Главная страница


Грамматический строй



Скачать 63.14 Kb.
НазваниеГрамматический строй
Дата08.04.2016
Размер63.14 Kb.
ТипДокументы

Грамматический строй

обедненность лексико-грамматических средств языка, грамматические категории недостаточно сформированы, отсутствие сложных синтаксических конструкций, не владеет грамматическими связями слов: отсутствует согласования в окончаниях с прилагательными; не владеет грамматическими связями слов; лексико-грамматические категории примитивны;

не владеет навыками словообразования;

смешивает слова, близкие по лексическому значению (муха-бабочка, жук-пчела);

- синтаксические конструкции фраз бедные;

- неполноценность грамматического программирования ( нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов);

1 уровень: Отсутствует понимание грамматических форм (ед. и мн. числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы женского и мужского рода, не понимает значение предлогов).

Фраза отсутствует. Навыки связного высказывания не сформированы. Иногда наблюдаются первые словосочетания и лепетные предложения, звукокомплексы, которых используются при обозначении конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов сохраняется, в основном, корневая часть, но также, может быть, сохранен контур слова или фрагмент слова (существительных и глаголов).

II уровень развития речи

Появляются отдельные формы словоизменения, попытки изменять существительные, глаголы, согласовывать их. Способами словообразования не пользуется, существует недостаточность практического усвоения форм словообразования.

III уровень развития речи

Свободные высказывания состоят из простых предложений, структура более сложных предложений нарушена (пропуски, перестановки главных и второстепенных членов). В речи используются короткие малоинформативные фразы. Отмечается неправильное оформление связей слов внутри фразы (нарушение синтаксической связи в предложении). Связное высказывание отмечается отсутствием последовательного изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки. Трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления характеризуется невозможностью четкого построения целостной композиции текста, бедностью и однообразием используемых языковых средств. В рассказе ребенок испытывает затруднения при построении единой сюжетной линии и в нахождении нужной формы высказывания. Таким образом, наблюдается нарушение связности, последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей (недостаточное понимание связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями). При пересказе – это сокращенный вариант. Пересказ неточен, недостаточно последователен. Отмечается низкая самостоятельная речевая активность детей.

4 уровень речевого развития: Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению, по ситуации, в неточном употреблении и смешении признаков. Словарь недостаточно детализирован. Отмечаются трудности в передачи системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Дети плохо справляются с подбором синонимических и антонимических пар абстрактных слов. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением.

Грамматические формы сформированы недостаточно. Характеризуется неправильным употреблением предложно-падежных конструкций, ошибками в падежных окончаниях (их смешение). Отклонения при использовании форм Р. п. мн. числа существительных (прилагательных), ошибки в использовании словосочетаний, включающих количественные числительные (нарушение согласования и управления). Отмечается недостаточная сформированность навыков практического словообразования. Трудность переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Допускаются ошибки при образовании слов (существительных, прилагательных) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названий детенышей животных, а также при образовании относительных, притяжательных прилагательных и приставочных глаголов.
Звукопроизношение

-дефектов в произношении нет, но потребность в речевом общении снижена;

- неустойчивость в произношении и дифференциации фонем;

- в произношении есть замены по акустическим признакам;

-недостаточная дифференциация звуков;

-неустойчивость употребления звуков;

-неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков;

-воспроизведение слов даже несложной звуковой и слоговой структуры грубо нарушены;

- нарушено ( смешивает согласные по акустическим признакам, заменяет, пропускает, искажает);

- изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах (дизартрия);

Низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи – не дифференцирует звуки по акустическим признакам;

1 уровень: Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью, отмечается диффузный неустойчивый характер произношения звуков (произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции).

II уровень развития речи

. Нарушение звукопроизношения имеет полиморфный характер (множественные искажения, замены и смешения).

4 уровень речевого развития: Грубых нарушений нет. Отмечается вялая артикуляция звуков, нечеткая дикция, недостаточная внятность, выразительность речи – общая «смазанность» речи. Отмечается снижение уровня дифференциации восприятия фонем, смешение звуков (акустически близких) в речи, снижение слухового контроля, несовершенство навыков автоматизации звуков (все это является показателями незавершенного процесса фонемообразования).
Слоговая структура

1 уровень речевого развития:

-ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова;

2 уровень речевого развития:

- Имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного состава, произносит одни слоги, причем всякий раз по-разному, наблюдаются элизии слогов, опускание согласных в стечениях,

-парафазии, перестановки при сохранении контура слов, итерации, персеверации, добавление звуков(слогов), контаминации ( часть одного слова соединяется с частью другого).. При произношении слов различного состава имеются нарушения не всех групп.

2 уровень речевого развития: Экспрессивная речь изобилует аграмматизмами. Выявляются грубые ошибки в понимании, употреблении предложно-падежных конструкций.

Появляются отдельные формы словоизменения, попытки изменять существительные, глаголы, согласовывать их. Способами словообразования не пользуется, существует недостаточность практического усвоения форм словообразования.

3 уровень речевого развития:

Отмечается недостаточность в восприятии и в воспроизведении ритма, слухоречевой памяти, трудность в воспроизведении слов сложной слоговой структуры, а также отсутствие четкого слухового восприятия и контроля за речью.

4 уровень речевого развития: Звукослоговая структура слова – отмечается неполная ее сформиро-ванность. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости, поскольку детям трудно удерживать в памяти грамматический образ слова (персеверации, перестановки, замены звуков, слогов).

Имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного состава.

-слоговая структура слов не нарушена;

-слова сложной слоговой структуры упрощает;

-грубые нарушения слоговой структуры:

Антиципации (замена предшествующих звуков последующими);

Персеверации (циклические повторения, застревания);

Контаминации (смешения элементов 2 и более)

Элизии (выпадение звуков, слогов).

Имеются нарушения слов сложного слогового состава.

Уровень фонематического восприятия

- имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. д

Фонем. восприятие не сформировано: допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками, затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук.

- ф.в. сохранно;

- недостаточная сформированность фонематического восприятия: допускает ошибки при различении слогов, слов с оппозиционными звуками;

-ф.в. снижено, не дифференцирует сходные фонемы,

-низкий уровень восприятия фонем,

- недостаточная сформированность фонетико-фонематического строя речи;

- не различает оппозиционные звуки;

-затруднения в дифференциации слов, близких по звучанию, но разных по смыслу;

- не различает: неречевые звуки, одинаковые слова и звуки по высоте, силе и тембру голоса;

- не готовность к овладению звуковым анализом и синтезом;

-(анализ) не выделяет звук из слова, не определяет место звука в слове,

- не определяет количество звуков в слове,

- (синтез) не составляет слова из звуков, не подбирает слово на определенный звук; не дифференцирует звуки по противопоставлениям;

Возможности слухового восприятия низкие.

Фонематическое восприятие развито недостаточно, наблюдается его неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Недостатки фонетико-фонематического характера сочетаются с отдельными нарушениями смысловой стороны речи. В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия.