|
Протокол №1 От «28» августа 2013г Руководитель шмо /Шуба Е. А./ «Согласовано»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
Протокол №1
От «28» августа 2013г Руководитель ШМО __________/Шуба Е.А./
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР __________/Павшок Н.М./ «30» августа 2013 г
| «Утверждаю»
и.о.директора МБОУ ТСОШ №2 _______/Кондрашова Н.А./ Приказ № 90 «30» августа 2013г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Химия» для 10 класса базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
срок реализации 1 год
с. Тасеево Учитель: Никонорова А.П.
2013г.
1. Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса Рабочая программа базового курса химии 10 класса разработана на 1 час в неделю. Всего 35 часов в год, в том числе на 3 контрольные работы и 3 лабораторно - практические. Она написана на основе авторской программы О.С. Габриеляна и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Ко времени изучения этого курса учащиеся уже имеют некоторые сведения об органических веществах: химическое строение, деление органических веществ на классы, значение некоторых органических веществ в жизни.
В курсе изучения в 10 классе эти сведения используются для обогащения их новыми фактами и представлениями в процессе формирования понятий о количественном и качественном составе органических веществ, их строении и свойствах, объяснение причин многообразия органических веществ.
Основой изучения органических веществ является теория химического строения А.М. Бутлерова. Здесь повторяются и закрепляются знания о способах образования химической связи, которые учащиеся получают при изучении неорганической химии, а кроме этого возникает возможность подтверждать единство органических и неорганических веществ.
Данная рабочая программа может быть реализована с использованием УМК О.С. Габриеляна.
Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и типы химических реакций. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.
Заключительная тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный
(самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Цель программы обучения:
освоение знаний о химических объектах и процессах природы, направленных на
решение глобальных проблем современности
Задачи программы обучения:
освоение теории химических элементов и их соединений;
овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между
составом, свойствами и применением веществ;
применение на практике теории химических элементов и их соединений для
объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;
осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.
Цели образования в школе, реализуемые «Программой развития школы» выглядят следующим образом:
научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Цели изучения курса
Компетенции
|
Общеучебные
| Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
| Предметно-ориентированные
| освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
|
2. Учебно-тематический план
№ п/п
| Тема (глава)
| Кол-во
часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Тема№1
Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии
Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова
| 7
| 3
| Тема№2 Углеводороды(УВ)
| 8
| 4
| Тема №3. Кислородсодержащие органические соединения
| 10
| 5
| Тема№4 Азотсодержащие органические соединения
| 6
| 6
| Тема№5 «Химия и здоровье»
| 2
| 7
| Повторение
|
|
| Итого:
| 35
|
3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п
| Тема
| Кол-во
часов
| 1
| Контрольная работа №1 по теме «Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова»
| 1
| 2
| Контрольная работа№2 по теме «Углеводороды»
| 1
| 3
| Контрольная работа №3 «Кислородсодержащие органические соединения»
| 1
| 4
| Итого:
| 3
|
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ п/п
| Тема
| Кол-во
часов
| 1.
| Практическая работа №1 «Спирты»
| 1
| 2.
| Практическая работа№2 «Идентификация органических соединений»
| 1
| 3.
| Практическая работа№3 «Распознавание пластмасс и волокон»
| 1
|
| Итого
| 3
| 4. Требования к уровню подготовки
В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен знать:
Углеродный скелет, функциональные группы, изомерию, гомологию.
Основные положения теории химического строения, важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыло, глюкоза, крахмал, белки, искусственные и синтетические волокна, каучук, пластмассы.
уметь:
Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Характеризовать основные классы органических соединений, строение и химические свойства изучаемых органических веществ;
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
Самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представление в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Объяснять химические явления, происходящие в природе, быту;
Экологически грамотное поведение в окружающей среде;
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на живые организмы;
Безопасности обращения с горючими и токсичными веществами;
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
5. Список методической литературы по предмету
1. Химия 10 класс О.С. Габриелян
2. Настольная книга учителя 10 класс О.С. Габриелян
3. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс О.С. Габриеля
6. Список литературы, рекомендованной детям.
1. Химия 10 класс О.С. Габриелян
2. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях.10 класс О.С. Габриеля
Полное КТП
№ урока
| Тема урока
| Основные понятия в теме
| Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
| Количество часов
| Сроки изучения
| Виды контроля
| Д/З
| 1
| Введение
Предмет органической химии. Вводный инструктаж
| Органическая химия, изомерия, изомеры, гомологи.
| Знать понятия. Пространственное строение молекул, вещества молекулярного и не молекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, гомология.
Уметь составлять пространственные и структурные формулы органических веществ.
| 1
| 4.09
|
| §1
|
| Тема№1
Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии
Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова
|
|
| 7
|
|
|
| 2
| Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова
| Теория строения органических соединений, валентность, гомологический ряд.
| Знать. Теорию строения органических соединений
Называть основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова
Определять гомологи и изомеры, принадлежность веществ к определенному классу.
