|
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» класс: 9 класс количество часов: 68 часов в год автор: Калинина Ольга Анатольевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Салганская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по учебному предмету «Химия»
класс: 9 класс количество часов: 68 часов в год.
автор: Калинина Ольга Анатольевна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Цели и задачи изучения предмета Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов). Исходными документами для составления рабочей программы явились:
-федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г;
-федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г;
-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2014/15 учебный год.
-письмо Минобразования России от 01.04.2005 № 03-47 «О перечне УМК для оснащения образовательных учреждений» (https://vestnik.edu.ru)
-примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);
-авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.). В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 7 часов вместо 6 часов за счет включения урока повторения свойств оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления - восстановления.
- Тема 1 «Металлы» до 19 часов вместо 15 часов за счет включения практической работы №1, практической работы №2, практической работы №3.
- Тема №3 «Неметаллы» 25 часов вместо 23 часов за счет включения практических работ №4,5,6.
2. Уменьшено число часов на изучение тем:
- Тема №5 «Органические вещества» с 10 часов до 9 часов, т.к. понятие о предельных и непредельных углеводородах рассматривается на уроке «Углеводороды».
Таким образом, практические работы, составляющие тему 2 и тему 4, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2009г. издания)
3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2014/15 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа. Количество часов согласно учебному плану МКОУ ПСОШ– 2 часа в неделю. Формы и методы, технологии обучения.
Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С использованием следующих форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный метод, проектный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.
Контроль за уровнем ЗУН представляет проведение практических работ, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.
Содержание программы. 9 класс (2ч в неделю; всего 68 ч) Введение. Общая характеристика химических элементов (7 часов)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Тема 1 Металлы (19 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гкдроксидов железа (II) и (III). Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. З. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+. Практическая работа № 1: «Осуществление цепочки химических превращений»
Практическая работа № 2: «Получение и свойства соединений металлов»
Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»
Тема 2 Неметаллы (25 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента. Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практическая работа № 4: «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
Практическая работа № 5: «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода ».
Практическая работа № 6: «Получение, собирание и распознавание газов».
Тема 3 «Органические вещества» (9 часов)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков. Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.
Тема 4 Обобщение знаний по химии за курс основной школы (6 ч )
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
Тематическое планирование по химии, 9 класс
(2ч в неделю, всего 68ч, из них 2 ч – резервное время)
№
| Название темы
| Всего часов
| Из них
|
|
|
| Практические работы
| Контрольные работы
| I.
| Введение. Общая характеристика химических элементов
| 7
|
| Контрольная работа №1 по теме «Введение»
| II
| Тема №1. Металлы
| 19
| Практическая работа № 1: «Осуществление цепочки химических превращений»
Практическая работа № 2: «Получение и свойства соединений металлов»
Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»
| Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»
| III
| Тема №2. «Неметаллы»
| 25
| Практическая работа № 4: «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
Практическая работа № 5: «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода ».
Практическая работа № 6: «Получение, собирание и распознавание газов».
| Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы»
| IV
| Тема №3. «Органические вещества»
| 9
|
|
| V
| Тема № 4. «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»
| 6
|
| Итоговая контрольная работа № 4 за курс основной школы
| VI
| Резервное время.
| 2
|
|
|
| Итого
| 68
|
|
|
Календарно-тематический план (68ч)
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата
|
|
|
| План
| Факт
|
| Введение. Общая характеристика химических элементов (7 часов)
|
|
|
| 1
| Вводный инструктаж по технике безопасности.
Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева.
| 1
|
|
| 2
| Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений.
| 1
|
|
| 3
| Амфотерные оксиды и гидроксиды.
| 1
|
|
| 4
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
| 1
|
|
| 5
| Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД и ОВР.
| 1
|
|
| 6
| Обобщение и систематизация знаний по «Введению»
| 1
|
|
| 7
| Контрольная работа №1 по теме «Введение»
| 1
|
|
|
| Тема 1. «Металлы» (19 часов).
|
|
|
| 1 (8)
| Положение металлов в П.С.Х.Э. Д. И. Менделеева и строение их атомов.
| 1
|
|
| 2 (9)
| Физические свойства. Сплавы.
| 1
|
|
| 3 (10)
| Химические свойства металлов
| 1
|
|
| 4 (11)
| Получение металлов.
| 1
|
|
| 5 (12)
| Коррозия металлов
| 1
|
|
| 6 (13)
| Щелочные металлы
| 1
|
|
| 7 (14)
| Соединения щелочных металлов
| 1
|
|
| 8 (15)
| Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
| 1
|
|
| 9 (16)
| Соединения бериллия, магния и щелочноземельных металлов.
| 1
|
|
| 10 (17)
| Алюминий
| 1
|
|
| 11 (18)
| Соединения алюминия
| 1
|
|
| 12 (19)
| Выполнение упражнений, решение задач.
| 1
|
|
| 13 (20)
| Железо.
