|
Рабочая программа элективного курса ««Химия в задачах»
/__Т.М.Юрлова/ «___»__________2013__г.
«___»___________2013__г.
Рабочая программа
элективного курса ««Химия в задачах»
Класс: 11
Количество часов: 34
Составила учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории
МОУ « Красноузельская СОШ»
Косякова Т. Д.
2010 год «Химия в задачах»
Программа элективного курса и методические рекомендации
для учащихся 11 классов 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы, составленной учителем химии и биологии МОУ «Красноузельская СОШ» и утвержденной директором школы.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера. Главным назначением данного курса является:
совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.
Цели курса:
- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
- развитие учебно-коммуникативных умений. Задачи:
- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
решение расчетных задач повышенной сложности;
формирование навыков исследовательской деятельности.
Особенности курса:
использование знаний по математике, физике, биологии;
составление авторских задач и их решение;
использование местного материала для составления условий задач.
2. Учебные действия Знания, умения и навыки, формируемые элективным курсом:
По итогам элективного курса учащиеся должны знать: По итогам элективного курса учащиеся должны уметь производить расчеты:
по формулам и уравнениям реакций;
определение компонентов смеси;
определение формул соединений;
растворимости веществ;
вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных;
энтальпии веществ;
переход от одного способа выражения концентрации к другому.
3. Содержание программы Тема 1. Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии. Тема 2. Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следствия; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи. Тема 3. Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи. Тема 4. Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Расчеты на основе использования графиков растворимости. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи. Тема 5. Задачи по органической химии. Задачи с использованием схем превращений органических соединений. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента».
4. Учебно-тематический план
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе
| Практич. Занятия
| Формы контроля
| 1
| Ведение.
| 1
| 1
| Отчет.
| 2
| Задачи на газовые законы
| 9
| 9
| Отчет. Контрольная и домашние работы.
| 3
| Расчеты по уравнениям реакций
| 8
| 8
| Отчет. Контрольная и домашние работы.
| 4
| Решение задач на растворы
| 9
| 9
| Отчет. Контрольная и домашние работы.
| 5
| Задачи по органической химии
| 6
| 6
| Отчет.Контрольная работа.
| 6
| Итоговое занятие. Защита авторских задач.
| 1
| 1
| Защита творческой работы. Зачет
|
| Итого
| 34
|
|
|
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Образовательный Продукт | Дата |
| | Введение – 1 час | | |
| 1
| Введение. Общие требования к решению задач по химии. Использование знаний физики и математики. Способы решения задач.
| Правила решения и оформления задач.
|
|
|
|
| Задачи на газовые законы – 9 часов
|
|
|
|
| 2
| Задачи на соотношение основных характеристик газов.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление основных газовых характеристик: молярная масса, плотность, относительная плотность и др.
|
|
|
| 3
| Задачи на нахождение молярной массы смеси газов.
Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятий: средняя молекулярная масса смеси, нормальные условия и условия отличные от нормальных.
|
|
|
| 4
| Задачи на смеси газов.
| Отчет о самостоятельном решении задач.
|
|
|
| 5
| Задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.
| Алгоритм решения. Отчет. Конкретизация понятий: массовая доля, объемная и мольная доли.
|
|
|
| 6.
| Задачи на нахождение состава газовой смеси после реакции.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация понятия: объемы реагирующих и получающихся газов пропорциональны коэффициентам в уравнении реакции.
|
|
|
| 7
| Задачи на изменение объёма газовой смеси в результате реакции.
| Отчет о самостоятельном решении задач.
|
|
|
| 8
| Задачи на горение топлива.
| Домашняя контрольная работа.
|
|
|
| 9
| Смешанные задачи
| Отчет о самостоятельном решении задач.
|
|
|
| 10
| Контрольная работа.№1
| Контрольная работа.
|
|
|
|
| Расчеты по уравнениям реакций – 8 часов
|
|
|
|
| 11
| Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.
| Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.
|
|
|
| 12
| Задачи на металлические пластинки.
| Алгоритм решения. Отчет о самостоятельном решении задач.
|
|
|
| 13
| Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей двухосновных кислот.
| Алгоритм решения. Конкретизация знаний о свойствах основных классов неорганических соединений.
|
|
|
| 14
| Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей фосфорной кислоты.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Составление уравнений химических реакций и их объяснение.
|
|
|
| 15
| Задачи на определение состава солей при реакциях самоокисления-самовосстановления.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Домашняя контрольная работа. Составление уравнений реакций раствора щелочи с хлором, серой, фосфором, оксидом азота (IV).
|
|
|
| 16
| Расчёты по термохимическим уравнениям.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Конкретизация знаний об энтальпии, термодинамических представлениях. Усвоение закона Гесса.
|
|
|
| 17
| Решение задач на электролиз расплавов и растворов солей.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Написание и объяснение уравнений реакций.
|
|
|
| 18.
| Смешанные задачи.
| Отчет о самостоятельном решении задач.
|
|
|
| 19.
| Контрольная работа.№2
| Контрольная работа.
|
|
|
|
| Решение задач на растворы – 9 часов
|
|
|
|
| 20.
| Решение задач на молярную концентрацию.
| Отчет. Закрепление понятий: растворы, концентрация раствора, молярная концентрация.
|
|
|
| 21.
| Задачи на вычисление рН.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: рН, ионное произведение воды.
|
|
|
| 22.
| Задачи по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: кристаллогидраты, кристаллизационная вода, соотношение количества вещества безводной соли, воды и кристаллогидрата.
|
|
|
| 23.
| Задачи, на растворение веществ, реагирующих с водой.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений.
|
|
|
| 24.
| Задачи на насыщенные растворы.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Усвоение понятий: растворимость, насыщенный раствор, зависимость растворимости веществ от температуры.
|
|
|
| 25.
| Задачи на олеум.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах конц. серной кислоты, оксида серы (VI).
|
|
|
| 26.
| Контрольная работа №3
| Контрольная работа.
|
|
|
|
|
Задачи по органической химии – 6 часов
|
|
|
|
| 27.
| Задачи по органической химии. Нахождение формул, если известны массовые доли элементов.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: количество вещества, молярная масса, молярные соотношения, простейшая формула, истинная формула.
|
|
|
| 28.
| Задачи на определение формул, если известны массы или объемы продуктов сгорания.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий: молярный объем, молярные соотношения, простейшая и истинная формулы.
|
|
|
| 39.
| Задачи на углеводороды.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление знаний о химических свойствах и способах получения.
|
|
|
| 30.
| Задачи на кислородсодержащие органические соединения.
| Отчет о самостоятельном решении задач. Закрепление понятий о генетической связи.
|
|
|
| 31.
| Задачи на азотсодержащие органические соединения.
| Отчет о самостоятельном решении задач.
|
|
|
| 32.
| Смешанные задачи.
| Отчет о самостоятельном решении задач.
|
|
|
| 33.
| Контрольная работа №4.
| Контрольная работа .
|
|
|
|
| Контрольный урок – 1 час
|
|
|
|
| 34.
| Зачет.
| Защита авторских работ
|
|
|
|
6. Литература
1.Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.
3.Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Программы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999.
4.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
5.Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач
по химии: Кн. для учителя. – 4-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1983.
6.Шамова М.О Учимся решать задачи по химии. Москва. Школа –Пресс, 1999 г. |
|
|