Главная страница


Протокол №1 от «28» августа 2015 г Председатель шмо фио «утверждаю»



Скачать 149.92 Kb.
НазваниеПротокол №1 от «28» августа 2015 г Председатель шмо фио «утверждаю»
Дата08.04.2016
Размер149.92 Kb.
ТипПротокол

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»



«ПРИНЯТО»

на заседании ШМО учителей социально-гуманитарного цикла

Протокол № 1

от «28» августа 2015 г

Председатель ШМО

________ _______________

ФИО




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

В.Л.Поляков

____________ ___
«1» сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Обществознание»

для 7аб класса

на 2015-2016 учебный год

Всего часов по программе__34__, часов в неделю _1_

Рабочая программа составлена на основе:

  • Примерной программой основного общего образования по обществознанию и авторской программы под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание», издательство «Просвещение», 2009г.

Учебник: Боголюбов Л.Н.. Иванова Л.Ф. Обществознание. Учебник для 7 класса. допущено Министерством образования и науки РФ. ОАО Издательство «Просвещение» 2010


Всего часов: 68

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

34

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

8




7




10




9




КР - 4

1




1




1




1






Составитель:


Анохова Наталья Алексеевна

учитель истории

Категория –первая квалификационная категория

МОСКВА, 2015 г

Пояснительная записка.

Данная программа составлена для общеобразовательного учреждения для 7 класса. Планирование составлено на основе «Примерные программы по обществознанию». Составители: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М: «Дрофа», 2007г. Учебник: «Обществознание» 7 класс Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Москва, «Просвещение » 2010г. Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два полюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России.

Цели и задачи учебного предмета.

Курс преподавания обществознания в среднем звене является первой ступенью подобного обучения в средней школе, и, поэтому носит вводный характер. Данный курс рассказывает об очень важной и очень необходимой людям науке — обществознании. В целом его структура та же самая, в предыдущем учебнике (для 6 класса) — повествование идет от общего к частному.

Вместе с тем он не похож на него потому, что двенадцатилетний возраст — это граница между детским и подростковым мирами. А если учесть ускорение социального и духовного взросления современной молодежи, то можно считать, что нынешние семиклассники уже подошли к этой черте.

Важно не опоздать и вовремя направить формирующуюся личность младшего подростка в нужном для общества направлении. Перед ним открывается очень непростой, во многом непонятный и наверняка незнакомый мир подростков — от 13 до 19 лет.

На взаимоотношения с другими людьми в огромной мере влияет характер и темперамент подростка, его психологическая конституция, включающая интеллект, чувства, способности. Она же во многом определяет самооценку, низкую или высокую, в зависимости от которой подросток строит свои жизненные планы.

Курс призван научить не только тому, как контролировать свои эмоции, но и тому, как стать лидером, а, возможно, и выдающейся личностью. Непростая наука лепить свою личность состоит не только в умении общаться, говорить или слушать, но и в нравственном развитии. Об этом и о том, как стать взрослым, ведется очень серьезный разговор.

Однако, любой человек, в том числе и семиклассник, уже живет, причем живет в обществе, а не готовится в него «войти» (как принято говорить, «вступить во взрослую жизнь» или на какую-то конкретную ступень – поступить в вуз, начать работать, образовать семью и т.д.). Развивая существующий минимум требований ФГОС, программа и соответствующий ей УМК вводит также понятия действия и взаимодействия, лидерства, инициативы, планирования и другие, поскольку они создают необходимое предметное поле.

Поэтому, цель обучения в 7 классе – содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом.

Задачи:

1.Ввести основные понятия: «личность», «субъектность», «общество», «действие», «взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление».

2.Показать ценность взаимопонимания как основы для эффективного взаимодействия, роль контроля в этом процессе.

3.Организовать опыт анализа и самоанализа, показывая значимость выявления социальных закономерностей

4.Способствовать развитию первоначальных навыков самостоятельного критического аргументированного диалога и спора.

В течение учебного года ученики получат возможность работать с федеральным учебником, способствующим развитию целостного, интегрированного видения общества. Решению данной проблемы служит критическая модель преподавания обществознания, когда знания не являются самоцелью и системообразующей основой обучения данного предмета, а изначально выступают как инструментальное средство, позволяющее более глубоко понимать факты собственной жизни и жизни общества в целом. Свободное общение между учителем и учеником в процессе урока, высказывание и отстаивание ими собственного мнения позволяет развивать речь учащихся, адаптировать понятийный аппарат, используемый учителем, к уровню учеников, что также способствует мыслительной деятельности, которая не возможна в условиях непонимания слов и терминов, используемых в процессе взаимодействия, поскольку не позволяет мысли подростка выражаться в слове.

Саморефлексия учащихся в рамках этой модели может осуществляться, в частности, через написание мини-эссе, статей.

Применяется принцип единства различных способов познания. Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:

• литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы, здесь нужно учитывать возможные проблемы с разными программами и предпочтениями учеников);

• художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);

• публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостийные;

• научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);

• опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года.

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с пребываниями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования.

знать:

• Основные понятия и термины;

• Психологический портрет личности в подростковом возрасте;

• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;

• Свои права и обязанности;

уметь:

• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;

• получать социальную информацию из разнообразных источников;

• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.

