|
Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми
Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность, занимает одно из ведущих мест. Проблема её диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Одаренность - значительное, по сравнению с возрастными нормами, опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей( музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умением ставить вопросы, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Работая с дошкольниками, создаю положительную и доброжелательную атмосферу. Поэтому в группе создана окружающая среда, помогающая ребенку в овладении знаниями. Работа по развитию одаренности осуществляется в 3 этапа:
диагностический - где проводится основная диагностика по выявлению одаренности;
развивающий - позволяет применять различные технологии для развития ребенка, а также просвещение родителей по данной тематике (лекции, тренинги, консультации);
заключительный – проводится диагностика, позволяющая выявить результаты работы, проследить динамику развития воспитанника.
Также выделены и оформлены центры лаборатории и экспериментирования. Детей окружает удобная многофункциональная мебель, современные технические средства обучения, оргтехника. Большое внимание уделяю эстетическому оформлению интерьера, создаю возможности для детей заниматься различными поисковыми видами деятельности, проявляю творческую инициативу в игре или в любом виде искусства. Кроме того, провожу индивидуальную работу с детьми – через творческие домашние задания, привлекаю родителей к участию в конкурсах, соревнованиях и т.д.
Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого- то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по- своему.
Во взаимодействии с родителями использую следующие формы работы:
родительские собрания, на которых провожу не только тестирование родителей, но и активное просвещение по темам: «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка», «Талант – это навсегда»;
стендовые консультации, так особенно обсуждаемыми темами стали «Как увидеть одаренность», «5 шагов к успешным знаниям», «Ступеньки развития одаренности»;
индивидуальные и групповые консультации по темам одаренности и раннего развития дошкольников;
«Клуб заинтересованных родителей»- является одной из интересных и продуктивных форм работы, где любой член семьи может принять участие. В данном клубе нет постоянного состава. По желанию родителей, заявляется тема, приглашаются все желающие;
совместные открытые занятия, на которых присутствуют родители и дети;
создаю видео зарисовки деятельности детей в воспитательно - образовательном процессе;
Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями провожу самодиагностику, понимаемую как попытку посмотреть на себя со стороны. Именно это позволяет строить дальнейшую работу по улучшению эффективности сотрудничества, а также данная работа способствует выработке критериев успешности.
В заключении необходимо отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и некогда не прекращающийся процесс. Однако уже имеются положительные результаты – воспитанники стали посещать все возможные кружки, центры дополнительного образования, становятся участниками таких конкурсов, как «Умники и умницы», Маленький академик». |
|
|