|
«Психологические особенности освоения образовательной области «Коммуникация»
Реферат по детской психологии.
Тема: «Психологические особенности освоения образовательной области «Коммуникация»
Содержание
Введение……………………………………………………………………...........3
Основное содержание
Основные психологические понятия…………………………………………4
Возрастные возможности освоения детьми ОО «Коммуникация»………...7
а) Этапы развития общения ребёнка с взрослым……………………………8
б) Особенности общения дошкольников со сверстниками………………..10
3) Особенности освоения детьми старшего дошкольного возраста
ОО «Коммуникация»………………………………………………………..12 Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Глоссарий…………………………………………………………………...........17
Введение
В период дошкольного детства ребёнок получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Неумение дошкольника организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности.
Поэтому в общеобразовательную программу дошкольного образования, опирающуюся на лучшие традиции отечественного образования и переработанную в соответствии с ФГТ, наряду с другими образовательными областями включена «Коммуникация», психологические особенности освоения которой, я хотела бы рассмотреть в своей работе.
Я выбрала для рассмотрения эту область потому, что по результатам диагностических обследований именно коммуникативные навыки детей группы, в которой я работаю воспитателем, в итоге имеют более низкий бал.
Содержание ОО «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Для достижения же поставленных целей ОО «Коммуникация», выделяются следующие задачи: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Целью же моей работы является установление основных психологических понятий ОО «Коммуникация» на теоретическом уровне, а также отражение возрастных особенностей освоения детьми данной области.
Реализацию данной цели я вижу через следующие задачи:
Подбор и анализ литературы отражающей содержание основных психологических понятий ОО «Коммуникация».
Подбор и анализ литературы по вопросу возрастных возможностей освоения детьми ОО «Коммуникация».
Прослеживание особенностей освоения детьми старшего дошкольного возраста ОО «Коммуникация».
Основные психологические понятия. В Программе дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. [5,c.4]. Механизмы формирования личности. По словам Ю. Б. Гиппенрейтер – потребности в общении последнее время придаётся в психологии всё большее значение. По своей фундаментальности она приравнивается к органическим потребностям. Некоторые авторы считают эту потребность врождённой. Другие полагают, что она формируется у ребёнка очень рано, так как удовлетворение всех его органических потребностей происходит исключительно с помощью взрослого, и потребность в последнем становится столь же настоятельной, как и потребность в пище, безопасности, телесном комфорте и т. п. Независимо от позиции в этом дискуссионном вопросе все авторы признают, что потребность «в другом», в контакте с себе подобными, в общении оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Юлия Борисовна предлагает рассмотреть механизмы формирования личности, прежде всего те которые могут быть названы стихийными. К ним можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизмы идентификации и освоения социальных ролей. Это стихийные механизмы, потому, что субъект, подвергаясь их действию, в полной мере не осознаёт их и уж во всяком случае, сознательно ими не управляет.
Первый из названных механизмов – сдвиг мотива на цель. В первые годы воспитание ребёнка состоит в основном из привития ему норм поведения, формируя то, что называется «опосредствованным поведением» т. е. действиями, которые направляются не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами.
С ростом ребёнка всё больше и больше расширяется круг норм и правил, которые он должен усвоить и которые должны опосредствовать его поведение. Особенно здесь следует выделить нормы поведения по отношению к другим людям.
При этом результаты воспитания не ограничиваются внешним поведением, происходят изменения в мотивационной сфере ребёнка. Но воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно проходит в правильном эмоциональном тоне, при сочетании требовательности и доброты.
Итак, обращаясь к анализу обсуждаемого механизма при правильном воспитании ребёнка, профессор ещё раз обращает внимание на потребность в общении, на её раннее появление, её настоятельность и силу.
На языке формул означает, что ребёнок на первых порах выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем на это действие «проецируется» всё большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом).
Рассмотренный механизм действует на всех этапах развития личности. Только с возрастом меняются и усложняются главные мотивы общения, ведь по мере роста ребёнка всё более широким становится круг его социальных контактов и связей.
Специальные исследования, да и повседневные наблюдения показывают, что каждому этапу реального расширения контактов предшествует, а затем его сопровождает ярко выраженный мотив принятия другими, признания и утверждения в соответствующей социальной группе.