иметь представление:

• о специфике развития личности в подростковом возрасте.

В результате изучения предмета:

• развиваются личностные качества ученика, потому что изучение обществознания осуществляется как постоянный процесс познания самого себя и окружающей социальной среды. Как наиболее оптимальный результат обучения - развитие уверенности в себе и создание потенциала для поисков способа самореализации позитивного плана, не только исходя из собственных интересов, но и других людей, общества в целом.

• появляется и закрепляется познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин, потому что обучающийся видит связь между содержанием этих дисциплин и своей собственной жизнью, что может способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации в целом.

• развивается критическое мышление, позволяющее осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие критического мышления по отношению к социальным явлениям безусловно повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого аспекта.

• осуществляется «воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности», поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом;

• происходит освоение системы социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической (исследовательской) деятельности;

• происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами;

• осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции.

Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы. Основное содержание.

Основное содержание.

Глава I ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ.

Тема 1. Отношения между товарищами.

Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Виды межличностных отношений.

Тема 2. Ты и твои товарищи.

Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Групповые нормы. Способы охраны групповых норм. Лидерство.

Тема 3. Зачем люди общаются.

Общение, его роль в жизни людей. Средства и способы общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Тема 4. Почему нужно быть терпимым.

Межличностный конфликт, его ступени. Особенности каждой ступени конфликта. Причины конфликта, способы решения конфликта. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

Глава II ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН.

Тема 5. Что значит жить по правилам.

. Социальные нормы и их многообразие. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета, манеры.

Тема 6. Права и обязанности граждан.

Права и свободы человека. Гражданские, политические, экономические и социальные права человека. Особенности прав человека. Гарантии соблюдения прав человека. Долг и обязанности каждого человека. Особенности прав несовершеннолетних.

Тема 7. Почему важно соблюдать законы.

Закон, его роль в жизни общества. Обеспечение порядка и справедливости через закон. Свобода и ее ограничение.

Тема 8. Защита Отечества.

Защита Отечества - это долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Необходимость в регулярной армии. Современные военные угрозы. Военная служба. Обязанности военнослужащих.

Тема 9. Что такое дисциплина.

Понятие дисциплина. Общеобязательная и специальная дисциплина. Воинская и трудовая, внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Тема 10. Виновен - отвечай.

Роль закона в обществе. Законопослушное поведение. Противозаконное поведение. Ответственность за противозаконное поведение. Виды правонарушений. Особенности применения наказаний к несовершеннолетним.

Тема 11. Кто стоит на страже закона.

Необходимость охраны закона и правопорядка. Правоохранительные органы, нотариат, таможня, полиция, Федеральная служба безопасности. Система судопроизводства. Презумпция невиновности. Работа полиции.

Раздел III Человек и экономика.

Тема 12. Экономика и ее основные участники.

Экономика, ее функции. Проявления экономики. Производство, распределение, обмен, потребление. Экономические продукты. Производительность труда. Основные участники экономики : производитель, потребитель.

Тема 13. Золотые руки работника.

Труд и его оценивание. Качество труда, квалификация. Уровни квалификации. Труд и заработная плата. Количество и качество труда. Секреты профессионального успеха.

Тема 14. Производство: затраты, выручка, прибыль.

Производство и его основная цель. Затраты производства (постоянные и переменные затраты). Разделение труда в производстве. Прибыль, снижение затрат производства. Капитал

Тема 15. Виды и формы бизнеса.

Бизнес как экономическая деятельность. Предпринимательский успех. Портрет предпринимателя. Виды бизнеса. Финансы, кредит. Формы бизнеса, акции, акционерные общества.

Тема 16. Обмен, торговля, реклама.

Обмен и его роль в жизни общества. Рынок, товар, стоимость товара. Цена товара, бартер. Торговля и ее формы. Ассортимент. Реклама- двигатель торговли.

Тема 17. Деньги и их функции.

Деньги, происхождение денег, функции денег. Виды денег (монеты, банкноты, кредитные карточки). Валюта. Изменения современных денег.

Тема 18. Экономика семьи.

Ресурсы семьи. Материальные, трудовые, энергетические.

Глава IV ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.

Тема 19. Воздействие человека на природу.

Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков.

Тема 20. Охранять природу - значит охранять жизнь.

Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким

Тема 21. Закон на страже природы.

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.

План контрольных работ.

п/п

Тема

часы

Формы контроля

1
2
3
4
5

Человек среди людей.
Человек и закон.
Человек и экономика.
Человек и природа.

8
7
5






1.Контрольная работа по теме: «Человек среди людей»

2..Контрольная работа по теме: «Человек и закон»

3.Контрольная работа по теме: «Человек и экономика»

4.Контрольная работа по теме: «Человек и природа»

5.Итоговое тестирование

Список используемой литературы:

1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.

4.Морозова СВ. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40.

Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.

5.Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 38-41.

6.Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999.

7.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год / Под ред. СИ. Козленко. М., 2002.

8.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год / Под ред. СИ. Козленко М., 2003.

9.Справочник преподавателя общественных дисциплин/ Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 1998.

10.Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. М., 2003.

11.Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1. С. 16-23.

Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.