|
Рабочая программа по учебному предмету «биология» углубленный уровень изучения для 7-а класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместителем директора Директор школы:
по УВР:____________А.В. Ульянова _______________В.В. Коротков
«___»_________2013-2014 уч.год. «___»_________2013-2014 уч.год. Рабочая программа
по учебному предмету
«БИОЛОГИЯ»
углубленный уровень изучения
для 7-А класса
на 2013-2014 учебный год
Разработана
Курьяковой Е.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа предназначена для углубленного изучения курса биологии разделов «Животные» в 7 классе основной общей школы. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом , с учетом примерной программы основного общего образования по биологии и программы для 6-7 классов (углубленное изучение) авторов Алексеевой Е.В., Курьяковой Е.Ю.
Данная программа по биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся 7 классов и логики развития биологических понятий. Углубленное изучение биологии позволяет формировать у учащихся систему знаний о живой природе в целом, о ее многообразии и эволюции.
Углубленное изучение предмета предусматривает объем учебной нагрузки не менее 102 часов в учебный год (3 часа в неделю) по биологии и параллельно 34 часов в учебный год (1 час в неделю) по экологии.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекта
Шаталова С.П., Сухова Т.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана -Граф, 2010.: ил.- (Живая природа).
Сухова Т.С. Биология: 7 класс: методическое пособие/ Т.С. Сухова, С.П.Шаталова. – М.: Вентана- Граф, 2010. – 176с.: ил.- (Живая природа).
Дополнительно Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2009
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Содержание программы;
Требования к уровню подготовки учащихся данного класса;
Тематическое планирование;
Календарно-тематический план;
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (102 часа; 3 часа в неделю) ТЕМА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ (5 часов)
Зоология – наука о царстве Животных. Отличия животных от растений. Многообразие животных. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных друг с другом, растениями и др. живыми организмами. Место и роль животных в природных ценозах. Трофические связи в природных сообществах. Животные растительноядные, хищные, падальщики, всеядные, паразиты животных, человека и растений. Экологические ниши.
Значение животных в жизни человека. Охрана животного мира.
Классификация животных. Систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.
Краткая история развития зоологии. Ученые-зоологи. Достижения современной зоологии.
Экскурсии.
1. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах. ТЕМА 2. СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ (3 часа)
Клетка как структурно-функциональная единица организма животного. Особенности животных клеток, типы животных тканей. Регуляция деятельности органов, систем органов и всего животного организма.
Лабораторные работы
1. Изучение разных типов животных клеток и тканей под микроскопом. ТЕМА 3. ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ (ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ) (6 часов)
Общая характеристика одноклеточных животных, их разнообразие. Саркожгутиконосцы. Общая характеристика типа.
Корненожки. Амеба протей как типичный представитель саркодовых простейших. Внешнее и внутреннее строение. Особенности процессов жизнедеятельности. Значение в природе.
Жгутиконосцы. Общая характеристика. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее в себе черты животных и растений. Колониальные жгутиковые, вольвокс.
Инфузории. Общая характеристика типа.
Инфузория-туфелька как наиболее сложное простейшее. Особенности внешнего и внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности. Половой процесс – конъюгация. Разнообразие инфузорий, значение их в природе.
Значение простейших в жизни человека. Симбиотические простейшие. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный плазмодий. Меры профилактики заражения дизентерией. Борьба с малярией. Учение о природно-очаговых заболеваниях.
Лабораторные работы.
1. Изучение инфузории-туфельки под микроскопом.
2.Изучение простейших в сенном настое.
3.Изучение эвглены зеленой и вольвокса. ТЕМА 4. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа)
Общая характеристика подцарства Многоклеточные животные. Принципиальные отличия многоклеточных животных от одноклеточных.
Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра как типичный представитель кишечнополостных. Внешний вид и особенности образа жизни. Радиальная симметрия тела. Внутреннее строение. Два слоя тела: эктодерма и энтодерма, характерные клетки и их функционально-структурные особенности. Особенности процессов жизнедеятельности гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Многообразие: коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Ядовитые кишечнополостные.
