Главная страница

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 6 класс Составитель: Иванова Л. А. учитель биологии, химии 2013-2014 г. Пояснительная записка



Скачать 194.79 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии (базовый уровень) 6 класс Составитель: Иванова Л. А. учитель биологии, химии 2013-2014 г. Пояснительная записка
Дата17.04.2016
Размер194.79 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №8 «Экос» г. Долгопрудного (МБОУ школа №8)
Утверждено:

Директор школы

( ) Арапиди М.А.

приказ №______________

« »___________- 2013г.

Рабочая программа

по биологии

(базовый уровень)

6 класс

Составитель: Иванова Л.А.

учитель биологии, химии

2013-2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта

Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010

Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 1 час выделен из школьного компонента в связи с усилением эколого-биологического просвещения учащихся, по учебному плану МБОУ школа №8 – 2 часа.(всего 68 часов).
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базисный уровень с элементами продвинутого.
Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой:
Н.В.Преображенская: Рабочая тетрадь по Биологии . 6кл. –Экзамен. – Москва 2013– 80с.:ил.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

В авторскую программу внесены изменении в связи с объемностью и сложностью материала:

Раздел 2. Царство бактерии(3ч), один час на Раздел 9. Развитие растительного мира (2ч);

Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16ч) один час на на Раздел 9. Развитие растительного мира (2ч)

Раздел 6. Жизнь растений (15ч).один час берем из Раздела 7. Классификация растений (7ч).

С отсутствием УОУ исключена Экскурсия Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

  • Интернет-ресурсы.

Умения познавательной компетентности учащихся 6 классов.

  • Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.

  • Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.

  • Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.

  • Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.

  •  Владеют приемами сопоставления биологических объектов.

  • Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.

  • Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.

Умения информационной компетентности учащихся 6 классов.

  • Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников,  энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.

  • Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа  рисунков, натуральных биологических объектов.

  • Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации

  • Делают сообщения объемом 2-3 листа.


Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии  ученик 6-ого класса должен

Знать/понимать

  • признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

Уметь

наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;

  • объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Московской области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Московской области;

  • изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;

  • сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • давать характеристику растениям различных систематических групп;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;

  • оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

  • формулировать выводы на основе собранного материала;

  • прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты;

  • применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;

  • использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Московской области.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема

Количество часов

В том числе

демонстраций, экскурсий

Лабораторных работ

1.

Введение

2

1(экс.)

2

2.

Раздел 1. Клеточное строение организмов

5




3

3.

Раздел 2. Царство бактерии

2







4.

Раздел 3. Царство Грибы

4

1

2

5.

Раздел 4. Царство Растения

8

1

3

6.

Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений

15

6

4

7.

Раздел 6. Жизнь растений

16

6 (1 экс.)

3

8.

Раздел 7. Классификация растений

6

1

1

9.

Раздел 8. Природные сообщества

6

1 (1 экс.)

1

10.

Раздел 9. Развитие растительного мира

4

1







Итого

68

18 демонстрации, 3экскурсии

17лабораторных работ


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ. (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Р А З Д Е Л 1. Клеточное строение организмов ( 5 часов)

Устройство увеличительных приборов ( лупа, микроскоп).

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вола. Минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Р А З Д Е Л 2. Царство Бактерии (2 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Р А З Д Е Л 3. Царство Грибы (4 часа)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Съёдобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов ( трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

Р А З Д Е Л 4. Царство Растения (8 часов)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов).

Лабораторные работы

Знакомство с многообразие зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха ( на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Р А З Д Е Л 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений ( 15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной)), строения листа, макро – микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов..

Лабораторные работы

Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стеблевые и мочковатые корневые системы.

Изучение видоизменённых побегов ( корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.
Р А З Д Е Л 6. Жизнь растений ( 16 часов)

Основные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое ( вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия Зимние явления в жизни растений.

Р А З Д Е Л 7. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учётом местных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно – хозяйственное значение. ( Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.
Р А З Д Е Л 8. Природные сообщества (8 часов)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Р А З Д Е Л 9. Развитие растительного мира ( 4 часа)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.


Календарно-тематический план уроков по курсу «Биология » 6 класс.

Количество часов в год – 68. В неделю – 2 часа.

План составлен на основе с авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа, Москва-2010 г;

Сборника нормативных документов Дрофа, Москва-2010 г,

учебника « Биология.» Бактерии Грибы Растения 6 класс. Автор: Пасечник В.В Дрофа 2012 год

Учитель: Иванова Л. А.



№п/п


Наименование разделов и тем

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения




ВВЕДЕНИЕ (2 часа)







1(1)

Биология – наука о живой природе

ЛР№1 Наблюдение за сезонными изменениями растений.