Уметь определять степень окисления и валентность химических элементов.
|
| 11.09
| Опрос
| §2
| 3
| Классификация органических соединений
| Углеродный скелет, функциональные группы
| Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений
Знать понятия: функциональная группа, углеродный скелет.
|
| 18.09
| Тестирование
| §5
| 4
| Основы номенклатуры органических соединений
| Номенклатура органических соединений
| Уметь называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре
Знать основные правила номенклатуры
|
| 25.09
| Проверочная работа
| §6
| 5.
| Изомерия и ее виды.
| Изомерия
| Знать определение и виды изомерии
Уметь составлять изомеры.
|
| 2.10
| Проверочная работа
| §7
| 6.
| Гомологи. Гомологический ряд
|
|
|
| 9.10
| Проверочная работа
| §
| 7
| Типы химических реакций в органической химии
| Реакции соединения, замещения, изомеризации, нитрования, полимеризации, поликонденсации, окисление, восстановление, пиролиз.
| Знать основные типы реакций в органической химии
Уметь определять типы химических реакций в органической химии.
|
| 16.10
| Проверочная работа
| §8
| 8
| Контрольная работа №1 по теме «Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова»
|
|
|
| 23.10
| Контрольная
работа
| §
|
| Тема№2 Углеводороды(УВ)
|
|
| 8
|
|
| §
| 9
| Природные источники УВ. Природный и попутные нефтяные газы. Нефть.
| Фракции, крекинг
| Знать определения понятий фракции, крекинг.
|
| 30.10
|
| §
| 10
| Алканы
| УВ, алканы, гомологический ряд, изомерия
| Знать понятия: радикал, гибридизация орбиталей, изомерия. Классификацию и номенклатуру алканов.
Уметь называть алканы, определять типы химических реакций алканов.
|
| 13.11
| Опрос
| §
| 11
| Алкены
| Алкены, реакции деполимеризации
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру алкенов, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
| 20.11
| Самостоятельная работа
| §
| 12
| Алкадиены
| Каучук: натуральный, синтетческий
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру алкадиенов, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
| 27.11
| Проверочная работа
| §
| 13
| Алкины
| Сигма и пи связи, качественная реакция
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру алкинов, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
| 4.12
| Тестирование
| §
| 14.
| Контрольная работа№2 по теме «Углеводороды»
|
|
|
| 11.12
| Контрольная работа
| §
| 15
| Арены
| Арены, ароматичность
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру аренов, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
| 18.12
| Опрос
| §
| щ16.
| Генетическая связь между классами углеводородов
|
| Уметь применять полученные знания на практике. Определять принадлежность веществ к соответствующему классу.
|
|
| Тестирование
| §
|
| Тема №3. Кислородсодержащие органические соединения
|
|
| 10
|
|
| §
| 17
| Одноатомные и многоатомные спирты
| Спирты, гидроксигруппа, простые эфиры, водородная связь.
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру спиртов, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
|
|
| §
| 18.
| Практическая работа №1 «Спирты»
|
|
|
|
| Практическая работа
| §
| 19.
| Фенол
|
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру фенолов, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
|
|
| §
| 20.
| Альдегиды
| Карбонильная группа, реакция Кучерова
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру альдегидов, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
|
| Самостоятельная работа
| §
| 21.
| Карбоновые кислоты
| Карбоксильная группа
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру карбоновых кислот, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
|
|
| §
| 22.
| Генетическая связь кислородсодержащих соединений.
|
|
|
|
| с
| §
| 23.
| Сложные эфиры. Жиры
| Сложные эфиры. Жиры, омыление.
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру эфиров и жиров, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
|
|
| §
| 24.
| Углеводы. Моносахариды. Крахмал. Целлюлоза
| Сахара, крахмал, целлюлоза, сахароза, дисахара, глюкоза, фруктоза
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру углеводов, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
|
|
| §
| 25.
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
| §
| 26.
| Контрольная работа №3 «Кислородсодержащие органические соединения»
|
|
|
|
| Контрольная работа
| §
|
| Тема№4 Азотсодержащие органические соединения
|
|
| 6
|
|
| §
| 27.
| Амины. Анилин
| Амины, аминогруппа, полиамиды
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру аминов, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
|
|
| §
| 28.
| Аминокислоты. Белки
| АК, бифункциональные соединения. Белки
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру АК и белков, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
|
| Проверочная работам
| §
| 29.
| Практическая работа№2 «Идентификация органических соединений»
|
| Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу органических веществ
Выполнять химический эксперимент по распознованию органических веществ, использовать приобретенные знания и умения безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием.
|
|
| Практическая работа
| §
| 30.
| Высокомолекулярные соединения
| ДНК,РНК
| Знать состав, строение, изомерию, номенклатуру нуклеиновых кислот, их физические и химические свойства и способы получения.
Уметь характеризовать их свойства и называть по международной номенклатуре.
|
|
|
| §
| 31.
| Практическая работа№3 «Распознавание пластмасс и волокон»
|
|
|
|
| Практическая работа
| §
| 32.
| Зачет по курсу органической химии.
|
|
|
|
|
| §
|
| Тема№5 «Химия и здоровье»
|
|
| 2
|
|
| §
| 33.
| Химия и здоровье.
| Ферменты, биокатализаторы. Витамины. Гормоны. Лекарства.
| Знать определения понятий ферменты, их классификацию. Знать состав и свойства витаминов, гормонов, лекарств, минеральных вод.
|
|
|
| §
| 34.
| Химия в быту
| СМС, краски
|
|
|
| Самостоятельная работа
| §
| 35.
| Повторение основных вопросов курса
|
|
| 1
|
|
| §
| |
|
|