Подобные мотивы, как показал очень отчётливо в своей работе Д. Б. Эльконин, побуждают не только к прямым действиям: установлению контактов и отношений, занятию определённых позиций, но и к действиям, а затем и к развёрнутым деятельностям, которые обеспечивают приобретение необходимых навыков, знаний, умений, мастерства.
Следующий механизм формирования личности, который предлагает нам для рассмотрения Юлия Борисовна – это идентификация.
Конечно, далеко не всё передаётся ребёнку в форме направленных воспитательных воздействий. Большая роль в передаче «личностного» опыта принадлежит косвенным влияниям – через личный пример, «заражение», подражание. Соответствующий механизм получил название механизма идентификации.
Первые ярко выраженные идентификации происходят у дошкольников с родителями. Дети подражают родителям во всём. Занятия ими воспроизводятся, конечно, с чисто внешней стороны, но одновременно они усваивают и внутренние черты родителей – их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из которых выбирается образец – объект идентификации.
Анализ субъективных отчётов, наблюдения и специальные исследования показывают, что принятие личностного эталона, или образца, имеет чрезвычайно важную психологическую функцию. Оно облегчает вхождение в новую социальную позицию, усвоение новых отношений, образование новых личностных структур.
Рано или поздно, в силу различных обстоятельств, наступает такой момент, когда «образец» теряет для личности свою притягательность и субъективную значимость. Это вполне естественно: развивающаяся личность восприняла от образца нечто очень важное и нужное, но у неё свой путь.
Феномен дезактуализации образца похож на «сбрасывание старой кожи». Он знаменует завершение определённого этапа в развитии личности, подъём её на новую ступень. При этом оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, которые заставляют ставить новые цели и искать новые образцы и идеалы. Так процесс идёт по восходящим виткам спирали.
Третьим механизмом, предложенным Гиппенрейтер, является механизм принятия и освоения социальных ролей. Во многом он сходен с механизмом идентификации, отличаясь от него значительно большей обобщённостью и часто отсутствием персонализации осваиваемого эталона.
Этот механизм описывается в психологии с помощью понятий социальная позиция и социальная роль.
Социальная позиция – это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется, прежде всего, совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль, т. е. осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает окружение.
Надо отметить, что набор социальных позиций и ролей очень широк и разнообразен. Очевидно, что каждый человек задействован сразу в нескольких ролях.
Обращаясь к процессу вхождения в роль, её освоения и выполнения, обнаруживаем, что многие моменты этого процесса являются, так сказать, горячими точками жизни личности. Подобные переживания отражают очень важный психологический момент – стремление предстать в новом виде, соответствующем новой роли.
Если присмотреться ко всем фактам, составляющим то, что можно было бы назвать в целом феноменологией социальных ролей, имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности.
Чтобы убедиться в этом, достаточно показать, что в ходе освоения и выполнения ролей, во-первых, появляются новые мотивы, во-вторых, происходит их соподчинение, в-третьих, видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Выход личности за пределы роли, перерастание её очень напоминает аналогичную динамику при идентификации. Так происходит более или менее с каждой личностью, более или менее с каждой ролью.
И в завершение знакомства с рассмотренными стихийными механизмами формирования личности, Юлия Борисовна замечает, что все механизмы действуют, как правило, совместно, тесно переплетаясь, и усиливая друг друга, и только умственное абстрагирование позволяет рассмотреть каждый из них в отдельности.
Для того, чтобы все механизмы формирования личности действовали слажено, необходимо помнить и о возрастных особенностях и возможностях детей. Далее я рассмотрю эти возможности. Возрастные возможности освоения детьми ОО «Коммуникация». В работах выдающегося отечественного психолога Маи Ивановны Лисиной я нашла описание общения, которое рассматривается как особый вид деятельности (коммуникативная деятельность), имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.
Предметом деятельности общения является другой человек – партнёр по общению.
Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Среди таких качеств выделяются деловые, познавательные и личностные.
Средствами общения являются те операции, с помощью которых осуществляется коммуникативная деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми.
Всё вышеперечисленное является концепцией общения ребёнка с взрослым, что было внесено Лисиной в отечественную психологию, как новый предмет.
Так ОО «Коммуникация» ставит перед нами задачу развития свободного общения с взрослыми и детьми.
