Главная страница


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для X



Скачать 218.38 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для X
Дата15.03.2016
Размер218.38 Kb.
ТипРабочая программа


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для XXI классов общеобразователных учреждений и программы курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (2010г).

Изучение химии в 11-ом классе по авторской программе О.С. Габриеляна предполагает систематизацию, углубление и обобщение знаний по общей химии, неорганической и органической. Большое внимание в программе и учебнике (Вестник образования России №5 2010г) обращено на практические аспекты химии.

Изучение в 11-ом классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строение вещества и химическом процессе. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Планирование составлено в расчете на 1 часа в неделю, примерно 34 часа в год.

Программа:
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2010.
Учебник:
Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: Дрофа, 2010.
Методические пособия:


  1. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.:Дрофа, 2006.

  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2007.

  4. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11»/О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2008.

  5. Дроздов А.А. Поурочное планирование по химии. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 кл.» (М.: Дрофа) – М.: «Экзамен» 2006

  6. Химия. 11 кл. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. «Химия. 11 кл.» /Сост. С.В. Бочарова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2008


В тематическое планирование включены следующие разделы, при изучении каждого проводятся лабораторные опыты:
1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (3 часа);

2. Строение вещества (14 часов);

3. Химические реакции (8 часов);

4. Вещества и их свойства (9 часов);
Практические работы следуют непосредственно после изучения и повторения темы. Поэтому служат средством закрепления умений, навыков и средством контроля их сформированности:
Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов»;

Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»;

Практическая работа № 3. «Идентификация неорганических соединений».
В тематическом плане предусмотрены 4 контрольные работы, которые соответствуют программе по химии для 11 класса О.С.Габриеляна. Они предназначены для проведения текущего и итогового контроля по основным темам курса:
Контрольная работа №1 «Строение вещества»;

Контрольная работа №2 «Химические реакции»;

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и минералы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;


уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.





урока

п/п

Кол-во

часов по теме

Тема урока

Тип учебного занятия

Методы

Формы

Планируемые результаты

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

ТЕМА 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева, 3 часа

1.

1.

Атом - сложная частица. Состояние электронов в атоме

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

повторить доказательства сложного строения атома, строение атомного ядра и характеристику элементарных частиц (протонов, нейтронов и электронов)

таблицы, иллюстрирующие сложное строение атом

контроль

§1, упр.1-4

§2, упр. 2

2.

2.

Электронные
конфигурации атомов
химических элементов

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать понятие электронной конфигурации атома; научить записывать электронные и электронно-графические формулы атомов химических элементов

таблица «Электронные конфигурации атомов»

самоконтроль

§3,

упр. 1-7

3.

3.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

повторить основные закономерности горизонтальной, вертикальной и диагональной зависимости свойств химических элементов и образуемых ими веществ в Периодической системе в свете теории строения атома

различные формы и варианты Периодической таблицы

самоконтроль

§5,

упр. 1-7

ТЕМА 2. Строение вещества, 14 часов

4..

1.

Ионная химическая связь

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии

модели кристаллических решеток

контроль

§6

5.

2.

Ковалентная связь

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии

модели кристаллических решеток

самоконтроль

§6,

6.

3.

Металлическая связь

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии

модели кристаллических решеток

самоконтроль

§6,

7.

4.

Теория химического строения соединений Бутлерова

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

знать геометрию молекул важнейших соединений и объяснять причины особенностей строения

табл. «Гомологические ряды»




§8, упр. 4-6

8.

5.

Полимеры. Основные понятия химии ВМС

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

раскрыть универсальность понятия «полимер», его применимость и для неорганической химии; повторить важнейшие понятия химии высокомолекулярных соединений, классификацию органических и неорганических полимеров, их строение, свойства, получение и применение групп полимеров и важнейших их представителей

коллекции минералов горных пород, пластмасс, каучуков и волокон и изделий из них; модели кристаллических решеток алмаза, графита, структур белка и ДНК, таблицы по структуре, строению и свойствам полимеров; сера и оборудование для получения пластической серы

самоконтроль

§9, упр. 1

9.

6.

Пластмассы и волокна: их

представители и применение

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

самоконтроль

§9, упр. 3-4

10.

7.

Понятие о дисперсных системах

Лабораторный опыт №1 «Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

дать понятие о дисперсных системах, их классификациях; раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества; показать относительность деления растворов на истинные и коллоидные

образцы препаратов бытовой химии: различные аэрозоли, мыло, порошки; гели косметические, медицинские, пищевые; вода, растительное масло; хлорид натрия, бензол, одеколон, спирт, минеральная вода

самоконтроль

§10,

упр. 1-2

11.

8.

Газообразное состояние вещества. Особенности строения газов

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

три агрегатных состояния воды; особенности строения газов; молярный объем газообразных веществ




самоконтроль

записи в тетр.

12.

9.

Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов»

практическое занятие

репродуктивные, проблемные

парами

на практике познакомиться со способами получения, собирания газов; возможности распознавании различных газов

оборудование для практической работы №1

контроль, самоконтроль

оформит отчет по практической работе

13.

10.

Вода. Потребление воды в быту и на
производстве

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

вода; потребление воды в быту и на производстве




контроль

записи в тетр

14.

11.

Жесткость воды и

способы ее устранения. Минеральные воды

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

жесткость воды и способы ее устранения; минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях

оборудование для определения и устранения жесткости воды; разновидности минеральной воды

самоконтроль

записи в тетр

15.

12.

Решение задач с использованием понятия «Доля»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

понятие «доля» и ее разновидности: массовая и объемная; доля выхода продукта реакции от теоретически возможного




самоконтроль

записи в тетр

16.

