|
Рабочая программа на 2014-2015 учебный год для обучающихся 7 класса Пестерева Ирина Валерьевна Первая квалификационная категория Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждаю.
Директор МОУ СОШ №2
__________ А.М. Рублева
«__» ___________ 2014 г.
ХИМИЯ
Рабочая программа на 2014-2015 учебный год для обучающихся 7 класса
Пестерева Ирина Валерьевна
Первая квалификационная категория
Общее количество часов на предмет по учебному плану – 35 (7 кл.)
Общее количество часов на предмет по рабочей программе – 35 (7 кл.)
В том числе: обучающе – развивающих – 31 (7 кл.)
лабораторных работ – 5 (7 кл.)
практических работ – 4 (7 кл.)
Пояснительная записка
Цель изучения предмета – реализация ГОС по химии.
Предмет «Химия» входит в образовательную область «Естествознание». Ее роль в системе школьного образования обусловлена значением науки химии в познании законов природы и материальной жизни общества. Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Она изучает вещества, их строение и свойства, превращения одних веществ в другие, условия, при которых протекают эти превращения, а также способы практического использования веществ в общественной жизни. На материале предмета у учащихся формируется представление о химии как производительной силе общества, об основных направлениях химизации народного хозяйства, о роли химии в решении экологических и экономических проблем, а также проблем сбережения природных ресурсов, сырья, создания прогрессивных малоотходных технологий.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии на базовом уровне на ступени основного общего образования в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В 7 классе ведется пропедевтический курс «Старт в химию», основными целями и задачами которого являются:
подготовить учащихся к изучению серьезного учебного предмета;
разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;
сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;
отработать те предметные знания и умения (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных эпизодах становления и развития химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;
интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
Пропедевтический курс химии «Старт в химию» курс состоит из четырех тем:
Первая тема «Химия в центре естествознания» актуализирует химические знания учащихся, полученные при изучении природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Это уменьшает психологическую нагрузку, возникающую с появлением в 8-м классе нового предмета, позволяет заменить связанные с этим тревожные ожидания на положительные эмоции встречи со старым знакомым. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная, поэтому рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Для отработки практических умений учащихся отобраны несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, которые знакомы им по начальному курсу естествознания и другим естественным дисциплинам: ознакомление с несложным лабораторным оборудованием (устройство штатива, нагревательных приборов, химической посуды, которую они применяли ранее), проведение простейших операций с оборудованием и веществами (правила нагревания, фиксация результатов наблюдения и их анализ и т. д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям безопасности при его выполнении и включает ушедшие ныне из практики обучения химии экспериментальные работы лонгитюдного (продолжительного по времени) характера (выращивание кристаллов, наблюдение за коррозией металлов).
Вторая тема курса «Математические расчеты в химии» позволяет отработать расчетные умения, столь необходимые при решении химических задач, в первую очередь на нахождение части целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей). Как видно, внимание обращается не столько на химию, сколько на математику.
Третья тема «Явления, происходящие с веществами» актуализирует знания учащихся о физических и химических явлениях, полученные на уроках по другим предметам, готовит их к изучению химического процесса на следующей ступени обучения.
Четвертая тема «Рассказы по химии» включает интересные сведения о русских химиках, об отдельных веществах и некоторых химических реакциях.
Изучение предлагаемого курса предусматривает повышение удельного веса самостоятельной работы учащихся, например, при проведении домашнего химического эксперимента и обсуждении его результатов, подготовке сообщений для ученических конференций, защите проектов, выборе объекта для подготовки сообщения или проекта и др. Курс направлен на развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.
Учебно-тематический план 7 класс
Наименование раздела
| Количество часов
| Формы контроля
| Всего
| Уроки
| Лаборат. опыты
| Практические работы
| 1. Химия в центре естествознания. (11 ч.)
| 11
| 10
| 3
| 1
| Пр. р., сам. раб.
| 2. Математика в химии. (12 ч.)
| 12
| 11
|
| 1
| Пр. р., сам. раб.
| 3. Явления, происходящие с веществами. (8ч. )
| 8
| 6
| 2
| 2
| Пр. р., сам. раб.
| 4. Рассказы по химии. (3ч.)
| 3
| 3
|
|
|
| 5. Повторение
| 1
| 1
|
|
|
| Всего
| 35
| 31
| 5
| 4
|
|
Содержание программы
7 класс
Тема 1. Химия в центре естествознания (11 ч)
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание — комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.
Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.
Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрактная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения).
Химическая символика. Химические символы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.
Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.
Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в процессе фотосинтеза. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически: с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.
