Главная страница

Протокол №1 от 31. 08. 2012 г. «31» 08. 2012 г. Рабочая образовательная программа



Скачать 282.91 Kb.
НазваниеПротокол №1 от 31. 08. 2012 г. «31» 08. 2012 г. Рабочая образовательная программа
Дата14.04.2016
Размер282.91 Kb.
ТипПротокол



Принято «Утверждаю»:

на заседании педагогического совета №1 Заведующий МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»

МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок» Сердарова О.Ю.___________

протокол № 1 от 31.08. 2012 г. «31» 08. 2012 г.

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы

в старшей логопедической группе

для детей с ОНР

учителя-логопеда высшей квалификационной категории,

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида №17 «Родничок»

города-курорта Железноводска

Ставропольского края

Силютиной Натальи Викторовны


2012г.



Оглавление:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Введение…3

  2. Общие сведения об учреждении…4

  3. Комплектование группы на 2012/2013 уч.год…4

  4. Аналитическая справка…5

  5. Ведущие цели рабочей программы…6

  6. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…7

РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

1.1.Особенности организации образовательной деятельности…8

1.2.Формы и средства организации коррекционной непосредственно-образовательной деятельности…8

1.3.Основные направления деятельности учителя-логопеда…9

1.4.Содержание деятельности учителя-логопеда в рамках

психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»…. 10

РАЗДЕЛ II. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

2.1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

освоения рабочей программы…11

2.2.Целевые ориентиры рабочей программы...11

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИя учителя-логопеда

3.1.Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР…12

3.2.Взаимосвязь в работе педагогов и специалистов ДОУ…13

3.3.Взаимодействие с семьями воспитанников…15

3.4.Организация предметно-пространственной развивающей среды…16

РАЗДЕЛ IV. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учителя-логопеда…16

ЛИТЕРАТУРА…17

ПРИЛОЖЕНИЯ…18


Пояснительная записка


Введение
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 «Родничок» в старшей логопедической группе для детей с ОНР Силютиной Н.В. (стаж работы в отрасли образования – 22 года) разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»), с требованиями СанПиН 2.4.1.2731-10 (с изменениями и дополнениями), нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность учителя-логопеда образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с Программой развития и основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №17», с учетом положений общеразвивающей программы «ДЕТСТВО»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и научно-методических рекомендаций Р.М.Литвиновой «Региональная культура: писатели, художники, композиторы».

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с детьми от 5 до 6 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса в старшей логопедической группе. Приоритетным является воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с нарушениями речи в соответствии с их индивидуальными особенностями.

В рамках образовательной деятельности детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных программой «Детство», и увеличение учебной нагрузки для коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПина. Этим и оправдана, в первую очередь, необходимость разработки рабочей программы образовательной деятельности в группе, решающей актуальную на сегодняшний день проблему сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, интегрирующей их содержание и определяющей взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении общих целей и задач.

Содержание рабочей программы реализуется с учетом принципа интеграции образовательных областей (коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы.

  1. Общие сведения об учреждении


В своей деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.-к. Железноводск «Детский сад комбинированного вида №17 «Родничок» (далее - МБДОУ) руководствуется законодательством Российской Федераций, муниципальными правовыми актами, Уставом и другими локальными актами МБДОУ. Расположено по адресу: пос.Иноземцево, ул.Проспект Свободы, 102 «Б». Функционирует 5 дней в неделю с 07.00 до 19.00.

Режим работы учителя-логопеда на 1 ставку – 20 часов в неделю с 8.00 до 12.00 ежедневно.

Для построения качественной работы учителя-логопеда используются групповое помещение и логопедический кабинет МБДОУ, соответствующие требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности и Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников (Приложение №8 «Паспорт логопедического кабинета»).

  1. Комплектование группы с ОНР на 2012-13 уч.год





  1. Аналитическая справка




  1. Ведущие цели рабочей программы


Планирование данной рабочей программы составлено с учетом профиля логопедической группы, возраста воспитанников на основе современных коррекционно-развивающих программ Министерства Образования РФ и методических пособий: «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., «Система коррекционной работы в средней, старшей, подготовительной логопедической группе для детей с ОНР» Нищевой Н.В., «Дети с ОНР. Воспитание и обучение» Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В и логокоррекционного опыта работы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Тумановой Т.В., Курдвановской Н.В., Кисловой Т.Р. и др.авторов.

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским и др.

