|
Протокол №2 Протокол №2 приказ № от 20. 09. 2012г от 24. 09. 2012г от 24. 09. 2012г
Департамент образования администрации г.Братска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол № 2 Протокол № 2 приказ №
от 20.09.2012г от 24.09.2012г. от 24.09.2012г.
Руководитель ШМО Председатель ШМС Директор МБОУ «СОШ №5»
Е.Н.Смирнова Т.В. Толмачева Т.А.Лукина
Рабочая программа
«Математика»
для обучающихся 6 классов
Образовательная область: математика
Разработала: Смирнова Екатерина Николаевна
учитель математики,
первой квалификационной
категории.
Братск 2012 г.
Пояснительная записка
I Статус документа
Рабочая программа по предмету «Математика» для шестого класса создана на основе
= Закона «Об образовании» РФ;
= Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004года (стандарт основного общего образования по математике);
= примерной программы, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2011г и учебно – методического комплекса Н.Я. Виленкина, издания «Мнемозина», 2008 года.
= Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО № 1276);
= Регионального компонента стандарта общего образования;
= Школьного компонента стандарта общего образования.
II Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения математике направлено на формирование у обучающихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной общей школе. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Цель обучения – обучение математике на основе ознакомления с закономерностями и их функционирования, оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысли, предугадывать пути решения задачи.
= Формирование представления о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики.
= Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критического мышления на уроке, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения по соответствующей специальности.
= Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни для изучения школьных естественно – научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования.
= Воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно – технического процесса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуре через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
= Формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном общем образовании, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, умения самообразования.
III Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном учебном плане на изучение математики в 6 классе отводится 5 часов в неделю, всего – 170 часов, продолжительность изучения математики в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МОУ «СОШ № 5», темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.
IV Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изучение предмета «Математика» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. V Содержание учебного предмета
Содержание обучения математики представлено основными содержательными линиям арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия.
В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок по содержанию программы:
Делимость чисел;
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
Умножение и деление обыкновенных дробей;
Отношения и пропорции;
Положительные и отрицательные числа;
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел;
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел;
Решение уравнений;
Координаты на плоскости.
VI Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– представление о причинах успеха в учебе;
– положительное отношение к школе, к изучению математики;
Метапредметные результаты:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
Предметные:
- способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
- способность использовать разнообразные методы и формы письменных, устных, практических и творческих работ;
VII Методическое и материально-техническое сопровождение программы
1. Программа. Математика. 5 – 6 классы, автор Н.Я.Виленкин, издательство «Мнемозина»,2008г.
2. Н.Я.Виленкин. Математика. 6 класс. Учебник, издательство «Просвещение», 2010г.
3. А.С.Чесноков. Дидактический материал по математике. 6 класс. Издательство «Просвещение», 2009
4. Л.П.Попова Контрольно-измерительные материалы. Математика 6 класс, Издательство «Вако», 2012
5. П.И.Алтынов Контрольные и проверочные работы в 5-6 кл. издательство «Просвещение»
6. В.В.Выговская. Поурочные разработки по математике. 6 класс. Методическое пособие для учителя. Издательство «Вако», 2009г
7. М.А.Попов Дидактические материалы по математике 6 класс, Издательство «Экзамен», 2013
Тематическое планирование
Календарные сроки
| № п/п
| Темы уроков
| Планируемые результаты
| Возможные виды деятельности учащихся
| Возможные формы контроля
| Освоение предметных знаний (базовый / повышенный уровни)
| Универсальные учебные действия
|
|
| Делимость чисел
| Предметно – ориентированные компетенции
Базовый уровень:
Знать: признаки делимости, понятие простого и составного чисел, разложение числа на простые множители
Уметь: разложить число на множители, находить НОД и НОК,
Повышенный уровень
Уметь применять алгоритмы нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного.
Знать признаки делимости чисел.
Уметь разлагать число на простые множители.
| Личностные:
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.
Познавательные:
Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать.
Коммуникативные:
Участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод.
