Определение понятия жизни Ф.Энгельса. Современное научное определение жизни М.В Волькенштейна. П. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.
Определение креационизма. Абиогенез. Гипотеза самозарождения и ее опровержение в опытах Ф.Реди и Л.Пастера. Биогенез. Теория панспермии. Взгляды В.И.Вернадского на происхождение жизни. III. ТЕОРИЯ А.И.ОПАРИНА И Д.ХОЛДЕЙНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (БИОПОЭЗ).
Первый этап биопоэза – абиогенный синтез мономеров. Опыта Миллера. Второй этап - абиогенный синтез полимерных органических молекул, опыты С.Фокса. Третий этап - формирование коацерватных капель, их свойства. Образование мембранных структур. Формирование метаболизма на основе белковых катализаторов, систем самовоспроизведения.
Свойства первичных организмов (пробионтов). Эволюция пробионтов.
Симбиотическая теория образования эукариот. IV. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА В ХОДЕ ЭВОЛЮЦИИ.
Развитие органического мира и основные ароморфозы в архейскую и протерозойскую эры. Этапы развития растительного и животного мира в палеозойскую и мезозойскую эры. Основные ароморфозы палеозойской и мезозойской эр. Основные этапы развития органического мира в кайнозойскую эру. Эволюционные преобразования на современном этапе. Антропогенное влияние на состояние растительного и животного мира.
раздел VIII. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. (13 часов)
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ УЧЁНЫХ 18-19 ВЕКОВ.
Взгляды К.Линнея и Ж.Б.Ламарка о происхождении человека.
Основные положения учения Ч. Дарвина о происхождении человека. II. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Данные сравнительной анатомии о происхождении человека от животных (рудименты, атавизмы). Эмбриологические и палеонтологические доказательства происхождения человека. Черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
Положение вида человек разумный в современной классификации. III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА
Общие предки человека и человекообразных обезьян (дриопитеки, рамапитеки). Характерные черты строения и обреза жизни австралопитеков и "человека умелого". Архантропы (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек), особенности их развития и образа жизни, галечная культура.
Палеоантропы (неандертальцы), основные антропоморфозы, культура скребел и наконечников. Неоантропы (кроманьонцы), переход к оседлости и социальной эволюции. Эволюция современного человека. IV. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА.
Характеристика биологических факторов антропогенеза (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор).
Характеристика социальных факторов антропогенеза (трудовая деятельность, речь, сознание, общественный образ жизни). Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека. V. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ.
Определение и классификация человеческих рас. Характеристика больших и малых рас человека. Время и место возникновения человеческих рас. Теории расогенеза (моноцентризм и полицентризм). Механизмы расогенеза (дрейф генов, естественный отбор). Антинаучная реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
об особенностях жизни как формы существования материи,
о роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в биотехнологии, при охране окружающей среды и здоровья человека;
основных терминов, используемых в биологической и медицинской литературе.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;