В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – с взрослыми и со сверстниками, причём обе необходимы для нормального развития личности ребёнка. Этапы развития общения ребёнка с взрослым. Развитие общения ребёнка с взрослым от рождения до семи лет Лисина представляла как смену нескольких целостных форм общения.
Формой общения является коммуникативная деятельность на определённом этапе её развития, которая характеризуется следующими параметрами:
время возникновения данной формы;
основное содержание потребности в общении, удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения;
главные мотивы, побуждающие ребёнка на этом этапе к общению с взрослыми;
основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы осуществляется коммуникация ребёнка с взрослым.
Совокупность данных параметров представляет собой определённую форму общения. На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребёнка.
Первой является ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребёнка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш ещё не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное общение с взрослыми, которые обеспечивают выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Дефицит эмоциональных контактов с взрослыми может привести к необратимому недоразвитию ребёнка, нарушению его адаптационных механизмов.
Второй появляется ситуативно-деловая форма общения, где основой выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства – предметно-манипулятивной деятельности.
Содержание потребности в сотрудничестве с взрослым в рамках этой формы общения претерпевает у детей изменения. Вначале, когда ребёнок ещё не овладел речью, ему требуется помощь в предметных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству преобразуется. И ребёнок предпочитает действовать и подражать взрослому.
В это время происходит важное событие в развитии личности ребёнка – он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий.
В рамках такой формы общения с взрослым, действуя по его образцу, в условиях практического сотрудничества с ним, дети овладевают речью.
Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к третьей – внеситуативно-познавательной форме общения, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте, и в основе её лежит потребность в уважительном отношении взрослого.
Отношение авторитетно значимых взрослых к успехам (неуспехам) ребёнка в различных сферах способствует формированию у малыша самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребёнка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на формирование его личности в целом. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребёнку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.
К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая для этого периода детства – внеситуативно-личностная форма общения, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании.
Эта форма общения базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации, и протекает на фоне разнообразной деятельности – игровой, трудовой, познавательной.
Старшие дошкольники учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать разносторонние отношения с окружающими. Они осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, свой долг и ответственность перед другими людьми. И здесь личностное общение с взрослыми играет огромную роль. Доверие и искренность – вот та основа, на которой должны строиться отношения взрослого и ребёнка, впоследствии это поможет ребёнку найти своё место в обществе.
К 6 – 7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности – к учебной. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе – это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания.
Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребёнка и одним из факторов, способствующих его успешной адаптации к школьному обучению.
Особенности общения дошкольников со сверстниками. В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых – общение со сверстниками.
Чем же оно отличается от общения ребёнка с взрослым? Основное отличие состоит в разнообразии коммуникативных действий и их широком диапазоне.
Общение со сверстниками более многопланово. В игре проявляются такие качества и личностные характеристики, которые не всегда раскрываются в общении с взрослыми, кроме того, всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы. При взаимодействии детям присуща особая раскованность, непосредственность.
Ещё одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнёра, и контроль его действий, и навязывание собственных образцов, совместная игра, постоянное сравнение возможностей. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение приобретает для него общение со сверстниками.
Развитие коммуникативной деятельности в сфере контактов со сверстниками в дошкольном возрасте сопровождается изменением содержания потребности в общении. Результаты исследования, проведённого Р. А. Смирновой (1981), свидетельствуют, что дошкольники отдают предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потребность в доброжелательном внимании. Потребность в игровом сотрудничестве является второстепенной. К старшему дошкольному возрасту значительно увеличивается потребность во взаимопонимании и сопереживании сверстника.
Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, на сколько, успешно складывается это общение, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Ребёнок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды и с возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере.
Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребёнка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого – в семье, детском саду.
Отсюда вытекает вторая задача ОО «Коммуникация» - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности.
Одним из основных отличий человека от животного мира является наличие особого психического процесса, называемого речью.
Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
Язык – это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет систему значащих слов (т. е. лексический состав языка), систему различных форм слов и словосочетаний (т. е. грамматику языка), а также звуковой или фонетический состав, свойственный только данному конкретному языку.
Основное предназначение языка заключается в том, что, являлось системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения.
В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения.
Основным исходным видом устной речи (преобладающей у детей дошкольного возраста) является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Её главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником.
Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией.
Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти понятия условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи – это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Говорить о существовании пассивной речи можно, поскольку, когда человек слушает какое-либо речевое сообщение, он повторяет про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребёнок, прежде всего, учится понимать чужую речь, а потом говорит сам.
Развитие речи у ребёнка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода: подготовления словесной речи; первоначального овладения языком и формирования расчленённой звуковой речи; развития языка ребёнка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов; овладения ребёнком письменной речью и систематическим обучением языку в школе. Уже, исходя из необходимости развития речи, возникает третья задача ОО «Коммуникация» - практическое овладение воспитанниками норм речи. Особенности освоения детьми старшего дошкольного возраста ОО «Коммуникация». Систему отношений с другими людьми, которая характерна для конкретного периода онтогенеза, Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития является важнейшей характеристикой возрастного периода.
Остановлюсь подробнее на старшем дошкольном возрасте, поскольку в данное время являюсь воспитателем старшей группы «Теремок» в МБОУ прогимназия «СЕЗАМ».
В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения; складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребёнка превращается из полевого в волевое.
Воля и произвольность являются важнейшими личностными новообразованиями дошкольного возраста. Развитие воли связано со становлением и оформлением мотивационной сферы ребёнка; развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредствованности своего поведения.
В данном возрасте развитие воли и произвольности наиболее эффективно происходит в ролевой игре и играх с правилом. Развивающий эффект игр с правилом обусловлен особой позицией взрослого, который одновременно является и участником, и организатором игры.
Межличностные отношения детей имеют определённую возрастную динамику. К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстниками и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содействие другому.
С учётом этих возрастных особенностей в ОО «Коммуникация» представлено следующее содержание психолого-педагогической работы:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Дальнейшее развитие речи как средства общения. Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира.
Поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
Формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Связная речь.
Развитие умения поддерживать беседу.
Совершенствование диалогической формы речи. Поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развитие монологической формы речи.
… Развитие умения составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формирование умения составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. И др.
Старший дошкольный возраст важен в жизни ребёнка. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школьному обучению.
Не стоит забывать, что программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. И поскольку основной формой работы и ведущим видом деятельности является игра, то лучше всего процесс развития и обучение строить в виде проектной деятельности, что с успехом реализуется в нашей прогимназии и в нашей группе в частности.
Заключение. Именно в дошкольном возрасте ребёнок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от воспитателей детского сада. Грамотное общение педагога с подопечными во многом способствует раскрытию внутреннего потенциала детей, влияет на характер их взаимоотношений. В противном случае неадекватное педагогическое общение может стать фактором, препятствующим благополучному развитию детей.
Проанализировав основные психологические понятия, а также возрастные особенности освоения детьми ОО «Коммуникация», можно сделать вывод: «Организованная образовательная деятельность, включающая игры, чтение и обсуждение программных произведений, наблюдения, работу по обогащению чувственного опыта ребёнка, а также интеграция всех образовательных областей, творческий подход, мастерство и желание педагога – залог развития у детей положительных эмоций от общения с миром знаний».
Список литературы:
Гиппенрейтер, Ю.
Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 352 с.
Дошкольное образование. Словарь терминов / [Сост. Виноградова Н.А. и др.] – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2012. – 399 с.
Маклаков А. Г.
Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. – СПб.: Питер, 2009. – 224 с.: ил. – (Серия «Завтра Экзамен»).
Немов Р. С.
Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. Т. И. Кандала [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 158 с.
Смирнова Е.О.
Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2011. – 299 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
Сомкова О.Н.
Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 208 с.
Чернецкая Л .В.
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256с.: ил. – (Школа развития).
ОО [Эл. ресурс] // режим доступа: https://mdou8.ucoz.ru/blog/ponjatie_ quot_ obrazovatelnoj_oblasti_quot/2013-02-02-19 [дата обращения: 04.05.2013].
Глоссарий
Коммуникация (лат. communucatio; communicare – делать общим, связывать, общаться) – смысловой аспект социального взаимодействия… [2,c.131].
Личность – 1. Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. 2. Системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. (А. Н. Леонтьев)… [2,c.150].
Образовательная область - структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. [11].
Общение – взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка… [2,c.199].
Речь – это процесс общения людей посредством языка. [4,c.146].
Социальная ситуация развития – соотношение внешних условий, воздействующих на ребёнка, и его внутреннего отношения к этим условиям. [2,с.302].
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл. [4,c.146].
|
|
|