|
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 6 класс Составитель: Иванова Л. А. учитель биологии, химии 2013-2014 г. Пояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №8 «Экос» г. Долгопрудного (МБОУ школа №8) Утверждено:
Директор школы
( ) Арапиди М.А.
приказ №______________
« »___________- 2013г.
Рабочая программа
по биологии
(базовый уровень)
6 класс
Составитель: Иванова Л.А.
учитель биологии, химии
2013-2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта
Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010
Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 1 час выделен из школьного компонента в связи с усилением эколого-биологического просвещения учащихся, по учебному плану МБОУ школа №8 – 2 часа.(всего 68 часов). На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базисный уровень с элементами продвинутого. Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Н.В.Преображенская: Рабочая тетрадь по Биологии . 6кл. –Экзамен. – Москва 2013– 80с.:ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
В авторскую программу внесены изменении в связи с объемностью и сложностью материала:
Раздел 2. Царство бактерии(3ч), один час на Раздел 9. Развитие растительного мира (2ч);
Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16ч) один час на на Раздел 9. Развитие растительного мира (2ч)
Раздел 6. Жизнь растений (15ч).один час берем из Раздела 7. Классификация растений (7ч).
С отсутствием УОУ исключена Экскурсия Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте. Умения познавательной компетентности учащихся 6 классов.
Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.
Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
Владеют приемами сопоставления биологических объектов.
Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.
Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.
Умения информационной компетентности учащихся 6 классов.
Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников, энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.
Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.
Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
Делают сообщения объемом 2-3 листа.
Требования к уровню подготовки В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен Знать/понимать
признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь
наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Московской области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Московской области;
изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
давать характеристику растениям различных систематических групп;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
формулировать выводы на основе собранного материала;
прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты;
применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Московской области.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
| Тема
| Количество часов
| В том числе
| демонстраций, экскурсий
| Лабораторных работ
| 1.
| Введение
| 2
| 1(экс.)
| 2
| 2.
| Раздел 1. Клеточное строение организмов
| 5
|
| 3
| 3.
| Раздел 2. Царство бактерии
| 2
|
|
| 4.
| Раздел 3. Царство Грибы
| 4
| 1
| 2
| 5.
| Раздел 4. Царство Растения
| 8
| 1
| 3
| 6.
| Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений
| 15
| 6
| 4
| 7.
| Раздел 6. Жизнь растений
| 16
| 6 (1 экс.)
| 3
| 8.
| Раздел 7. Классификация растений
| 6
| 1
| 1
| 9.
| Раздел 8. Природные сообщества
| 6
| 1 (1 экс.)
| 1
| 10.
| Раздел 9. Развитие растительного мира
| 4
| 1
|
|
| Итого
| 68
| 18 демонстрации, 3экскурсии
| 17лабораторных работ
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА
БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ. (68 часов, 2 часа в неделю) Введение (2 часа)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Лабораторные работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Р А З Д Е Л 1. Клеточное строение организмов ( 5 часов)
Устройство увеличительных приборов ( лупа, микроскоп).
Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вола. Минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Р А З Д Е Л 2. Царство Бактерии (2 часа)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Р А З Д Е Л 3. Царство Грибы (4 часа)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Съёдобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов ( трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
Р А З Д Е Л 4. Царство Растения (8 часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Демонстрация строения хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов).
Лабораторные работы
Знакомство с многообразие зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха ( на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
Р А З Д Е Л 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений ( 15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной)), строения листа, макро – микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов..
Лабораторные работы
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стеблевые и мочковатые корневые системы.
Изучение видоизменённых побегов ( корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка. Р А З Д Е Л 6. Жизнь растений ( 16 часов)
Основные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое ( вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия Зимние явления в жизни растений.
Р А З Д Е Л 7. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учётом местных условий.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно – хозяйственное значение. ( Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсия
Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте. Р А З Д Е Л 8. Природные сообщества (8 часов)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Экскурсия
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Р А З Д Е Л 9. Развитие растительного мира ( 4 часа)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Календарно-тематический план уроков по курсу «Биология » 6 класс.
Количество часов в год – 68. В неделю – 2 часа.
План составлен на основе с авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа, Москва-2010 г;
Сборника нормативных документов Дрофа, Москва-2010 г,
учебника « Биология.» Бактерии Грибы Растения 6 класс. Автор: Пасечник В.В Дрофа 2012 год
Учитель: Иванова Л. А.
№п/п
|
Наименование разделов и тем
| Плановые сроки
прохождения
| Скорректированные сроки прохождения
|
| ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
|
|
| 1(1)
| Биология – наука о живой природе
ЛР№1 Наблюдение за сезонными изменениями растений.
|
|
| 2(2)
| Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»
|
|
|
| ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часа)
|
|
| 3(1)
| 1.Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
ЛР№2 Устройство увеличительных приборов
|
|
| 4(2)
| 2.Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Лр№3 Рассматривание клеток с помощью лупы Приготовление препарата кожицы лука
|
|
| 5(3)
| 3.Строение клетки. Пластиды. ЛР №4 Рассматривание пластид под микроскопом
|
|
| 6(4)
| 4.Жизнедеятельность клетки
|
|
| 7(5)
| 5.Ткани
|
|
|
| ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 часа)
|
|
| 8(1)
| 1. Строение и жизнедеятельность бактерий
|
|
| 9(2)
| 2.Роль бактерий в природе и жизни человека
|
|
|
| ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа)
|
|
| 10(1)
| 1.Общая характеристика грибов.
|
|
| 11(2)
| 2.Шляпочные грибы. ЛР №5 Изучение строения тел шляпочных грибов
|
|
| 12(3)
| 3.Плесневые грибы и дрожжи.