Задачи коррекционно-педагогического процесса вгруппе для детей с нарушениями речи определяются структурными элементами логопедического воздействия, которое имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учетом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевыми нарушениями для последующей интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Коррекционно - педагогический процесс в группе для детей с ОНР организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Эффективность коррекционно-воспитательной системы с дошкольниками определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, четкой координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей группы. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в условиях старшей логопедической группы с ОНР в возрасте от 4,5-5 до 5,5-6 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей воспитанников. Комплексность педагогического воздействия направлена:

  • На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.

  • На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В логопедической группе коррекционное направление работы, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

  • Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

  • Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.

  • Развитие навыков связной речи дошкольников.

  • Развитие коммуникативности и успешности в общении.



  1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы



В соответствии с Федеральными государственными требованиями Программа опирается на научные принципы ее построения:

  • принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;

  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями МБДОУ;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  • Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.


РАЗДЕЛ I. Содержание деятельности учителя-логопеда

МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»


    1. Особенности организации образовательной деятельности


Рабочая программа предназначена для детей со вторым, вторым – третьим, третьим и четвертым уровнем речевого развития от 5 до 6 лет в логопедической группе для детей с нарушениями речи. Для детей с первым, первым - вторым уровнем речевого развития составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты.

Нормативный срок освоения данной программы – 1 год. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Количество занятий распределено по периодам обучения (Приложение коррекционной Программы «Учебный план»). Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, индивидуально-типологических особенностей старших дошкольников с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от выраженности недостатков развития речи. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.


    1. Формы и средства организации

коррекционной непосредственно-образовательной деятельности
Содержание логопедических занятий в старшей группе с ОНР определяются следующими направлениями коррекционного обучения:

  1. Развитие понимания речи.

  2. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.

  3. Развитие произносительной стороны речи.

  4. Развитие самостоятельной фразовой речи.

Предусмотрены следующие виды логопедических занятий:

-Фронтальные (подгрупповые) занятия по формированию лексико-грамматических средств языка,

-Фронтальные (подгрупповые) занятия по развитию связной речи,

-Фронтальные (подгрупповые) занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте,

-Индивидуальные (подгрупповые) занятия по коррекции дефектов звукопроизношения.

Форма организации занятий – фронтальная, подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Продолжительность занятий: 25 минут для детей старшего возраста (согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации). Для подгрупповых занятий объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5-7 человек. Коррекция произношения может осуществляться во время общеобразовательных занятий воспитателя (кроме занятий по развитию речи и математике). Занятия носят индивидуальный и подгрупповой характер. Микрогрупповые занятия для 3-4 детей организуются на этапе автоматизации звука в текстах, а также для подгрупп, состоящих из двух детей, на этапе автоматизации звука в словах, фразах. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15-20 минут, подгруппового - 30 минут. График занятий составляется в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня (1 раз в неделю вечером).

При проведении индивидуальной коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения, учителю-логопеду необходимы четкая организация работы, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, ринолалии, дизартрии и др.). Индивидуальные логопедические занятия с каждым ребенком проводятся ежедневно. В “Журнале учета посещаемости индивидуальных логопедических занятий детьми” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. Данный журнал отражает реальную работу учителя-логопеда с детьми, количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени специалиста (Приложение коррекционной Программы «Циклограмма рабочего времени учителя – логопеда МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»).

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) учитель-логопед оформляет пять видов документации:

-   речевую карту на каждого ребенка;

-   перспективный и календарный план работы;

-   индивидуальные тетради на каждого ребенка;

-   тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда;

-   годовой отчет о результатах коррекционного обучения.


    1. Основные направления деятельности учителя-логопеда


Функции деятельности учителя-логопеда:

  • информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, информирование о деятельности группы родителей, органов управления образования);

  • диагностическая (проведение мероприятий по диагностике речевого развития ребёнка, определение перспективных путей развития и их решения);

  • коррекционная (проведение намеченных мероприятий по решению логопедических проблем воспитанников);

  • консультативная (проведение консультаций с родителями по обозначенным проблемам, проведение индивидуальных и групповых занятий с родителями и детьми, стендовое консультирование через логопедические уголки в раздевалке группы);

  • координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребёнка, ведение отчётной документации);

  • методическая (разработка методического обеспечения функционирования логопедических групп ДОУ, консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»).

определяют должностные обязанности (Приложение коррекционной Программы «Должностные обязанности учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок») и «Годовой план работы учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок» (Приложение №1А).

Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная и совместная деятельность детей). (Приложение коррекционной Программы «Сетка учебной деятельности МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок» на 2012-13 уч.год»)

Основой планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания (Приложение №2 «Перспективное планирование коррекционной работы в старшей группе с ОНР (1-й год обучения) на 2012-13 уч.год»).