| 1
|
|
| 14 (21)
| Соединения железа
| 1
|
|
| 15 (22)
| Практическая работа № 1: «Осуществление цепочки химических превращений»
| 1
|
|
| 16 (23)
| Практическая работа № 2: «Получение и свойства соединений металлов»
| 1
|
|
| 17(24)
| Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»
| 1
|
|
| 18(25)
| «Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»
| 1
|
|
| 19(26)
| Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»
| 1
|
|
|
| Тема 2. «Неметаллы» (25 часов).
|
|
|
| 1 (27)
| Неметаллы: атомы и простые вещества.
| 1
|
|
| 2 (28)
| Химические элементы в клетках живых организмов.
| 1
|
|
| 3 (29)
| Водород.
| 1
|
|
| 4 (30)
| Галогены.
| 1
|
|
| 5 (31)
| Соединения галогенов.
| 1
|
|
| 6(32)
| Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.
| 1
|
|
| 7 (33)
| Выполнение упражнений, решение задач.
| 1
|
|
| 8 (34)
| Кислород.
| 1
|
|
| 9 (35)
| Сера.
| 1
|
|
| 10(36)
| Соединения серы.
| 1
|
|
| 11(37)
| Практическая работа № 4: «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
| 1
|
|
| 12 (38)
| Азот.
| 1
|
|
| 13 (39)
| Аммиак.
| 1
|
|
| 14(40)
| Соли аммония.
| 1
|
|
| 15 (41)
| Кислородные соединения азота.
| 1
|
|
| 16 (42)
| Фосфор и его соединения.
| 1
|
|
| 17 (43)
| Выполнение упражнений. Решение задач.
| 1
|
|
| 18 (44)
| Углерод.
| 1
|
|
| 19(45)
| Кислородные соединения углерода.
| 1
|
|
| 20(46)
| Кремний.
| 1
|
|
| 21 (47)
| Силикатная промышленность.
| 1
|
|
| 22 (48)
| Практическая работа № 5: «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода ».
| 1
|
|
| 23 (49)
| Практическая работа № 6: «Получение, собирание и распознавание газов».
| 1
|
|
| 24 (50)
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
| 1
|
|
| 25(51)
| Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы»
| 1
|
|
|
| Тема 3. «Органические вещества» (9 часов)
|
|
|
| 1 (52)
| Предмет органической химии.
| 1
|
|
| 2 (53)
| Предельные углеводороды.
| 1
|
|
| 3 (54)
| Непредельные углеводороды. Этилен.
| 1
|
|
| 4 (53)
| Спирты.
| 1
|
|
| 5 (56)
| Предельные одноосновные карбоновые кислоты.
| 1
|
|
| 6(57)
| Сложные эфиры. Жиры.
| 1
|
|
| 7 (58)
| Аминокислоты и белки.
| 1
|
|
| 8(59)
| Углеводы.
| 1
|
|
| 9 (60)
| Полимеры.
| 1
|
|
|
| Тема 4. «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» (6 часов)
|
|
|
| 1 (61)
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома
| 1
|
|
| 2(62)
| Строение вещества. Виды химических связей и типы кристаллических решеток.
| 1
|
|
| 3(63)
| Классификация химических реакций по различным признакам.
| 1
|
|
| 4 (64)
| Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы, их генетические ряды.
| 1
|
|
| 5(65)
| Классы химических соединений в свете ТЭД и ОВР.
| 2
|
|
| 6(66)
| Итоговая контрольная работа № 4 за курс основной школы
| 1
|
|
| 7-8
(67-68)
| Резерв
| 2
|
|
|
Требования к уровню подготовки выпускников
Соблюдать правила:
— техники безопасности при обращении с химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); растворами кислот, щелочей,
негашеной известью, водородом, метаном, бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями;
— личного поведения, способствующего защите окружающей среды от загрязнения;
— оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Проводить:
— нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание;
— опыты по получению и собиранию кислорода, оксида углерода (IV), водорода;
— распознавание кислорода, водорода, углекислого газа, растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов;
— изготовление моделей молекул веществ (Н20, С02, НС1, СН4, С2Н6, С2Н4, С2Н2, СН3ОН, С2Н5ОН, СН3СООН);
— вычисления: а) массовой доли химического элемента по формуле вещества, б) количества' вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ, в) массовой доли растворенного вещества.
Называть:
— химический элемент по его символу;
— вещества по их химическим формулам;
— свойства неорганических и органических веществ;
— функциональные группы органических веществ;
— признаки и условия осуществления химических реакций;
— факторы, влияющие на скорость химической реакции;
— типы химических реакций;
— биологически важные органические соединения (углеводы, жиры, белки).
Определять:
— простые и сложные вещества;
— принадлежность веществ к определенному классу;
— валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях;
— вид химической связи между атомами в типичных случаях: а) щелочной металл — галоген, б) водород — типичные неметаллы, в) в молекулах простых веществ;
— тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, б) по характеру теплового эффекта, в) по изменению степеней окисления химических элементов.
Составлять:
— формулы неорганических соединений (по валентности химических элементов или степени окисления);
— молекулярные, структурные формулы органических веществ;
— схемы распределения электронов в атомах химических элементов с порядковыми номерами 1—20;
— уравнения химических реакций различных типов;
— уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
— полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.