13.

Подготовка к контрольной работе

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обобщить и систематизировать знания




контроль

повторить записи

17.

14.

Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества»

урок проверки и оценки знаний

репродуктивные, частично-поисковые

индивидуальные

проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу




контроль




ТЕМА 3. Химические реакции, 8 часов

18.

1.

Классификация химических реакций

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обобщить представления о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких исходных веществ-реактивов в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества – продукты реакции; рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам

растворы медного купороса, фенола, уксусной кислоты, карбоната и силиката натрия, фенолфталеина и лакмуса; бромная вода, соляная кислота; цинк, магний; фосфор красный; пробирки колба, нагревательный прибор, спички, вата

контроль

§11, упр. 1-4

19.

2.

Скорость химических реакций

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

сформировать понятие «скорость химической реакции», вывести формулы для вычисления средней скорости гомогенных и гетерогенных реакций

два железных гвоздя, два кусочка мрамора, формалин, кристаллические Pb(NO3)2 и KI,

растворы CuSO4, H2O2, гранула алюминия, кристаллы хлорида натрия, пробирки, чашки Петрии, сырой картофель, морковный сок, лучинка

самоконтроль

§13, упр. 1-5

20.

3.

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

углубить и обобщить знания о состоянии химического равновесия; закрепить знания о способах смещения равновесия

две пробирки с негустым свежеприготовленным крахмальным клейстером, раствор иода, спиртовка, держатель пробирок, стаканчик, конц. растворы FeCl3, KNCS, кристаллический хлорид калия

самоконтроль

§14, упр. 1-8

21.

4.

Опорные понятия
теории ОВР

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обобщить знания об опорных понятиях теории ОВР




самоконтроль

записи

22.

5.

Электролиз

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

рассмотреть электролиз как окислительно-восстановительный процесс; электролиз расплавов и растворов; практическое применение электролиза




самоконтроль

записи

23.

6.

Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена

Лабораторный опыт №2 «Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

закрепить и углубить знания об основных понятиях теории электролитической диссоциации




самоконтроль

§15, упр. 8-11

24.

7.

Гидролиз

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

на основе универсальности понятия «гидролиз» показать единство мира органических и неорганических веществ; ознакомить с сущностью гидролиза солей и научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей

растворы HCl, HNO3, NaOH, Na2CO3, AlCl3, KNO3, FeCl3; кусочек CaC2; растворы индикаторов и наборы универсальной индикаторной бумаги

самоконтроль

§16. упр. 1-6

25.

8.

Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции»

урок проверки и оценки знаний

репродуктивные, частично-поисковые

индивидуальные

проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу




контроль




ТЕМА 4. Вещества и их свойства, 9 часов

26.

1.

Классификация веществ

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обобщить и систематизировать знания о классах неорганических веществ

образцы металлов, неметаллов, основных оксидов, амфотерных оксидов, кислотных оксидов, щелочей, кислот; коллекции «Минералы и горные породы»

контроль

§17, упр. 1-4

27.

2.

Металлы. Положение в Периодической таблице.


комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обобщить, систематизировать, развить знания о строении металлов,

образцы металлов; модели кристаллических решеток, швейная иголка или булавка, натрий, литий, чашка Петри, фенолфталеин

самоконтроль

§18, упр. 1-10

28.

3.

Химические и физические свойства

Лабораторный опыт №4 «Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

свойствах металлов и их важнейших соединений (оксидов и гидроксидов)

образцы металлов; модели кристаллических решеток, швейная иголка или булавка, натрий, литий, чашка Петри, фенолфталеин

самоконтроль

§18, упр. 11,12,13

29.

4.

Коррозия металлов Металлургия. Общие способы получения металлов Лабораторный опыт №5 «Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями)»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

обсудить и сравнить различные способы получения металлов из природного сырья

Коллекция «Минералы и горные породы»; таблицы «Пирометаллургические способы получения железа»


самоконтроль

§18, упр.21-27

30.

5.

Неметаллы. Окислительно - восстановительные свойства неметаллов

Лабораторный опыт №6 «Знакомство с неметаллами и их природными соединениями (работа с коллекцией)»

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

систематизировать и развить представления об особенностях строения и свойств атомов неметаллов, простых веществ - неметаллов

Таблицы «Взаимодействие неметаллов с металлами», «Состав высших кислородсодержащих кислот»

контроль

§19, упр.1-10

31.

6.

Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»

практическое занятие

репродуктивные, проблемные

парами

Решение экспериментальных задач на идентификацию металлов и неметаллов

оборудование для практической работы №2

контроль, самоконтроль

оформит отчет по практической работе

32.

7.

Генетические ряды и генетическая связь в неорганической химии

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые

охарактеризовать взаимосвязь между основными классами веществ в неорганической и органической химии, актуализируя понятия «генетический ряд», генетическая связь»; раскрыть единство органических и неорганических веществ, их взаимосвязь

спиртовка, спичка, держатель для пробирок, медная проволока, стакан с горячей водой, вода со льдом; медные пластины, оксид меди (II), цинк, соляная кислота, этиловый спирт, серная кислота, гидроксид натрия, бромная вода, уксусная кислота, раствор хлорида натрия

самоконтроль

§23, упр. 1-2

33.

8.

Практическая работа № 3. «Идентификация неорганических соединений»»

практическое занятие

репродуктивные, проблемные

парами

решение экспериментальных задач на определение неорганических соединений

оборудование для практической работы №3

контроль, самоконтроль

оформит отчет по практической работе

34.

9.

Обобщение по теме «Вещества и их
свойства»

урок проверки и оценки знаний

репродуктивные, частично-поисковые

индивидуальные

проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу




контроль