    1. Содержание деятельности учителя-логопеда в рамках

психолого-медико-педагогического консилиума

МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»


  1. Работа с детьми

1.1. Плановая логопедическая скрининг-диагностика воспитанников ДОУ и углубленная педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) речевой сферы воспитанников группы.

1.2. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.

1.3. Составление индивидуальной траектории развития ребенка.

  1. С педагогами

2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).

2.2. Повышение уровня логопедической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ.

2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми, незачисленными в состав логопедических групп, на основании результатов диагностики (в течение года), разработка рекомендаций.

2.4. Семинары, практикумы с педагогическим коллективом.

  1. С родителями

3.1. Социологическое анкетирование родителей по вопросам раннего речевого развития воспитанников ДОУ.

3.2. Индивидуальное консультирование (по запросу) родителей.

3.3. Просветительская работа среди родителей.

3.4. Организация и проведение семинаров, мастер-классов для родителей воспитанников, незачисленных в состав логопедических групп.

РАЗДЕЛ II. Логопедический мониторинг результатов усвоения программы
2.1. Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения рабочей программы
В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:

  • Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

  • Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

  • Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

  • Владеть элементарными навыками пересказа;

  • Владеть навыками диалогической речи;

  • Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

  • Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

  • Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

  • Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год (2 – я половина сентября, мая) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение:

-в «Экране звукопроизношения группы» с отслеживанием динамики коррекции звукопроизношения каждого ребенка;

- в речевых картах воспитанников группы;

-в диагностическом обследовании речевого развития воспитанников группы по разработанным «Методическим рекомендациям к проведению диагностирования уровня развития воспитанников с ОНР по разделу речевое развитие» (Поваляева М.А. «Справочник логопеда»)» (Приложение №3А «Сводная таблица по разделам диагностирования речевого развития воспитанников старшей группы с ОНР»);

-в ежегодном отчете, годовом анализе коррекционной работы учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок» (Приложение №4).
2.2. Целевые ориентиры рабочей программы
На этапе завершения коррекционного образования в старшей логопедической группе

-ребенок, не в полной мере овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, адекватно использующий вербальные и невербальные средства общения, овладевающий диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

РАЗДЕЛ III. Организация системы взаимодействия учителя-логопеда
3.1.Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения воспитанниками теми же видами деятельности, которые предусмотрены массовой программой детского сада. Поэтому в задачи воспитателя группы входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач по развитию речи в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности, в связи с усвоением навыков самообслуживания и элементов труда.

Специальные должностные обязанности

воспитателя логопедической группы:

  • обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности воспитанников и установление их соответствия данной возрастной группе;

  • проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми по программе и по заданию учителя-логопеда в первую и вторую половину дня;

  • создание в группе комфортных условий, способствующих активизации речи детей;

  • систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и во время проведения режимных моментов, прогулок;

  • разъяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие неречевых процессов, игры, поездки, экскурсии для общего развития детей.


Отличительные особенности занятий воспитателя по развитию речи

(группы для детей с ОНР):

  • Проведение занятий в рамках определенных лексических тем;

  • Изменение задач и содержания занятий:

-расширение, уточнение и активизация словарного запаса, обеспечивающая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений;

-закрепление грамматических категорий, изученных на занятиях учителя-логопеда,

контроль над грамматической правильностью речи;

-активизация фразовых высказываний;

-совершенствование связной речи в различных ее видах, применение сформированных умений и навыков связной речи в различных ситуациях общения.

  • Максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом.

  • Уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах.

  • Использование определенной последовательности в видах рассказывания.


К коррекционным задачам воспитателя в группе для детей с ОНР относятся:

  • Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда;

  • Проведение фронтальных занятий по развитию речи по системе, предусмотренной коррекционной программой;

  • Развитие артикуляционной и пальцевой моторики – процессов, связанных с речевой функцией;

  • Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи;

  • Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления - высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью.

К общеобразовательным задачам воспитателя в группе для детей с ОНР относятся:

  • Обучение на занятиях по всем разделам массовой программы ДОУ (кроме занятий раздела «Развитие речи»);

  • Воспитательная работа в соответствии с массовой программой ДОУ (нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание и пр.);

  • Работа с родителями (законными представителями) воспитанников.


