|
«Диалог на уроке залог успеха в воспитании и обучении» Выступление на заседании методического объединения здоровьесберегающих технологий по теме
« Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении».
Во всех сферах деятельности педагога возрастает сегодня значимость мастерства его общения. Совершенствование учебно-воспитательного процесса требует активного усвоения и целенаправленного использования психологических законов. Каковы же основные способы возможного улучшения педагогического общения?
Повседневное общение учителя и ученика развивается в двух формах :инструктивно-назидательное и диалогическое. У педагога в общении часто преобладает первая форма общения -он авторитарно предписывает, диктует, назидает. В этих случаях общение сведено, по существу, к одноголосию- голосу учителя. В ряде ситуаций педагогического контакта такого рода монолог уместен -объяснение нового материала. Однако в практике такие ситуации являются частными, производными по отношению к общению в форме диалога, то есть душевного контакта- поиска решения общих проблем.
Основным признаком общения как диалога является установление особых отношений, которые по В.А. Сухомлинскому, могут быть определены как «духовная общность, взаимное доверие, доброжелательность». Диалог с учеником предполагает совместное видение, обсуждение ситуации. Речь идет необязательно о полном совпадении взглядов и оценок, важен факт совместной направленности к решению проблем. Иными словами, диалог-это не устремленные друг на друга взгляды учителя и ученика, а взгляды того и другого, направленные в одну сторону. Именно тогда исчезает единогласие учителя, уступая место подлинному диалогу-общению, в котором представлены голоса всех задействованных сторон. Здесь позиция педагога -позиция заинтересованного, доброжелательного старшего товарища. Важной характеристикой диалогового общения при этом является уровень, на котором осуществляется контакт между партнерами. А.Б. Добрович предложил следующую классификацию уровней общения:
1) примитивный,
2) манипулятивный,
3) стандартизированный,
4) конвенциональный,
5) игровой, деловой,
6) духовный).
При этом нужно учитывать, что любой из уровней общения может быть эффективным лишь тогда, когда не возникает коммуникативных барьеров. Но в реальности их очень трудно избежать. Этические и логические барьеры диалогического взаимодействия, которые нельзя не учитывать в педагогической практике, можно преодолеть, если ориентация на школьный диалог станет системной работой педагога, так как успех зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способа достижения целей.
Доброжелательность предполагает умение учителя расположить ученика к себе. Это важно потому, что все то, что исходит от уважаемого человека, ученик воспринимает с большим желанием. Доброжелательность развивает готовность сотрудничать, идти навстречу. Излишне частое желание употребление власти приводит формированию позиции сопротивления, противостояния учителю.
В организации диалога существенным является равенство психологических позиций учителя и ученика. В организации диалога существенным является равенство психологических позиций учителя и ученика. Как помочь ученику занять позицию активности? Активность школьника в учебном процессе зависит от:
-его личной заинтересованности в получении знаний;
- уровня учебных умений и навыков;
-взаимоотношений, сложившихся между ним и конкретным учителем, стиля их общения;
-стиля преподавания предмета;
-общественного мнения о необходимости той или иной учебной дисциплины.
Высокий уровень познавательной активности формируется только при наличии всех перечисленных факторов или если большинство из них представлены в оптимальном варианте для конкретного ученика. Негативное изменение одного из факторов влияет на остальные. Поэтому педагоги и психологи ищут механизм, способный установить баланс между ними. Ситуация успеха, организованная учителем, может стать одним из таких механизмов. Ситуация успеха - это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, а успех-результат той или иной ситуации. Именно ситуацию и способен организовать учитель. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, который испытывает человек после удачно выполненной работы. Желая вернуть положительные эмоции, субъект деятельности и в следующий раз с охотой возьмется за подобную работу. Следовательно, надо помочь школьнику однажды достичь положительного результата и тем самым создать у него мотивацию достижения успеха в будущей деятельности. Педагогические и психологические исследования показывает, что ключом к созданию ситуации успеха является готовность учителя вести диалог, если он организует учебную деятельность в предлагаемой последовательности:
-установка на определенную деятельность -эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи;
-обеспечение деятельности, ее разбивка на операции -создание условий для успешного решения;
-сравнение полученных результатов с требуемыми- осознанное отношение к результату своего труда.
Учебный диалог предполагает деловые отношения с учеником. Совместная работа имеет смысл в том случае, если учитель нужен, если без него ученик не справляется, если работа представляется ему притягательным испытанием. Педагогу важно знать, что именно, по-мнению подростков, является диалогом.
