|
Рабочая программа по факультативу «Бумажная фантазия» для 5 класса Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
Утверждена приказом ОУ
от 31.08.2012г. №58
Директор школы ____________О.Н. Самойлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу «Бумажная фантазия»
для 5 класса
на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка. Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги. Задачи программы факультатива «Бумажная фантазия»:
Освоение знаний о разнообразных видах деятельности для формирования новых знаний, расширение, углубление и уточнение его представлений о ближайшем окружении.
Овладение простейшими технологиями работы с бумагой, тканью по оформлению изделий, поделок.
Развитие интереса к творческой работе, интеллектуальных способностей в процессе решения познавательных задач.
Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к труду; художественного вкуса и эстетической культуры на примере оформления дома.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, создание уюта в доме собственными руками.
Коррекция и развитие устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.
Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Образовательной программой ОУ.
Информация о количестве учебных часов. Количество часов на год – 30
Количество часов в неделю – 1 Формы организации образовательного процесса. Методы, используемые на занятиях факультатива:
-беседа, рассказ, сказка;
-рассматривание иллюстраций;
-показ образца выполнения последовательности работы.
Технология обучения. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – ученики воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Частично-поисковый – участие учеников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Исследовательский – самостоятельная, творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
Групповой – организация работы в группах;
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Форма занятий – традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Работа с бумагой и картоном. Аппликация.
Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Виды бумаги: чертёжно -рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, промокательная, бархатная. Виды картона: цветной, тонкий, упаковочный; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством, техникой выполнения работ по технологической карте, знакомство с разными видами аппликаций (плоских и объёмных): из ракушек, кусочков ваты, бумаги, из природных материалов, и их полезной значимостью. Ученики учатся не только изготавливать работы по образцу, но и составлять свои собственные композиции. Виды и формы контроля. Формами подведения итогов реализации программы “Бумажная фантазия ” являются: выставки: тематические, праздничные, творческие конкурсы: школьного, сельского, районного, федерального масштаба.
На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд. Планируемый уровень подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны: знать:
-понятие технологии;
-простые приемы работы с разными материалами для выполнения первоначального замысла;
-правила безопасности труда при использовании материалов и инструментов;
уметь:
-планировать ход и этапы работы;
-с помощью педагога: составить простейшие эскизы;
Содержание рабочей программы.
«Волшебные свойства бумаги»- познакомиться со свойствами бумаги. Рассказывать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.
«Объемные фигуры простым взмахом ножниц»-
познакомиться с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствуются навыки вырезания.
«Фантазии с листом бумаги»-
использовать разные виды бумаги применительно к разным фактурным поделкам; разовьет воображение, фантазию.
«Симметричное вырезание»- познакомится с явлениями лучевой (радиальной) симметрии. Разовьет пространственного мышления. Сформирует умения планировать свои действия.
«Паучок» - обучится способам выкраивания деталей; совершенствует навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ.
«Мотыльки» - закрепит способы вырезания по сложному контуру; совершенствует навыки выкраивания деталей поделки; воспитает аккуратность в работе.
«Березки» - научится создавать объемные фигурные образы; четко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитает умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности.
«Божья коровка» - приемам сгибания по диагонали; разовьет мелкую моторику рук. Работать четко, стремясь к конечной цели.
«Цыплята с червячком» - совершенствовать умение создавать сюжетное изображения по представлению. Развивать чувство композиции.
«Корзиночка» - совершенствовать навыки работы по трафарету; развивать чувство цвета, композиции развивать умение составлять узоры из геометрических и растительных элементов .
«Волшебная птица» - закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги гармошкой; поощрять проявления творчества.
«Вращающаяся елочка» - познакомить детей с гофрированной и крепированной бумагой; освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам и вырезание силуэта по контуру. Оформление работы.
«Снежинки» - учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
«Ветка вишни» - учить детей создавать яркий образ; учить правильно, отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.
«Ежик в лесу» - учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.
«Корзиночка» - закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги. Развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.
Мышка-коробочка» - учить самостоятельно создавать нестандартные образы, функционально применяемые в жизни садика и группы (коробочки); совершенствовать навыки вырезания и работы с клеем; развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
«Радуга и лотос» - учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы.
«Бумажный бант» - учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания; учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для оформления открыток. Развивать мелкую моторику рук.
«Шкатулка» - учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги; развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.
«Сирень» - применение техники прорезного декора для оформления венчиков цветов. Применение техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы.
«Гвоздики» - знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники.
«Каллы» - применение техники симметричной аппликации для вырезании листьев разной формы; творческое экспериментирование –поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.
«Нарядные открытки» - творческое экспериментирование – поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.
«Одуванчики» - закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.
«Гусеница» - учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками.
«Коллаж» - учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, квиллинг, торцевание, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.
«Шторы» - учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук.
« Абажуры» - учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме усеченный конус; учить декорировать свои творческие работы; развивать чувство цвета, композиции.
« Вертушки» - учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками.
Календарно – тематический план факультатива «Бумажная фантазия»
|
| Общее количество часов
| 30
| №
| Дата
| Тема
| Кол-во часов
|
|
| 1 – я четверть
| 5
| 1
| 3.10
| Волшебные свойства бумаги
| 1
| 2
| 10.10
| Объёмные фигуры простым взмахом ножниц
| 1
| 3
| 17.10
| Фантазии с листом бумаги
| 1
| 4
5
| 24.10
31.10
| Симметричное вырезание
| 2
|
|
| 2 - четверть
| 7
| 1
| 14.11
| Паучок
| 1
| 2
| 21.11
| Мотыльки
| 1
| 3
| 28.11
| Берёзки
| 1
| 4
| 5.12
| Божья коровка
| 1
| 5
| 12.12
| Цыплята с червячком
| 1
| 6
| 19.12
| Корзиночка
| 1
| 7
| 26.12
| Волшебная птица
| 1
|
|
| 3 - четверть
| 10
| 1
| 16.01
| Вращающаяся ёлочка
| 1
| 2
| 23.01
| Снежинки
| 1
| 3
| 30.01
| Ветка вишни
| 1
| 4
| 6.02
| Ёжик в лесу
| 1
| 5
| 13.02
| Нарядные открытки
| 1
| 6
| 20.02
| Мышка-коробочка
| 1
| 7
| 27.02
| Радуга и лотос
| 1
| 8
| 6.03
| Бумажный бант
| 1
| 9
| 13.03
| Шкатулка
| 1
| 10
| 20.03
| Сирень
| 1
|
|
| 4 - я четверть
| 8
| 1
| 3.04
| Гвоздики
| 1
| 2
| 10.04
| Каллы
| 1
| 3
| 17.04
| Одуванчики
| 1
| 4
| 24.04
| Вертушки
| 1
| 5
| 8.05
| Абажуры
| 1
| 6
| 15.05
| Шторы
| 1
| 7
| 22.05
| Коллаж
| 1
| 8
| 29.05
| Гусеница
| 1
|
Литература.
Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
Васина Надежда. Бумажная симфония.2009г.
Учебно-методическое обеспечение.
Программа факультативной работы, календарно-тематический план.
Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.
Материалы и инструменты.
Компьютер для показа презентаций.
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
Календарно-тематическая планирование
по факультативу «Бумажная фантазия»
для 5 класса
на 2012-2013 учебный
Составила тематическое планирование: Харчикова Н.В. |
|
|