Демонстрации. 1. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например, лабораторная посуда из стекла). 2. Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». 3- Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии. 4. Электрофорная машина в действии. 5. Географические модели (глобус, карта). 6. Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека).7. Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. 8. Объемные и шаростержневые модели молекул воды, углекислого и сернистого газов, метана. 9- Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 10. Образцы твердых веществ кристаллического строения. 11. Модели кристаллических решеток. 12. Три агрегатных состояния воды. 13. Переливание углекислого газа в стакан, уравновешенный на весах. 14. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. 15. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). 16. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита - мел, мрамор, известняк). 17. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). 18. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. 19. Прокаливание сухой зелени растений в муфельной печи для количественного определения минеральных веществ в них. 20. Качественная реакция на кислород. 21. Качественная реакция на углекислый газ. 22. Качественная реакция на известковую воду.
Лабораторные опыты. 1. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия. 2. Строение пламени свечи (спиртовки, сухого горючего). 3. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. 4. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла. 5. Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. 6. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. 7. Обнаружение крахмала и белка (клейковины) в пшеничной муке. 8. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе с помощью известковой воды.
Домашний эксперимент. 1. Изготовление моделей молекул из пластилина. 2. Диффузия ионов перманганата калия в воде.3. Изучение скорости диффузии аэрозолей. 4. Диффузия сахара в воде. 5. Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. 6. Количественное определение содержания воды в свежей зелени. 7. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом. 8. Изучение состава поливитаминов из домашней аптечки. 9- Обнаружение крахмала в продуктах питания.
Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами. Тема 2. Математические расчеты в химии (12 ч)
Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.
Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -(w) химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для 2-часового изучения курса).
Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси, синтетические моющие средства). Смеси гомогенные и гетерогенные.
Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле, и наоборот.
Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.
Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля (w) примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.
Демонстрации. 1. Минералы куприт и тенорит. 2. Оксид ртути(П). 3. Коллекции различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. 4. Смесь речного и сахарного песка и их разделение. 5. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 6. Коллекция бытовых смесей (кулинарные смеси, синтетические моющие средства, шампуни, напитки и др.). 7. Диаграмма объемного состава воздуха, 8. Диаграмма объемного состава природного газа. 9- Приготовление раствора с заданными массой и массовой долей растворенного вещества. 10. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.
Домашний эксперимент. 1. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам. 2. Приготовление раствора соли, расчет массовой доли растворенного вещества и опыты с полученным раствором. 3- Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам.
Практическая работа 3- Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Тема 3. Явления, происходящие с веществами (8 ч)
Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей магнитом, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.
Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.
Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.
Дистилляция, кристаллизация и выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.
Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.
Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа.
Демонстрации. 1. Просеивание смеси муки и сахарного песка. 2. Разделение смеси порошков серы и железа. 3. Разделение смеси порошков серы и песка. 4. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. 5. Центрифугирование. 6. Фильтрование. 7. Респираторные маски и марлевые повязки. 8. Адсорбционные свойства активированного угля. 9. Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. 10. Противогаз и его устройство. 11. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. 12. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 13. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. 14. Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании. 15. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. 16. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца). 17. Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью катал азы. 18. Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия. 19. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой. 20. Взаимодействие растворов перманганата и дихромата калия с раствором сульфита натрия. 21. Получение осадка гидроксида меди (П) или гидроксида железа(Ш) реакцией обмена. 22. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов в кислоте. 23. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. 2. Изучение устройства зажигалки и ее пламени.
Домашний эксперимент. 1. Разделение смеси сухого молока и речного песка. 2. Изготовление марлевой повязки как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. 3. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация. 4. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. 5. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ. 6. Изучение состава и применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы. 7. Разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании. 8. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА. 9. Приготовление известковой воды и опыты с ней. 10. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
Практическая работа 4 (домашний эксперимент). Выращивание кристаллов соли.
Практическая работа 5. Очистка поваренной соли.
Практическая работа 6 (домашний эксперимент). Коррозия металлов. Тема 4. Рассказы по химии (3ч)
Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.
Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество». Открытие, получение и значение выбранных учащимися веществ.
Конкурс ученических проектов. Исследования в области химических реакций: фотосинтез, горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие реакции, выбранные учащимися.
Повторение (1 ч.)
Тематическое планирование уроков в 7 классе.
№
| Дата
| Раздел (количество часов).
Тема урока.
| Кол-во
часов
| Педагогич. условия и средства реализации стандарта
| Контр. параметры оценки достижения стандарта
|
1
2
3
4-5
6-7 8
9
10 11
|
| 1. Химия в центре естествознания. (11 ч.)
1. Химия как часть естествознания. Предмет химии.
2. Методы изучения естествознания и химии.
3. Пр.р.№1. Правила техники безопасности при работе в хим. кабинете. Приемы обращения с лаб. оборудованием. Наблюдения за горящей свечой.
4-5. Знаки химических элементов.
6-7. Химические формулы.
Л. о. №1 Составление моделей молекул разных веществ
8. Химия и физика. Строение вещества.
