|
Использование игр и словесных упражнений в работе по формированию синтаксической стороны речи у детей с онр Использование игр и словесных упражнений в работе по формированию синтаксической стороны речи у детей с ОНР
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений, умение соединять их в связное высказывание.
Можно также выделить несколько этапов работы по формированию навыков построения предложений.
1 этап. (при нормальном речевом развитии это соответствует формированию синтаксической стороны речи трёхлетних детей)
На этом этапе работы развиваем умение строить предложения разных типов-простых и сложных. С этой целью используем картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, продукты питания.
Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребёнку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.
Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространённым предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребёнка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.
Рассматривая картинку, ребёнок учится отвечать на вопросы односложно:
-Что делает мама?- Читает.
-Что делает собака? - Лает.
-Что делают дети? – Поют.
Затем учим детей строить простые предложения путём полных ответов на вопросы (чтобы ребёнок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое).
-Что делает девочка?- Девочка рисует.
-Что делают дети?- Дети лепят.
Работу над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводим параллельно.
Формированию умения строить распространённые предложения способствуют задания типа «закончи предложение»:
-Катя кормит кого? - Катя кормит кролика.
-Врач лечит кого? - Врач лечит больных.
-Таня собирает что?- Таня собирает ягоды.
Рассматривая картинки или игрушку, дети распространяют предложение с нашей помощью.
-Это кто?- Кошка.
-Какая кошка?- Кошка…- говорим, понижая голос. - … Пушистая, - договаривают дети.
- Что делает пушистая кошка?- Пушистая кошка… лежит на коврике.
-Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.
Далее просим повторить предложение (термин не даем).
Распространять предложение можно с помощью однородных членов. Предлагаем детям наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картофель), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики). Сначала дети составляют предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке. Затем мы начинаем предложение, а дети продолжают:
-Мама купила в магазине…морковь, лук…
-У бабушки в деревне живут…кошка, собака…
Дети называют обобщающие слова (как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?- мебель).
Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Мы начинаем предложение, дети продолжают, а потом повторяют его полностью.
Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, потому что она, как правило, динамична. Мы задаем вопрос «Что делают дети?» и тем самым подводим ребенка к построению простого предложения, к интуитивному осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе «Дети идут в лес» есть подлежащее, сказуемое и обстоятельство.
Помимо построения предложений дети упражняются в изменении глаголов.
- Как можно сказать, если дети только собираются идти в лес (дети пойдут в лес).
-А если дети уже были в лесу (дети ходили в лес).
Для упражнения детей в построении предложений можно использовать игры - драматизации: «День куклы» (Что делает кукла? - Рисует, поет, танцует), «Мишкина гимнастика» (Что делал мишка?- Играл, скакал).
Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает решение дидактической задачи.
Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей на этом этапе:
Дети учатся односложно отвечать на вопросы.
Строить простое предложение (путем полных ответов на вопросы).
Оформлять и распространять его (с помощью взрослого, за счет однородных членов).
Употреблять обобщающие слова перед однородными членами.
Дети подводятся к составлению сложных предложений.
Все упражнения должны проходить в игровой занимательной форме, даваться в контексте игрового сценария, игровой ситуации или игры с использованием игрушек и картинок, сюрпризных моментов, сказочных персонажей или героев литературных произведений. Составление предложений на этом этапе вызывает у детей значительные трудности. На занятии эта деятельность становится преднамеренной, произвольной, в ней исчезает непринужденность живого разговорного общения, что отражается на детской речи. Дети затрудняются отвечать на вопрос предложением и ограничиваются отдельными словами.
Продуктивным является такой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание коммуникативной ситуации, в которой встречаются игровые персонажи и ведут между собой диалог. Очень важно также создать условия в повседневном общении для высказываний детей, для диалога воспитателя и ребенка, использовать художественную литературу для воспитания правильной литературной речи.
2 этап. (в норме соответствует формированию синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни)
На этом этапе у детей увеличивается количество простых распространённых предложений. Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно строят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих, переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств.
На этом этапе закрепляем умение правильно строить предложение и использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчинённых предложений. Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения его распространением.
Детям предлагают несколько сюжетных картинок. Отвечая на вопросы ( Кто? Что делает?) дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.
-Таня кормит котёнка.
-Таня кормит котёнка молоком.
-Таня кормит маленького, рыжего котёнка молоком.
-Таня кормит маленького, рыжего котёнка молоком из блюдца.
Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами мы подводим ребёнка к построению связного высказывания. С этой целью можно использовать упражнения типа «Закончи предложение» или специально созданные ситуации.
-Ваня взял краски, он будет рисовать.
-Маша взяла ручку, она будет писать.
Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов ( а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов ( что, чтобы, потому что, если, когда, так как ) для связи предложений. Вводить союзы в речь можно путём упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.
Д/У «Закончи предложение»
-Мама открыла окно, потому что….
-Дети пошли на улицу, чтобы….
-Птицы улетают на юг, когда…..
-Дочка не послушалась маму, поэтому……
Д/У «Ответь на вопросы»
Почему птицы осенью улетают на юг?
Когда можно переходить улицу?
Для чего нужен пылесос ?
Вопросы «Почему?», «Когда?», «Зачем?», «Для чего?» развивают у ребёнка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.
Появление в речи детей сложноподчинённых предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребёнком связей и отношений, существующих в реальной жизни. В 5-6 лет (при нормальном речевом развитии) наблюдается осознание причинных зависимостей. В речи связь между причиной и следствием выражается придаточным предложением.
Овладению детьми навыками конструирования сложных предложений способствует специально разработанные приёмы. Благодаря их использованию ребёнок становится в такие ситуации, которые побуждают его высказываться в форме сложных предложений. Например:
Составление сложносочинённых предложений по двум картинкам. Дети рассматривают близкие по сюжету картинки и по образцу взрослого, а затем самостоятельно составляют предложение.
-Белка сидит на ёлке. Заяц сидит под ёлкой. ( Белка сидит на ёлке, а заяц сидит под ёлкой.)
-Дети пошли в лес. Девочка сидит на скамейке.
-Девочка поливает цветы. Мальчик моет посуду.
Самостоятельное придумывание ребёнком предложений:
- с трудными в морфологическом отношении словами: пальто, метро, радио, надеть, раздеть, снять, одеть.
- со словосочетаниями: мяукающая кошка, лающая собака, летящий самолёт, журчащий ручей, жёлтый пушистый цыплёнок.
- с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки.
- с союзами « если, так как, поэтому»: Мы не смогли пойти в парк, так как шёл сильный дождь.
Упражнения проводятся преимущественно в игровой форме.
3 этап. (в норме соответствует работе по совершенствованию синтаксической стороны речи в старшей группе)
На этом этапе ребёнок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической форм речи.
Дети в основном правильно строят простые предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, прямую речь, употребляют соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связанностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации.
Продолжается формирование простых и сложных предложений. В связи с этим особое внимание уделяется умением употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Необходимо формировать у детей элементарное представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения (потому что, ведь, всегда, например).
С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты.
В содержание этой работы входит следующее: подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.
- Какая сегодня погода? (Хорошая)
- Почему хорошая? (Светит солнце, тепло)
- Какой бывает день, когда тепло? (Теплый)
-Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный)
Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.
Дети были в школе. – Откуда пришли дети? (Из…)
Снег лежал на крыше. – Откуда сбрасывали снег? (С…)
Теплоходы пристают к пристани. – Отчего отходят теплоходы? (От…)
Мальчик зашел в дом.- Откуда вышел мальчик? (Из…)
Кошка залезла под стол. – Откуда вылезла кошка? (Из-под…)
Начиная со средней группы (при нормальном речевом развитии) Е. И. Тихеевой «Ситуацию письменной речи» (ребенок диктует, а взрослый записывает). Этот прием активизирует употребление сложных предложений, способствует совершенствованию синтаксической структуры предложения.
Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В описательных рассказах наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необходимо для характеристики героя или предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, поэтому возникает необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений. Еще более сложные в синтаксическом отношении задачи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчинением.
При пересказе литературных текстов дети употребляют прямую и косвенную речь. Особенно сложен пересказ с перестройкой текста, когда содержание и способы передачи чужой речи перестраиваются в зависимости от позиции героя, его точки зрения на события, участие в них.
