|
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 11б класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместителем директора Директор школы:
по УВР:____________А.В. Ульянова _______________В.В. Коротков
«___»_________2013-2014 уч.год. «___»_________2013-2014 уч.год. Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
углубленный уровень
для 11б класса
на 2013-2014 учебный год
Разработана
Курьяковой Е.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена для углубленного изучения курса биологии в средней (полной) общей школе. Программа составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии и Программы по общей биологии 10-11 (углубленное изучение) авторов Алексеева Е.В., Булатова Е.Е.
Программа рассчитана на 4 часа недельных занятий. Общий объем учебной нагрузки 136 часов. При четырех часовом (недельном) изучении «Общей биологии» в 10-11 классах в учебный план введен предмет «Экология» по программе Черновой Н.И.
Программа углубленного курса полностью включает в себя программу общеобразовательной школы для 11 класса. В ней сохранены все разделы и темы базового уровня, однако содержание каждого учебного блока расширено и углублено, увеличено количество лабораторных работ, число демонстраций и экскурсий.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы, здоровья человека, биотехнологии. Особое внимание уделено экологическому образованию.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной общей школе. Изучение предмета предусматривает и использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или элективным курсом.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарских занятиях, также выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Рекомендуется проведение зачетных занятий в конце изучения темы, которые сочетают письменную и тестовую форму изложения материала.
Содержание каждого раздела структурировано по темам, к которым приведен перечень лабораторных работ. При использовании данной программы учащиеся получают не только обязательную общеобразовательную подготовку, но и теоретические знания, умения и навыки на более высоком уровне.
По данной программе используется учебник «Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень: в 2 частях» авторов П.М.Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. – М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Содержание программы;
Требования к уровню подготовки учащихся данного класса;
Тематическое планирование;
Календарно-тематический план;
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ. (7 часов) Определение, задачи и методы исследования биологии.
Место биологии в системе естественных наук. Межпредметное взаимодействие.
биологии как комплексной науки о живых системах и процессах жизнедеятельности. Объекты биологических исследований.
Уровни организации живых систем и методы их изучения.
Основные свойства живых систем (единства химического состава, дискретности, обмена веществ, саморегуляции, самовоспроизведения, наследственности, изменчивости, раздражимости, движения, роста, развития, энергозависимости, ритмичности).
Лабораторные работы:
1. Многообразие клеток, единство их строения.
Раздел II. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ. (53 часа)
I. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ.
Элементарный состав клетки. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клеток. Вода. Химическое строение, свойства и биологическая роль в клетке. Минеральные соли. Значение в жизнедеятельности клеток. Буферные свойства клетки.
Углеводы. Классификация, строение, свойства и биологическая роль. Липиды. Строение, свойства и биологическая роль. Белки. Классификация, строение, свойства, функции в клетке. Нуклеиновые кислоты. Строение и функции ДНК, местоположение в клетке. Строение, свойства, виды и биологическая роль РНК. Сходство и различие в строении и функциях РНК и ДНК. Строение и значение АТФ в энергетическом и пластическом обмене веществ.
Лабораторные работы:
Денатурация белка.
Расщепление Н2О2 ферментом каталазой.
II. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ. ВИРУСЫ И ФАГИ.
Предмет, задачи, методы изучения цитологии. Характеристика основные этапы развития цитологии. Основные положения клеточной теории, ее значение для понимания единства происхождения органического мира.
Строение и функции биологической мембраны. Мембранный транспорт, его виды (эндоцитоз, экзоцитоз, белки-переносчики) и значение. Рецепторная функция клеточных мембран. Межклеточные контакты.
Цитоплазма. Строение и функции гиалоплазмы (цитозоля). Мембранные органоиды клетки, строение и функции (митохондрии, пластиды, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли). Ядро, строение и функции. Определение понятий эукариоты и прокариоты. Немембранные органоиды клетки, строение и функции (цитоскелет, клеточный центр, рибосомы, органоиды движения). Включения, их виды и роль в процессе жизнедеятельности клетки (трофические - жировые, белковые, углеводные; секреторные - гормоны, ферменты; экскреторные). Сходство и различие растительных и животных клеток.
Прокариотические клетки - бактерии и цианобактерии (сине-зеленые водоросли). Особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения. Значение в природе и жизни человека.
Неклеточные формы жизни (вирусы и бактериофаги). Особенности их строения, пути проникновения в клетку, способы размножения. Роль вирусов в природе и жизни человека. Типы вирусных инфекций (литическая, персистентная, латентная).
Лабораторные работы:
Явление плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.
Изучение включений (крахмал в клетках клубня картофеля, кристаллы в клетках сухой чешуи луковицы лука).
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КЛЕТОК ЭНЕРГИЕЙ.
Определение обмена веществ и энергии клетки. Классификация живых организмов по типу ассимиляции и по типу диссимиляции.
Энергетический обмен клетки. Характеристика этапов энергетического обмена клетки (подготовительный, аэробный, анаэробный).
Пластический обмен. Определение фотосинтеза и его значение. Характеристика световой и темновой фаз фотосинтеза. Продуктивность фотосинтеза и пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Космическая роль зеленых растений. Роль трудов К.А.Тимирязева в изучении процессов фотосинтеза.
Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена веществ Сравнение фотосинтеза и аэробного дыхания.
Хемосинтез. Характеристика хемосинтетиков. Сходство и различие процессов, протекающих при хемо- и фотосинтезе. IV. РЕАЛИЗАЦИЯ В КЛЕТКЕ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Матричный синтез. Репликация ДНК, принципы репликации. Определение гена и его роль в биосинтезе белка, особенности строения генов эукариот и прокариот. Генетический код ДНК, его характеристика. Биосинтез белков. Характеристика этапов биосинтеза белка: транскрипция, рекогниция, трансляция. Регуляция биосинтеза белка.
|
|
|