9. Агрегатные состояния вещества.
10. Химия и биология. Классификация веществ.
Л.о. №2 Обнаружение жиров, углеводов.
11. Качественные реакции в химии.
Л. о. №3Качественная реакция на углекислый газ.
|
|
Примеры разных вещ.
Оборудов. для д/о.
Оборудов. для пр. работы.
Таблица хим. эл-тов.
ПСХЭ, пластилин Таблица Примеры веществ, оборуд. для л/о
оборуд. для л/о
|
Фронт. опрос. Пр.р.№1
Сам. раб. Сам. раб.
Инд. опрос
Инд. опрос Инд. опрос
|
12-13
14-15
16
17-18
19-20
21 22-24
|
| 2. Математика в химии. (13 ч.)
1-2. Относительные атомная и молекулярная массы.
3-4. Массовая доля элемента в сложном веществе.
5. Чистые вещества и смеси.
6-7. Объемная доля газа в смеси.
8-9. Массовая доля вещества в растворе.
10. Пр.р.№2 Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
11-13. Массовая доля примесей.
|
|
Алгоритмы
Алгоритмы
Обор. для д/о
Алгоритмы
Алгоритмы
Обор. для п/р Алгоритмы
|
фр. опрос
Сам. раб.
Сам. раб.
Инд. опрос
Сам. раб.
Пр.р.№2 Сам. раб.
|
25
26
27-29
30 31
|
| 3. Явления, происходящие с веществами. (7ч. )
Способы разделения смесей.
2. Пр. р. № 3 Очистка поваренной соли.
3-5. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.
Л. о. №4 Взаимодействие мрамора с соляной кислотой.
6.Признаки химических реакций.
Л. о №5 Признаки химических реакций.
7.Пр.р.№ 4 Признаки химических реакций.
|
|
Оборудов. для опыта.
ПСХЭ.
ПСХЭ. Карточки, алгоритмы.
|
Сам. раб.
Пр.р.№3
Инд. опрос.
Сам. раб.
Пр.р.№4
|
32
33
34
|
| 4. Рассказы по химии. (3ч.)
Рассказы об ученых.
Рассказы об элементах и веществах.
3. Рассказы о реакциях.
|
|
|
Сообщения
| 35
|
| Повторение (1 ч.)
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
Название программы
| Класс
| Учебник
| Методическое пособие
| Дидактические материалы
| Программа пропедевтического курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений.
Автор О.С.Габриелян.
М., Дрофа, 2007.
Допущено Министерством образования и науки РФ.
| 7 класс
| О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. Химия. Вводный курс.
7 класс.
М., Дрофа, 2009.
Рекомендовано Министерством образования РФ.
| Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Государственный образовательный стандарт.
Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.
В.А.Сластенин и др. Педагогика. Учебное пособие. М., Школа-Пресс, 1998.
О.С.Габриелян, Г.А. Шипарева. Методическое пособие к пропедевтическому курсу. М., Дрофа, 2007.
А.К.Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. СПб., Каро, 2006.
7. Методический журнал «Химия в школе».
8. А.А.Гин. Приемы педагогической техники. М., Вита-пресс, 2001.
| О.С.Габриелян. Контрольные и проверочные работы. Химия 8 класс. М., Дрофа, 2005.
О.Ю.Гончарук. Контрольные и самостоятельные работы по химии. 8 класс. М., Экзамен, 2004.
О.С.Габриелян, Г.А.Шипарева. Рабочая тетрадь. Химия – 7 класс. М., Дрофа, 2011.
Комплекты дидактических карточек по разным темам курса.
| ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Общеучебные умения и навыки
Задача
| Группа ОУУН
| Вид деятельности, применяемые пед. технологии
| Результат
| Учебная
| Дополнительное образование, досуговая деятельность
| Учебно - организационные ОУУН
| Формирование нового уровня организации образовательной деятельности, обеспечивающей возможность более полного освоения стандартов на более качественном уровне.
| 7кл. Оценивание своей учебной деятельности и установление причины успеха
( не успеха)
| Общеобразовательные программы с использованием современных педагогических технологий
| 1. Участие в школьных и городских акциях по патриотическому, экологическому воспитанию, здоровьесбережению
2.Участие в олимпиадах различного уровня, научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах.
3.Занятие в доп. образовании.
4.Участие в культурно-развлекательных мероприятиях организованных самоуправлением класса, школы и городскими организациями.
5. С 6-11 подготовка мероприятий, 8-11 класс организация и проведение
| Повышение качества знаний и обученности, развитие учебной деятельности учащихся
2.Повышение общей коммуникативной и информационной культуры учащихся.
3.Создание единой системы работы всех педагогов-предметников по введению новых образовательных стандартов качества образования.
| Учебно-информационные ОУУН
| Формирование нового уровня организации образовательной деятельности, обеспечивающей возможность более полного освоения стандартов на более качественном уровне.
