| 
 Пояснительная записка
 Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для X –XI классов общеобразователных учреждений и программы курса химии для 11 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (2010г).
 
 Изучение химии в 11-ом классе по авторской программе О.С. Габриеляна предполагает систематизацию, углубление и обобщение знаний по общей химии, неорганической и органической. Большое внимание в программе и учебнике (Вестник образования России №5 2010г) обращено на практические аспекты химии.
 
 Изучение в 11-ом классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
 
 Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строение вещества и химическом процессе. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
 
 Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
 
 Планирование составлено в расчете на 1 часа в неделю, примерно 34 часа в год.
 
 Программа:
 Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2010.
 Учебник:
 Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: Дрофа, 2010.
 Методические пособия:
 
 
  Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.:Дрофа, 2006.
 
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2008.
 
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
 
Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11»/О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2008.
 
Дроздов А.А. Поурочное планирование по химии. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 кл.» (М.: Дрофа) – М.: «Экзамен» 2006
 
Химия. 11 кл. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. «Химия. 11 кл.» /Сост. С.В. Бочарова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2008
 
 
 В тематическое планирование включены следующие разделы, при изучении каждого проводятся лабораторные опыты:
 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (3 часа);
 
 2. Строение вещества (14 часов);
 
 3. Химические реакции (8 часов);
 
 4. Вещества и их свойства (9 часов);
 Практические работы следуют непосредственно после изучения и повторения темы. Поэтому служат средством закрепления умений, навыков и средством контроля их сформированности:
 Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов»;
 
 Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»;
 
 Практическая работа № 3. «Идентификация неорганических соединений».
 В тематическом плане предусмотрены 4 контрольные работы, которые соответствуют программе по химии для 11 класса О.С.Габриеляна. Они предназначены для проведения текущего и итогового контроля по основным темам курса:
 Контрольная работа №1 «Строение вещества»;
 
 Контрольная работа №2 «Химические реакции»;
 
 Требования к уровню подготовки выпускников
 
 В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
 Знать/понимать
 
  важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
 
основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;
 
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
 
важнейшие вещества и минералы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
 
 
 уметь
 
  называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
 
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
 
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
 
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
 
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
 
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
 
 
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 
  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
 
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
 
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
 
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
 
безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием;
 
приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
 
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
 
 
 
             | №
 
 урока
 
 п/п
 
 | Кол-во
 
 часов по теме
 
 | Тема урока
 
 | Тип учебного занятия
 
 | Методы
 
 | Формы
 
 | Планируемые результаты
 
 | Оборудование
 
 | Вид контроля
 
 | Домашнее задание
 
 |   | ТЕМА 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева, 3 часа
 
 |   | 1.
 
 | 1.
 
 | Атом - сложная частица. Состояние электронов в атоме
 
 | урок изучения нового материала
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | повторить доказательства сложного строения атома, строение атомного ядра и характеристику элементарных частиц (протонов, нейтронов и электронов)
 
 | таблицы, иллюстрирующие сложное строение атом
 
 | контроль
 
 | §1, упр.1-4
 
 §2, упр. 2
 
 |   | 2.
 
 | 2.
 
 | Электронные
 конфигурации атомов
 химических элементов
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | дать понятие электронной конфигурации атома; научить записывать электронные и электронно-графические формулы атомов химических элементов
 
 | таблица «Электронные конфигурации атомов»
 
 | самоконтроль
 
 | §3,
 
 упр. 1-7
 
 |   | 3.
 
 | 3.
 
 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | повторить основные закономерности горизонтальной, вертикальной и диагональной зависимости свойств химических элементов и образуемых ими веществ в Периодической системе в свете теории строения атома
 
 | различные формы и варианты Периодической таблицы
 
 | самоконтроль
 
 | §5,
 
 упр. 1-7
 
 |   | ТЕМА 2. Строение вещества, 14 часов
 
 |   | 4..
 
 | 1.
 
 | Ионная химическая связь
 
 | урок изучения нового материала
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии
 
 | модели кристаллических решеток
 
 | контроль
 
 | §6
 
 |   | 5.
 
 | 2.
 
 | Ковалентная связь
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии
 
 | модели кристаллических решеток
 
 | самоконтроль
 
 | §6,
 
 |   | 6.
 
 | 3.
 
 | Металлическая связь
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | обобщить знания о химических связях и их классификации как о важнейшем универсальном понятии теоретической химии
 
 | модели кристаллических решеток
 
 | самоконтроль
 
 | §6,
 
 |   | 7.
 
 | 4.
 
 | Теория химического строения соединений Бутлерова
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | знать геометрию молекул важнейших соединений и объяснять причины особенностей строения
 
 | табл. «Гомологические ряды»
 
 | 
 
 
 | §8, упр. 4-6
 
 |   | 8.
 
 | 5.
 
