Главная страница

Закон сохранения массы веществ



Скачать 124.38 Kb.
НазваниеЗакон сохранения массы веществ
Дата12.03.2016
Размер124.38 Kb.
ТипУрок

Содержательно – целевой компонент.

Тема урока

Закон сохранения массы веществ

Тип урока

Изучение нового материала

Цели.

Обучающая

Развивающая

Воспитывающая.


Сформулировать закон сохранения массы веществ, объяснить на его основе положение атомно-молекулярного учения о сохранении атомов при химических превращениях, познакомить учащихся с историей открытия закона, с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, А Лавуазье, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения, т.е. знаний о правилах безопасной работы в химической лаборатории, правила сидения за партой.

Развивать исследовательские умения, умения работать в парах, умения сравнивать и обобщать, проводить наблюдения, делать выводы, развивать ответственность за своё здоровье, формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Воспитывать интерес к знаниям, учению, воспитывать аккуратность, интерес к самостоятельному приобретению знаний, культуру работы в лаборатории, формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, патриотизм, подготовка личности «информационного общества».

Методы и методические приёмы

Лабораторная работа (работа в парах) – активный метод, ученик как исследователь; демонстрационный эксперимент, просмотр фрагмента фильма «М. Ломоносов» с фронтальным опросом, сообщения учащихся о М. Ломоносове и А. Лавуазье, использование компьютерных дисков для объяснения и закрепления нового материала (использование ИКТ технологий), интерактивные задания по компьютеру,

работа письменная по дифференцированным вариантам, физкультминутки, гимнастика для глаз, инструктаж по технике безопасности, эмоциональные разрядки - улыбки, шутки, правила посадки за партой (использование здоровьесбергающих технологий)


Оборудование и реактивы

Мультимедийная установка, электронные уроки и тесты: диски серии» Химия в школе», «Атом и молекула», диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» серии «Уроки химии 8-9, видеофильм «М. Ломоносов», раствор хлорида железа III. Раствор роданида аммония, раствор уксусной кислоты, прибор для изучения закона сохранения массы веществ, весы. Разновесы, таблица «Взвешивание», сосуд ландольта, раствор соляной кислоты. Раствор щёлочи, раствор фенолфталеина.

Ход урока

I.Организационный момент.

Правила сидения за партой.Время 1-2 минуты.

Организация учащихся на усвоение новых знаний. Напоминание учащимся, как сидеть во время работы за партой, чтобы сохранить здоровье, красоту тела, повысить работоспособность. Сидеть надо прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние от глаз до рабочего места – 30-35см, между грудью и партой – ширина ладони. Ноги должны упираться в пол или подставку полной ступнёй. При сидении учащийся должен занимать весь стул или скамью, локти держать на столе.

II.Изучение нового материала

1.Открытие закона сохранения массы веществ.

Время -14 минут

Историческая справка.

Рассказ учителя с просмотром фрагмента фильма о детских и юношеских годах М.В. Ломоносова и ответы на вопросы к фильму.

Сообщение учащегося о роли М.В. Ломоносова в развитии российской науки. (Примерное содержание) Просмотр диска «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» серии «Уроки химии 8-9 класс». Урок 05.

Просмотр диска «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» серии «Уроки химии 8-9 класс». Урок 05.

Мультимедийный проектор показывает на экране портрет А.Л.Лавуазье, сообщение учащегося о А.Лавуазье (примерное содержание) Напоминание о посадке учащихся за партой.

Проведение гимнастики для глаз. Время -1 минута.

2.Доказательства закона. Время -10 минут Демонстрационный эксперимент. Проводит учитель

Лабораторные опыты (в парах) с целью доказательства закона.

Фронтальная беседа с учащимися по правилам взвешивания.

Напоминание о посадке учащихся за партой.

Инструктаж по технике безопасности, проводит учитель.

Выполнение опытов с использованием прибора для изучения закона сохранения массы веществ

Физкультурная минутка (для улучшения мозгового кровообращения).