Лр№6. Изучение строения плесневых грибов
|
|
| 13(4)
| 4.Грибы – паразиты.
|
|
|
| ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (8 часов)
|
|
| 14(1)
| 1.Растения. Ботаника – наука о растениях. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Охрана растений.
|
|
| 15(2)
| 2.Одноклеточные водоросли
ЛР№7 Изучение внешнего строения водорослей.
|
|
| 16(3)
| 3.Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
|
|
| 17(4)
| 4.Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания
|
|
| 18(5)
| 5.Мхи. Многообразие мхов. Строение мхов, их значение
Л Р№8 Изучение строения мха
|
|
| 19(6)
| 6.Папоротники. Хвощи. плауны. ЛР№9 Изучение строения спороносящего папоротника
|
|
| 20(7)
| 7.Голосеменные
|
|
| 21 (8)
| 8.Покрытосеменные. Их строение и многообразие. Значение цветковых в природе и жизни человека
|
|
|
| ТЕМА 5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (15 часов)
|
|
| 22(1)
| 1.Строение семян двудольных растений
Лр №10 Изучение строения семян двудольных растений
|
|
| 23(2)
| 2. Строение семян однодольных растений.
Лр №11 Изучение строения семян однодольных растений
|
|
| 24(3)
| 3. Виды корней и типы корневых систем.
Лр№12 Виды корней , стержневые и мочоватые корневые системы
|
|
| 25(4)
| 4.Зоны корня.
|
|
| 26(5)
| 5.Видоизменения корней.
Лр№13 Изучение видоизмененных побегов
|
|
| 27(6)
| 6.Побег и почки.
|
|
| 28(7)
| 7.Внешнее строение листа.
|
|
| 29(8)
| 8. Клеточное строение листа.
|
|
| 30(9)
| 9.Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев.
|
|
| 31(10)
| 10.Строение стебля.
|
|
| 32(11)
| 11.Видоизменения побегов.
|
|
| 33(12)
| 12.Цветок.ЛР№14 Изучение строения цветка
|
|
| 34(13)
| 13.Соцветия
|
|
| 35(14)
| 14.Плод.
|
|
| 36(15)
| 15.Распространение плодов и семян.
|
|
|
| ТЕМА 6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (16 часов)
|
|
| 37(1)
| 1.Химический состав растений.
|
|
| 38(2)
| 2.Минеральное питание растений.
|
|
| 39(3)
| 3.Фотосинтез.
|
|
| 40(4)
| 4.Дыхание растений
|
|
| 41(5)
| 5.Испарение воды листьями. Листопад.
|
|
| 42(6)
| 6.Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Лр №15 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине
|
|
| 43(7)
| 7.Передвижение органических веществ по стеблю.
|
|
| 44(8)
| 8. Прорастание семян. Пр№1 Определение всхожести семян и их посев
|
|
| 45(9)
| 9.Растительный организм как единое целое.
|
|
| 46(10)
| 10.Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»
|
|
| 47(11)
| 11.Способы размножения растений.
|
|
| 48(12)
| 12.Размножение споровых растений.
|
|
| 49(13)
| 13.Размножение голосеменных растений
|
|
| 50(14)
| 14.Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Пр№2 Определение всхожести семян растений и их посев
|
|
| 51(15)
| 14.Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов.
|
|
| 52(16)
| 15.Опыление. способы опыления у цветковых.
|
|
|
| ТЕМА 7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ (7 ЧАСОВ)
|
|
| 53(1)
| 1.Основы систематики растений.
|
|
| 54(2)
| 2.Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.
|
|
| 55(3)
| 3.Класс двудольные. Семейство Крестоцветные Лр№16 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
|
|
| 56(4)
| 4.Семейства Розоцветные и Пасленовые.
|
|
| 57(5)
| 5.Семейства Мотыльковые и Сложноцветные.
|
|
| 58(6)
| 6.Класс однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.
|
|
|
| ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.( 6 часов)
|
|
| 59(1)
| 1.Основные экологические факторы.
|
|
| 60(2)
| 2.Характеристика основных экологических групп растений. Лр №17 Изучение особенностей строения растений различных экологических групп
|
|
| 61(3)
| 3.Растительные сообщества
|
|
| 62(4)
| 4.Взаимосвяхи растений в сообществе.
|
|
| 63(5)
| 5.Экскурсия «Влияние деятельности человека на природные сообщества»
|
|
| 64(6)
| 6.Обобщающий урок по теме «Природные сообщества»
|
|
|
| ТЕМА IX. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА.2часа
|
|
| 65(1)
| 1.Многообразие растений и их происхождение.
|
|
| 66(2)
| 2.Основные этапы развития растительного мира.
|
|
| 67(3)
| 3.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.
|
|
| 68(4)
| 4.Итоговый урок. Летние задания.
|
|
|
Согласованно: Согласованно
на заседании ШМО заместителем директора
по УВР
протокол №__________ _____________ Жемаева Е.Л.
« » 2013г. « » 2013г.
Руководитель ШМО Макарова М.А..
Список рекомендуемой учебно – методической литературы:
1. Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012 – 272с.; 2. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004, - 128с.;
3.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
4.Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
дополнительной литературы для учителя:
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;
Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 80с.: ил.;
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф»,
|
|
|