|
Протокол №8 от «8» июня 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр мбоу сош №4 г. Белгорода Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Белгорода
«Согласовано»
Руководитель МО
______________
Москаленко Н.Д.
Протокол № 8 от
« 8 » июня 2012 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
МБОУ СОШ № 4
г. Белгорода
________________
Шевченко В.И.
«28»июня 2012 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ
№ 4 г.Белгород
______________
Самойлова Т.Н.
Приказ № 291
от «30» августа2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии
Класс: 10 «Б»
Учитель: Чанышева С.Р.
2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по геометрии для общеобразовательной школы 10 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089) на основе авторской программы (Погорелов А.В. , составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 28-36).
Учебник: Геометрия 10-11. Погорелов А.В. – 10-е издание. – М.: Просвещение, 2006. Общая характеристика учебного предмета При изучении курса математики на базовом уровне продолжает и получает развитие содержательная линия «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач. Цели
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Учебные умения, навыки и способы деятельности В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
. Место предмета в учебном плане МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Белгорода
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 10 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» для успешного усвоения курса отводит на изучение геометрии в 10 - ом классе 2 часа в неделю, всего 70 часов.
В связи с особенностями календарно - учебного графика, выпадения праздничных дней, рабочая программа составлена на 67 часов. Корректировка произведена за счёт уплотнения уроков повторения. Срок реализации программы один учебный год.
Расчет учебных часов программы:
Раздел
| Количество часов в авторской программе
| Количество часов в рабочей программе
| Избранные вопросы планиметрии
| 15
| 15
| Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия
| 5
| 5
| Параллельность прямых и плоскостей
| 12
| 12
| Перпендикулярность прямых и плоскостей
| 15
| 15
| Декартовы координаты и векторы в пространстве
| 18
| 18
| Повторение
| 3
| 2
| Итого
| 68
| 67
|
Учебно-методический комплекс ученика:
Геометрия 10-11. Погорелов А.В. – М.: Просвещение, 2010.
Учебно-методический комплекс учителя:
Учебник « Геометрия 10-11». Погорелов А.В. – М.: Просвещение, 2010
Контрольные измерительные материалы. Геометрия 10-11.Шапошников И.М.
Геометрия 10 класс. Поурочные планы по учебнику А.В.Погорелова. Афанасьева Т. Л., Коломиец Т. В. и др.2006.
Формы организации учебного процесса Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Требования к математической подготовке учащихся В результате изучения курса геометрии 10 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование
№ урока
п/п
| № урока в теме
| Наименование раздела и тем
| Дата по программе
| Дата фактически
| Примечание
| 1 четверть
|
Избранные вопросы планиметрии (15 часов)
| 1
| 1
| Решение треугольников.
| 4.09
|
|
| 2
| 2
| Решение треугольников.
| 8.09
|
|
| 3
| 3
| Вычисление биссектрис и медиан треугольника
| 11.09
|
|
| 4
| 4
| Вычисление биссектрис и медиан треугольника
| 15.09
|
|
| 5
| 5
| Формула Герона и другие формулы для площади треугольника
| 18.09
|
|
| 6
| 6
| Формула Герона и другие формулы для площади треугольника.
Тестовый контроль «Площади треугольника»
| 22.09
|
|
| 7
| 7
| Теорема Чевы. Теорема Менелая.
| 25.09
|
|
| 8
| 8
| Свойства и признаки вписанных и описанных четырёхугольников
| 29.09
|
|
| 9
| 9
| Свойства и признаки вписанных и описанных четырёхугольников
| 2.10
|
|
| 10
| 10
| Углы в окружности. Метрические соотношения в окружности
| 6.10
|
|
| 11
| 11
| Геометрические места точек в задачах на построение.
| 9.10
|
|
| 12
| 12
| Геометрические преобразования в задачах на построение
| 13.10
|
|
| 13
| 13
| Геометрические преобразования в задачах на построение
| 16.10
|
|
| 14
| 14
| О разрешимости задач на построение. Эллипс, гипербола, парабола.
| 20.10
|
|
| 15
| 15
| О разрешимости задач на построение. Эллипс, гипербола, парабола.
| 23.10
|
|
|
Глава 1. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия(5 часов)
| 16
| 1
| Аксиомы стереометрии
| 27.10
|
|
| 2 четверть
| 17
| 2
| Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку. Замечание к аксиоме 1.