Регулятивные:
Моделировать различные ситуации
|
|
|
| 1-3
| Делители и кратные
| Работа в парах
|
|
| 4-6
| Признаки делимости на 10, 5 и 2
|
| Сам.раб
|
| 7-8
| Признаки делимости на 9 и 3
|
| Сам.раб
|
| 9-10
| Простые и составные числа
|
| Сам.раб
|
| 11-12
| Разложение на простые множители
|
| зачет
|
| 13-15
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
|
| Сам.раб
|
| 16-19
| Наименьшее общее кратное
|
| Сам.раб
|
| 20
| Контрольная работа № 1 по теме «Делимость чисел»
|
| +
|
|
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| Базовый уровень:
Знать: основное свойство дроби и применять его для сокращения и приведения к новому знаменателю.
Уметь: складывать, вычитать и сравнивать дроби с одинаковыми и разными знаменателями, сокращать дроби
Повышенный уровень
Уметь выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями и смешанных чисел.
При выполнении арифметических действий с дробями и смешанными числами сочетать устные и письменные приемы вычислений.
Уметь сравнивать дроби и упорядочивать наборы дробных чисел.
|
|
|
| 21-22
| Основное свойство дроби
| Работа в группах
|
|
| 23-25
| Сокращение дробей
|
| Сам.раб
|
| 26-28
| Приведение дробей к общему знаменателю
| Работа в группах
| Сам.раб
диктант
|
| 29-34
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
|
| Сам.раб
|
| 35
| Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
|
| +
|
| 36-41
| Сложение и вычитание смешанных чисел
|
| Сам.раб
|
| 42
| Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
|
| +
|
|
| Умножение и деление обыкновеных дробей
| Базовый уровень:
Знать: правила арифметических действий с обыкновенными дробями
Уметь: решать основные задачи на дроби, выработать навыки арифметических действий с дробями, уметь решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Повышенный уровень
Уметь применять распределительный закон умножения при действиях с дробями.
Уметь решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Уметь выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.
|
|
|
| 43-46
| Умножение дробей
| ИКТ
| Сам.раб
|
| 47-50
| Нахождение дроби от числа
| игра
| Сам.раб
|
| 51-55
| Применение распределительного свойства умножения
|
| тест
|
| 56
| Контрольная работа № 4 по теме «Умножение обыкновенных дробей»
|
| +
|
| 57-58
| Взаимно простые числа
|
|
|
| 59-63
| Деление
| Работа в парах
| Диктант
Сам.раб
|
| 64
| Контрольная работа № 5 по теме «Деление обыкновенных дробей»
|
| +
|
| 65-69
| Нахождение числа по его дроби
|
| тест
|
| 70-72
| Дробные выражения
| игра
| тест
|
| 73
| Контрольная работа № 6 по теме «Дробные выражения»
|
| +
|
|
| Оношения и пропорции
| Базовый уровень:
Знать: основное свойство пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин, представление о длине окружности и площади круга
Уметь: применять основное свойство пропорции, решать задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость, решать с помощью пропорции задачи на проценты
Повышенный уровень
Уметь решать практические задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимости.
Распознавать геометрические тела: сфера и шар, виды симметрии
|
| Сам.раб
|
| 74-78
| Отношения
|
|
|
| 79-80
| Пропорции
| Работа в группах
|
|
| 81-83
| Прямая и обратная пропорциональная зависимость
|
|
|
| 84
| Контрольная работа № 7 по теме «Отношения и пропорции»
|
| +
|
| 85-86
| Масштаб
| ИКТ
| Сам.раб
|
| 87-88
| Длина окружности и площадь круга
| ИКТ
| Сам.раб
|
| 89-90
| шар
|
|
|
| 91
| Контрольная работа № 8 по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар»
|
| +
|
|
| Положительные и отрицательные числа
| Базовый уровень:
Знать: определение модуля числа, его геометрический смысл, алгоритмы арифметических действий с положительными и отрицательными числами
Уметь: изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой, сравнивать числа с помощью координатной прямой, уметь находить модуль числа
Повышенный уровень
Уметь изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой.
