Главная страница

Рабочая программа по факультативу «Бумажная фантазия» для 5 класса



Скачать 145.87 Kb.
НазваниеРабочая программа по факультативу «Бумажная фантазия» для 5 класса
Дата13.04.2016
Размер145.87 Kb.
ТипРабочая программа

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

Утверждена приказом ОУ

от 31.08.2012г. №58

Директор школы ____________О.Н. Самойлова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу «Бумажная фантазия»

для 5 класса

на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.
Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи программы факультатива «Бумажная фантазия»:

Освоение знаний о разнообразных видах деятельности для формирования новых знаний, расширение, углубление и уточнение его представлений о ближайшем окружении.

Овладение простейшими технологиями работы с бумагой, тканью по оформлению изделий, поделок.

Развитие интереса к творческой работе, интеллектуальных способностей в процессе решения познавательных задач.

Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к труду; художественного вкуса и эстетической культуры на примере оформления дома.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, создание уюта в доме собственными руками.

Коррекция и развитие устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.

Нормативно-правовые документы, на основе которых

разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Образовательной программой ОУ.

Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 30

Количество часов в неделю – 1
Формы организации образовательного процесса.
Методы, используемые на занятиях факультатива:

-беседа, рассказ, сказка;

-рассматривание иллюстраций;

-показ образца выполнения последовательности работы.

Технология обучения.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – ученики воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Частично-поисковый – участие учеников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Исследовательский – самостоятельная, творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

Групповой – организация работы в группах;

Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Форма занятий – традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Работа с бумагой и картоном. Аппликация.

Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Виды бумаги: чертёжно -рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, промокательная, бархатная. Виды картона: цветной, тонкий, упаковочный; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством, техникой выполнения работ по технологической карте, знакомство с разными видами аппликаций (плоских и объёмных): из ракушек, кусочков ваты, бумаги, из природных материалов, и их полезной значимостью. Ученики учатся не только изготавливать работы по образцу, но и составлять свои собственные композиции.
Виды и формы контроля.
Формами подведения итогов реализации программы “Бумажная фантазия ” являются: выставки: тематические, праздничные, творческие конкурсы: школьного, сельского, районного, федерального масштаба.

На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
Планируемый уровень подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны: знать:

-понятие технологии;

-простые приемы работы с разными материалами для выполнения первоначального замысла;

-правила безопасности труда при использовании материалов и инструментов;

уметь:

-планировать  ход и этапы работы;

-с помощью педагога: составить простейшие эскизы;


Содержание рабочей программы.

«Волшебные свойства бумаги»- познакомиться со свойствами бумаги. Рассказывать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

«Объемные фигуры простым взмахом ножниц»-

познакомиться с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствуются навыки вырезания.

«Фантазии с листом бумаги»-

использовать разные виды бумаги применительно к разным фактурным поделкам; разовьет воображение, фантазию.

«Симметричное вырезание»- познакомится с явлениями лучевой (радиальной) симметрии. Разовьет пространственного мышления. Сформирует умения планировать свои действия.

«Паучок» - обучится способам выкраивания деталей; совершенствует навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ.

«Мотыльки» - закрепит способы вырезания по сложному контуру; совершенствует навыки выкраивания деталей поделки; воспитает аккуратность в работе.

«Березки» - научится создавать объемные фигурные образы; четко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитает умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности.

«Божья коровка» - приемам сгибания по диагонали; разовьет мелкую моторику рук.   Работать четко, стремясь к конечной цели.

«Цыплята с   червячком» - совершенствовать  умение создавать сюжетное изображения  по представлению. Развивать чувство композиции.

«Корзиночка» - совершенствовать навыки работы по трафарету; развивать чувство цвета, композиции развивать умение составлять узоры из геометрических и растительных элементов .

«Волшебная птица» - закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги гармошкой; поощрять проявления творчества.

«Вращающаяся елочка» - познакомить детей с гофрированной и крепированной бумагой; освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам и вырезание силуэта по контуру. Оформление работы.

«Снежинки» - учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

«Ветка вишни» - учить детей создавать яркий образ; учить правильно, отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.

«Ежик в лесу» - учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.

«Корзиночка» - закреплять  приёмы  вырезания симметричных предметов  из бумаги. Развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.

Мышка-коробочка» - учить самостоятельно создавать нестандартные образы, функционально применяемые в жизни садика и группы (коробочки); совершенствовать навыки вырезания и работы с клеем; развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

«Радуга и лотос» - учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы.

«Бумажный бант» - учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания; учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для оформления открыток. Развивать мелкую моторику рук.

«Шкатулка» - учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги; развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

«Сирень» - применение техники прорезного декора для оформления венчиков цветов. Применение техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы.

«Гвоздики» - знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники.

«Каллы» - применение техники симметричной аппликации для вырезании листьев разной формы; творческое экспериментирование –поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.

«Нарядные открытки» - творческое экспериментированиепоиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.

«Одуванчики» - закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.

«Гусеница» - учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками.

«Коллаж» - учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, квиллинг, торцевание, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.

«Шторы» - учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук.

« Абажуры» - учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме усеченный конус; учить декорировать свои творческие работы; развивать чувство цвета, композиции.

« Вертушки» - учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками.

Календарно – тематический план
факультатива «Бумажная фантазия»








Общее количество часов


30



Дата

Тема

Кол-во часов







1 – я четверть

5

1

3.10

Волшебные свойства бумаги

1

2

10.10

Объёмные фигуры простым взмахом ножниц

1

3

17.10

Фантазии с листом бумаги

1

4

5

24.10

31.10

Симметричное вырезание

2







2 - четверть

7

1

14.11

Паучок

1

2

21.11

Мотыльки

1

3

28.11

Берёзки

1

4

5.12

Божья коровка

1

5

12.12

Цыплята с червячком

1

6

19.12

Корзиночка

1

7

26.12

Волшебная птица

1







3 - четверть

10

1

16.01

Вращающаяся ёлочка

1

2

23.01

Снежинки

1

3

30.01

Ветка вишни

1

4

6.02

Ёжик в лесу

1

5

13.02

Нарядные открытки

1

6

20.02

Мышка-коробочка

1

7

27.02

Радуга и лотос

1

8

6.03

Бумажный бант

1

9

13.03

Шкатулка

1

10

20.03

Сирень

1







4 - я четверть

8

1

3.04

Гвоздики

1

2

10.04

Каллы

1

3

17.04

Одуванчики

1

4

24.04

Вертушки

1

5

8.05

Абажуры

1

6

15.05

Шторы

1

7

22.05

Коллаж

1

8

29.05

Гусеница

1



Литература.


  1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

  2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

  3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

  4. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

  5. Васина Надежда. Бумажная симфония.2009г.

Учебно-методическое обеспечение.

    1. Программа факультативной работы, календарно-тематический план.

    2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

    3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

    4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.

    5. Материалы и инструменты.

    6. Компьютер для показа презентаций.


Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

Календарно-тематическая планирование

по факультативу «Бумажная фантазия»

для 5 класса

на 2012-2013 учебный

Составила тематическое планирование: Харчикова Н.В.