Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №538
с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга
-
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО учителей естественных наук
Протокол №1 от 30 августа 2012 года
| УТВЕРЖДАЮ
Директор школы: Т.А.Огородова
31 августа 2012 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Биология. 10-11 классы (базовый уровень)»
на 2012-2013 учебный год
Учитель: Галактионова Марина Валерьевна
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. – с. 84-96.
Согласно рабочей программе на изучение биологии в 10-11 классах отводится по 1 часу в неделю (34 часа в год, 68 часов за два года).
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова: Биология: 10 класс: базовый уровень– М.: Вентана-Граф, 2008.
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова: Биология: 11 класс: базовый уровень– М.: Вентана-Граф, 2008.
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова: Биология: 10 класс: базовый уровень: Методическое пособие: – М.: Вентана-Граф, 2009.
Цели программы:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Основные задачи:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Содержание программы:
10 КЛАСС 1. Введение в курс общей биологии (6 часов).
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Значение практической биологии.
Экскурсия №1. Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения в живой природе.
Знать/понимать: Уровни организации живого. Критерии живых систем. Содержание и построение курса общей биологии. Основные свойства живой материи. Понятие «биосистема».
Уметь: Объяснять свойства живых организмов, давать характеристику уровням организации живой природы.
2. Биосферный уровень жизни (9 часов).
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.
Л/р №1. Определение загрязнённости атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов.
Знать/понимать: Что такое биосфера. Границы биосферы. Биомассу поверхности суши и Мирового океана. Функции живого вещества. Роль человека в биосфере.
Уметь: Пользоваться научной терминологией. Определять границы биосферы. Характеризовать функции живого вещества. Приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу.
3. Биогеоценотический уровень жизни (8 часов).
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Л/р №2. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.
Знать/понимать: Структуру и функции биогеоценозов. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Основные пищевые цепи.
Уметь: Пользоваться научной терминологией. Приводить примеры биогеоценозов. Составлять цепи питания.
4. Популяционно-видовой уровень жизни (11 часов).
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Л/р №3. Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных.
Знать/понимать: Эволюционную теорию Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Формирование приспособлений в процессе эволюции. Видообразование: географическое и экологическое. Главные направления эволюции: прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Уметь: Пользоваться научной терминологией. Характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида. Иллюстрировать примерами главные направления эволюции. Выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных. На основе знаний движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
11 КЛАСС
5. Организменный уровень жизни (17 часов).
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье человека.
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.
Л/р №4. Решение элементарных генетических задач.
Знать/понимать: Формы размножения. Сущность онтогенеза. Периоды развития онтогенеза. Генетическую символику и терминологию. Законы Менделя. Схемы скрещивания. Хромосомное определение пола. Особенности изучения наследственности человека. Модификационную и мутационную изменчивость, их причины. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Уметь: Пользоваться терминологией. Характеризовать методы и законы наследственности. Решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Различать различные периоды онтогенеза.
6. Клеточный уровень жизни (9 часов).
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.
Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки.
Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.
Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
Гармония и целесообразность в живой клетке. Понятие «целесообразность».
Л/р №5. Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.
Знать/понимать: Основные положения клеточной теории. Многообразие клеток и тканей. Строение и функции основных органоидов клетки. Особенности клеток про- и эукариот. Клеточный цикл жизни клетки. Способы деления половых и соматических клеток.
Уметь: Составлять схемы процессов, протекающих в клетке. Работать с микроскопом. Изготавливать микропрепараты. Объяснять процесс мейоза, этапы образования половых клеток.
7. Молекулярный уровень жизни (8 часов).
Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.
Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.
Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.
Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.
Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.
Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке.
Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экологическая культура – важная задача человечества.
Знать/понимать: Химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ. Сущность пластического и энергетического обмена веществ. Сущность биосинтеза белка. Фотосинтез, его значение.
