|
Протокол №1 от 26 августа 2014 года: Программа элективного курса по русскому языку МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Зам. директора по УВР:
учителей русского языка и литературы протокол № 1 от 26 августа 2014 года:
Программа элективного курса по русскому языку
«Русский язык в формате ЕГЭ» для учащихся 11 класса.
Учитель: Сазонова Л.П.
2014/2015г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе разработана на основе Программы Н. Г. Гольцовой «Русский язык» 10-11 классы Москва «Русское слово» 2012 года к учебнику «Русский язык 10-11 классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, 20008 год).
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический материал и практический, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часа.
Место курса в образовательном процессе.
Курс ««Русский язык в формате ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.
Цели и задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9 классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
- выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
- учить любой диалог вести этически корректно. Ученики должны
иметь представление
- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и яв-
лений, при создании собственного текста; -аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором
прочитанного текста. Содержание программы элективного курса.
Введение - 1 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к итоговому сочинению – 3 часа.
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-24.
Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 20, 21,23)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы.. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 22, 24)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 6,7)
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 7, 24)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 8 - 14) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 15 – 19)
Подготовка к сочинению уровня С –
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ –
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. Учебно – тематический план.
№ п/п.
| Название темы.
| Количество часов.
| Уроков
развития речи.
| Контрольные работы.
| 1 Введение. 1
| Подготовка к итоговому сочинению
| 3
|
|
| 2.
| Подготовка к заданиям
1-24
| 20
| 3
|
| 3.
| Подготовка к сочинению (Задание 25)
| 6
| 6
|
| 4.
| Комплексная подготовка к ЕГЭ.
| 4
|
| 4
| Итого: 34 9 4
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п.
| Название темы.
| Требования к уровню знаний.
| Вид контроля.
| Дата проведения
по плану
| фактически
| Введение – 1 час.
| 1.
| Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
| Знать: ДВ ЕГЭ.
Уметь: заполнять бланки.
|
|
|
| Подготовка к итоговому сочинению – 3 часа.
| 2.
| Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
|
|
|
|
| 3.
| Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
|
| сочинение
|
|
| 4.
| Сочинение по одному из направлений.
|
| сочинение
|
|
| Подготовка к заданиям 1-24 – 18 часов
| 5.
| Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
| Знать: орфоэпия,
орфоэпические
нормы.
Уметь: ставить ударение в словах.
| Выполнение задания 4
|
|
| 6.
| Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы.
| Знать: лексика,
лексические нормы,
паронимы.
Уметь: работать со словом.
| Выполнение заданий 5,22,24
|
|
| 7.
| Лексические выразительные средства.
| Знать: понятия по теме «Лексика», виды тропов.
Уметь: находить лексические выразительные средства в текстах.
| Выполнение задания 24
|
|
| 8.
| Фразеология.
| Знать: фразеологизм.
Уметь: находить фразеологизмы.
| Выполнение задания 24
|
|
| 9.
| Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
| Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм.
| Выполнение задания 6
|
|
| 10.
| Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение.
| Знать: предложение простое, осложнённое, сложное. Уметь: находить обособленные члены предложения и вводные конструкции
| Выполнение заданий 16-18
|
|
| 11-13
| Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
| Знать: синтаксические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм.
| Выполнение задания 7
|
|
| 14
| Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.
| Знать: стилистические фигуры. Уметь: находить фигуры в тексте.
| Выполнение задания 24
|
|
| 15-18
| Орфография. Орфографические нормы.
| Знать: орфографические нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике.
| Выполнение заданий 8-14
|
|
| 19-20
| Пунктуация. Пунктуационные нормы.
| Знать: пунктуация, пунктуационные нормы.
Уметь: применять пунктуационные правила на практике.
| Выполнение заданий 15-19
|
|
| 21
| РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.
| Знать: способы и средства связи
предложений в тексте.
Уметь: определять
способы и средства
связи предложений в тексте.
| Выполнение заданий 2,23
|
|
| 22
| РР. Текст. Стили и типы речи.
| Знать: текст, стили и типы речи. Уметь: определять типы и стили речи.
| Выполнение задания 21
|
|
| Подготовка к сочинению – 7часов
| 23
| РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.
| Знать: тема, проблема, идея текста. Уметь: определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста.
| Работа с текстом.
|
|
| 24
| РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).
| Знать: комментарий, виды комментариев.
Уметь: давать разные виды комментариев к проблеме.
| Работа с комментариями.
|
|
| 25
| РР. Выявление и формулировка авторской позиции.
| Знать: авторская позиция.
Уметь: выявлять и формулировать авторскую позицию.
| Работа с текстом.
|
|
| 26
| РР. Способы аргументации собственного мнения.
| Знать: аргументация собственного мнения, способы аргументации. Уметь: аргументировать собственное мнение.
| Работа с текстом.
|
|
| 27
| РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
| Знать: композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь: правильно оформлять композиционные части сочинения.
| Работа с текстом.
|
|
| 28-29
| РР. Практикум по написанию сочинения.
| Уметь: писать сочинение по данному тексту.
| Сочинение.
|
|
| Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов.
| 30
| Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
| Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ.
| Тренинг.
|
|
| 31
| Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
| Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ.
| Тренинг.
|
|
| 32-34
| Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
|
| Диагностическая работа.
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
Единый государственный экзамен 2013 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
ЕГЭ-2014. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2014.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2013.
С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014. Русский язык.
Материально-техническая база.
компьютер
проектор
экран
интерактивная доска
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
ФИПИ. Открытый банк заданий.
https://ctege.info
https://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
и другие.
|
|
|