2(2)

Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»










ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часа)







3(1)

1.Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

ЛР№2 Устройство увеличительных приборов







4(2)

2.Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Лр№3 Рассматривание клеток с помощью лупы Приготовление препарата кожицы лука







5(3)

3.Строение клетки. Пластиды. ЛР №4 Рассматривание пластид под микроскопом







6(4)

4.Жизнедеятельность клетки







7(5)

5.Ткани










ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 часа)







8(1)

1. Строение и жизнедеятельность бактерий







9(2)

2.Роль бактерий в природе и жизни человека










ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа)







10(1)

1.Общая характеристика грибов.







11(2)

2.Шляпочные грибы. ЛР №5 Изучение строения тел шляпочных грибов







12(3)

3.Плесневые грибы и дрожжи.

Лр№6. Изучение строения плесневых грибов







13(4)

4.Грибы – паразиты.










ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (8 часов)







14(1)

1.Растения. Ботаника – наука о растениях. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений.







15(2)

2.Одноклеточные водоросли

ЛР№7 Изучение внешнего строения водорослей.







16(3)

3.Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.







17(4)

4.Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания







18(5)

5.Мхи. Многообразие мхов. Строение мхов, их значение

Л Р№8 Изучение строения мха







19(6)

6.Папоротники. Хвощи. плауны. ЛР№9 Изучение строения спороносящего папоротника







20(7)

7.Голосеменные







21 (8)

8.Покрытосеменные. Их строение и многообразие. Значение цветковых в природе и жизни человека










ТЕМА 5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (15 часов)







22(1)

1.Строение семян двудольных растений

Лр №10 Изучение строения семян двудольных растений







23(2)

2. Строение семян однодольных растений.

Лр №11 Изучение строения семян однодольных растений







24(3)

3. Виды корней и типы корневых систем.

Лр№12 Виды корней , стержневые и мочоватые корневые системы







25(4)

4.Зоны корня.







26(5)

5.Видоизменения корней.

Лр№13 Изучение видоизмененных побегов







27(6)

6.Побег и почки.







28(7)

7.Внешнее строение листа.







29(8)

8. Клеточное строение листа.







30(9)

9.Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев.







31(10)

10.Строение стебля.







32(11)

11.Видоизменения побегов.







33(12)

12.Цветок.ЛР№14 Изучение строения цветка







34(13)

13.Соцветия







35(14)

14.Плод.







36(15)

15.Распространение плодов и семян.










ТЕМА 6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (16 часов)







37(1)

1.Химический состав растений.







38(2)

2.Минеральное питание растений.







39(3)

3.Фотосинтез.







40(4)

4.Дыхание растений







41(5)

5.Испарение воды листьями. Листопад.







42(6)

6.Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Лр №15 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине







43(7)

7.Передвижение органических веществ по стеблю.







44(8)

8. Прорастание семян. Пр№1 Определение всхожести семян и их посев







45(9)

9.Растительный организм как единое целое.







46(10)

10.Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»







47(11)

11.Способы размножения растений.







48(12)

12.Размножение споровых растений.







49(13)

13.Размножение голосеменных растений







50(14)

14.Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Пр№2 Определение всхожести семян растений и их посев







51(15)

14.Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов.







52(16)

15.Опыление. способы опыления у цветковых.










ТЕМА 7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ (7 ЧАСОВ)







53(1)

1.Основы систематики растений.







54(2)

2.Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.







55(3)

3.Класс двудольные. Семейство Крестоцветные Лр№16 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.







56(4)

4.Семейства Розоцветные и Пасленовые.







57(5)

5.Семейства Мотыльковые и Сложноцветные.







58(6)

6.Класс однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.










ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.( 6 часов)









59(1)

1.Основные экологические факторы.







60(2)

2.Характеристика основных экологических групп растений. Лр №17 Изучение особенностей строения растений различных экологических групп







61(3)

3.Растительные сообщества







62(4)

4.Взаимосвяхи растений в сообществе.







63(5)

5.Экскурсия «Влияние деятельности человека на природные сообщества»







64(6)

6.Обобщающий урок по теме «Природные сообщества»











ТЕМА IX. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА.2часа







65(1)

1.Многообразие растений и их происхождение.







66(2)

2.Основные этапы развития растительного мира.







67(3)

3.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.







68(4)

4.Итоговый урок. Летние задания.










Согласованно: Согласованно

на заседании ШМО заместителем директора

по УВР

протокол №__________ _____________ Жемаева Е.Л.

« » 2013г. « » 2013г.

Руководитель ШМО Макарова М.А..

Список рекомендуемой учебно – методической литературы:

1. Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012 – 272с.;
2. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004, - 128с.;

3.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

4.Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

  2. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);

  3. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

  1. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 80с.: ил.;

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.

Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф»,