формирование нового уровня содержания дополнительного образования, обеспечивающий реализацию индивидуальных запросов обучающихся
| 7кл.-
Владеть сформированной техникой чтения вслух. Темп чтения 250-270 слов в минуту. Воспроизводить содержание прослушанного в форме простого и сложного планов
-Составление тезисов, конспектов;
-Качественное и количественное описание изучаемого объекта ;
- учиться работать с публицистической литературой
| Общеобразовательные программы с использованием современных педагогических технологи
| 1 Участие в школьных и городских акциях по патриотическому, экологическому воспитанию, здоровьесбережению.
2.Участие в олимпиадах различного уровня, научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах.
3.Занятие в доп. образовании.
4.Участие в культурно-развлекательных мероприятиях организованных самоуправлением класса, школы и городскими организациями.
3.С 6-11подготовка мероприятий, 8-11 класс организация и проведение.
| 1.Повышение качества знаний и обученности, развитие учебной деятельности учащихся
2.Повышение общей коммуникативной и информационной культуры учащихся.
3.Повышение качества знаний и обученности, посредством определения способа самостоятельно ставить учебные задачи, находить способы их решения, контролировать и оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности.
| Учебно- логические ОУУН
| Формирование нового уровня организации образовательной деятельности, обеспечивающей возможность более полного освоения стандартов на более качественном уровне.
формирование нового уровня содержания дополнительного образования, обеспечивающий реализацию индивидуальных запросов обучающихся
| 7кл. Определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
| Общеобразовательные программы с использованием современных педагогических технологий
| 1 Участие в школьных и городских акциях по патриотическому, экологическому воспитанию, здоровьесбережению.
2.Участие в олимпиадах различного уровня, научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах.
3.Занятие в доп. образовании.
4.Участие в культурно-развлекательных мероприятиях организованных самоуправлением класса, школы и городскими организациями.
С 6-11подготовка мероприятий, 8-11 класс организация и проведение
9 кл.
Изучение программ предпрофильной подготовки
| 1.Повышение качества знаний и обученности, развитие учебной деятельности учащихся.
2. Овладение учащимися учебно-логическими, учебно-информационными, учебно-управленческими и коммуникативными умениями и навыками.
| Коммуникативные ОУУН
| Формирование нового уровня организации образовательной деятельности, обеспечивающей возможность более полного освоения стандартов на более качественном уровне.
формирование нового уровня содержания дополнительного образования, обеспечивающий реализацию индивидуальных запросов обучающихся
| 7 кл. владение культурой речи. Отвечать на вопросы в соответствии с их характером.
Учиться вести диалог в целях получения новой информации
| Общеобразовательные программы с использованием современных педагогических технологий
| 1 Участие в школьных и городских акциях по патриотическому, экологическому воспитанию, здоровьесбережению.
2.Участие в олимпиадах различного уровня, научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах.
3.Занятие в доп. образовании.
4.Участие в культурно-развлекательных мероприятиях организованных самоуправлением класса, школы и городскими организациями.
5.С 6-11подготовка мероприятий, 8-11 класс организация и проведение
9 кл. Изучение программ предпрофильной подготовки
| 1. Повышение общей коммуникативной и информационной культуры учащихся.
2.Повышение качества знаний и обученности, развитие учебной деятельности учащихся.
3.Овладение учащимися учебно-логическими, учебно-информационными, учебно-организационными и коммуникативными умениями и навыками.
|
Контрольные параметры оценки достижений ГОС Оценка устного ответа Оценка «5»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
• ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»:
• отсутствие ответа. Оценка письменных работ
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Оценка «5»:
• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
• проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»:
• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием
Оценка «3»:
• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1»:
• работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения. Оценка умений решать экспериментальные задачи Оценка «5»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
• дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
• план решения составлен правильно;
• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
• план решения составлен правильно;
•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах. Оценка «2»:
• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка « 1 »:
• задача не решена. Оценка умений решать расчетные задачи Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»:
•отсутствие ответа на задание. Оценка письменных контрольных работ Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»:
•работа не выполнена.
Литература
Нормативные документы.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273 -ФЗ.
Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, среднего основного общего и среднего (полного) общего образования. ООО "Издательство АСТ" 2004.
Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург, 2005.
Методическое письмо "О преподавания учебного предмета "Химия" в условиях введения федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением
Рабочая программа педагога. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ./ Сост. И.В. Анянова. Н. Тагил: НТФ ИРРО, 2007.
Устав школы.
Образовательной программы школы.
Программа для общеобразовательных учреждений. Химия. 8-11 классы. М.: Дрофа, 2007.
Пр. №92 от 28.06.13 «Об утверждении рабочих программ педагогов»
|
|
|