Лабораторные работы
1. Изучение фиксированного препарата пресноводной гидры. ТЕМА 5. ТИПЫ ЧЕРВЕЙ (8 часов)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей.
Тип Плоские черви. Белая планария – свободноживущий плоский червь. Внешнее строение и образ жизни. Особенности внутреннего строения. Двусторонняя симметрия.
Паразитические плоские черви. Класс Ленточные черви. Бычий и свиной цепни. Эхинококк. Класс Сосальщики. Печеночный сосальщик. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Циклы развития и смена хозяев. Меры профилактики заражения паразитическими плоскими червями.
Тип Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как паразитические представители вида. Особенности внешнего и внутреннего строения. Жизненные циклы. Меры профилактики заражения паразитическими круглыми червями.
Биологический смысл паразитизма. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение гельминтов в природе и жизни человека. Гельминтология. Работы академика Скрябина.
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые, многообразие и значение. Класс Малощетинковые. Дождевой червь, среда обитания и образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Значение в природных биогеоценозах.
Значение червей и их место в эволюции животного мира.
Лабораторные работы.
1. Наблюдение за поведением дождевого червя – его передвижением, ответами на раздражение.
2. Изучение внешнего строения дождевого червя.
3. Изучение внутреннего строения дождевого червя на готовых влажных препаратах. ТЕМА 6. ТИП МОЛЛЮСКИ (6 часов)
Общая характеристика типа Моллюсков. Их многообразие. Роль раковины как наружного скелета.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка, голый слизень) как представитель брюхоногих. Среда обитания, образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие. Значение в природе и жизни человека.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия (устрица). Места обитания, образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности. Размножение. Значение в природе и жизни человека.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары, каракатицы. Образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения и размножения. Значение в природе и жизни человека.
Место моллюсков в эволюции животного мира.
Лабораторные работы.
1. Изучение и сравнение внешнего вида моллюсков по натуральным объектам.
2. Наблюдение за поведением моллюсков в аквариуме (катушка и др.), их передвижением и ответом на раздражение.
3. Изучение строения раковины различных пресноводных и морских моллюсков. ТЕМА 7. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (11 часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различия членистоногих с кольчецами. Место в эволюции животного мира.
Класс Ракообразные. Общая характеристика и многообразие класса. Речной рак как типичный представитель класса ракообразных. Места обитания и образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие класса. Паук-крестовик. Места обитания и образ жизни. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие. Строение и роль паутины. Значение пауков в природных биогеоценозах.
Клещи. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с паразитическим образом жизни. Многообразие паразитических клещей. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности внешнего строения насекомых на примере любого представителя класса. Его образ жизни и процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие. Типы развития насекомых. Важнейшие отряды насекомых с полным (бабочки, жуки, двукрылые, перепончатокрылые) и неполным (прямокрылые, равнокрылые, стрекозы) превращением. Насекомые – вредители лесов, полей, садов и огородов.
Домашние насекомые: пчела и тутовый шелкопряд. Особенности поведения и значение в жизни человека.
Насекомые-переносчики заболеваний. Общественные насекомые – муравьи и пчелы. Особенности жизни и организации семей. Поведение, инстинкты. Значение в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падальщики, паразиты и сверхпаразиты среди насекомых. Значение их в природе и жизни человека. Биологические способы борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых. Охраняемые насекомые Нижегородской области.
Демонстрации фрагментов учебных видеофильмов о насекомых. Экскурсии
1. Многообразие членистоногих.
Лабораторные работы.
1. Изучение внешнего строения насекомых (работа с коллекцией).
2.Покровы и внешнее строение речного рака.
3. Изучение насекомых-вредителей (работа с коллекцией) , мер борьбы с ними. ТЕМА 8. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (2 часа)
Общая характеристика типа Хордовые.
Подтип Бесчерепные. Общая характеристика. Ланцетник как представитель бесчерепных. Среда обитания и образ жизни. Особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и практическое значение. ТЕМА 9. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ. НАДКЛАСС РЫБЫ (9 часов)
Подтип Черепные. Общая характеристика подтипа.
Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб. Многообразие рыб, особенности внешнего строения в связи с водной средой жизни.
Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела рыбы. Роль плавников в передвижении рыбы.
Внутреннее строение, системы органов. Размножение и развитие рыб. Нерест. Миграции рыб.
Класс Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Особенности строения и многообразие.
Костистые рыбы. Многообразие. Осетровые рыбы, практическое значение, современное состояние промысла осетровых, необходимость охраны и восстановления запасов осетровых.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в эволюции животного мира.
Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, тресковые, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Охраняемые рыбы Нижегородской области.
Рыборазводные заводы и их значение. Прудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумное рыбоводство.
Экскурсии
1. Организация прудового хозяйства.
Лабораторные работы
1. Наблюдение за живыми рыбами в аквариуме.
2. Изучение внешнего строения, формы и окраски тела рыбы. Определение возраста рыбы по чешуе.
3. Изучение скелета рыбы.
4. Изучение внутреннего строения рыбы на готовом влажном препарате.
ТЕМА 10. ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ (7 часов) Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика класса. Особенности внешнего строения лягушки в связи с земноводным образом жизни. Внутреннее строение лягушки. Процессы жизнедеятельности. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Зимовки. Метаморфозы развития. Сходство головастика с рыбой.
Многообразие земноводных. Классы Хвостатых, Бесхвостых и Безногих амфибий. Представители и их значение в природе и жизни человека. Охрана земноводных. Охраняемые амфибии Нижегородской области.
Вымершие амфибии. Происхождение земноводных и роль в эволюции мира животных.
Лабораторные работы
1. Наблюдение за живыми лягушками (в аквариуме или акватеррариуме), их ответом на раздражение.
2. Изучение внешнего строения лягушки.
3. Изучение скелета лягушки.
4. Изучение внутреннего строения лягушки на готовых влажных препаратах. ТЕМА 11. ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИЛИ РЕПТИЛИИ (7 часов)
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Многообразие рептилий.
Ящерица живородящая (или прыткая) как типичный представитель класса рептилий. Особенности внешнего и внутреннего строения, поведения, размножения и развития. Годовой цикл жизни.
Отряд Чешуйчатые. Змеи, ящерицы, сходство и различия. Ядовитые змеи. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение чешуйчатых в природе и жизни человека.
Отряды Крокодилы и Черепахи. Многообразие, особенности внешнего строения и поведения.
Роль рептилий в природе и жизни человека. Охрана рептилий. Охраняемые рептилии Нижегородской области.
Вымершие пресмыкающиеся. Группы динозавров. Причины их вымирания. Происхождение рептилий от древних земноводных. Роль в эволюции животного мира.
Демонстрации учебных видеофрагментов.
Экскурсии
1. Разнообразие животных родного края.
Лабораторные работы
1.Наблюдение за живыми черепахами, их ответом на раздражение.
2. Изучение внешнего строения ящерицы.
3. Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки. ТЕМА 12. ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ПТИЦЫ (12 часов) Класс Птицы. Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом. Процессы жизнедеятельности. Теплокровность как следствие высокого уровня обмена веществ. Усложнение строения птиц по сравнению с рептилиями. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Многообразие птиц. Отряды птиц, их распространение и характерные черты приспособления к условиям жизни.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в природе и жизни человека. Промысловые птицы, их использование и охрана. Охраняемые птицы Нижегородской области.
Домашние птицы. Происхождение, важнейшие породы и их использование. Понятие селекции и искусственного отбора.
Происхождение птиц. Археоптерикс. Птицы как высшее звено эволюционного развития рептилий. Роль птиц в эволюции животного мира.
Демонстрации учебных видеофильмов
Экскурсии
1. Знакомство с птицами леса (или парка). Наблюдение за зимующими птицами.
Лабораторные работы
1. Изучение внешнего строения птицы, его особенностей в связи с полетом (на примере чучел).
2. Изучение перьевого покрова птиц и различных типов перьев.
3. Изучение скелета птицы.
