Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для X –XI классов общеобразователных учреждений и программы курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (2010г).
Изучение химии в 11-ом классе по авторской программе О.С. Габриеляна предполагает систематизацию, углубление и обобщение знаний по общей химии, неорганической и органической. Большое внимание в программе и учебнике (Вестник образования России №5 2010г) обращено на практические аспекты химии.
Изучение в 11-ом классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строение вещества и химическом процессе. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Планирование составлено в расчете на 1 часа в неделю, примерно 34 часа в год.
Программа: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2010. Учебник: Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: Дрофа, 2010. Методические пособия:
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.:Дрофа, 2006.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11»/О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2008.
Дроздов А.А. Поурочное планирование по химии. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 кл.» (М.: Дрофа) – М.: «Экзамен» 2006
Химия. 11 кл. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. «Химия. 11 кл.» /Сост. С.В. Бочарова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2008
В тематическое планирование включены следующие разделы, при изучении каждого проводятся лабораторные опыты: 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (3 часа);
2. Строение вещества (14 часов);
3. Химические реакции (8 часов);
4. Вещества и их свойства (9 часов); Практические работы следуют непосредственно после изучения и повторения темы. Поэтому служат средством закрепления умений, навыков и средством контроля их сформированности: Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов»;
Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»;
Практическая работа № 3. «Идентификация неорганических соединений». В тематическом плане предусмотрены 4 контрольные работы, которые соответствуют программе по химии для 11 класса О.С.Габриеляна. Они предназначены для проведения текущего и итогового контроля по основным темам курса: Контрольная работа №1 «Строение вещества»;
Контрольная работа №2 «Химические реакции»;
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен Знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и минералы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием;
приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
№
урока
п/п
| Кол-во
часов по теме
| Тема урока
| Тип учебного занятия
| Методы
| Формы
| Планируемые результаты
| Оборудование
| Вид контроля
| Домашнее задание
| ТЕМА 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева, 3 часа
| 1.
| 1.
| Атом - сложная частица. Состояние электронов в атоме
| урок изучения нового материала
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| повторить доказательства сложного строения атома, строение атомного ядра и характеристику элементарных частиц (протонов, нейтронов и электронов)
| таблицы, иллюстрирующие сложное строение атом
| контроль
| §1, упр.1-4
§2, упр. 2
| 2.
| 2.
| Электронные конфигурации атомов химических элементов
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| дать понятие электронной конфигурации атома; научить записывать электронные и электронно-графические формулы атомов химических элементов
| таблица «Электронные конфигурации атомов»
| самоконтроль
| §3,
упр. 1-7
| 3.
| 3.
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| повторить основные закономерности горизонтальной, вертикальной и диагональной зависимости свойств химических элементов и образуемых ими веществ в Периодической системе в свете теории строения атома
| различные формы и варианты Периодической таблицы
| самоконтроль
| §5,
упр. 1-7
| ТЕМА 2. Строение вещества, 14 часов
| 4..
| 1.
| Ионная химическая связь
| урок изучения нового материала
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии
| модели кристаллических решеток
| контроль
| §6
| 5.
| 2.
| Ковалентная связь
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии
| модели кристаллических решеток
| самоконтроль
| §6,
| 6.
| 3.
| Металлическая связь
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии
| модели кристаллических решеток
| самоконтроль
| §6,
| 7.
| 4.
| Теория химического строения соединений Бутлерова
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| знать геометрию молекул важнейших соединений и объяснять причины особенностей строения
| табл. «Гомологические ряды»
|
| §8, упр. 4-6
| 8.
| 5.
| Полимеры. Основные понятия химии ВМС
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| раскрыть универсальность понятия «полимер», его применимость и для неорганической химии; повторить важнейшие понятия химии высокомолекулярных соединений, классификацию органических и неорганических полимеров, их строение, свойства, получение и применение групп полимеров и важнейших их представителей
| коллекции минералов горных пород, пластмасс, каучуков и волокон и изделий из них; модели кристаллических решеток алмаза, графита, структур белка и ДНК, таблицы по структуре, строению и свойствам полимеров; сера и оборудование для получения пластической серы
| самоконтроль
| §9, упр. 1
| 9.