3.2.Взаимосвязь в работе педагогов и специалистов ДОУ
Создание оптимальных условий (для адаптации детей с проблемами в речевом развитии к учебной нагрузке) невозможно без учета структурной специфики как ведущего (первичного) дефекта у каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, так и осложняющих его расстройств. В работе педагогического коллектива ДОУ апробирована организационно-ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход) и активизирующий. А именно: для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей, накопление активного и пассивного словаря воспитанниками старшей логопедической группы с ОНР используются следующие формы занятий:

-формирующие занятия учителя-логопеда – базовый компонент;

-специальные занятия воспитателей – закрепляющий (прямой подход) компонент;

-игровые занятия воспитателей – закрепляющий (опосредованный подход) компонент;

-музыкальные и физкультурные занятия - закрепляющий (опосредованный подход) компонент;

-психологические тренировки – активизирующий компонент, т.е. стимулирование педагогом-психологом психологической базы речи и всего функционального потенциала речевой деятельности каждого воспитанника.

Модель взаимодействия учителя-логопеда

со специалистами МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»

при коррекции речевых нарушений воспитанников


Стимулирование познавательного развития

Работа по заданию учителя-логопеда

Развитие психических процессов

Тренинг уверенности поведения


Логопедическая зарядка

Воспитатель группы

Педагог-психолог



Развитие личностно-

ориентированной и личностно-эмоционадьной сферы




Развитие мелкой моторики



Развитие общей моторики

Учитель–

логопед




Ребенок - логопат



Воспитатель по физической культуре

Семья ребенка



Нормализация общего психического состояния




ЛФК




Выполнение заданий учителя-логопеда




Работа над дыханием



Логоритмические упражнения

Арттерапия

Развитие психических процессов

Развитие темпо-ритмических способностей



Воспитатель по изобразительной деятельности

Музыкальный руководитель


Развитие сенсорно-моторной функции

Коррекция движений




Развитие творческих способностей

Работа над дыханием



В целом, логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются учителем-логопедом и педагогами ДОУ в строго определенной последовательности.


Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР


Этапы

Основное содержание


Результат


Организационный

Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.


-Психолого-педагогический, логопедический, социально-педагогический мониторинг.

-Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.

-Составление программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития.

-Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.

-Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.


Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.

-Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

-Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.


Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).


-Определение дальнейших образовательных коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи.

-Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.

Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений в логопедической группе возможна только в результате комплексного подхода, т.е. при активной, скоординированной работе с родителями воспитанников не только воспитателей группы, но и учителя-логопеда (Приложение №5 «План консультационной работы и участия в методической работе МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок»).


    1. Взаимодействие с семьями воспитанников


При анализе контингента семей выявлено, что дети МБДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в МБДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для эффективного сотрудничества с родителями воспитанников.

Основные формы взаимодействия с семьей


Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации логопедических гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.


    1. Организация предметно-пространственной развивающей среды


Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей группы складывается также из оснащения развивающего предметного пространства в кабинете и групповом помещении.

На учителя-логопеда возлагаются обязанности

-по насыщению предметно-развивающей среды и оборудованию логопедического кабинета в соответствии с требованиями (Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. «Настольная книга логопеда» М.,2005г.);

-по систематизации и пополнению дидактического, методического материала по разделам (Приложение №6 «Картотека имеющегося в кабинете материала, содержание разделов»).

На воспитателей группы возлагаются обязанности

-по насыщению предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей старших дошкольников с ОНР,

-по содержанию и насыщению коррекционного уголка для вечерних занятий воспитателя (Приложение №7А «Содержание коррекционного уголка для вечерних занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда, оборудованного в группе с ОНР»).

РАЗДЕЛ IV. Критерии результативности деятельности учителя-логопеда

  • обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников ПКП учителя-логопеда при реализации основной общеобразовательной программы;

  • достижение необходимого уровня логопедической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

  • обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, психологического сопровождения образовательного процесса воспитанников ПКП учителя-логопеда;

  • функционирование системы мониторинга воспитанников с особыми образовательными потребностями;

  • сформированность речевых, коммуникативных навыков воспитанников.



Литература:


    1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

    3. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

    4. Лалаева Р.И.,Серебрякова Н.В. «Коррекция ОНР у дошкольников» С-П., 1999.

    5. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993.

    6. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.

    7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

    8. Поваляева М.А. «Справочник логопеда». Ростов-на-Дону, 2002.

    9. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

    10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)

    11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». 4.1. Первый год обучения и второй год обучения, М., «Альфа», 1993.

    12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.

    13. «Преодоление ОНР у дошкольников»/ под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий центр, 2007.

    14. «Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи»/ под ред. Гаркуши Ю.Ф., М., 2002.

    15. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у детей 6 лет», «Дневник воспитателя логопедической группы». М., 2002.

    16. Г.Р.Шашкина «Логопедическая работа с детьми с ОНР».

ПРИЛОЖЕНИЯ: