№п/п
| Название раздела, темы урока, тип урока
| Плановые сроки
| Элементы обязательного минимума образования
Прогнозируемый результат ЗУН
| Формы и
средства
контроля
| Практическая часть
программы
(Лабораторные, практические работы, экскурсии)
| Подготовка к ЕГЭ
| Домашние задания
|
1.
| БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3)
Предмет и задачи общей биологии. Методы изучения живой природы. Краткая история развития биологии
Вводный урок
|
| Определять место
предмета
в системе
естественных
наук, методы
исследования в
биологии; вклад ученых (основные открытия) в развитии биологии на разных этапах ее становления.
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Методы познания живой природы»
| 1.1
| Стр. 4 - 9
|
2.
| Сущность жизни и свойства живого.
Повторение и обобщение знаний
|
| Определение понятию жизнь, перечислять уровни организации живой материи. Основные свойства живого.
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Уровни организации живой природы»
| 1.2
| Глава 1, № 1.1, 1.2
|
3.
| Уровни организации живой материи. Методы познания живого.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
| Объяснять уровни организации живой материи, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира.
| Тестовый контроль /Тест №1 «Биология как наука. Методы научного познания»
|
| 1.1
| Глава 1, № 1.3
|
4.
| КЛЕТКА (11 час)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
|
Объяснять основные
положения клеточной
теории, роль клеточной теории
в формировании
естественнонаучной картины
мира.
|
|
Л\р №1 «Сравнение строения клеток растений и животных»
|
2.1
|
Глава 2, № 2.1
|
5
| Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Неорганические вещества клетки
Комбинированный урок
|
| Характеризовать
молекулярный уровень,
неорганические
вещества, их
биологическое
значение.
|
|
| 2.2
2.3
| Глава 2, № 2.2, 2.3
|
6.
| Органические вещества клетки.
Липиды.
Комбинированный урок
|
| Уметь объяснять
состав и строение
липидов. Знать функции липидов, приводить примеры.
|
| Демонстрации: таблицы
|
2.4
| Глава 2, № 2.4
|
7.
| Органические вещества клетки. Углеводы. Биологические полимеры – белки Особенности строения углеводов и белков.
Комбинированный урок
|
| Знать характеристику
углеводов и
белков, входящих
в состав
живых организмов,
их функции.
Приводить примеры
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Строение молекулы белка»
| 2.5
| Глава 2, № 2.5
|
8.
| Органические вещества клетки. Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
| Знать особенности
строения и
функционирования
нуклеиновых кислот. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК»
| 2.6
| Глава 2, № 2.6
|
9.
| Ядерные клетки. Строение эукариотической клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции
Комбинированный урок
|
| Знать особенности
строения и
функционирования
органоидов клетки. Раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов.
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот»,
Л/р №2«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
| 2.7
| Глава 2, № 2.7
|
10.
| Клеточное ядро. Строение и функции хромосом.
Комбинированный урок
|
| Описывать строение ядра эукариот, перечислять функции структурных компонентов ядра, характеризовать строение и состав хроматина
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена»
| 2.8
| Глава 2, № 2.8
|
11.
| Доядерные клетки. Строение и функции прокариотической клетки.
Комбинированный урок
|
| Знать особенности
строения
прокариотической
клетки, называть части клеток
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот»
| 2.9
| Глава 2, № 2.9
|
12.
| Реализация наследственной информации в клетке. Ген Генетический код. Удвоение молекулы ДНК .
Комбинированный урок
|
| Знать особенности реализации наследственной информации в клетке
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Хромосомы», «Характеристика гена»
| 2.10
| Глава 2, № 2.10
|
13.
| Неклеточные формы жизни. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Комбинированный урок
|
| Знать особенности строения вирусов, характеризовать этапы проникновения вируса в клетку. Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Строение вируса»
| 2.11
| Глава 2, № 2.11
|
14.
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Строение и функции клетки»
Урок обобщения, контроля, оценки и коррекции знаний
|
| Знать особенности строения клеток прокариот, эукариот, функции органоидов
| Тестовый контроль/ Тест № 2 «Строение и функции клетки»
| |
| Повторить главу 2
|
15.
| ОРГАНИЗМ (20 час)
Организм – единое целое.
Многообразие организмов.
Вводный урок
|
| Знать определение понятия
организм, уметь объяснять
особенности строения клетки
одноклеточных и многоклеточных организмов
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке»
| 3.1
| Глава 3, № 3.1
|
16.
| Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Энергетический обмен Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
| Уметь объяснять, что такое
ассимиляция и диссимиляция
Знать основные этапы
энергетического обмена в клетке
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Обмен веществ и превращения энергии в клетке»
| 3.2
| Глава 3, № 3.3
|
17.
| Пластический обмен. Фотосинтез.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
| Характеристика фотосинтеза,
его этапов, особенности хемосинтеза
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», Фотосинтез
| 3.3
| Глава 3, № 3.3
|
18.
| Размножение – свойство организмов. Деление клетки. Митоз
Комбинированный урок
|
| Знать способы
размножения
организмов,
характеризовать
бесполое размножение митоз
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Способы бесполого размножения»
Л\р №3 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»
| 3.4
| Глава 3, № 3.4
|
19.
| Размножение бесполое и половое
Комбинированный урок
|
| Сущность бесполого и
полового размножения,
оплодотворения, их
значение.
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Деление клетки», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных»
| 3.5
| Глава 3, № 3.5
|
20.
| Образование половые клеток. Мейоз.
Комбинированный урок
|
| Знать фазы мейоза,
Раскрывать
биологическое
значение мейоза
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных»,
«Фазы мейоза»
| 3.6
| Глава 3, № 3.6
|
21
| Оплодотворение
Комбинированный урок
|
| Сущность оплодотворения, его
значение. Механизм двойного оплодотворения у цветковых растений
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных»,
«Фазы мейоза»
| 3.7
| Глава 3, № 3.7
|
22.
| Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный период развития. Комбинированный урок
|
| Объяснять процесс развития
живых организмов как
результат реализации
наследственной
информации.
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Индивидуальное развитие организма»
| 3.8
| Глава 3, № 3.8
|
23.
| Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Комбинированный урок
|
| Называть периоды онтогенеза,
описывать процесс эмбриогенеза,
сравнивать зародыши человека и
других млекопитающих и делать
выводы на основе сравнения
Объяснять отрицательное влияние
алкоголя, никотина и наркотических
средств на развитие зародыша
человека, влияние мутагенов на
организм
| Тестовый контроль/ Тест №3 «Размножение и развитие организмов»
| Демонстрации: таблицы и модели «Индивидуальное развитие организма
| 3.9
| Глава 3, № 3.9
|
24.
| Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики.
Комбинированный урок
|
| Знать сущность закономерностей
наследования, установленные
Г.Менделем. Объяснять значение гибридологического метода изучения наследственности
|
|
| 3.10
| Глава 3, № 3.10
|
25.
| Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. I и II законы Г.Менделя.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
| Характеристика законов
Менделя. Знать и уметь
применять основные понятия
генетики, решать
генетические задачи
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Моногибридное скрещивание», «Неполное доминирование»
П/Р №1 «Составление простейших схем скрещивания»
| 3.11
| Глава 3, № 3.11
|
26.
| Дигибридное скрещивание.
III закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
| Сущность
дигибридного
скрещивания. Формулировать закон независимого наследования. Называть условия закона независимого наследования. Составлять схемы дигибридного скрещивания, анализировать их.
Уметь решать задачи по теме.
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Дигибридное скрещивание»
П/Р №2 «Решение элементарных генетических задач»
| 3.12
| Глава 3, № 3.12
|
27.
| Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов
Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
| Формулировать закон сцепленного наследования Т. Моргана. Объяснять причину нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом.
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Перекрест хромосом», «Сцепленное наследование»
| 3.13
| Глава 3, № 3.13
|
28.
| Современные представления о гене и геноме
Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
| Знать определение понятия геном
приводить примеры взаимодействия
генов
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Наследование, сцепленное с полом»
П/Р №3 «Решение элементарных генетических задач»
| 3.14
| Глава 3, № 3.14
|
29.
| Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
| Объяснять механизм
генетического определения
пола, приводить примеры
механизмов определения пола.
Объяснять причины
соотношения полов 1:1,
механизмы наследования
гемофилии и дальтонизма.
Анализировать родословные.
Решать простейшие задачи на
сцепленное наследование.
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Наследование, сцепленное с полом»
| 3.15
| Глава 3, № 3.15
|
30.
| Наследственная (генотипическая) и ненаследственная изменчивость. Основные закономерности изменчивости
Комбинированный урок
|
| Называть и определять различные виды изменчивости, объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости.
Знать сущность
мутационной
изменчивости, выявлять
причины мутаций
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Мутации»
| 3.16
| Глава 3, № 3.16
|
31.
| Генетика и здоровье человека.. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Влияние мутагенов на организм человека.
Комбинированный урок
|
| Называть основные причины наследственных заболеваний человека, методы дородовой диагностики, объяснять опасность близкородственных браков. Объяснять влияние мутагенов на здоровье человека, выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)
| Тестовый контроль /тест №4 «Основы генетики»
| Демонстрации: таблицы и модели «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность»
| 3.17
| Глава 3, № 3.17
|
32.
| Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы и достижения селекции
Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
| Знать центры
многообразия и
происхождения
культурных растений,
уметь объяснять закон
гомологических рядов
наследственной
изменчивости
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Центры многообразия и происхождения культурных растений»,«Искусственный отбор», «Гибридизация»
| 3.18
| Глава 3, № 3.18
терминология
|
33.
| Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии Комбинированный урок
|
| Называть
основные методы
селекции растений,
животных и
микроорганизмов, понятие и сущность биотехнологии
|
| Демонстрации: таблицы и модели «Исследования в области биотехнологии»
| 3.19
| Глава 3,№ 3.19
|
34.
| Контрольно-обобщающий урок
по теме
«Закономерности наследственности и изменчивости. Селекция» Урок обобщения, контроля, оценки и коррекции знаний
|
| Знать основные закономерности наследственности и изменчивости, основные методы и достижения современной селекции
| Тестовый контроль/Тест №5
«Закономерности наследственности и изменчивости»
|
|
| Повторить главы 1-3
|
Резервное время 1 час
|