Главная страница

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 11б класса



Скачать 321.73 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 11б класса
страница4/4
Дата17.04.2016
Размер321.73 Kb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4

раздел VII. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ, РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. (12 часов)


I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ЖИЗНЬ".

Определение понятия жизни Ф.Энгельса. Современное научное определение жизни М.В Волькенштейна.
П. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

Определение креационизма. Абиогенез. Гипотеза самозарождения и ее опровержение в опытах Ф.Реди и Л.Пастера. Биогенез. Теория панспермии. Взгляды В.И.Вернадского на происхождение жизни.
III. ТЕОРИЯ А.И.ОПАРИНА И Д.ХОЛДЕЙНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (БИОПОЭЗ).

Первый этап биопоэза – абиогенный синтез мономеров. Опыта Миллера. Второй этап - абиогенный синтез полимерных органических молекул, опыты С.Фокса. Третий этап - формирование коацерватных капель, их свойства. Образование мембранных структур. Формирование метаболизма на основе белковых катализаторов, систем самовоспроизведения.

Свойства первичных организмов (пробионтов). Эволюция пробионтов.

Симбиотическая теория образования эукариот.
IV. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА В ХОДЕ ЭВОЛЮЦИИ.

Возраст Земли и деление истории Земли на эры и периоды

Развитие органического мира и основные ароморфозы в архейскую и протерозойскую эры. Этапы развития растительного и животного мира в палеозойскую и мезозойскую эры. Основные ароморфозы палеозойской и мезозойской эр. Основные этапы развития органического мира в кайнозойскую эру. Эволюционные преобразования на современном этапе. Антропогенное влияние на состояние растительного и животного мира.

раздел VIII. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. (13 часов)


I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ УЧЁНЫХ 18-19 ВЕКОВ.

Взгляды К.Линнея и Ж.Б.Ламарка о происхождении человека.

Основные положения учения Ч. Дарвина о происхождении человека.
II. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Данные сравнительной анатомии о происхождении человека от животных (рудименты, атавизмы). Эмбриологические и палеонтологические доказательства происхождения человека. Черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

Положение вида человек разумный в современной классификации.
III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА

Общие предки человека и человекообразных обезьян (дриопитеки, рамапитеки). Характерные черты строения и обреза жизни австралопитеков и "человека умелого". Архантропы (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек), особенности их развития и образа жизни, галечная культура.

Палеоантропы (неандертальцы), основные антропоморфозы, культура скребел и наконечников. Неоантропы (кроманьонцы), переход к оседлости и социальной эволюции. Эволюция современного человека.
IV. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА.

Характеристика биологических факторов антропогенеза (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор).

Характеристика социальных факторов антропогенеза (трудовая деятельность, речь, сознание, общественный образ жизни). Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.
V. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ.

Определение и классификация человеческих рас. Характеристика больших и малых рас человека. Время и место возникновения человеческих рас. Теории расогенеза (моноцентризм и полицентризм). Механизмы расогенеза (дрейф генов, естественный отбор). Антинаучная реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

об особенностях жизни как формы существования материи,

о роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

о фундаментальных понятиях биологии;

о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

об основных теориях биологии — клеточной, хромосомной теории наследственности, эволюционной, антропогенеза;

о соотношении социального и биологического в эволюции человека;

об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в биотехнологии, при охране окружающей среды и здоровья человека;

основных терминов, используемых в биологической и медицинской литературе.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

работать с учебной и научно-популярной литературой,

составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРОГРАММЕ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

11 класс

(136 часов, 4 часа в неделю).



п\п

Тема

Кол-во часов

1.

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА.


12 часов

2.

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ


7 часов

3.

ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА


18 часов

4.

МИКРОЭВОЛЮЦИЯ


10 часов

5.

МАКРОЭВОЛЮЦИЯ


15 часов

6.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ


13 часов

7.

АНТРОПОГЕНЕЗ


13 часов

8.