4. Изучение внутреннего строения птицы по готовым влажным препаратам.
5. Изучение строения куриного яйца. ТЕМА 13. ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ (13 часов)
Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика класса. Среды жизни и места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Системы органов. Процессы жизнедеятельности. Усложнение строения и организации зверей по сравнению с рептилиями. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Многообразие млекопитающих. Первозвери (однопроходные), низшие (сумчатые) и высшие (плацентарные) звери. Особенности строения в связи с местами обитания и образом жизни. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии.
Происхождение млекопитающих. Древние рептилии как предки млекопитающих. Зверозубые ящеры. Роль млекопитающих в эволюции мира животных.
Основные экологические группы млекопитающих. Значение зверей в природных ценозах и жизни человека. Домашние звери, их дикие предки, современные породы и их использование человеком.
Регулирование численности зверей в природе и антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Охраняемые звери Нижегородской области.
Демонстрации учебных видеофрагментов.
Экскурсии
1. Домашние и дикие звери
Лабораторные работы
1. Наблюдение за поведением млекопитающих, их реакцией на раздражители.
2. Изучение внешнего строения млекопитающего.
3. Изучение строения скелета млекопитающего.
4. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам. ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (4 часа)
Историческое развитие животного мира. Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Основные этапы эволюции царства животных. Разнообразие мира животных как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивого развития природы и общества.
Современный животный мир. Охрана животных в процессе рационального использования. Роль каждого человека и общества в целом в сохранении многообразия живого мира на планете Земля.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
Учащиеся должны знать:
-Значение видового многообразия животного мира;
-Роль животных в природе и жизни человека;
-Связи животных со средой обитания;
-Особенности строения и жизнедеятельности животных из разных систематических групп;
-Отличительные черты строения и жизнедеятельности беспозвоночных и позвоночных животных;
-Основные систематические категории изучаемых животных;
-Экологические факторы, влияющие на животных;
-Роль животных в пищевых цепях в биоценозах;
-Влияние деятельности человека на животный мир;
-Редкие и исчезающие виды животных Нижегородской области, правила их охраны;
-Правила и нормы поведения человека в природе.
Учащиеся должны уметь:
-Проводить наблюдения за животными;
-Ухаживать за животными уголка живой природы;
-Пользоваться оптическими приборами и лабораторно-экскурсионным оборудованием;
-Определять виды наиболее распространенных животных Нижегородской области;
-Составлять цепи и сети питания в природных биогеоценозах;
-Владеть приемами работы с учебником и другими учебными пособиями;
-Проводить просветительскую работу по охране природы родного края.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
| Количество часов
чачасов
| Тема 1. Общие сведения о мире животных
| 5
| Тема 2. Строение тела животных
| 3
| Тема 3.Подцарство Простейшие (одноклеточные) животные
| 6
| Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Ки-
шечнополостные
| 3
| Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые
черви
| 8
| Тема 6. Тип Моллюски
| 6
| Тема 7. Тип Членистоногие
| 11
| Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные
| 2
| Тема 9. Тип Хордовые. Подтип Черепные. Надкласс
Рыбы.
| 9
| Тема 10. Класс Земноводные (Амфибии)
| 7
| Тема 11. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)
| 7
| Тема 12. Класс Птицы
| 12
| Тема 13. Класс Млекопитающие (Звери)
| 13
| Тема 14. Развитие животного мира на Земле
| 4
| ИТОГО
| 96 ч + 6 ч резерв
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
| НАЗВАНИЕ УРОКА
| ДАТА
| ЛАБОРАТОР. РАБОТЫ
| ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ
| уроки
| экскурсии
| Практ.раб.
| всего
|
|
|
|
|
Введение (4ч)
| 2
| 1
|
| 3
|
1.Какими свойствами обладают животные как живые организмы? 2.Чем отличаются животные от организмов других царств?