Уметь: Пользоваться цитологической терминологией. Объяснять роль химических веществ в жизни клетки. Пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты. Рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом. Читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их.
Межпредметные связи:
По физике, химии, географии тема «Методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент)».
По географии темы «Учение В.И.Вернадского о биосфере», «Человек как житель биосферы».
По ОБЖ тема «Профилактика ВИЧ-инфекций».
По химии тема «Синтез белков и углеводов».
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные. Формы контроля:
Срезовые и итоговые тестовые, проверочные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; сообщения по темам; творческие задания (защита рефератов и проектов).
Учебно-тематический план:
№ темы
| Название темы
| Количество часов
|
| 10 класс
|
| 1
| Введение в курс общей биологии.
| 6
| 2
| Биосферный уровень жизни.
| 9
| 3
| Биогеоценотический уровень жизни.
| 8
| 4
| Популяционно-видовой уровень жизни.
| 11
|
| 11 класс
|
| 5
| Организменный уровень жизни.
| 17
| 6
| Клеточный уровень жизни.
| 9
| 7
| Молекулярный уровень жизни.
| 8
|
Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) средней школы
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
УМК, литература и другие средства обучения:
1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова: Биология: 10 класс: базовый уровень– М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова: Биология: 11 класс: базовый уровень– М.: Вентана-Граф, 2008.
3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова: Биология: 10 класс: базовый уровень: Методическое пособие: – М.: Вентана-Граф, 2009.
4. Мультимедийные учебные пособия «Умник-ПО «Биология 10-11 классы (молекулярная и клеточная биология)», ООО «Физикон», 2008, « Умник-ПО «Биология 10-11 классы (теория эволюции и основы экологии)», ООО «Физикон», 2008, «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс».
Поурочное планирование
«Биология. 10 класс»
(1 час в неделю, всего 34 ч.)
№ п/п
| Дата проведения
занятия
| Тема урока
| Требования к уровню подготовки учащихся (результат)
| Вид контроля
| ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
| Примечания
| планируемая
| проведения
| 1.
|
|
| Содержание и структура курса общей биологии.
| Знать комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы. Уметь самостоятельно проводить научное исследование.
|
|
|
| 2.
|
|
| Основные свойства жизни.
| Знать свойства живого.
Уметь выделять особенности развития живых организмов.
| Фронтальный опрос.
| https://school-collection.edu.ru/
|
| 3.
|
|
| Уровни организации живой материи.
| Знать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.
| Проверочная работа по теме «Основные свойства жизни».
|
|
| 4.
|
|
| Значение практической биологии.
| Понимать важность теоретических знаний биологии для практической деятельности.
|
|
|
| 5.
|
|
| Методы биологических исследований.
| Знать методы изучения окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерение); приборы, используемые для познания природы (увеличительные, измерительные, лабораторное оборудование). Уметь выполнять не сложные наблюдения; составлять рассказы природоведческого содержания, используя результаты наблюдений.
|
|
|
| 6.
|
|
| Экскурсия "Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения в живой природе".
| Находить представителей разных царств в природе своей местности. Объяснять осенние изменения в живой природе.
|
|
|
| 7.
|
|
| Учение о биосфере.
| Знать основных положения учения о биосфере В.И.Вернадского. Выделять границы биосферы.
| Фронтальный опрос.
| https://school-collection.edu.ru/
|
| 8.
|
|
| Происхождение вещества. Функции живого вещества.
| Знать и приводить примеры роли живого вещества в биосфере.
| Индивидуальный опрос.
|
|
| 9.
|
|
| Биологическая эволюция в развитии биосферы.
| Уметь выделять основные этапы биологической эволюции. Знать, какое значение для преобразования биосферы они имеют.
| Проверочная работа по теме «Учение о биосфере».
|
|
| 10.
|
|
| Биосфера как глобальная экосистема.
| Уметь грамотно объяснить процессы взаимосвязей, происходящих в глобальной системе.