| 6.11
|
|
| 18
| 3
| Пересечение прямой с плоскостью
| 10.11
|
|
| 19
| 4
| Существование плоскости, проходящей через три данные точки
| 13.11
|
|
| 20
| 5
| Существование плоскости, проходящей через три данные точки
| 17.11
|
|
|
Глава 2. Параллельность прямых и плоскостей (12 часов)
| 21
| 1
| Параллельные прямые в пространстве
| 20.11
|
|
| 22
| 2
| Признак параллельности прямых
| 24.11
|
|
| 23
| 3
| Признак параллельности прямых
| 27.11
|
|
| 24
| 4
| Контрольная работа №1 « Аксиомы стереометрии. Параллельные прямые в пространстве»
| 1.12
|
|
| 25
| 5
| Признак параллельности прямой и плоскости
| 4.12
|
|
| 26
| 6
| Признак параллельности прямой и плоскости
| 8.12
|
|
| 27
| 7
| Признак параллельности плоскостей
| 11.12
|
|
| 28
| 8
| Существование плоскости, параллельной данной плоскости.
| 15.12
|
|
| 29
| 9
| Свойства параллельных плоскостей
| 18.12
|
|
| 30
| 10
| Изображение пространственных фигур на плоскости
| 22.12
|
|
| 31
| 11
| Изображение пространственных фигур на плоскости
| 25.12
|
|
| 32
| 12
| Контрольная работа №2
« Параллельность прямых и плоскостей»
| 29.12
|
|
| 3 четверть
|
Глава 3. Перпендикулярность прямых и плоскостей(15 часов)
| 33
| 1
| Перпендикулярность прямых в пространстве
| 15.01
|
|
| 34
| 2
| Признак перпендикулярности прямой и плоскости
| 19.01
|
|
| 35
| 3
| Построение перпендикулярных прямой и плоскости
| 22.01
|
|
| 36
| 4
| Свойства перпендикулярных прямой и плоскости
| 26.01
|
|
| 37
| 5
| Перпендикуляр и наклонная
| 29.01
|
|
| 38
| 6
| Перпендикуляр и наклонная
| 2.02
|
|
| 39
| 7
| Перпендикуляр и наклонная
| 5.02
|
|
| 40
| 8
| Перпендикуляр и наклонная
| 9.02
|
|
| 41
| 9
| Перпендикуляр и наклонная
| 12.02
|
|
| 42
| 10
| Теорема о трёх перпендикулярах
| 16.02
|
|
| 43
| 11
| Теорема о трёх перпендикулярах
| 19.02
|
|
| 44
| 12
| Признак перпендикулярности плоскостей
| 26.02
|
|
| 45
| 13
| Признак перпендикулярности плоскостей
| 2.03
|
|
| 46
| 14
| Расстояние между скрещивающимися прямыми
| 5.03
|
|
| 47
| 15
| Контрольная работа №3
« Перпендикулярность прямых и плоскостей»
| 9.03
|
|
|
Глава 4. Декартовы координаты и векторы в пространстве (18 часов)
| 48
| 1
| Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками
| 12.03
|
|
| 49
| 2
| Координаты середины отрезка
| 16.03
|
|
| 50
| 3
| Преобразование симметрии в пространстве. Симметрия в природе и на практике
| 19.03
|
|
| 51
| 4
| Движение в пространстве. Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур.
| 23.03
|
|
| 4 четверть
| 52
| 5
| Угол между скрещивающимися прямыми
| 6.04
|
|
| 53
| 6
| Угол между прямой и плоскостью.