СЕЛЕКЦИЯ И БИОТЕХНОЛОГИЯ



27 часов



ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс

(136 часов, 4 часа в неделю).

1рока

Тема урока

Дата

Лабораторные работы

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА.

(12 ЧАСОВ)




Особенности генетики человека и методы ее изучения.









Хромосомы и генетические карты человека.









Хромосомные болезни человека.










Генеалогический метод.










Анализ родословных.










Урок – практикум.





Л.р.№1. Построение родословных.



Близнецовый метод исследования










Урок – практикум.




Л.р.№2. Оценка роли наследственности и среды в развитии признаков.



Биохимический метод.










Популяционно – статистический метод.










Обобщение.









Зачет по теме: Генетика человека.








ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (7 ЧАСОВ)




Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни.









Система органической природы К.Линнея.









Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.









Предпосылки возникновения теории

Ч. Дарвина









Жизнь и деятельность Ч.Дарвина.










Основные положения учения Ч.Дарвина









Основные положения СТЭ








ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА (18 ЧАСОВ)





Популяция – элементарная эволюционирующая структура.









Генетическая изменчивость в природных популяциях.









Частоты генов и генотипов. Закон Харди – Вайнберга.









Изучение генетической изменчивости. Закон С.С. Четверикова.









Хромосомный и генный полиморфизм популяции.









Гетерозиготность и комбинативная изменчивость в популяции.









Популяционное равновесие и пол.










Уравнение Харди – Вайнберга для множественных аллелей.









Урок – практикум : решение задач на популяционную генетику.









Изменчивость как фактор эволюции.




Л.р.№3. Выявление изменчивости организмов



Факторы эволюции. Миграция.










Изоляция.










Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов.









Популяционные волны.










Борьба за существование. Причины и виды.









Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.









Формы естественного отбора.










Обобщение.







МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (10 ЧАСОВ)




Адаптациогенез. Виды адаптаций.










Адаптация как результат взаимодействия факторов эволюции.




Л.р.№4. Приспособленность и ее относительность.



Концепция вида.










Критерии вида.




Л.р.№5. Изучение морфологического критерия вида.



Структура вида и его целостность.










Видообразование.










Пути и способы видообразования.










Роль видообразования в эволюции.









Обобщение.










Зачет по теме: Микроэволюции.








МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (15 ЧАСОВ).




Доказательства эволюции.










Сравнительно анатомические доказательства.




Л.р.№6. Гомологичные, аналогичные органы, рудименты.



Эмбриологические доказательства.




Л.р.№7. Сходство начальных стадий развития животных.



Палеонтологические доказательства.




Л.р.№8. Ископаемые формы организмов.



Биогеографические, генетические и др. доказательства эволюции.









Основные направления эволюционного процесса.









Пути реализации общебиологического прогресса.




Л.р.№9. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций.



Основные правила эволюционного процесса.









Основные закономерности эволюционного процесса.









Сравнение и взаимосвязь макро и микроэволюция.









Система органического мира как отображение эволюции.









Принципы систематики.










Принципы молекулярной эволюции.









Обобщение.










Зачет по теме: Макроэволюция.








2 ПОЛУГОДИЕ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (13 ЧАСОВ).




Сущность и определение жизни.










Развитие взглядов о возникновение жизни на Земле.









Современные взгляды о происхождение жизни. Гипотеза А.И. Опарина.









Этапы биопоэза. Абиогенный синтез полимеров и мономеров. Коацерваты.









Формирование мембранных структур.









Образование систем саморегуляции и самовоспроизведения. Пробионты.









Эволюция пробионтов. Теория симбиогенеза.









Основные направления эволюции в архейскую и протерозойскую эры.









Палеозойская эра. Основные ароморфозы.









Мезозойская эра. Особенности развития органического мира.









Особенности развития в кайнозое.










Обобщение.










Зачет по теме: Возникновение жизни на земле.







АНТРОПОГЕНЕЗ (13 ЧАСОВ)




Развитие взглядов на происхождение человека.