| 6.
| Пластмассы и волокна: их
представители и применение
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| самоконтроль
| §9, упр. 3-4
| 10.
| 7.
| Понятие о дисперсных системах
Лабораторный опыт №1 «Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей»
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| дать понятие о дисперсных системах, их классификациях; раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества; показать относительность деления растворов на истинные и коллоидные
| образцы препаратов бытовой химии: различные аэрозоли, мыло, порошки; гели косметические, медицинские, пищевые; вода, растительное масло; хлорид натрия, бензол, одеколон, спирт, минеральная вода
| самоконтроль
| §10,
упр. 1-2
| 11.
| 8.
| Газообразное состояние вещества. Особенности строения газов
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| три агрегатных состояния воды; особенности строения газов; молярный объем газообразных веществ
|
| самоконтроль
| записи в тетр.
| 12.
| 9.
| Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов»
| практическое занятие
| репродуктивные, проблемные
| парами
| на практике познакомиться со способами получения, собирания газов; возможности распознавании различных газов
| оборудование для практической работы №1
| контроль, самоконтроль
| оформит отчет по практической работе
| 13.
| 10.
| Вода. Потребление воды в быту и на производстве
| урок изучения нового материала
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| вода; потребление воды в быту и на производстве
|
| контроль
| записи в тетр
| 14.
| 11.
| Жесткость воды и
способы ее устранения. Минеральные воды
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| жесткость воды и способы ее устранения; минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях
| оборудование для определения и устранения жесткости воды; разновидности минеральной воды
| самоконтроль
| записи в тетр
| 15.
| 12.
| Решение задач с использованием понятия «Доля»
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| понятие «доля» и ее разновидности: массовая и объемная; доля выхода продукта реакции от теоретически возможного
|
| самоконтроль
| записи в тетр
| 16.
| 13.
| Подготовка к контрольной работе
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| обобщить и систематизировать знания
|
| контроль
| повторить записи
| 17.
| 14.
| Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества»
| урок проверки и оценки знаний
| репродуктивные, частично-поисковые
| индивидуальные
| проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу
|
| контроль
|
| ТЕМА 3. Химические реакции, 8 часов
| 18.
| 1.
| Классификация химических реакций
| урок изучения нового материала
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| обобщить представления о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких исходных веществ-реактивов в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества – продукты реакции; рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам
| растворы медного купороса, фенола, уксусной кислоты, карбоната и силиката натрия, фенолфталеина и лакмуса; бромная вода, соляная кислота; цинк, магний; фосфор красный; пробирки колба, нагревательный прибор, спички, вата
| контроль
| §11, упр. 1-4
| 19.
| 2.
| Скорость химических реакций
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| сформировать понятие «скорость химической реакции», вывести формулы для вычисления средней скорости гомогенных и гетерогенных реакций
| два железных гвоздя, два кусочка мрамора, формалин, кристаллические Pb(NO3)2 и KI,
растворы CuSO4, H2O2, гранула алюминия, кристаллы хлорида натрия, пробирки, чашки Петрии, сырой картофель, морковный сок, лучинка
| самоконтроль
| §13, упр. 1-5
| 20.
| 3.
| Обратимость химических реакций. Химическое равновесие
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| углубить и обобщить знания о состоянии химического равновесия; закрепить знания о способах смещения равновесия
| две пробирки с негустым свежеприготовленным крахмальным клейстером, раствор иода, спиртовка, держатель пробирок, стаканчик, конц. растворы FeCl3, KNCS, кристаллический хлорид калия
| самоконтроль
| §14, упр. 1-8
| 21.
| 4.
| Опорные понятия теории ОВР
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| обобщить знания об опорных понятиях теории ОВР
|
| самоконтроль
| записи
| 22.
| 5.
| Электролиз
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| рассмотреть электролиз как окислительно-восстановительный процесс; электролиз расплавов и растворов; практическое применение электролиза
|
| самоконтроль
| записи
| 23.
| 6.
| Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена
Лабораторный опыт №2 «Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов»
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| закрепить и углубить знания об основных понятиях теории электролитической диссоциации
|
| самоконтроль
| §15, упр. 8-11
| 24.