Характеризовать:
— качественный и количественный состав вещества;
— химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению их атомов;
— свойства высших оксидов элементов с порядковыми номерами 1—20, а также соответствующих им кислот и оснований;
— химические свойства органических и неорганических веществ;
— химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов (на примере производства серной кислоты) и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве;
— способы защиты окружающей среды от загрязнений;
— строение и общие свойства металлов;
— связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;
— области практического применения полиэтилена, металлических сплавов (чугун, сталь, дюралюминий), силикатных материалов (стекло, цемент);
— свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина;
— состав и применение веществ: пищевой соды, медного купороса, йода (спиртовой раствор), глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;
— круговороты углерода, кислорода, азота в природе Земли (по схемам).
Объяснять:
— физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;
— закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов и главных подгрупп;
— причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;
— причины многообразия веществ;
— сущность процессов окисления и восстановления;
— условия горения и способы его прекращения;
— сущность реакции ионного обмена;
— зависимость свойств веществ от вида химической связи. Перечень химических элементов, веществ и их свойств, включенных в требования к уровню подготовки выпускников
Химические элементы:
Н, Не, Li, Be, В, С, N, О, F, Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, CI, At, K, Ca, Fe, Cu, Ag, Zn.
Простые вещества
Неметаллы:
водород (взаимодействие с кислородом, оксидом меди (II)), получение в лаборатории при взаимодействии цинка (железа) с соляной кислотой;
кислород (взаимодействие с водородом, серой, фосфором, магнием, медью, железом, метаном), получение из пероксида водорода и перманганата калия, аллотропия;
сера (взаимодействие с кислородом, цинком, железом и магнием);
углерод (аллотропия, взаимодействие с кислородом с образованием оксидов углерода (II) и (IV)), восстановление меди углем и водородом из оксида меди (II). Металлы:
натрий, калий, кальций (взаимодействие с серой и водой);
магний и алюминий (взаимодействие с серой, соляной кислотой); -
железо, цинк (взаимодействие с серой, соляной кислотой, растворами солей СuCl2, CuS04). Сложные вещества
Оксиды неметаллов: S02, S03, Р205, С02, Si02 (отношение к воде, щелочам).
Оксиды металлов: Na20, MgO, CaO, А1203, Fe203, CuO (отношение к воде, кислотам).
Основания: NaOH, КОН, Са(ОН)2 (взаимодействие с кислотами, с оксидами неметаллов); Cu(OH)2, Fe(OH)3 (взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании).
Амфотерные гидроксиды: Zn(OH)2, А1(ОН)3 (взаимодействие с растворами кислот и щелочей, разложение при нагревании).
Кислоты: НС1, H2S04 (отношение к индикаторам, взаимодействие с некоторыми металлами, основными оксидами, основаниями, солями — СаС03, ВаС12, AgN03).
Соли: хлориды, нитраты, сульфаты, сульфиды железа (II), меди (II), фосфаты; химические реакции замещения и ионного обмена.
Реакции окисления-восстановления: металл + неметалл, металл + кислота, металл + соль, водород + оксид металла. Органические вещества
Предельные углеводороды: метан (горение, взаимодействие с хлором — I стадия реакции), этан (горение).
Непредельные углеводороды: этилен (горение, взаимодействие с водородом, бромом, полимеризация этилена); ацетилен (горение).
Спирты: метанол, этанол (горение).
Карбоновые кислоты: уксусная кислота (химические свойства как электролита, реакция этерификации).
Биологически важные вещества: углеводы, жиры, белки.
Формы и методы контроля.
В течение года должно быть выполнено:
- контрольных работ – 4;
- практических работ –6.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения. 3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»; • три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы. Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2011.
Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.
Учебники данного автора включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
Рекомендуемая литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе.
Дополнительный список соответствует рекомендуемым автором учебной программы. Учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методический комплект по химии 9 класса.
Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2011 года.
Рабочая тетрадь О.С. Габриелян; А.В. Яшукова, «Химия» 9 класс, М. Дрофа, 2011 год.
а) литература для учащихся:
Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2010 г.
Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2009г.
Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2011.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2011.
б) литература для учителя:
Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2008.
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя» Химия 9 класс, М., «Дрофа», 2010 г.
Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2010.
в) электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,
Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
Интернет-ресурсы:
https://chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
https://bril2002.narod.ru/chemistry.html
https://chemel.ru/
https://prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
https://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
Специализированный класс химии (лаборантская, вытяжной шкаф, специализированные столы, немеловая доска).
Стенды:
-«Периодическая система Д.И. Менделеева»
-«Таблица растворимости»
-«Классификация неорганических веществ»
-«Основные единицы измерения в системе СИ»
-«Индикаторы»
-«Техника безопасности»
-Набор портретов ученых-химиков
3. Химическое оборудование и реактивы.
4. Противопожарная сигнализация.
5. Интерактивное оборудование компьютерного класса, интернет ресурсы и CD диски. |
|
|