Доказательства происхождения человека от животных.









Движущие силы антропогенеза.










Эволюция предков человека.










Архантропы.









Палеоантропы










Неоантропы.










Современный человек, конец биологической эволюции?









Расогенез. Характеристика рас.










Механизм расогенеза.










Теории расизма и социал-дарвинизма.









Обобщение.










Зачет по теме: антропогенез.








СЕЛЕКЦИЯ И БИОТЕХНОЛОГИЯ (27 ЧАСОВ)





Селекция как процесс и как наука.










Одомашнивание как первый этап селекции.









Факторы эволюции пород и сортов.




Л.р.№10. Изучение результатов искусственного отбора.



Роль Н.И. Вавилова в развитии селекции.









Искусственный отбор как метод селекции, его формы.









Виды гибридизации.










Значение гибридизации.










Создание гетерозисных сортов. Теории гетерозиса.









Методы И.В.Мичурина.










Современные методы селекции растений (клеточная, хромосомная и генная инженерия)









Межвидовая гибридизация, преодоление бесплодия межвидовых гибридов.









Особенности селекции животных. Крупномасштабная селекция.









Создание химерных и трансгенных животных.









Особенности селекции микроорганизмов. Генная инженерия.









Клонирование.










Обобщение.










Зачет по теме: "Селекция".










Предмет и задачи биотехнологии.










Микроорганизмы и грибы как объекты биотехнологии.









Микробиологический синтез и его основные этапы.









Микробиологическое производство пищевого и кормового белка.









Производство витаминов, гормонов, лекарственных препаратов.









Микробиологическая переработка отходов производства.









Технология получения биогаза и жидкого топлива.









Инженерная энзимология.










Проблемы и перспективы биотехнологии









Обобщение.










Итоговая конференция.








55

Уроки повторения по экзаменационным вопросам.








Теоретическая часть 127 часов.

Практическая часть 10 лабораторных работ.

Резервное время 9 часов.









ЛИТЕРАТУРА.


  1. Беркенблит,М.Б., Глаголев,С.М., Фуралев,В.А. Общая биология. в 2х т. - М.: Мирос, 1999.

  2. Билич,Г.Л. Биология. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. - Санкт-Петербург: Союз, 2001.

  3. Богданова,Т. Л., Солодова,Е.А. Биология. Справочник. - М.: ACT-ПРЕСС школа, 2002.

  4. Воронцов,Н.Н., Сухорукова,Л.Н. Эволюция органического мира. - М.: Наука, 1996.

  5. Грин,Н., Стаут,У., Тейлор,Д. Биология. в 3-х т. - М.: Мир, 2003.

  6. Гусева,М.В., Каменский,А.А. Биология. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Мир, 2002.

  7. Заяц,Р.Г., Рачковская,И.В., Тамбровская,В.М. Биология. Пособие для поступающих в вузы. - Минск: Высшая школа, 2005.

  8. Лемеза,М.А. Пособие по биологии для поступающих в вузы. – Минск: Университетское, 2004.

  9. Мамонтов,С.Г., Захаров,В.Б., Козлова,Т.А. Основы биологии. - М.: Просвещение, 1992.

  10. Общая биология 10-11, под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.,
    Рувинского А.О., М."Просвещение" 2007

  11. Павлов,И.Ю., Вахненко,Д.В., Москвичев,Д.В. Биология. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999.

  12. Пименов,А.В., Гончаров,О.В. Биология. Пособие для поступающих в вузы. – М.: "НЦ ЭНАС", 2003.

  13. Чебышев,Н.В., Кузнецов,С.В., Зайчикова,С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. в 2-х т. - М.: "Новая волна", 2006.

  14. Чернова,Н.М., Галушкин,В.М., Константинов,В.М. Основы экологии. - М.: Дрофа 2006.

  15. Ярыгин,В.Н. Биология. - М.: Владос, 2002.
1   2   3   4