16
| 23.12
|
| Подведение итогов
| УОиСЗ
| Формирование групп обучающихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстрации, подготовить презентацию
| Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Россия - Родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках»,
«Добродетельные герои сказок Г.-Х.Андерсена, Ш.Перро», «Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого«Золотой ключик, или приключения Буратино», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А.де Сент-Экзюпери)
| Читает информацию, представленную в иллюстративном ряду и видеоматериалах
| Самостоя-тельномоти-вирует свою деятельность и определяет цель работы (проекта),выдеяет ее этапы. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями
|
|
17
| 13.01
|
| Подведение итогов
| УОиСЗ
| Подведение предварительных итогов курса
| Готовит и защищает тему творческой работы
| Умеет с достаточной пол нотой и точностью выражать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации. Вести беседу. Формулировать вопросы по услышанному
| Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Предвидит результаты своей деятельности. Находит нужную информацию. Доводит работу до конца.
|
|
18
| 20.01
|
| Род и семья – источник нравственных отношений.
| КУ
| Установить, как тема уро ка связана с проблемати кой курса основ светской этики. Выяснить, что такое род и существует ли сегодня понятие рода. Обсудить, что такое родословие и почему для людей важно знать своих предков
| Понимает, что семья – основа моральных устоев человека. Объясняет проис- хождение слов семья, род.
Составляет свою родословную, рисует родословное дерево или родовой герб в виде иллюстрации, презентации
| Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Овладевает способами людейпринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления.
| Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжела-тельности и эмоциональ но-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива-ниячувствам других
|
|
19
| 27.01
|
| Нравственный поступок
| КУ
| Работать в группах: прочи-тать статью «Нравственный поступок» подготовить вывод «Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок.». Подготовить памятку «Признаки нравст венных поступков». Составить рассказ-рассуждение по иллюстрациям «Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают изображенные на нём персонажи?» Участвуют в обсуждении высказывания «Цель оп-равдывает средства». «Не всякое действие – поступок»
| Читает статью, делает вывод: «Что такое посту пок в этике. Что такое нравственный поступок». Составляет памятку с перечнем признаков нравственного поступка. Анализирует проделки Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка, делает вывод
| Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свернутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением. Находит ответы на поставленные вопросы. Составляет рассказ-рассуждение по иллюстрациям
| Взаимодействует с участника-ми диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить рабо- ту до конца. Предвидит результаты своей деятель-ности. Адекватно оценивает результаты своей деятель-ности
|
|
20
| 03.02
|
| Золотое правило нравственнос-ти
| КУ
| Прочитать текст «Золотое правило нравственности». Найти ответить на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как формулируется золотое правило нравственности?» Составить план использования золотого правила нравственности в жизни. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Оценить поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.
| Читает текст «Золотое прави-ло нравственности» и находит ответ на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как формулиру-ется золотое правило нравственности?» Составляет план использования золотого правила нравственности в жизни. Работает с рубрикой «Мудрые мысли». Оценивает поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золо- той ключик, или Приклчения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.
| Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполняет проб-ные поисковые упражнения
| Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями
|
|
21
| 10.02
|
| Стыд, вина и извинение
| КУ
| Вести учебный диалог: Что такое стыд? Что такое чувство вины? В различие между стыдом и виной? Обсуждать в группах житейские ситуации: когда и как принято извиняться. Рассмотреть кар тину Ф. Решетникова «Опять двойка» и объяснить, какие чувства выражают лица персонажей картины. Объяснять смысл пословиц: «Счастливый из-за стола голодный встаёт», «Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет», «Со стыда сгорел»
| Читает, делает выводы на основе прочитанного. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении пословиц. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей
| Выполняет интеллектуальные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргументация суждений, оформле-ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа-ций, самооценка отношения к окружающим лю- дям
| Успешно осуществляет взаимо-действие с участниками учебной деятельности. Понимает личноезатруд-нение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость использования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора
|
|
22
| 17.02
|
| Честь и достоинство
| КУ
| Работать в парах. Прочитать статью учебника «Честь и достоинство», найти ответ на вопрос: Что такое честь? Что такое достоин- ство? Рассмотреть иллюстрации, обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций: честь и достоинство. Приводить примеры из-вестных героев книг, сказок, мультфильмов, соответствующие понятиям чести и досто-инства. Называть имена спортсменов, которые защищают честь нашей странных на международных соревнованиях. Объяснять смысл пословицы «Береги платье снову, а честь смолоду»
| Работает в парах. Применяет правила общения. Пересказывает и делает выводы о прочитанном. Умеет вести беседу. Моде-лирует ситуации, раскрывающие поведенияечеловека среди людей понятия честь, достоинство.
| Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следст венных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.
| Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.
|
|
23
| 24.02
|
| Совесть
| КУ
| Чтение статьи учебника «Совесть». Отметить ответы на вопросы: Что такое совесть? Чем различаются понятия «стыд» и «совесть» Вести учебный диалог: какой поступок совершил Алёша в сказке А. Пого-рельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Какое чувство испытал из-за своего поступка?
| Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме- ры совести и стыда. Участ- вует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. Делает вывод, что совесть и стыд – это личная оценка человека.
| Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации. Аде кватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.
| Развитие умения не созда- вать конфликтов и нахо- дить выходы из спорных ситуаций. Готовность ис- пользовать получаемую подготовку в учебной дея- тельности при решении практических задач, воз никающих в повседневной жизни.
|
24
| 02.03
|
| Нравственные идеалы
| КУ
| Прочитать текста учебника «Нравственные идеалы». Сделать вывод: «Нравственный идеал в истории развития человеческого общества.». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о нравственном идеале в разные исторические эпохи.
| Пересказывает текст учебника «Нравственные идеалы». Знает правила честного поединка, введенного русскими богатырями. Совместно со взрослыми находит в лите-ратуре, Интернете примеры представлений людей о нравст-венном идеале в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока.
| Осуществляет информационный поиск для выпол нения учебных заданий. Владеет навыками смысово-го чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
| Развитие самостоя-тельности и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информационной деятельнос-ти, на основе представле-ний о нравствен-ных нормах, социальной справедливости и свободе
|
|
25
| 09.03
|
| Нравственные идеалы
| КУ
| Вести учебный диалог: Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Обсуждать в группах: рыца- рем, джентльменом и леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник? Приводить примеры из художественной литературы, кинофильмов, из жизни рыцарских и джентльменских поступков или пове-дения настоящей леди.
| Читает, делает выводы на основе прочитанного. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Рабо тает в группах. Участвует в обсуждении рубрики «Умные мысли». Модели-рует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Из художественной литературы, кино- фильмов, из жизни приводит примеры рыцарских и джентльменских поступков или поведения насто- ящей леди.
| Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следст венных связей, аргументация суждений, оформле-ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа-ций, самооценка отношения к окружающим лю- дям.
| Успешно осуществля-ет взаимодействие с участниками учебнойдеятельнос-ти. Понимает личное за-труднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходи-мостьис- пользования знаний по теме урока для принятия самостоя-тельного решения и морального выбора.
|
|
26
| 16.03
|
| Образы нравственности в культуре Отечества
| КУ
| Прочитать статью учебни- ка и сделать вывод о нормах-образцах поведе- ния в культуре России – о труженике, патриоте, вои- не, коллективисте. Знако- мится с примерами про- явления высокой нравст- венности в повседневной жизни, в истории, в про- изведениях литературы и искусства.
| Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме-ры проявления высокой нравственности в повседневной жизни.. Участву-ет в учебном диалоге: в чем должен выражаться патриотизм ваших свертсников. Высказывает и отстаивает свою точку зрения.
| Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соответст- вии с задачами и условиями коммуникации. Аде кватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.
| Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудни-чать в совместном решении проблемы, искать нужную информа-цию, перерабаты-вать её. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями.
|
|
27
| 30.03
|
| Этикет
| КУ
| Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета. Работать в паре. Составить перечень пра- вил этикета, которые дол- жен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюстрациям «Какие правила этикета нару-шают герои рисунков?»
| Работает в группе. Участвует в обсуждении литературных героев: соблюдал ли этикет Винни-Пух в гостях у Кролика. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Составляет перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый школьник.
