|
Протокол №1 от 09. 2013г. Руководитель м/о. Пояснительная записка
Программа спецкурса
«За страницами учебника математики»
для обучающихся 5-6 классов
Автор составитель -
учитель математики МБУ СОШ №45 Шишигина Ю.В.
Рассмотрено на заседании
м/о_математики, информатики и физики
Протокол № 1 от 2.09.2013г.
Руководитель м/о.
Пояснительная записка.
Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а это - важнейшие виды прекрасного.
Аристотель Математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.
Математика и математическое образование нужны для подготовки к будущей профессии. Для этого необходимы знания из алгебры, математики. Одной важнейшей задачей математического образования является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому нужно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли, а так же развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Курс предназначен для обучающихся 5 – 6 классов, склонных к занятиям математикой, желающих повысить свой математический уровень. Рассмотрены вопросы из истории математики, потому что многие обучающиеся любят математику, но ничего не знают ни об ее истории, ни о великих математиках. Курс направлен на развитие логического мышления обучающегося, на изучение истории математики, расширение математического кругозора учащихся. Цели данного курса : - создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности; - развитие математических способностей обучающихся, когнитивных умений;
-знакомство с историей математики и деятельностью известных математиков.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи: - помощь в овладении конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; - формирование у обучающихся устойчивого интереса к математике; - формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса; - развитие математических способностей; - развитие качеств мышления, характерных для математической деятельности; - развитие умения переводить различные задачи на язык математики; - подготовка к сознательному усвоению систематического курса алгебры и геометрии; - развитие находчивости, сообразительности, умения логически рассуждать.
В результате изучения курса учащиеся будут:
- решать основные виды логических задач;
-уметь создавать и защищать проекты;
-уметь разгадывать ребусы;
- уметь переводить из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
-отличать позиционные и непозиционные системы счисления;
-уметь решать комбинаторные задачи;
-уметь работать с координатной плоскостью;
- уметь работать с кругами Эйлера;
-уметь решать необычные задачи на проценты. В результате изучения курса учащиеся будут:
-знать историю математики;
-знать имена известных математиков и их работы;
--знать способы решения популярных логических задач;
-знать правила перевода из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления и наоборот, из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления;
-знать принцип Дирихле.
- содержание программы курса (курс рассчитан на 68 часов)
Календарно-тематическое планирование курса
«За страницами учебника математики»
5 класс
№
| Содержание | Кол-во часов
| Дата |
| Как люди научились считать
| 3
|
| 1
| Арифметика каменного века. Числа начинают получать имена
| 1
|
| 2
| Первые цифры.
| 1
|
| 3
| Абак и пальцевый счет
| 1
|
|
| Развитие арифметики и алгебры
| 3
|
| 4
| Открытие нуля. Что такое квадриллион.
| 1
|
| 5
| Мухаммед из Хорезма диктует правила
| 1
|
| 6
| Всегда ли дважды два-четыре?
| 1
|
|
| Из науки о числах
| 3
|
| 7
| Любопытные свойства натуральных чисел
| 1
|
| 8
| Некоторые приемы быстрого счета
| 1
|
| 9
| Числовые фокусы
| 1
|
|
| Математические игры
| 3
|
| 10
| Числовые головоломки
| 1
|
| 11
| Башня из колец
| 1
|
| 12
| Игра в 15
| 1
|
|
| Математика и шифры
| 3
|
| 13
| Каким должен быть шифр
| 1
|
| 14
| Шифры и арифметика остатков
| 1
|
| 15
| Шифрование решеткой
| 1
|
|
| Решение задач
| 11
|
| 16
| Решение логических задач с помощью таблиц
| 1
|
| 17
| Решение логических задач с помощью графов
| 1
|
| 18
| Решение задач на взвешивание
| 1
|
| 19
| Решение задач на переливание
| 1
|
| 20
| Решение задач с конца
| 1
|
| 21-22
| Задачи на разрезание
| 2
|
| 23
| Упражнения со спичками
| 1
|
| 24
| Некоторые старинные задачи
| 1
|
| 25-26
| Решение олимпиадных задач
| 2
|
|
| Ребусы
| 5
|
| 27
| История появления ребусов
| 1
|
| 28
| Правила составления и решения ребусов
| 1
|
| 29
| Числовые ребусы
| 1
|
| 30-31
| Решение ребусов
| 2
|
|
| Создание проекта
| 3
|
| 32-33
| Создание проекта «Биографическая миниатюра»
| 2
|
| 34
| Защита проекта
| 1
|
|
Литература:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин За страницами учебника математики, Москва, просвещение, 1989 г.
2. Е.И.Игнатьев В царстве смекалки, Москва Наука,1979 г.
3. Н.А. Козловская. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. 5-6 кл., Москва: ЭНАС, 2007 Г.
4. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва «Просвещение», 1986
5 Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. Домодедово. ВАП-VAP, 7.
6. О.С. Шейнина, Г.М.Соловьева Математика. Занятия школьного кружка, Москва, Издательство НЦ ЭНАС, 2004
Календарно-тематическое планирование курса
«За страницами учебника математики»
6 класс
№
| Содержание | Кол-во часов
| Дата |
| Комбинаторика
| 7
|
| 1
| Решение комбинаторных задач методом перебора
| 1
|
| 2
| Решение комбинаторных задач методом построения дерева
| 1
|
| 3
| Решение комбинаторных задач способом умножения
| 1
|
| 4
| Перестановки
| 1
|
| 5
| Случайные события
| 1
|
| 6
| Частота и вероятность случайного события
| 1
|
| 7
| Шкала вероятностей
| 1
|
|
| Как измеряли в древности
| 3
|
| 8
| Первые единицы длины. Измерение площадей
| 1
|
| 9
| Меры в Древнем мире
| 1
|
| 10
| Старые русские меры
| 1
|
|
| Метрическая система мер
| 3
|
| 11
| Рождение метрической системы мер
| 1
|
| 12
| Временная метрическая мера
| 1
|
| 13
| Новые приставки и единицы
| 1
|
|
| Комбинации и расположения
| 3
|
| 14
| Сколькими способами?
| 1
|
| 15
| Дерево выбора
| 1
|
| 16
| Блуждания по лабиринтам
| 1
|
|
| Нетрадиционное мышление
| 6
|
| 17-18
| Решение олимпиадных задач
| 2
|
| 19-20
| Астрономия на координатной плоскости
| 2
|
| 21-22
| Упражнения со спичками
| 2
|
|
| Системы счисления
| 2
|
| 23
| Позиционные и непозиционные системы счисления
| 1
|
| 24
| Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления
| 1
|
|
| Задачи
| 7
|
| 25-26
| Задачи на части и отношения
| 2
|
| 27-28
| Задачи на проценты
| 2
|
| 29
| Круги Эйлера
| 1
|
| 30
| Принцип Дирихле
| 1
|
| 31
| Веселые вопросы
| 1
|
|
| Создание проекта
| 3
|
| 32-33
| Создание проекта «Знакомство с великим математиком и его работой»
| 2
|
| 34
| Защита проекта
| 1
|
| |
|
|