Просмотр диска «Электронные уроки и тесты» серии «Химия в школе» «Атом и молекула» Урок 09

Напоминание о посадке

учащихся за партой

III. Закрепление. Время - 11 минут

  1. Интерактивные задания из урока 9. Закон сохранения массы веществ диск серии «Химия в школе» «Атом и молекула» «Электронные уроки и тесты»

2.Письменная проверочная работа по вариантам. Свободный выбор вариантов. Первый вариант на оценку- 5, второй вариант на оценку – 4.

Напоминание о посадке учащимся.

Физкультурная минутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

IV. Домашнее задание.

( с комментариями) Время – 1минута.

V. Подведение итогов. Рефлексия. Ответы на вопросы учащихся. Оценки с комментариями. Время - 3 минуты.

XVII – XVIIвв. характеризуется господством теории флогистона. Суть этой теории состояла в том, что все вещества, способные гореть или превращаться в оксиды, содержат флогистон. В соответствии стеорией флогистона металл при прокаливании отдаёт флогистон. Превращаясь в оксид, в результате теряет в весе. В течение тысячелетий люди верили в то, что вещество может бесследно исчезнуть и появляется из ничего. Это чисто житейское наблюдение подтвердил и такой известный учёный, как Роберт Бойль. Боль проделал множество опытов по прокаливанию металлов, и всякий раз масса окалины оказывалась больше массы металла. Вот что записал учёный после одного из опытов в 1673 году: «После двух часов нагревания был открыт запаянный кончик реторты, причём в неё ворвался с шумом наружный воздух. По нашему наблюдению при этой операции была прибыль в весе на восемь гранов.» Поэтому он сделал вывод о том, что масса веществ в результате химических реакций увеличивается. Для устранения подобных противоречий сторонники теории флогистона предлагали приписывать флогистону отрицательный вес. Флогистические воззрения разделяли большинство химиков того времени. Между тем многочисленные эксперименты и наблюдения всё больше и больше вступали в противоречие с теорией флогистона. Таим образом, в то время вопрос стоял следующим образом, увеличивается или уменьшается вес вещества при химических реакциях?

Великий русский учёный М.В. Ломоносов также занимался изучением реакций прокаливания на воздухе.

Вопросы к фильму, отпечатаны, находятся у учащихся.

  1. В каком году и в какой семье родился М. В. Ломоносов? Как называется место рождения М.В. Ломоносова?

  2. Как и с какой целью М.В. Ломоносов отправился в Москву?

  3. В какое учебное заведение он поступил в Москве?

  4. Чему научился М.В. Ломоносов в этом учебном заведении?

  5. Почему он уходит в Киев? Чем он занимается в Киеве?

  6. В каком году и куда он поступает в Петербурге?

  7. Зачем М.В.Ломоносов отправился в Германию?

В 1745 году М.В. Ломоносов стал профессором химии Петербургской Академии наук, а в 1748 году он основал при Академии наук первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет. Открытия Ломоносова относятся ко многим отраслям знаний. Он заложил основы такого направления в науке, как физическая химия. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Создал ряд оптических приборов. М.В. Ломоносов открыл атмосферу на планете Венера, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Ломоносов изучал и развивал также и гуманитарные науки. Например, он является автором трудов о Российской истории. Он написал первую научную «Российскую грамматику». Ломоносов является крупнейшим русским поэтом XVIIIвека. Он возродил в России искусство мозаики и производство смальты, вместе с учениками создал мозаичные картины. М.В. Ломоносов развивал атомно-молекулярные представления о строение вещества. В 1748 году он задолго до Лавуазье сформулировал закон сохранения массы веществ. Исключил флогистон из числа химических элементов.

Изучение открытия закона сохранения массы веществ.

Спустя 41 год после Ломоносова французский учёный А.Л. Лаву3азье практически повторил формулировку закона в своём учебнике.

