1
| -
| -
| Тема 3. КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ-8 часов
|
|
|
| Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Л.р. № 5. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Строение и работа сердца. Круги кровообращения.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Движение лимфы. П.р. № 4. «Кислородное голодание.
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Движение крови по сосудам. П.р. № 5. «Пульс и движение крови. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
П.р. № 7. «Функциональная сердечно-сосудистая проба».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Контрольная работа по теме «Кровь . Кровообращение.»
| 1
| -
| -
| Тема 4.ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА-5 часов
|
|
|
| Значение дыхания. Органы дыхания.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Л.р. № 6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Л.р. № 7. «Дыхательные движения»
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. П.р. № 9. «Определение запылённости воздуха в зимнее время».
|
| -
| 1
|
|
|
| Контрольная работа по теме:
" Дыхательная система".
| 1
| -
| -
| Тема 5 ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 6 часов
|
|
|
| Значение и состав пищи.Органы пищеварения
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Зубы
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л.р. № 8. «Действие ферментов слюны на крахмал». Л.р. № 9. «Действие ферментов желудочного сока на белки».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Регуляция пищеварения.
Заболевания органов пищеварения.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Контрольная работа по теме: « Пищеварительная система»
|
| -
| -
| Тема 6 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ – 3 часа
|
|
|
| Обменные процессы в организме.
Нормы питания.
П.р. № 11. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Витамины
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Контрольная работа № 4 по теме" Обмен веществ и энергии".
| 1
| -
| -
| Тема 7 МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 2 часа
|
|
|
| Строение и функции почек.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
| 1
| 1
| -
| Тема 8 КОЖА – 3 часа
|
|
|
| Кожа. Значение и ее строение
П.р. № 12. «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
| 1
| 1
| -
| Тема 9 Эндокринная система – 3 часа
|
|
|
| Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Контрольная работа № 5 по темам " Мочевыделительная система. Кожа. Эндокринная система".
| 1
| -
| -
|
Тема 10 НЕРВНАЯ СИСТЕМА – 5 часов
|
|
|
| Значение, строение и функционирование нервной системы
П.р. № 13. «Действие прямых и обратных связей».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Автономный (вегетативный) отдел нервной системы
П.р. № 14. «Штриховое раздражение кожи».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Нейрогормональная регуляция
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Спинной мозг
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Головной мозг: строение и функции
П.р. № 15. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»
| 1
| -
| 1
| Тема 11 ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ – 5 часов
|
|
|
| Как действуют органы чувств и анализаторы
Орган зрения и зрительный анализатор
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Заболевания и повреждения глаз
| 1
| 1
|
|
|
|
| Органы слуха и равновесия. Их анализаторы
П.р. № 17. «Проверка чувствительности вестибулярного аппарата».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Органы осязания, обоняния, вкуса
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Контрольная работа № 6 по темам " Нервная система. Органы чувств".
| 1
| -
| -
| Тема 12 Поведение и психика – 7 часов
|
|
|
| Врожденные и приобретенные формы поведения
П.р. № 19. «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Закономерности работы головного мозга
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Биологические ритмы. Сон и его значение
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
| 1
| 1
|
|
|
|
| Воля и эмоции. Внимание
П.р. № 20. «Изучение внимания при разных условиях».
| 1
| -
| 1
|
|
|
| Работоспособность. Режим дня
|
| 1
| -
|
|
|
| Обобщение по теме «Поведение и психика»
| 1
| -
| -
| Тема 13 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА – 7 часов
|
|
|
| Половая система человека.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Наследственные и врождённые заболевания.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Внутриутробное развитие организма.
Развитие после рождения.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| О вреде наркогенных веществ.
| 1
| 1
| -
|
|
|
| Психологические особенности личности
|
| 1
| -
|
|
|
| Контрольная работа по теме " Индивидуальное развитие организма".
| 1
| -
|
-
|
|
|
| Итоговое тестирование по курсу биология человека.
| 1
| -
| -
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение (1 час)
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.
Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Тема 1. Общий обзор организма человека (6 часов)
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животным и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Тема 2. Опорно-двигательный аппарат (8 часов)
Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.
Тема 3. Кровь и кровообращение (8 часов)
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Знание постоянства внутренней среды организма.
Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.
Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.
Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.
Тема 4. Дыхание (5 часов)
Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Тема 5. Пищеварение (6 часов)
Питание. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.
Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа)
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Тема 8. Кожа (3 часа)
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Тема 9. Эндокринная система (3 часа)
Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез.
Тема 10. Нервная система (5 часов)
Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Тема 11. Органы чувств и анализаторы (5 часов)
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.
Тема 12. Поведение и психика (7 часов)
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Тема 13. Индивидуальное развитие организма (7 часов)
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 8 классе.
Знать:
систематическое положение человека и его происхождение,
особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,
о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,
об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,
правила гигиены, сохраняющих здоровье,
факторы, разрушающие здоровье человека,
Уметь:
распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,
объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,
оказывать первую помощь при несчастных случаях,
соблюдать правила личной и общественной гигиены,
пользоваться микроскопом, ставить опыты,
работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.
Демонстрации: микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы для учителя
1.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005
2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие для учителя М. Вентана-Граф, 2004 г.
3.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов /С.С. Кашлев. – Мн.: Выш.шк., 2002
4.Ксензова Г.Ю.Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М..: Педагогическое общество России, 2005
5.Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989
6.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003
7.Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / авт. – сост. Г.П.Попова и др.. – Волгоград: Учитель, 2007
8.Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель; Науч. Ред. Т.И.Шамова. – 2-е изд. – М.: 5 за знание, 2008
9.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
10.Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе / Под ред. Д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2006
11.Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В.Хуторской. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005
Список литературы для учащихся
1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. : учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2008г
2. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Рабочие тетради. № 1, 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2008г
3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене М.: Просвещение, 1989 г
4. Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии М. : Просвещение, 1989 г
Диски:
1. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
2. Биология 8 кл. «1С: Образование 3.0»
3. Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий». |
|
|