Уяснить понятие модуля числа и его геометрический смысл. Уметь находить модуль любого числа
Уметь сравнивать числа.
|
|
|
| 92-94
| Координаты на прямой
|
|
|
| 95-96
| Противоположные числа
|
| Мат.дикт
|
| 97-98
| Модуль числа
|
|
|
| 99-101
| Сравнение чисел
|
| Сам.раб
|
| 102-103
| Изменение величин
|
|
|
| 104
| Контрольная работа № 9 по теме «Положительные и отрицательные числа»
|
| +
|
|
| Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
| Базовый уровень:
Знать: алгоритмы сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел
Уметь: складывать положительные и отрицательные числа, складывать и вычитать при выполнении действий с целыми и дробными числами
Повышенный уровень
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов.
|
|
|
| 105-106
| Сложение с помощью координатной прямой
|
|
|
| 107-108
| Сложение отрицательных чисел
|
| Сам.раб
|
| 109-111
| Сложение чисел с разными знаками
| ИКТ
| Сам.раб
|
| 112-114
| Вычитание
| игра
| Сам.раб
зачет
|
| 115
| Контрольная работа № 10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
|
| +
|
|
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| Базовый уровень:
Знать: правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел
Уметь: выполнять арифметические действия с положительными и отрицательными числами, превращать обыкновенную дробь в десятичную или периодическую
Повышенный уровень
Уметь выполнять арифметические действия с рациональными числами.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов.
|
|
|
| 116-118
| Умножение положительных и отрицательных чисел
|
| диктант
|
| 119-121
| Деление
|
| Сам.раб
|
| 122-123
| Рациональные числа
|
|
|
| 124
| Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление положительных и отриц. чисел»
|
| +
|
| 125-127
| Свойства действий с рациональными числами
|
| Сам.раб
|
|
| Решение уравнений
| Базовый уровень:
Знать: простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых
Уметь: решать линейные уравнения, выполнять преобразование выражений
Повышенный уровень
Понимать, как используются уравнения; уметь применять их для решения математических и практических задач;
|
|
|
| 128-131
| Раскрытие скобок
| Работа в парах
| Сам.раб
|
| 132-133
| Коэффициент
|
| диктант
|
| 134-136
| Подобные слагаемые
|
| Сам.раб
|
| 137
| Контрольная работа № 12 по теме «Подобные слагаемые»
|
| +
|
| 138-141
| Решение уравнений
|
| тест
|
| 142
| Контрольная работа № 13 по теме «Решение уравнений»
|
| +
|
|
| Координаты на плоскости
| Базовый уровень:
Знать: порядок записи координат точек плоскости и их названий
Уметь: строить координатные оси, отмечать точки по заданным ее координатам, определять координаты точки, строить столбчатые диаграммы
Повышенный уровень
Уметь строить фигуры по точкам.
|
|
|
| 143-144
| Перпендикулярные прямые
|
|
|
| 145-146
| Параллельные прямые
|
| Сам.раб
|
| 147-149
| Координатная плоскость
| Творч.раб
| диктант
|
| 150-151
| Столбчатые диаграммы
|
|
|
| 152-154
| Графики
|
| Сам.раб
|
| 155
| Контрольная работа № 14 по теме «Координатная плоскость»
|
| +
|
|
| Повторение
| Базовый уровень:
Знать: основное свойство дроби, основное свойство пропорции, алгоритмы действий с положительными и отрицательными числами
Уметь: сокращать дроби, решать уравнения и задачи с помощью пропорций, уметь отмечать точки на координатной плоскости
Повышенный уровень
Уметь решать текстовые задачи с помощью уравнений.
Уметь решать практические задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимости.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов.
Понимать, как используются уравнения; уметь применять их для решения математических и практических задач;
|
|
|
| 156-170
| Повторение
|
|
| |
|
|