 | Полимеры. Основные понятия химии ВМС
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | раскрыть универсальность понятия «полимер», его применимость и для неорганической химии; повторить важнейшие понятия химии высокомолекулярных соединений, классификацию органических и неорганических полимеров, их строение, свойства, получение и применение групп полимеров и важнейших их представителей
 
 | коллекции минералов горных пород, пластмасс, каучуков и волокон и изделий из них; модели кристаллических решеток алмаза, графита, структур белка и ДНК, таблицы по структуре, строению и свойствам полимеров; сера и оборудование для получения пластической серы
 
 | самоконтроль
 
 | §9, упр. 1
 
 |   | 9.
 
 | 6.
 
 | Пластмассы и волокна: их
 
 представители и применение
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | самоконтроль
 
 | §9, упр. 3-4
 
 |   | 10.
 
 | 7.
 
 | Понятие о дисперсных системах
 
 Лабораторный опыт №1 «Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей»
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | дать понятие о дисперсных системах, их классификациях; раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества; показать относительность деления растворов на истинные и коллоидные
 
 | образцы препаратов бытовой химии: различные аэрозоли, мыло, порошки; гели косметические, медицинские, пищевые; вода, растительное масло; хлорид натрия, бензол, одеколон, спирт, минеральная вода
 
 | самоконтроль
 
 | §10,
 
 упр. 1-2
 
 |   | 11.
 
 | 8.
 
 | Газообразное состояние вещества. Особенности строения газов
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | три агрегатных состояния воды; особенности строения газов; молярный объем газообразных веществ
 
 | 
 
 
 | самоконтроль
 
 | записи в тетр.
 
 |   | 12.
 
 | 9.
 
 | Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов»
 
 | практическое занятие
 
 | репродуктивные, проблемные
 
 | парами
 
 | на практике познакомиться со способами получения, собирания газов; возможности распознавании различных газов
 
 | оборудование для практической работы №1
 
 | контроль, самоконтроль
 
 | оформит отчет по практической работе
 
 |   | 13.
 
 | 10.
 
 | Вода. Потребление воды в быту и на
 производстве
 
 | урок изучения нового материала
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | вода; потребление воды в быту и на производстве
 
 | 
 
 
 | контроль
 
 | записи в тетр
 
 |   | 14.
 
 | 11.
 
 | Жесткость воды и
 
 способы ее устранения. Минеральные воды
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | жесткость воды и способы ее устранения; минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях
 
 | оборудование для определения и устранения жесткости воды; разновидности минеральной воды
 
 | самоконтроль
 
 | записи в тетр
 
 |   | 15.
 
 | 12.
 
 | Решение задач с использованием понятия «Доля»
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | понятие «доля» и ее разновидности: массовая и объемная; доля выхода продукта реакции от теоретически возможного
 
 | 
 
 
 | самоконтроль
 
 | записи в тетр
 
 |   | 16.
 
 | 13.
 
 | Подготовка к контрольной работе
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | обобщить и систематизировать знания
 
 | 
 
 
 | контроль
 
 | повторить записи
 
 |   | 17.
 
 | 14.
 
 | Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества»
 
 | урок проверки и оценки знаний
 
 | репродуктивные, частично-поисковые
 
 | индивидуальные
 
 | проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу
 
 | 
 
 
 | контроль
 
 | 
 
 
 |   | ТЕМА 3. Химические реакции, 8 часов
 
 |   | 18.
 
 | 1.
 
 | Классификация химических реакций
 
 | урок изучения нового материала
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | обобщить представления о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких исходных веществ-реактивов в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества – продукты реакции; рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам
 
 | растворы медного купороса, фенола, уксусной кислоты, карбоната и силиката натрия, фенолфталеина и лакмуса; бромная вода, соляная кислота; цинк, магний; фосфор красный; пробирки колба, нагревательный прибор, спички, вата
 
 | контроль
 
 | §11, упр. 1-4
 
 |   | 19.
 
 | 2.
 
 | Скорость химических реакций
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | сформировать понятие «скорость химической реакции», вывести формулы для вычисления средней скорости гомогенных и гетерогенных реакций
 
 | два железных гвоздя, два кусочка мрамора, формалин, кристаллические Pb(NO3)2 и KI,
 
 растворы CuSO4, H2O2, гранула алюминия, кристаллы хлорида натрия, пробирки, чашки Петрии, сырой картофель, морковный сок, лучинка
 
 | самоконтроль
 
 | §13, упр. 1-5
 
 |   | 20.
 
 | 3.
 
 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | углубить и обобщить знания о состоянии химического равновесия; закрепить знания о способах смещения равновесия
 
 | две пробирки с негустым свежеприготовленным крахмальным клейстером, раствор иода, спиртовка, держатель пробирок, стаканчик, конц. растворы FeCl3, KNCS, кристаллический хлорид калия
 
 | самоконтроль
 
 | §14, упр. 1-8
 
 |   | 21.
 
 | 4.
 
 | Опорные понятия
 теории ОВР
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | обобщить знания об опорных понятиях теории ОВР
 
 | 
 
 
 | самоконтроль
 
 | записи
 
 |   | 22.
 
 | 5.
 
 | Электролиз
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | рассмотреть электролиз как окислительно-восстановительный процесс; электролиз расплавов и растворов; практическое применение электролиза
 
 | 
 
 
 | самоконтроль
 
 | записи
 
 |   | 23.
 
 | 6.
 
 | Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена
 
 Лабораторный опыт №2 «Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов»
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | закрепить и углубить знания об основных понятиях теории электролитической диссоциации
 
 | 
 
 
 | самоконтроль
 
 | §15, упр. 8-11
 
 |   | 24.
 
 | 7.
 
 | Гидролиз
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | на основе универсальности понятия «гидролиз» показать единство мира органических и неорганических веществ; ознакомить с сущностью гидролиза солей и научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей
 
 | растворы HCl, HNO3, NaOH, Na2CO3, AlCl3, KNO3, FeCl3; кусочек CaC2; растворы индикаторов и наборы универсальной индикаторной бумаги
 
 | самоконтроль
 
 | §16. упр. 1-6
 
 |   | 25.
 
 | 8.
 
 | Контрольная работа № 2 по теме «Химические реакции»
 
 | урок проверки и оценки знаний
 
 | репродуктивные, частично-поисковые
 
 | индивидуальные
 
 | проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу
 
 | 
 
 
 | контроль
 
 | 
 
 
 |   | ТЕМА 4. Вещества и их свойства, 9 часов
 
 |   | 26.
 
 | 1.
 
 | Классификация веществ
 
 | урок изучения нового материала
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | обобщить и систематизировать знания о классах неорганических веществ
 
 | образцы металлов, неметаллов, основных оксидов, амфотерных оксидов, кислотных оксидов, щелочей, кислот; коллекции «Минералы и горные породы»
 
 | контроль
 
 | §17, упр. 1-4
 
 |   | 27.
 
 | 2.
 
 | Металлы. Положение в Периодической таблице.
 
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | обобщить, систематизировать, развить знания о строении металлов,
 
 | образцы металлов; модели кристаллических решеток, швейная иголка или булавка, натрий, литий, чашка Петри, фенолфталеин
 
 | самоконтроль
 
 | §18, упр. 1-10
 
 |   | 28.
 
 | 3.
 
 | Химические и физические свойства
 
 Лабораторный опыт №4 «Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей»
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | свойствах металлов и их важнейших соединений (оксидов и гидроксидов)
 
 | образцы металлов; модели кристаллических решеток, швейная иголка или булавка, натрий, литий, чашка Петри, фенолфталеин
 
 | самоконтроль
 
 | §18, упр. 11,12,13
 
 |   | 29.
 
 | 4.
 
 | Коррозия металлов Металлургия. Общие способы получения металлов Лабораторный опыт №5 «Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями)»
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | обсудить и сравнить различные способы получения металлов из природного сырья
 
 | Коллекция «Минералы и горные породы»; таблицы «Пирометаллургические способы получения железа»
 
 
 | самоконтроль
 
 | §18, упр.21-27
 
 |   | 30.
 
 | 5.
 
 | Неметаллы. Окислительно - восстановительные свойства неметаллов
 
 Лабораторный опыт №6 «Знакомство с неметаллами и их природными соединениями (работа с коллекцией)»
 
 | урок изучения нового материала
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | систематизировать и развить представления об особенностях строения и свойств атомов неметаллов, простых веществ - неметаллов
 
 | Таблицы «Взаимодействие неметаллов с металлами», «Состав высших кислородсодержащих кислот»
 
 | контроль
 
 | §19, упр.1-10
 
 |   | 31.
 
 | 6.
 
 | Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»
 
 | практическое занятие
 
 | репродуктивные, проблемные
 
 | парами
 
 | Решение экспериментальных задач на идентификацию металлов и неметаллов
 
 | оборудование для практической работы №2
 
 | контроль, самоконтроль
 
 | оформит отчет по практической работе
 
 |   | 32.
 
 | 7.
 
 | Генетические ряды и генетическая связь в неорганической химии
 
 | комбинированный
 
 | словесно-наглядные, репродуктивные
 
 | групповые
 
 | охарактеризовать взаимосвязь между основными классами веществ в неорганической и органической химии, актуализируя понятия «генетический ряд», генетическая связь»; раскрыть единство органических и неорганических веществ, их взаимосвязь
 
 | спиртовка, спичка, держатель для пробирок, медная проволока, стакан с горячей водой, вода со льдом; медные пластины, оксид меди (II), цинк, соляная кислота, этиловый спирт, серная кислота, гидроксид натрия, бромная вода, уксусная кислота, раствор хлорида натрия
 
 | самоконтроль
 
 | §23, упр. 1-2
 
 |   | 33.
 
 | 8.
 
 | Практическая работа № 3. «Идентификация неорганических соединений»»
 
 | практическое занятие
 
 | репродуктивные, проблемные
 
 | парами
 
 | решение экспериментальных задач на определение неорганических соединений
 
 | оборудование для практической работы №3
 
 | контроль, самоконтроль
 
 | оформит отчет по практической работе
 
 |   | 34.
 
 | 9.
 
 | Обобщение по теме «Вещества и их
 свойства»
 
 | урок проверки и оценки знаний
 
 | репродуктивные, частично-поисковые
 
 | индивидуальные
 
 | проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу
 
 | 
 
 
 | контроль
 
 | 
 
 
 |  |