3.Экскурсия № 1 «Разнообразие животных – обитателей водоема, леса, открытого пространства». 4.Науки изучающие животных.
|
|
|
| I. Системная
организация
животного (7ч)
| 7
|
|
| 7
| 1(5). Клетка - единица строения и жизнедеятельности животного организма. 2(6). Ткани животного организма. Эпителиальная и соединительная ткани. 3(7). Л.Р.№ 1 «Сравнение эпителиальной и соединительной тканей» 4(8). Ткани животного организма - мышечная и нервная. 5(9). Л.Р.№ 2 «Строение мышечной и нервной тканей». 6(10). Орган. Системы органов. Организм. 7(11). Подведем итоги.
|
|
+ +
|
| 2. Многообразие животного мира
современной
планеты (60ч)
2.1. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4ч)
| 4
|
|
| 4
| 1(12).Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.
2(13).Класс Жгутиконосцы. Л.р.№3 «Изучение эвглены зеленой и вольвокса».
3(14). Тип Инфузории, или Ресничные.
Л.р. № 4 «Строение и передвижение инфузории – туфельки».
4(15).Многообразие простейших. Обобщение знаний по теме.
|
|
+ +
|
| 2.2.Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3ч)
| 3
|
|
| 3
| 1-2(16-17).Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.
Л.р.№5 «Изучение фиксированного препарата пресноводной гидры». 3(18).Морские кишечнополостные.
|
|
+
|
| 2.3. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6ч)
| 6
|
|
| 6
| 1(19).Тип Плоские черви. Белая планария.
2(20).Разнообразие плоских червей.
4(21).Тип Круглые черви. Класс Нематоды.
5(22).Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.
5-6(23-24).Класс Малощетинковые черви.
Л.р.№6 «Наблюдение за поведением дождевого червя – его передвижением, ответами на раздражение».
|
|
+
|
| 2.4. Тип Моллюски (4ч)
| 4
|
|
| 4
| 1(25).Общая характеристика типа Моллюски. Л.р.№ 7 «Изучение и сравнение внешнего вида моллюсков по натуральным объектам».
2(26).Класс Брюхоногие моллюски.
3(27).Класс Двустворчатые моллюски
Л.р. № 8 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».
4(28).Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски».
|
| +
+
|
| 2.5.Тип Членистоногие (8ч)
| 8
|
|
| 8
| 1(29).Класс Ракообразные. Л.р.№ 9 «Покровы и внешнее строение речного рака».
2(30).Класс Паукообразные.
3-4(31-32).Класс Насекомые
Л.р. № 10 «Внешнее строение насекомого».
5(33).Типы развития насекомых.
6(34).Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.
7(35).Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Л.р.№11 «Изучение насекомых-вредителей (работа с коллекцией) и мер борьбы с ними».
8(36).Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие» и по разделу «Подцарство Многоклеточные».
|
| +
+
+
|
| 2.6.Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1ч)
| 1
|
|
| 1
| 1(37).Общие признаки Хордовых животных. Подтип Бесчерепные.Ланцетник как типичный представитель бесчерепных.
|
|
|
| 2.7. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (6ч)
| 5
|
| 1
| 6
| 1(38).Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика.
Л.р. № 12 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы (наблюдение за живыми рыбами в аквариуме)».
2(39).Внутреннее строение костной рыбы
Л.р. № 13 «Внутреннее строение тела рыбы».
3(40) Особенности размножения рыб.
4(41).Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы.
5(42).Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана.
6(43)Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы». Практическая работа № 1 «Уход за аквариумом».
|
|
+ +
|
| Класс Земноводные, или Амфибии (4ч)
| 4
|
|
| 4
| 1(44).Места обитания и внешнее строение земноводных. Л.р.№14 «Изучение внешнего строения лягушки».
2(45).Внутреннее строение земноводных на примере лягушки
Л.р. №15 «Изучение внутреннего строения лягушки на готовых влажных препаратах».
3(46).Строение и деятельность систем внутренних органов.
4(47).Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. Значение земноводных в природе.
|
| +
+
|
| Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5ч)
| 5
|
|
| 5
| 1(48).Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы)
Л.р. № 16 «Внешнее строение ящерицы».
2(49).Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся
3(50).Многообразие пресмыкающихся.
4(51).Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.