Во-первых, комфортная доброжелательная обстановка, когда не страшно «высунуться», выступить, когда нет опасности получить негативную оценку собственной личности или поведения; во-вторых, поощрение активности того, кто задает вопрос, высказывает свое мнение. Любое мнение не должно быть проигнорировано, все должны вникнуть и обсудить то, о чем говорится; в третьих, диалог на уроке - это спор, защита собственной позиции. Это отсутствие занудства, динамичность, шутки, смех.
В червертых, - это пояснение того, что непонятно, попытка дойти до истины. Это совместный творческий поиск, когда все вместе пытаются решить учебную проблему или задачу. Это то, что интересно.
И, наконец, диалог на уроке – это ценная и хорошая форма взаимодействия. Но у подростков есть сомнение, что учитель сумеет сделать его такими, как им хочется. Это сомнение хотелось бы утвердить следующими словами: «Учитель сможет это сделать!», если он будет чаще вдумываться в то, что хотят сказать его партнеры по диалогу - ученики.
Для того, чтобы диалог состоялся, надо владеть целым комплексом умений, которые можно разделить на две группы: умения, необходимые учителю при подготовке и планировании учебного диалога и умения, которые нужны в процессе ведения диалога.
Он должен отобрать учебный материал с учетом субъективного опыта учащихся, на основе которого возможна организация диалога, выделить стержневые вопросы для обсуждения, наметить модель взаимообщения с учениками, подобрать дидактические материалы, стимулирующие диалогические взаимоотношения. В процессе ведения диалога учителю понадобятся умения работать с учетом субъективного опыта школьника, не использовать вопросы, предполагающие ответы «да» и «нет», не высказывать отрицательные суждения, обобщать высказывания школьников, придавая им научный характер. Учителю необходимо проявлять уважительное отношение к ученику, оказывать своевременную и дифференцированную помощь, демонстрировать доверие, отказаться от сарказма, проявлять свой энтузиазм, стимулировать интерес учеников. Оказывать помощь школьникам в выработке у них позитивной самооценки. Такие приемы как беседа, спор, эвристическая беседа, дискуссия, учебные игры, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации, викторины активно используются и способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Богатые возможности для обеспечения диалога содержит речь учителя. Умение «держать паузу» заметно сказывается на характере учебного диалога, взаимодействия в классе. Если пауза ожидания ответа выдерживается учителем от 3 до 5 секунд, то увеличивается число высказываний, возрастает длительность ответов, повышается уверенность детей, их суждения более доказательны. В обсуждение включаются дети с невысоким темпом обучения, усиливается взаимодействие меду учителем и учениками. Для обеспечения диалога выделены позитивные критерии, которым должна соответствовать речь учителя на уроке:
Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в доступную, но научную форму; речь богатая и выразительная, формулировки вопросов побуждают учащихся к учебному диалогу; речь выступает как организующее начало в учебном и коммуникативном плане.
Речь учителя насыщает и обогащает учебный материал; в монологах создается кульминационная и проблемная ситуация, богатство выразительных средств ведет к тому. Что речь учителя «держит» учащихся, не только побуждает, но и создает условия для творчества.
Меняется и сама форма урока, если на нем используется диалог.
Критерии сравнения
| Традиционный урок
| Урок-диалог
| Роль учителя
| Доминирующая, руководящая
| Сопровождающая,
направляющая
| Роль ученика
| Не всегда основная
| Основная, доминирующая
| Стиль общения
| Авторитарный или либеральный
| Демократический
| Методы обучения
| Рассказ или объяснение учителя.
Монологу отведено главное место
| Беседа, ролевая игра, дискуссия, тренинги.
Диалог является основой существования урока
| Эффективность урока
| Не всегда высокая
| Высокая
| Отношения учитель/ученик
| Официальные
| Доверительные, партнерские
| Мотивация к обучению
| Мотив – получение хорошей оценки; не всегда высокая
| Творческий, интеллектуальный рост, нет стрессов; высокая мотивация
| Учителю отводится роль организатора диалога. Он сам должен быть устремлен к человеку, дорожить другим человеком, быть способным ставить себя на его место. Как сформировать и развить в себе такие качества? Во-первых, непрерывная собственная творческая работа, путь постоянного совершенствования. Во-вторых, ежедневный анализ собственных затруднений, не решенных в сфере общения задач. Ситуации общения таковы, что за их результат «ответственны» все участвующие стороны. Следовательно, учитель всегда –и в случае успеха, и в случае неудач –вносит свой вклад в исход общения.
Вывод: диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и является универсальным средством общения, творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса.
Литература.
Аракелов Г.Г., Учителям и родителям о психологии подростка М., Высшая школа, 1990.
2.Добрович А. Б., Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей. М., 1987;
3.Воспитание школьников, №2-2005
4. Русский язык в школе, №1-2001
5Столяренко Л.Д., Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 544 с. |
|
|