|
|
|
| 11.
|
|
| Круговорот веществ в природе.
| Знать основные круговороты веществ в природе. Уметь грамотно объяснить процессы взаимосвязей, происходящих в глобальной системе.
| Сообщения по теме.
|
|
| 12.
|
|
| Человек как житель биосферы.
| Применять экологические знания в практической деятельности человека.
|
|
|
| 13.
|
|
| Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.
| Уметь характеризовать (описывать) биосферный уровень организации жизни и его роль в обеспечении жизни на Земле.
|
|
|
| 14.
|
|
| Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.
| Понимать, как деятельность человека влияет на преобразование биосферы.
| Индивидуальный опрос.
|
|
| 15.
|
|
| Экологические факторы и их значение.
| Знать терминологию по теме, приводить примеры и объяснять механизмы влияния различных экологических факторов на организмы.
|
| https://school-collection.edu.ru/
|
| 16.
|
|
| Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.
| Уметь характеризовать (описывать) биогеоценотический уровень организации жизни и его роль в природе.
| Индивидуальный опрос.
|
|
| 17.
|
|
| Биогеоценоз как биосистема и экосистема.
| Объяснять, почему биогеоценоз является биосистемой.
| Фронтальный опрос.
|
|
| 18.
|
|
| Строение и свойства биогеоценоза.
| Знать структурные и функциональные компоненты биогеоценоза. Характеризовать свойства биогеоценоза.
|
| https://school-collection.edu.ru/
|
| 19.
|
|
| Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе.
| Знать приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Приводить соответствующие примеры.
|
| Диск «Умник-ПО «Биология 10-11 классы (теория эволюции и основы экологии)», ООО «Физикон».
|
| 20.
|
|
| Причины устойчивости биогеоценозов.
| Характеризовать устойчивое и неустойчивое состояние биогеоценоза. Выявлять причины, приводящие к неустойчивости биогеоценозов.
| Проверочная работа по теме «Строение и свойства биогеоценоза».
|
|
| 21.
|
|
| Зарождение и смена биогеоценозов.
| Знать понятие «сукцессия», перечислять и характеризовать стадии развития биогеоценозов и типы сукцессий.
| Индивидуальный опрос.
| https://school-collection.edu.ru/
|
| 22.
|
|
| Сохранение разнообразия биогеоценозов.
| Знать причины вымирания видов в природе. Предлагать пути решения данной проблемы.
|
|
|
| 23.
|
|
| Экологические законы природопользования.
| Понимать, как теоретические знания экологии влияют на деятельность человека в природе.
|
|
|
| 24.
|
|
| Вид, его критерии и структура.
| Уметь характеризовать (описывать) популяционно-видовой уровень организации жизни и его роль в природе. Знать определение вида и его критерии. Уметь характеризовать виды по критериям.
|
|
|
| 25.
|
|
| Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.
| Знать определение популяции, современное учение о популяции. Понимать природу генетических изменений на уровне популяции.
|
|
|
| 26.
|
|
| Популяция как основная единица эволюции.
| Понимать значение популяции как основной единицы эволюции.
| Фронтальный опрос.
|
|
| 27.
|
|
| Видообразование - процесс увеличения видов на Земле.
| Знать причины и типы видообразования. Понимать значение изоляции в видообразовании.
|
|
|
| 28.
|
|
| Этапы происхождения человека.
| Уметь составлять генеалогическое древо вида Человек разумный. Знать этапы происхождения человека.
| Проверочная работа по теме «Этапы происхождения человека».
| https://school-collection.edu.ru/
|
| 29.
|
|
| Человек как уникальный вид живой природы.
| Понимать уникальность вида Человек разумный, его биосоциальную природу.
|
|
|
| 30.
|
|
| История развития эволюционных идей.
| Знать предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Объяснять важность значения трудов Ж.Б.Ламарка для формирования эволюционной теории.