Антуан Лавуазье (1743-1794) выдающийся французский химик, один из основоположников современной химии. В своей прекрасно оборудованной лаборатории Лавуазье исследовал большое количество различных веществ. В1761 году он объяснил процесс затвердевания гипса как результат связывания молекул воды и предложил применять его в медицине. Он экспериментально доказал. Что воздух – это смесь в основном двух газов кислорода и азота, и определил процентное содержание соотношения компонентов воздуха. Основываясь на полученных результатах, он объяснил роль кислорода в процессе горения, чем опроверг теорию флогистона. Газ, поддерживающий горение. Он назвал oxygenium – «прародитель кислоты» отсюда и русское название «кислород». Лавуазье совместно сматематиком и химиком Ж.Б. Менье получил кислород из воды и доказал, что вода - химическое соединение кислорода иводорода. В -1789 году Лавуазье независимо от Ломоносова сформулировал закон сохранения массы веществ. Умер Лавуазье во время французской революции. В 1794году был казнён на гильотине.

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 3 раза.

2.Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 3 раза.

В сосуд ландольта нальём отдельно соляную кислоту и раствор щёлочи, краствору щёлочи добавим индикатор – фенолфталеин, раствор щёлочи окрасился в малиновый цвет. Закроем прибор пробкой, уравновесим гирями на весах, отметим массу, а затем сольём растворы. Малиновая окраска исчезает, потому что кислота и щёлочь прореагировали. Масса же сосуда с полученными продуктами не изменилась.

Правила взвешивания распечатаны инаходятсяна каждом столе, на доске висит таблица «Взвешивание»

Правила взвешивания.

1.Перед началом работы весы уравновешивают вращением регулировочных гаек, расположенных на торцах коромысла. Перегрузок устанавливают на нулевую отметку шкалы.

2.Объект взвешивания устанавливается на левой чашке весов, гири на правой.

3. Гири берут только пинцетом.

4. Начинать следует с более тяжелых гирь.

5. Тело массой до 5г. включительно уравновешивается с помощью балки и подвижного перегрузка.

6. на окончание взвешивания указывает отклонение стрелки на одинаковое число делений от середины шкалы.

Ход проведения опытов распечатан и находится перед каждым учеником.

Кислоты опасны для здоровья, при попадании на кожу, в глаза, на слизистые участки внутренних органов вызывают ожоги, при работе с ними будьте внимательны и осторожны. Чтобы устранить последствия попадания кислоты, участок кожи обрабатывают раствором соды.

Опыт1.

1.В одну колбу залейте раствор хлорида железа III, а в пипетку наберите раствор роданида аммония. Колбу закройте пробкой с пипеткой и поставьте на чашку весов.

2.Уравновесте разновесами. Зафиксируйте состояние весов.

3.Выдавите из баллона пипетки раствор в колбу, чтобы растворы перемешались.Обратите внимание напризнак прошедшей реакции. Зафиксируйте состояние весов. Вывод (делают учащиеся).

Весы остались уравновешенными, что является доказательством закона: масса веществ, при химической реакции не изменилась.

Опыт II

1.Во вторую колбу залейте раствор уксусной кислоты, а в пипетку с надувным шариком раствор питьевой соды. Колбу закройте пробкой с пипеткой и шариком и поставьте на чашку весов.

2. С помощью разновесов уравновесьте весы.

3. Выдавите из пипетки раствор вколбу и наблюдайте за реакцией. Признаком прошедшей реакции будет наполнение шарика газом.

Вывод (делают учащиеся). Весы после реагирования веществ остались уравновешенными, что свидетельствует о соблюдении закона сохранения массы.

  1. И.п. – сидя на стуле. 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 3 раза. Темп медленный.

  2. И.п.- сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо, 2- и.п., 3- поворот головы налево, 4- и.п. Повторить 3 раза. Темп медленный.