Задание дополнить сложное предложение можно провести в интересной форме, используя игру «Размытое письмо» (методический прием разработан Ф. А. Сохиным и М. С. Лаврик).
-«К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что не может прочитать письмо от друга - дождем размыло некоторые слова. Давайте поможем ему».
В письме написаны незаконченные предложения:
«Мы сделали лодку, чтобы…» и т.д.
Упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений. Взрослые начинают фразу, а дети заканчивают ее.
- Сережа не достает до звонка, потому что он… (маленький).
- Дети поливают морковь для того, чтобы….(она хорошо росла).
Д/У «Один начинает, другой заканчивает»
- Мама купила Коле…красный флажок
-У нас на клумбе растет…красная гвоздика.
Д/У «Закончи предложение» (упражнение на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения).
- Мы пойдем гулять, если… не будет дождя.
- Цветы засохнут, если… их не поливать.
При формировании синтаксической стороны речи учитывается сложность структуры предложения, последовательность появления разных типов предложения в онтогенезе. Предложение имеет линейную протяженность. В играх и упражнениях это свойство подчеркивается и становится наглядным при выкладывании схемы из полосок бумаги. В этом упражнении закрепляются понятия: начало, конец, первое слово, последнее слово, слово стоящее в конце предложения и в начале его.
Необходимо научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Дети с нарушениями речи часто их пропускают или воспринимают как часть слова. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое слово, но имеющее самостоятельное значение, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания.
Итак, работа над предложением включает в себя следующие игровые упражнения:
Закончи предложение с опорой на картинку. Ребенку необходимо подобрать картинку по смыслу и поставить в правильную грамматическую форму
Дедушка читает…(книга)
Мама ставит цветы в …(ваза)
Закончи предложение без опоры на картинку.
Уж небо осенью…дышало.
Уж реже солнышко…блистало.
Короче становился…день.
Составление предложения по демонстрации действий.
Составление предложения с данным словом – существительным , определением, действием, словом, обозначающим пространство (близко, далеко), словом, обозначающим время (вечер).
Составление предложения со словосочетаниями. Например, плитка шоколада, кулек семечек, ящик фруктов и т.д.
Составление предложения по опорным словам, данными в разбивку. Сначала в правильной грамматической форме (гуляет, парку, Лена, по), а затем в начальной форме (санки, кататься, Витя, на).
Составление предложений с последовательным нанизыванием слов (игры с мячом)
Выбери из текста предложение из 2-4-5 слов
Составление нескольких предложений по двум картинкам (яблоко- виноград: это фрукты, они очень полезны, из них делают соки. Сосна – береза: это деревья, сосна- хвойное дерево, а береза – лиственное. Хвоя сосны и березовые почки используются в медицине
Составление предложений с 2-3 действиями. Например: Бабушка печет пироги, папа чистит рыбу, мама сервирует стол.
Составление рассказа по серии последовательных картинок. Например: Ребенок встал с постели, надевает тапочки, делает зарядку, убирает постель, умывается, ест и т.д.
Сложносочиненные предложения.
Сахар белый, а уголь…черный.
Книга толстая, а тетрадь….тонкая.
Река широкая, а ручеек…узкий.
Сложноподчиненные предложения. Уточнение следствия и причины.
Обыгрывание стихотворения В. Лифшица «Мяч и Петя»
Мальчик Петя горько плачет.
Почему?
Мальчик Петя горько плачет, потому
Что у мальчика у Пети
Был большой красивый мяч
И от мальчика от Пети
Он удрал сегодня вскачь.
А удрал тот мяч от Пети
Почему?...
Игра «Почемучка». Например,
Почему снег быстрее тает на полях?
Почему первыми из птиц прилетают грачи?
Можно составить картотеку вопросов по лексическим темам.
Назови из двух предложений правильное.
Наступила весна, потому что появились ласточки.
Появились ласточки, потому что наступила весна.
Наступили холода, потому что люди надели теплую одежду.
Люди надели теплую одежду, потому что наступили холода..
Использование дидактических игр и словесных упражнений дает возможность успешно проводить работу по формированию синтаксической стороны речи у дошкольников.
|
|
|