| Выдвигает гипотезы. Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Пересказывает, рассуждает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Анализирует и оценивает участие в учебном диалоге. Оценивает участие в групповой работе.
| Успешно осуществля-ет учебную деятель-ность. Использует информацию для решения учебных и практичес-ких задач. Понимает личное затруднение и обращает-ся за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтро-ля и самооценки.
|
|
Духовные традиции многонационального народа России (7 ч)
|
28
| 06.04
|
| Семейные праздники
| КУ
| Вести учебный диалог: Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники в жизни человека. Прочитать информацию в рубри-ке «Это интересно», уметь пересказать. Составить памятку «Как выбирать подарок». Вести учебный диалог: прият но ли было ослику Иа получать на день рождение подарки Винни-Пуха и Пятачка. Что может испортить праздник?
| Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окружающим людям.
| Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информацию (памятка)
| Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предви-дитрезуль- тат своей деятель--ности. Слушает и слышит собесед-ника, ведет и поддерживает диалог.
|
|
29
| 13.04
|
| Государственные праздники
| КУ
| Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Толе-рантное отношение к представителям разных мировоззрений культурных традиций.
| Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окру-жающим людям.
| Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информа-цию (памятка)
| Сотрудничает в совмест-ном решении пробле-мы. Умеет доводить работу до конца. Предви-дит результат своей деятель-ности. Слушает и слышит собесед-ника, ведет и поддер-живает диалог.
|
|
30
| 20.04
|
| Жизнь человека – высшая нравственная ценность
| КУ
| Вести учебный диалог: что такое нравственные ценнос-ти. Сделать вывод: почему человеческая жизнь является высшей ценностью. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Рассмотреть иллюстрации, обсуж дать жизненные ситуации с нравствен-ных позиций.
| Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окру-жающим людям.
| Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информацию (памятка)
| Сотрудничает в совмест-ном решении пробле-мы. Умеет доводить работу до конца. Предви-дит результат своей деятель-ности. Слушает и слышит собесед-ника, ведет и поддер-живаетдиалог
|
|
31
| 27.04
|
| Любовь и уважение к Отечеству
| УОиСЗ
| Прочитать статью «Любовь и уважение к Отечеству». Сделать вывод: в чём ценность любви и в чём заключается её проявление к Родине. Учиться толерантно-му отношению к пред ставителям разных мировоззрений и культурных традиций.
| Читает текст и делает вывод, что любовь к Родине – это служение на благо людей, на благо Роди-ны. Осознает чувство гордости, любви к Отечеству, их значимость в жизни каждого человека.
| Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информа-цию с имеющимися знаниями.
| Понима-ет роль человека в общест-ве. Понима-етосо- бую роль многона-циональ- ной России в развитии общемировой культу-ры. Уважительно относится к своей стране.
|
|
32
| 04.05
|
| Подготовка творческих проектов
| УОиСЗ
| Формирование групп обучающихся для выполнения группо-вых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важ- ность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстрации, подготовить презентацию.
| Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Значе-ние нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др
| Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных и временных связей; обобщение. Составляет рассказ-повествование.
| Успешно осуществляет взаимо-действие с участниками учебной деятель-ности.Предви-дит результат своей деятель-ности. Понима-ет личное затруднение и обращается за помо-щью к учителю.
|
|
33
| 11.05
|
| Презентация творческих проектов
| УОиСЗ
| Подведение итогов курса
| Участвует в диспутах: учится слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовит и защищает тему творческой работы.
| Умеет слушать и признавать возможность сущест-вования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
| Самостоятельно мотивирует свою деятель-ность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.Уважи-тельно относится к лю-дям труда, к своей стране. Умеет соотно-сить ин форма-цию с имеющимися зна-ниями.
|
|
34
| 18.05 – 25.05
|
| Презентация творческих проектов
| УОиСЗ
| Подведение итогов курса
| Участвует в диспутах: учится слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовит и защищает тему творческой работы.
| Обобщает знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечи-вающих целостное восприятие отечественной истории и культуры
| Умеет соотно-ситьинформа-цию с имеющимися знаниями. Ведет и поддерживает диалог, аргумен-тирован-но отстаива-етсобст венное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятель-ность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.
|
|