|
Протокол №1 от «28» августа 2015 г Председатель шмо фио «утверждаю» Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
«ПРИНЯТО»
на заседании ШМО учителей социально-гуманитарного цикла
Протокол № 1
от «28» августа 2015 г
Председатель ШМО
________ _______________
ФИО
|
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГАПОУ МОК
им. В. Талалихина
В.Л.Поляков
____________ ___ «1» сентября 2015 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Обществознание»
для 7аб класса
на 2015-2016 учебный год
Всего часов по программе__34__, часов в неделю _1_
Рабочая программа составлена на основе:
Примерной программой основного общего образования по обществознанию и авторской программы под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание», издательство «Просвещение», 2009г.
Учебник: Боголюбов Л.Н.. Иванова Л.Ф. Обществознание. Учебник для 7 класса. допущено Министерством образования и науки РФ. ОАО Издательство «Просвещение» 2010
Всего часов: 68
| I четверть
| II четверть
| III четверть
| IV четверть
| 34
| план
| факт
| план
| факт
| план
| факт
| план
| факт
| 8
|
| 7
|
| 10
|
| 9
|
| КР - 4
| 1
|
| 1
|
| 1
|
| 1
|
|
Составитель:
|
Анохова Наталья Алексеевна
учитель истории
Категория –первая квалификационная категория
| МОСКВА, 2015 г
Пояснительная записка.
Данная программа составлена для общеобразовательного учреждения для 7 класса. Планирование составлено на основе «Примерные программы по обществознанию». Составители: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М: «Дрофа», 2007г. Учебник: «Обществознание» 7 класс Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Москва, «Просвещение » 2010г. Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два полюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России.
Цели и задачи учебного предмета.
Курс преподавания обществознания в среднем звене является первой ступенью подобного обучения в средней школе, и, поэтому носит вводный характер. Данный курс рассказывает об очень важной и очень необходимой людям науке — обществознании. В целом его структура та же самая, в предыдущем учебнике (для 6 класса) — повествование идет от общего к частному.
Вместе с тем он не похож на него потому, что двенадцатилетний возраст — это граница между детским и подростковым мирами. А если учесть ускорение социального и духовного взросления современной молодежи, то можно считать, что нынешние семиклассники уже подошли к этой черте.
Важно не опоздать и вовремя направить формирующуюся личность младшего подростка в нужном для общества направлении. Перед ним открывается очень непростой, во многом непонятный и наверняка незнакомый мир подростков — от 13 до 19 лет.
На взаимоотношения с другими людьми в огромной мере влияет характер и темперамент подростка, его психологическая конституция, включающая интеллект, чувства, способности. Она же во многом определяет самооценку, низкую или высокую, в зависимости от которой подросток строит свои жизненные планы.
Курс призван научить не только тому, как контролировать свои эмоции, но и тому, как стать лидером, а, возможно, и выдающейся личностью. Непростая наука лепить свою личность состоит не только в умении общаться, говорить или слушать, но и в нравственном развитии. Об этом и о том, как стать взрослым, ведется очень серьезный разговор.
Однако, любой человек, в том числе и семиклассник, уже живет, причем живет в обществе, а не готовится в него «войти» (как принято говорить, «вступить во взрослую жизнь» или на какую-то конкретную ступень – поступить в вуз, начать работать, образовать семью и т.д.). Развивая существующий минимум требований ФГОС, программа и соответствующий ей УМК вводит также понятия действия и взаимодействия, лидерства, инициативы, планирования и другие, поскольку они создают необходимое предметное поле.
Поэтому, цель обучения в 7 классе – содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом.
Задачи:
1.Ввести основные понятия: «личность», «субъектность», «общество», «действие», «взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление».
2.Показать ценность взаимопонимания как основы для эффективного взаимодействия, роль контроля в этом процессе.
3.Организовать опыт анализа и самоанализа, показывая значимость выявления социальных закономерностей
4.Способствовать развитию первоначальных навыков самостоятельного критического аргументированного диалога и спора.
В течение учебного года ученики получат возможность работать с федеральным учебником, способствующим развитию целостного, интегрированного видения общества. Решению данной проблемы служит критическая модель преподавания обществознания, когда знания не являются самоцелью и системообразующей основой обучения данного предмета, а изначально выступают как инструментальное средство, позволяющее более глубоко понимать факты собственной жизни и жизни общества в целом. Свободное общение между учителем и учеником в процессе урока, высказывание и отстаивание ими собственного мнения позволяет развивать речь учащихся, адаптировать понятийный аппарат, используемый учителем, к уровню учеников, что также способствует мыслительной деятельности, которая не возможна в условиях непонимания слов и терминов, используемых в процессе взаимодействия, поскольку не позволяет мысли подростка выражаться в слове.
Саморефлексия учащихся в рамках этой модели может осуществляться, в частности, через написание мини-эссе, статей.
Применяется принцип единства различных способов познания. Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
• литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы, здесь нужно учитывать возможные проблемы с разными программами и предпочтениями учеников);
• художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
• публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостийные;
• научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
• опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года.
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с пребываниями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования.
знать:
• Основные понятия и термины;
• Психологический портрет личности в подростковом возрасте;
• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
• Свои права и обязанности;
уметь:
• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
• получать социальную информацию из разнообразных источников;
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.