|
| Диск «Умник-ПО «Биология 10-11 классы (теория эволюции и основы экологии)», ООО «Физикон».
|
| 31.
|
|
| Современное учение об эволюции.
| Знать положения современного учения об эволюции.
|
|
|
| 32.
|
|
| Результаты эволюции и её основные закономерности.
| Перечислять результаты эволюции. Уметь приводить примеры адаптаций.
| Индивидуальный опрос.
|
|
| 33.
|
|
| Основные направления эволюции.
| Знать и характеризовать направления и пути эволюции.
| Проверочная работа по теме «Результаты эволюции и её основные закономерности».
| Диск «Умник-ПО «Биология 10-11 классы (теория эволюции и основы экологии)», ООО «Физикон».
|
| 34.
|
|
| Особенности популяционно-видового уровня жизни. Всемирная стратегия охраны природы.
| Уметь характеризовать (описывать) популяционно-видовой уровень организации жизни и его роль в природе. Знать законы рационального природопользования.
|
|
|
|
«Биология. 11 класс»
(1 час в неделю, всего 34 ч.)
№ п/п
| Дата проведения
занятия
| Тема урока
| Требования к уровню подготовки учащихся (результат)
| Вид контроля
| ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
| Примечания
| планируемая
| проведения
| 1.
|
|
| Организменный уровень жизни и его роль в природе.
| Уметь характеризовать (описывать) организменный уровень организации жизни и его роль в природе.
|
|
|
| 2.
|
|
| Организм как биосистема.
| Уметь объяснять, почему организм – открытая биосистема.
|
|
|
| 3.
|
|
| Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
| Уметь выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов.
| Сообщение по теме.
|
|
| 4.
|
|
| Размножение организмов.
| Уметь сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов
| Индивидуальный опрос.
| https://school-collection.edu.ru/
|
| 5.
|
|
| Оплодотворение и его значение.
| Уметь объяснять особенности протекания процесса оплодотворения у представителей различных царств живой природы.
|
|
|
| 6.
|
|
| Развитие организмов от зарождения до смерти (онтогенез).
| Знать этапы индивидуального развитие организма, основные стадии эмбриогенеза, причины нарушений развития организмов.
| Проверочная работа по теме «Размножение организмов».
|
|
| 7.
|
|
| Из истории развития генетики.
| Уметь объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира. Познакомиться с трудами Г.Менделя и их значением в истории развития генетики.
|
|
|
| 8.
|
|
| Изменчивость признаков организма и её типы.
| Уметь называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций; объяснять влияние экологических факторов на организмы, причины мутаций.
|
|
|
| 9.
|
|
| Генетические закономерности, открытые Г.Менделем.
| Знать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, генетическую терминологию и символику, генетические закономерности, открытые Г.Менделем.
| Фронтальный опрос.
| https://school-collection.edu.ru/
|
| 10.
|
|
| Дигибридное скрещивание.
| Знать закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Уметь решать элементарные биологические задачи.
|
|
|
| 11.
|
|
| Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.
| Уметь называть практическое значение генетики для селекции. Знать основные понятия селекции, роль биологии в практической деятельности людей, роль Н.И.Вавилова для развития селекции.
| Проверочная работа по теме «Генетические закономерности, открытые Г.Менделем».
|
|
| 12.
|
|
| Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
| Знать основные закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Уметь определять по хромосомному набору принадлежность к полу.
|
| https://school-collection.edu.ru/
|
| 13.
|
|
| Наследственные болезни человека.
| Знать основные причины наследственна заболеваний человека, методы дородовой диагностики, опасность близкородственных браков. Уметь объяснять причины наследственных болезней человека, мутаций.
| Проверочная работа по теме «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом».
|
|
| 14.
|
|
| Этические аспекты медицинской генетики.
| Уметь использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
|
|
|
| 15.
|
|
| Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.