  3. И.п.- стоя или сидя руки на поясе. 1- махом левую руку занести через плечо, голову повернуть налево. 2- и.п., 3-4 тоже правой рукой.

Повторить 3раза. Темп медленный.

Вывод (делают учащиеся). Атомно-молекулярное учение говорит о том, что в результате химической реакции атомы не исчезают и не возникают. А происходит их перегруппировка, т.к. число атомов до реакции и после остаётся неизменным, поэтому их общая масса также не изменяется. Значение закона в том, что он способствовал дальнейшему развитию химии как науки, на основании закона составляют уравнения химических реакций, производят практически важные расчёты, при решении задач

Вариант 1(для сильных учащихся)

1.Как с точки зрения атомно – молекулярного учения объясняется закон сохранения массы веществ?

2. При взаимодействии 7кг. Железа с серой образуется сульфид железа массой 11 кг. Сколько килограммов серы было взято для реакции.

3. В какое учебное заведение М.В. Ломоносов поступил в Москве?

Вариант 2.(для более слабых учащихся)

1.Как формулируется закон сохранения массы веществ?

2. 2,4. магния при полном сгорании дают 4г. оксида магния. Сколько граммов кислорода при этом соединяется с магнием.

1.И.п. – сидя руки на поясе. 1- правую руку вперёд, левую вверх. 2- переменить положение рук. Повторить 3 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

2. И.П. – сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2- свести локти вперёд, голову, наклонить вперёд. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 3 раза.

§27 стр. 96-98 пересказывать, учебник Химия 8. Габриелян О.Л.


Адаптирование учебного материала к особенностям 8 класса базового стандарта.

Основной особенностью адаптации, применяемой в траектории базового стандарта, является оптимальное соотношение традиционных методов и всего лучшего, что есть в современных методиках обучения. Учитель использует эффективные традиционные объяснительно - иллюстративные методы и приёмы,добротное репродуктивное закрепление, принцип наглядности, лабораторная работа.При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого ученика), более способные учащиеся готовили индивидуальные сообщения об учёных, при закреплении самостоятельно выбирали номер варианта с более высокими требованиями к знаниям. По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

Оценка конечного результата урока с позиций здоровьесбережения и использования ИКТ.

1.Число видов учебной деятельности:

  • слушание,

  • рассказ,

  • выполнение лабораторных опытов,

  • рассматривание наглядных пособий, демонстрационных опытов, ТСО (компьютерных дисков, видеофильма)

  • ответы на вопросы

  • выполнение интерактивных заданий на компьютере.

  • выполнение письменной самостоятельной работы.

Однообразность урока способствует утомлению школьников, частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Норма 4-7.

2.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности ориентировочная. 7-10 минут.

3.Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Норма – не менее трёх видов.

4. Используется ТСО для наглядности и инициирования обсуждения. Длительность применения 15 минут, норма не более 25 минут.

5. Учитель наблюдает за посадкой учащихся, в течение урока напоминает 4 раза. В начале урока учитель подробно объясняет, как нужно правильно сидеть за партой.

6. Проведены 3 физкультминутки из трёх лёгких упражнений с тремя повторениями каждого.(Гимнастика для глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук)

7. В содержательной части есть сообщение знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения (Инструктаж по технике безопасности, осторожное поведение с кислотами, другими химическими веществами, о возможных последствиях неправильного поведения для здоровья)

8.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) т.к. учитель использовал активные формы обучения: сообщения об учёных сделанные учащимися, лабораторные опыты проведённые учащимися доказывающие закон, поиск ответов на поставленные вопросы, выводы, самостоятельно сделанные учащимися, работа с компьютером – ответы на интерактивные задания.

9.Психологический климат создавался улыбками, шутками, доброжелательными отношениями между учителем и учениками (для сохранения психического здоровья учащихся).

10. Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу 80%. Норма – не менее 60% и не более 80%.

11. Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности – 40 минут.

12.Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментирует домашнее задание, возможна рефлексия, ставит оценки за урок с комментариями.