Главная страница

Игровые технологии в образовательном процессе



НазваниеИгровые технологии в образовательном процессе
Дата11.04.2016
Размер71.6 Kb.
ТипДокументы


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Выступление на педагогическом совете

«Современные технологии в образовательном процессе:

за и против»

( Слайд 1) Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по­ведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

(Слайд 2, щелк) А.С.Макаренко считал, что (щелк) «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

(Слайд 3, щелк)Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Психологи доказали:

- в игре интенсивно развивается психика,

- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание.

В условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты: (слайд 4, щелк)

• мотивационный;

• ориентационно-целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице.(Слайд 5, щелк).

Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры


Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша фольклорная экспедиция оказалась в Архангельской области…

Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…»,  (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), 

Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. 

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.,

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии (слайд 6, щелк) представляют собой ступени (щелк) от игры-забавы к (щелк) игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – (щелк) от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

(Слайд 7) Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это (щелк)

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;(щелк)

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;(щелк)

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;(щелк)

- способствует преодолению пассивности учеников;(щелк)

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

(Слайд 8, щелк) В.А. Сухомлинский говорил, (щелк) что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

(Слайд 9) Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока.

Мы представили лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. А вот ученики 5–7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.

Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры. Здесь стоит отметить, что интернет из быстрой и удобной передачи информации (учась чему-нибудь) превратился в то, что сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие, как единственные способы решения проблем.

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.

О возрастных особенностях учитель должен помнит при организации игр.

Подводя итог выше изложенному можно отметить (слайд 21, щелк) «за» использование игровых технологий: (щелк)

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;(щелк)

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;(щелк)

- идет передача опыта старших поколений младшим;(щелк)

- способствует использованию знаний в новой ситуации;(щелк)

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;(щелк)

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие: (щелк)

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;(щелк)

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; (щелк)

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание; (щелк)

- невозможность использовать на любом материале;(щелк)

- сложность в оценки учащихся.
Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». (Слайд 22, щелк ) Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.