5(52). Обобщение знаний по теме «Классы Пресмыкающиеся и Амфибии».
|
|
+
|
| Класс Птицы (9ч)
| 7
|
| 2
| 9
| 1-2(53-54).Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц.
Л.р. № 17 «Внешнее строение птицы. Его особенностей в связи с полетом».
3(55).Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц.
Л.р. № 18 «Строение скелета птицы».
4(56).Внутреннее строение птиц: системы внутренних органов птицы.
5(57).Размножение и развитие птиц. Практическая работа № 2 «Изучение строения куриного яйца».
6(58). Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц.
7(59).Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.
8(60). Значение и охрана птиц. Практическая работа № 3 «Подкармливание птиц зимой».
9(61). Обобщение знаний по теме «Класс Птицы».
|
|
+
+
|
| Класс Млекопитающие, или Звери (9ч)
| 9
|
|
| 9
| 1(62).Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.
Л.р. № 19 «Внешнее строение млекопитающего»
2 (63).Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы.
Л.р. № 20 «Строение скелета млекопитающих».
3(64).Внутреннее строение млекопитающих: системы внутренних органов.
4(65).Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих.
5(66).Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.
6(67).Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.
7(68).Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.
8(69).Значение млекопитающих для человека.
9(70). Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери».
|
|
+ +
|
| III. Изменение
животного мира в процессе
эволюции (8ч)
| 7
| 1
|
| 8
|
1(71). Доказательства исторического развития (эволюции) животного мира. 2(72)Л.р.№ 21 «Изучение ископаемых остатков животных организмов». 3(73). Происхождение животных. 4(74). Основные события в истории животного мира. Эволюция беспозвоночных. 5(75). Основные события в истории животного мира. Эволюция Хордовых. 6(76). Освоение животными разных сред обитания. Обитатели водной среды и почвы. 7(77). Животные-обитатели наземно-воздушной среды. Живой организм как среда обитания животных. 8(78). Подведём итоги. Экскурсия № 2 в палеонтологический или краеведческий музей.
|
|
+
|
| IV.Эволюционные изменения
строения и жизнедеятельности животных (10ч)
| 10
|
|
| 10
|
1(79). Эволюционные изменения покровов тела животных.
2(80)Л.р.№ 22 «Изучение покровов животных». 3(81). Эволюция опорно- двигательной системы животных.
4(82). Эволюционные изменения пищеварительной системы животных.
5(83). Эволюция системы органов дыхания и выделительной системы. 6(84). Эволюция кровеносной (транспортной) системы животных.
7(85)Л.р. № 23 «Сравнение строения эритроцитов земноводного и млекопитающего». 8(86). Нервно-гуморальная регуляция организма животного. Эволюция нервной системы. 9(87). Процессы размножения и развития животных. 10(88). Подведём итоги.
|
|
+
+
|
| V. Особенности жизнедеятельности животных в разных
средах обитания
(9ч)
| 6
| 1
| 2
| 9
|
1(89). Условия существования животных. 2(90). Движение - свойство животных, обитателей разных сред. 3(91). Разнообразие пищи и способов питания животных. 4(92). Дыхание животных в воде и на суше. 5(93). Совместное обитание животных разных видов. 6(94).Практическая работа № 4 «Определение видов в природе». 7(95). Взаимоотношения животных - представителей одного вида.
8(96).Практическая работа № 5 «Звуковое общение животных». 9(97). Подведём итоги. Экскурсия № 3 «Звуки в живой природе».
|
|
|
| Заключение (3ч)
| 3
|
|
| 3
|
1(98). Животные в жизни человека. 2(99). Роль животных на современной планете. 3(100). Задания на лето.
|
|
|
| Всего
| 100 ч
| 3
| 5
| 5 ч резерва
|
|
| 23
|
|
ЛИТЕРАТУРА
Акимушкин И.; Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочное пособие. М.; АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002
Брем. З. Биология. Справочник школьника и студента. М., Дрофа, 1999
Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: животные. М.: Вентана-Граф, 2006.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2004.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.: Вентана- Граф, 2005.
Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
Шпинар 3. В. История жизни на Земле; Прага: Атрия, 1977.
Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1996
|
|
|