иметь представление:
• о специфике развития личности в подростковом возрасте.
В результате изучения предмета:
• развиваются личностные качества ученика, потому что изучение обществознания осуществляется как постоянный процесс познания самого себя и окружающей социальной среды. Как наиболее оптимальный результат обучения - развитие уверенности в себе и создание потенциала для поисков способа самореализации позитивного плана, не только исходя из собственных интересов, но и других людей, общества в целом.
• появляется и закрепляется познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин, потому что обучающийся видит связь между содержанием этих дисциплин и своей собственной жизнью, что может способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации в целом.
• развивается критическое мышление, позволяющее осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие критического мышления по отношению к социальным явлениям безусловно повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого аспекта.
• осуществляется «воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности», поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом;
• происходит освоение системы социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической (исследовательской) деятельности;
• происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами;
• осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции.
Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы. Основное содержание.
Основное содержание.
Глава I ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ.
Тема 1. Отношения между товарищами.
Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Виды межличностных отношений.
Тема 2. Ты и твои товарищи.
Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Групповые нормы. Способы охраны групповых норм. Лидерство.
Тема 3. Зачем люди общаются.
Общение, его роль в жизни людей. Средства и способы общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Тема 4. Почему нужно быть терпимым.
Межличностный конфликт, его ступени. Особенности каждой ступени конфликта. Причины конфликта, способы решения конфликта. Варианты поведения в конфликтной ситуации.
Глава II ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН.
Тема 5. Что значит жить по правилам.
. Социальные нормы и их многообразие. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета, манеры.
Тема 6. Права и обязанности граждан.
Права и свободы человека. Гражданские, политические, экономические и социальные права человека. Особенности прав человека. Гарантии соблюдения прав человека. Долг и обязанности каждого человека. Особенности прав несовершеннолетних.
Тема 7. Почему важно соблюдать законы.
Закон, его роль в жизни общества. Обеспечение порядка и справедливости через закон. Свобода и ее ограничение.
Тема 8. Защита Отечества.
Защита Отечества - это долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Необходимость в регулярной армии. Современные военные угрозы. Военная служба. Обязанности военнослужащих.
Тема 9. Что такое дисциплина.
Понятие дисциплина. Общеобязательная и специальная дисциплина. Воинская и трудовая, внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Тема 10. Виновен - отвечай.
Роль закона в обществе. Законопослушное поведение. Противозаконное поведение. Ответственность за противозаконное поведение. Виды правонарушений. Особенности применения наказаний к несовершеннолетним.
Тема 11. Кто стоит на страже закона.
Необходимость охраны закона и правопорядка. Правоохранительные органы, нотариат, таможня, полиция, Федеральная служба безопасности. Система судопроизводства. Презумпция невиновности. Работа полиции.
Раздел III Человек и экономика.
Тема 12. Экономика и ее основные участники.
Экономика, ее функции. Проявления экономики. Производство, распределение, обмен, потребление. Экономические продукты. Производительность труда. Основные участники экономики : производитель, потребитель.
Тема 13. Золотые руки работника.
Труд и его оценивание. Качество труда, квалификация. Уровни квалификации. Труд и заработная плата. Количество и качество труда. Секреты профессионального успеха.
Тема 14. Производство: затраты, выручка, прибыль.
Производство и его основная цель. Затраты производства (постоянные и переменные затраты). Разделение труда в производстве. Прибыль, снижение затрат производства. Капитал
Тема 15. Виды и формы бизнеса.
Бизнес как экономическая деятельность. Предпринимательский успех. Портрет предпринимателя. Виды бизнеса. Финансы, кредит. Формы бизнеса, акции, акционерные общества.
Тема 16. Обмен, торговля, реклама.
Обмен и его роль в жизни общества. Рынок, товар, стоимость товара. Цена товара, бартер. Торговля и ее формы. Ассортимент. Реклама- двигатель торговли.
Тема 17. Деньги и их функции.
Деньги, происхождение денег, функции денег. Виды денег (монеты, банкноты, кредитные карточки). Валюта. Изменения современных денег.
Тема 18. Экономика семьи.
Ресурсы семьи. Материальные, трудовые, энергетические.
Глава IV ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.
Тема 19. Воздействие человека на природу.
Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков.
Тема 20. Охранять природу - значит охранять жизнь.
Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким
Тема 21. Закон на страже природы.
Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.
План контрольных работ.
№ п/п
| Тема
| часы
| Формы контроля
| 1 2 3 4 5
| Человек среди людей. Человек и закон. Человек и экономика. Человек и природа.
| 8 7 5
| 1.Контрольная работа по теме: «Человек среди людей»
2..Контрольная работа по теме: «Человек и закон»
3.Контрольная работа по теме: «Человек и экономика»
4.Контрольная работа по теме: «Человек и природа»
5.Итоговое тестирование
| Список используемой литературы:
1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.Морозова СВ. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40.
Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
5.Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 38-41.
6.Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999.
7.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год / Под ред. СИ. Козленко. М., 2002.
8.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год / Под ред. СИ. Козленко М., 2003.
9.Справочник преподавателя общественных дисциплин/ Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 1998.
10.Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. М., 2003.
11.Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1. С. 16-23.
Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994. |
|
|