|  | Рабочая программа по факультативу «Бумажная фантазия» для 5 класса| Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
 
 Утверждена приказом ОУ
 
 от 31.08.2012г. №58
 
 Директор школы ____________О.Н. Самойлова
 
 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 
 по факультативу «Бумажная фантазия»
 
 для 5 класса
 
 на 2012-2013 учебный год
 
 Пояснительная записка.
 Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
 Задачи программы факультатива «Бумажная фантазия»:
 
 Освоение знаний о разнообразных видах деятельности для формирования новых знаний, расширение, углубление и уточнение его представлений о ближайшем окружении.
 
 Овладение  простейшими технологиями работы с бумагой, тканью по оформлению изделий, поделок.
 
 Развитие интереса к творческой работе, интеллектуальных способностей в процессе решения познавательных задач.
 
 Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к труду; художественного вкуса и эстетической культуры на примере оформления дома.
 
 Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, создание уюта в доме собственными руками.
 
 Коррекция и развитие устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.
 
 Нормативно-правовые документы, на основе которых
 
 разработана рабочая программа.
 
 Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Образовательной программой ОУ.
 
 Информация о количестве учебных часов.
 Количество часов на год – 30
 
 Количество часов в неделю – 1
 Формы организации образовательного процесса.
 Методы, используемые на занятиях факультатива:
 
 -беседа, рассказ, сказка;
 
 -рассматривание иллюстраций;
 
 -показ образца выполнения последовательности работы.
 
 Технология обучения.
 Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 
 Объяснительно-иллюстративный – ученики воспринимают и усваивают готовую информацию;
 
 Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
 
 Частично-поисковый – участие учеников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
 
 Исследовательский – самостоятельная, творческая работа обучающихся.
 
 Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
 
 Фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
 
 Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 
 Групповой – организация работы в группах;
 
 Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
 Форма занятий – традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
 
 Работа с бумагой и картоном. Аппликация.
 
 Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Виды бумаги: чертёжно -рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, промокательная, бархатная. Виды картона: цветной, тонкий, упаковочный; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
 
 Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
 
 Знакомство с декоративно-прикладным искусством, техникой выполнения работ по технологической карте, знакомство с разными видами аппликаций (плоских и объёмных): из ракушек, кусочков ваты, бумаги, из природных материалов, и их полезной значимостью. Ученики учатся не только изготавливать работы по образцу, но и составлять свои собственные композиции.
 Виды и формы контроля.
 Формами подведения итогов реализации программы “Бумажная фантазия ” являются: выставки: тематические, праздничные, творческие конкурсы: школьного, сельского, районного, федерального масштаба.
 
 На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
 Планируемый уровень подготовки обучающихся.
 
 Обучающиеся должны: знать:
 
 -понятие технологии;
 
 -простые приемы работы с разными материалами для выполнения первоначального замысла;
 
 -правила безопасности труда при использовании материалов и инструментов;
 
 уметь:
 
 -планировать  ход и этапы работы;
 
 -с помощью педагога: составить простейшие эскизы;
 
 
 Содержание рабочей программы.
 
 «Волшебные свойства бумаги»- познакомиться со свойствами бумаги. Рассказывать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.
 
 «Объемные фигуры простым взмахом ножниц»-
 
 познакомиться с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствуются навыки вырезания.
 
 «Фантазии с листом бумаги»-
 
 использовать разные виды бумаги применительно к разным фактурным поделкам; разовьет воображение, фантазию.
 
 «Симметричное вырезание»- познакомится с явлениями лучевой (радиальной) симметрии. Разовьет пространственного мышления. Сформирует умения планировать свои действия.
 
 «Паучок» - обучится способам выкраивания деталей; совершенствует навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ.
 
 «Мотыльки» - закрепит способы вырезания по сложному контуру; совершенствует навыки выкраивания деталей поделки; воспитает аккуратность в работе.
 
 «Березки» - научится создавать объемные фигурные образы; четко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитает умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности.
 
 «Божья коровка» -  приемам сгибания по диагонали; разовьет мелкую моторику рук.   Работать четко, стремясь к конечной цели.
 
 «Цыплята с   червячком» - совершенствовать  умение создавать сюжетное изображения  по представлению. Развивать чувство композиции.
 
 «Корзиночка» - совершенствовать навыки работы по трафарету; развивать чувство цвета, композиции развивать умение составлять узоры из геометрических и растительных элементов .
 
 «Волшебная птица» - закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги гармошкой; поощрять проявления творчества.
 
 «Вращающаяся елочка» - познакомить детей с гофрированной и крепированной бумагой; освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам и вырезание силуэта по контуру. Оформление работы.
 
 «Снежинки» - учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
 
 «Ветка вишни» - учить детей создавать яркий образ; учить правильно, отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.
 
 «Ежик в лесу» - учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.
 
 «Корзиночка» - закреплять  приёмы  вырезания симметричных предметов  из бумаги. Развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.
 
 Мышка-коробочка» - учить самостоятельно создавать нестандартные образы, функционально применяемые в жизни садика и группы (коробочки); совершенствовать навыки вырезания и работы с клеем; развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
 
 «Радуга и лотос» - учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы.
 
 «Бумажный бант» - учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания; учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для оформления открыток. Развивать мелкую моторику рук.
 
 «Шкатулка» - учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги; развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.
 
 «Сирень» - применение техники прорезного декора для оформления венчиков цветов. Применение техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы.
 
 «Гвоздики» - знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники.
 
 «Каллы» - применение техники симметричной аппликации для вырезании листьев разной формы; творческое экспериментирование –поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.
 
 «Нарядные открытки» - творческое экспериментирование – поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.
 
 «Одуванчики» - закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.
 
 «Гусеница» - учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками.
 
 «Коллаж» - учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, квиллинг, торцевание, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.
 
 «Шторы» - учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук.
 
 « Абажуры» - учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме усеченный конус; учить декорировать свои творческие работы; развивать чувство цвета, композиции.
 
 « Вертушки» - учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками.
 
 Календарно – тематический план
 факультатива «Бумажная фантазия»
 
 
       | 
 
 
 | 
 
 
 | Общее количество часов
 
 
 | 30
 
 |   | №
 
 | Дата
 
 | Тема
 
 | Кол-во часов
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 1 – я четверть
 
 | 5
 
 |   | 1
 
 | 3.10
 
 | Волшебные свойства бумаги
 
 | 1
 
 |   | 2
 
 | 10.10
 
 | Объёмные фигуры простым взмахом ножниц
 
 | 1
 
 |   | 3
 
 | 17.10
 
 | Фантазии с листом бумаги
 
 | 1
 
 |   | 4
 
 5
 
 | 24.10
 
 31.10
 
 | Симметричное вырезание
 
 | 2
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 2 - четверть
 
 | 7
 
 |   | 1
 
 | 14.11
 
 | Паучок
 
 | 1
 
 |   | 2
 
 | 21.11
 
 | Мотыльки
 
 | 1
 
 |   | 3
 
 | 28.11
 
 | Берёзки
 
 | 1
 
 |   | 4
 
 | 5.12
 
 | Божья коровка
 
 | 1
 
 |   | 5
 
 | 12.12
 
 | Цыплята с червячком
 
 | 1
 
 |   | 6
 
 | 19.12
 
 | Корзиночка
 
 | 1
 
 |   | 7
 
 | 26.12
 
 | Волшебная птица
 
 | 1
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 3 - четверть
 
 | 10
 
 |   | 1
 
 | 16.01
 
 | Вращающаяся ёлочка
 
 | 1
 
 |   | 2
 
 | 23.01
 
 | Снежинки
 
 | 1
 
 |   | 3
 
 | 30.01
 
 | Ветка вишни
 
 | 1
 
 |   | 4
 
 | 6.02
 
 | Ёжик в лесу
 
 | 1
 
 |   | 5
 
 | 13.02
 
 | Нарядные открытки
 
 | 1
 
 |   | 6
 
 | 20.02
 
 | Мышка-коробочка
 
 | 1
 
 |   | 7
 
 | 27.02
 
 | Радуга и лотос
 
 | 1
 
 |   | 8
 
 | 6.03
 
 | Бумажный бант
 
 | 1
 
 |   | 9
 
 | 13.03
 
 | Шкатулка
 
 | 1
 
 |   | 10
 
 | 20.03
 
 | Сирень
 
 | 1
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 4 - я четверть
 
 | 8
 
 |   | 1
 
 | 3.04
 
 | Гвоздики
 
 | 1
 
 |   | 2
 
 | 10.04
 
 | Каллы
 
 | 1
 
 |   | 3
 
 | 17.04
 
 | Одуванчики
 
 | 1
 
 |   | 4
 
 | 24.04
 
 | Вертушки
 
 | 1
 
 |   | 5
 
 | 8.05
 
 | Абажуры
 
 | 1
 
 |   | 6
 
 | 15.05
 
 | Шторы
 
 | 1
 
 |   | 7
 
 | 22.05
 
 | Коллаж
 
 | 1
 
 |   | 8
 
 | 29.05
 
 | Гусеница
 
 | 1
 
 |  
 
 Литература.
 
 
  Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
 
Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
 
Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
 
Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
 
Васина Надежда. Бумажная симфония.2009г.
 
 Учебно-методическое обеспечение.
 
   Программа факультативной работы, календарно-тематический план.
 
Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
 
Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
 
Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.
 
Материалы и инструменты.
 
Компьютер для показа презентаций.
 
 
 Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
 
 Календарно-тематическая планирование
 
 по факультативу «Бумажная фантазия»
 
 для 5 класса
 
 на 2012-2013 учебный
 
 Составила тематическое планирование: Харчикова Н.В.
 | 
 |  |