| Понимать основные ключевые понятия биотехнологии, значение биотехнологии для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
|
|
|
| 16.
|
|
| Творчество в жизни человека и общества.
| Уметь находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее. Анализировать ситуацию с различных позиций; высказывать предположения по поставленной проблеме.
|
|
|
| 17.
|
|
| Царство Вирусы и вирусные заболевания.
| Знать особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Знать значение вирусов в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний, СПИДа.
|
| https://school-collection.edu.ru/
|
| 18.
|
|
| Клеточный уровень организации живой материи, его роль в природе.
| Уметь характеризовать (описывать) клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.
| Проверочная работа по теме «Царство Вирусы».
|
|
| 19.
|
|
| Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.
| На основе знаний, полученных в курсе биологии ранее, называть этапы эволюции клетки.
|
|
|
| 20.
|
|
| Строение клетки.
| Знать особенности строение клеток прокариот и эукариот, строение клеток растений и животных, выделять сходства и различия в их строении. Уметь работать с микроскопом. Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных.
| Индивидуальный опрос.
| Диск «Умник-ПО «Биология 10-11 классы (молекулярная и клеточная биология)», ООО «Физикон»
|
| 21.
|
|
| Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.
| Знать названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида.
| Заполнение таблицы по теме.
|
|
| 22.
|
|
| Клеточный цикл.
| Уметь давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фаз клеточного цикла.
|
|
|
| 23.
|
|
| Деление клетки - митоз и мейоз.
| Знать сущность и биологическое значение митоза и мейоза, описывать процессы их фаз.
| Индивидуальный опрос.
| Диск «Умник-ПО «Биология 10-11 классы (молекулярная и клеточная биология)», ООО «Физикон»
|
| 24.
|
|
| Структура и функции хромосом.
| Знать строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов.
| Проверочная работа по теме «Деление клетки - митоз и мейоз».
|
|
| 25.
|
|
| История развития науки о клетке.
| Знать основные положения клеточной теории; вклад выдающихся ученых в развитие знаний о клетке.
|
|
|
| 26.
|
|
| Гармония и целесообразность в живой природе.
| Понимать принцип целесообразности и гармонии в живой природе, уметь доказывать примерами.
|
|
|
| 27.
|
|
| Молекулярный уровень жизни, его роль в природе.
| Уметь характеризовать (описывать) молекулярный уровень организации жизни и его роль в природе.
|
|
|
| 28.
|
|
| Основные химические соединения живой материи.
| Называть неорганические и органические вещества клетки. Знать их особенности строения и функции.
| Фронтальный опрос.
| https://school-collection.edu.ru/
|
| 29.
|
|
| Структура и функции нуклеиновых кислот.
| Характеризовать особенности строения и функций ДНК и РНК.
|
|
|
| 30.
|
|
| Процессы синтеза в живых клетках.
| Характеризовать процессы синтеза органических веществ в живых клетках.
| Индивидуальный опрос.
| Диск «Умник-ПО «Биология 10-11 классы (молекулярная и клеточная биология)», ООО «Физикон»
|
| 31.
|
|
| Процессы биосинтеза белка.
| Знать этапы биосинтеза белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.
Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.
|
|
|
| 32.
|
|
| Молекулярные процессы расщепления.
| Давать определение понятию диссимиляция.
Анализировать содержание определений: гликолиз, брожение, дыхание.
Перечислять этапы процесса диссимиляции.
Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.
Описывать роль АТФ в обмене веществ.
| Проверочная работа по теме «Процессы биосинтеза белка».
|
|
| 33.
|
|
| Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.
| Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе. Предлагать пути преодоления данных проблем.
|
|
|
| 34.
|
|
| Время экологической культуры. Многообразие жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности.
| Знать причины снижения биологического разнообразия. Уметь рассказать о мерах, предпринимаемых человеком для сохранения биологического разнообразия.
|
|
|
| |