| 7.
| Гидролиз
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| на основе универсальности понятия «гидролиз» показать единство мира органических и неорганических веществ; ознакомить с сущностью гидролиза солей и научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей
| растворы HCl, HNO3, NaOH, Na2CO3, AlCl3, KNO3, FeCl3; кусочек CaC2; растворы индикаторов и наборы универсальной индикаторной бумаги
| самоконтроль
| §16. упр. 1-6
| 25.
| 8.
| Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции»
| урок проверки и оценки знаний
| репродуктивные, частично-поисковые
| индивидуальные
| проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу
|
| контроль
|
| ТЕМА 4. Вещества и их свойства, 9 часов
| 26.
| 1.
| Классификация веществ
| урок изучения нового материала
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| обобщить и систематизировать знания о классах неорганических веществ
| образцы металлов, неметаллов, основных оксидов, амфотерных оксидов, кислотных оксидов, щелочей, кислот; коллекции «Минералы и горные породы»
| контроль
| §17, упр. 1-4
| 27.
| 2.
| Металлы. Положение в Периодической таблице.
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| обобщить, систематизировать, развить знания о строении металлов,
| образцы металлов; модели кристаллических решеток, швейная иголка или булавка, натрий, литий, чашка Петри, фенолфталеин
| самоконтроль
| §18, упр. 1-10
| 28.
| 3.
| Химические и физические свойства
Лабораторный опыт №4 «Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей»
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| свойствах металлов и их важнейших соединений (оксидов и гидроксидов)
| образцы металлов; модели кристаллических решеток, швейная иголка или булавка, натрий, литий, чашка Петри, фенолфталеин
| самоконтроль
| §18, упр. 11,12,13
| 29.
| 4.
| Коррозия металлов Металлургия. Общие способы получения металлов Лабораторный опыт №5 «Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями)»
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| обсудить и сравнить различные способы получения металлов из природного сырья
| Коллекция «Минералы и горные породы»; таблицы «Пирометаллургические способы получения железа»
| самоконтроль
| §18, упр.21-27
| 30.
| 5.
| Неметаллы. Окислительно - восстановительные свойства неметаллов
Лабораторный опыт №6 «Знакомство с неметаллами и их природными соединениями (работа с коллекцией)»
| урок изучения нового материала
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| систематизировать и развить представления об особенностях строения и свойств атомов неметаллов, простых веществ - неметаллов
| Таблицы «Взаимодействие неметаллов с металлами», «Состав высших кислородсодержащих кислот»
| контроль
| §19, упр.1-10
| 31.
| 6.
| Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»
| практическое занятие
| репродуктивные, проблемные
| парами
| Решение экспериментальных задач на идентификацию металлов и неметаллов
| оборудование для практической работы №2
| контроль, самоконтроль
| оформит отчет по практической работе
| 32.
| 7.
| Генетические ряды и генетическая связь в неорганической химии
| комбинированный
| словесно-наглядные, репродуктивные
| групповые
| охарактеризовать взаимосвязь между основными классами веществ в неорганической и органической химии, актуализируя понятия «генетический ряд», генетическая связь»; раскрыть единство органических и неорганических веществ, их взаимосвязь
| спиртовка, спичка, держатель для пробирок, медная проволока, стакан с горячей водой, вода со льдом; медные пластины, оксид меди (II), цинк, соляная кислота, этиловый спирт, серная кислота, гидроксид натрия, бромная вода, уксусная кислота, раствор хлорида натрия
| самоконтроль
| §23, упр. 1-2
| 33.
| 8.
| Практическая работа № 3. «Идентификация неорганических соединений»»
| практическое занятие
| репродуктивные, проблемные
| парами
| решение экспериментальных задач на определение неорганических соединений
| оборудование для практической работы №3
| контроль, самоконтроль
| оформит отчет по практической работе
| 34.
| 9.
| Обобщение по теме «Вещества и их свойства»
| урок проверки и оценки знаний
| репродуктивные, частично-поисковые
| индивидуальные
| проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу
|
| контроль
|
| |