| 9.04
|
|
| 54
| 7
| Угол между плоскостями
| 13.04
|
|
| 55
| 8
| Площадь ортогональной проекции многоугольника
| 16.04
|
|
| 56
| 9
| Векторы в пространстве
| 20.04
|
|
| 57
| 10
| Действия над векторами в пространстве
| 23.04
|
|
| 58
| 11
| Действия над векторами в пространстве
| 27.04
|
|
| 59
| 12
| Действия над векторами в пространстве
| 30.04
|
|
| 60
| 13
| Разложение вектора по трём некомпланарным векторам
| 4.05
|
|
| 61
| 14
| Разложение вектора по трём некомпланарным векторам
| 7.05
|
|
| 62
| 15
| Уравнение плоскости
| 11.05
|
|
| 63
| 16
| Уравнение плоскости
| 14.05
|
|
| 64
| 17
| Уравнение плоскости
| 18.05
|
|
| 65
| 18
| Контрольная работа №4
« Декартовы координаты и векторы в пространстве»
| 21.05
|
|
| Повторение (2 часа)
| 66
| 1
| Повторение
| 25.05
|
|
| 67
| 2
| Повторение
| 28.05
|
|
| ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Избранные вопросы планиметрии (13 часов)
§ 1. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия (5 часов)
Аксиомы стереометрии. Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку. Пересечение прямой с плоскостью. Существование плоскости, проходящей через три данные точки
§ 2. Параллельность прямых и плоскостей (12 часов)
Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых. Признак параллельности прямой и плоскости. Признак параллельности плоскостей. Существование плоскости, параллельной данной плоскости. Свойства параллельных плоскостей. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур на плоскости.
§ 3. Перпендикулярность прямых и плоскостей (15 часов)
Перпендикулярность прямых в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Построение перпендикулярных прямой и плоскости. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Признак перпендикулярности плоскостей. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
§ 4. Декартовы координаты и векторы в пространстве (18 часов)
Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками. Преобразование симметрии в пространстве. Симметрия в природе и на практике.
Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью
Угол между плоскостями. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Уравнение сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы в пространстве (модуль вектора, равенство векторов, угол между векторами). Действия над векторами в пространстве (сложение векторов, умножение векторов на число, скалярное произведение векторов). Коллинеарные векторы, Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным.
Повторение (2 часа)
Формы и средства контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, математический диктант, тест, работа по карточке, устное решение задач по готовым чертежам.
Контрольные работа даются на 45 минут, самостоятельные работы и тесты – на 20-25 минут, иногда на весь урок и оцениваются дифференцированно для диагностики усвоения знаний учащихся
Класс
| Предмет
| Сроки проведения
| 10 Б
| Геометрия. Контрольные работы.
|
| Контрольная работа №1 « Аксиомы стереометрии. Параллельные прямые в пространстве»
| декабрь
|
| Контрольная работа №2
« Параллельность прямых и плоскостей»
| январь
|
| Контрольная работа №3
« Перпендикулярность прямых и плоскостей»
| март
|
| Контрольная работа №4
« Декартовы координаты и векторы в пространстве»
| май
| Геометрия. Тестовый контроль по основным темам.
|
| Тестовый контроль «Площади треугольника»
| сентябрь
|
При составлении заданий используется УМК учителя и литература:
Математические диктанты Геометрия. 7 – 11 классы. Дидактические материалы. – М.: «Илекса», 2006. – 72 с.
Материально-техническое обеспечение.
№
|
| Рекомендованное количество
| % от рекомендованного количества
|
1.Библиотечный фонд
|
| Стандарт основного общего образования по математике
| Д
| 100%
|
| Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень)
| Д
| 100%
|
| Учебник по геометрии для 10-11 класса
| К
| 100%
|
| Авторские программы по курсам математики
| Д
| 100%
|
| Дидактические материалы по геометрии
| К
| 100%
|
| Научная, научно-популярная, историческая литература.
| Д
| 100%
|
| Комплект материалов для подготовки к ГИА
| Ф
| 100%
|
| Учебные пособия по элективным курсам
| Ф
| 100%
|
| Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)
| П
| 100%
|
| Методические пособия для учителя
| Д
| 100%
|
2.Печатные пособия
|
| Таблицы по геометрии для 10 класса
| Д
| 100%
|
| Портреты выдающихся деятелей математики
| Д
| 100%
|
3.Информационно-коммуникативные средства
|
| Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики
| Д
| 100%
|
4.Технические средства обучения
| 1.
| Мультимедийный компьютер
| Д
| 100%
| 2.
| Принтер лазерный
| Д
| 100%
| 3.
| Средства телекоммуникации
| Д
| 100%
|
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
| 1.
| Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник
| Д
| 100%
|
6. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
|
| Компьютерный стол
| Д
| 100%
|
| Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования
| Д
| 100%
| |
|
|